Вид (είδος, species, Art, espèce) -- в логике видом называется понятие, подчиненное более общему -- роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями. В этом смысле вид не имеет постоянного содержания, а есть лишь условное обозначение известной относительной степени отвлечения. Одно и то же понятие может быть и не быть видом, смотря по тому, что принимается за крайний термин общности в данном случае. Так, в ряду понятий: животное, человек, Цицерон -- среднее понятие "человек" есть вид, но в другом ряду: человек, римлянин, Цицерон -- "человек" есть уже род, а значение вида принадлежит другому среднему понятию -- "римлянин". Но со времени Платона и Аристотеля мы находим в философии стремление фиксировать понятие вида и придать ему метафизическое или онтологическое значение. Несмотря на резкую полемику Аристотеля против Платонова учения об идеях, и для него, как для Платона, είδος есть истинная сущность всякой вещи: "видом", говорит он, "называю то в каждом, что оно (собственно) есть и первую сущность" (είδος δέ λέγο τό τί ήν είναι έκάστου καί τν πρώην ούσίαν). Другими словами, это есть не сводимая ни на что другое особенность, делающая вещь тем, чем она есть. Трудность отграничить определенным образом эти существенные виды от общих родовых понятий, с одной стороны, и от конкретного индивидуального бытия, с другой, остается у Аристотеля та же самая, как и в Платоновом учении об идеях (см. Идеи и Платон). Особенное развитие получило понятие вида в средневековой схоластике в связи с учением о материи и форме. Форма, как начало актуальное и определяющее, соединяясь с потенциальным и неопределенным бытием материи, сообщает ей вид и производит действительное многообразие вещей. "Вещи, -- говорит св. Фома Аквинский, -- различны через то, что имеют различные формы, от которых получают вид" (Res autem per hoc diversae sunt, quod formas habent diversas, a quibus speciem sortiuntur).
В теории познания у схоластиков-томистов особое значение имеет термин: вид умопостигаемый (species intelligibilis). Так называется познавательная форма во всякой вещи, или то в ней, что сродно или подобно уму, а потому и может им отвлекаться от чувственного восприятия и соединяться в один акт с его собственной внутренней формой, в чем, собственно, и состоит познавательная деятельность. Так, напр., геометрическая форма круга есть species intelligibilis круглых предметов, и через нее они познаются умом.
Видами в специально-богословском смысле называются хлеб и вино по превращении их в тело и кровь Христовы (см. Евхаристия).
Вл. С.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, томVI (1892): Венцано -- Винона, с. 240.