Соловьев Владимир Сергеевич
Эпиграммы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Своевременное воспоминание
    "Каюсь, древняя ослица..."
    Гимн ("Содома князь и гражданин Гоморры...")
    "Некогда некто изрек: "Сапоги суть выше Шекспира"..."
    "Затеплю я свою лампаду..."


Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в.

   

В. С. Соловьев

   

1788. СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

             Израиля ведя стезей чудесной,
             Господь зараз два чуда сотворил:
             Отверз уста ослице бессловесной
             И говорить пророку запретил.
             Далекое грядущее таилось
             В сих чудесах первоначальных дней,
             И ныне казнь Моаба совершилась,
             Увы! над бедной родиной моей.
             Гонима, Русь, ты беспощадным роком,
             Хотя за грех иной, чем Билеам,
             Заграждены уста твоим пророкам,
             И слово вольное дано твоим ослам.
   
             1887
   

1789--1790. <НА В. П. МЕЩЕРСКОГО>

1

   
             Каюсь, древняя ослица,
             Я тебя обидел дерзко,
             Ведь меж нашими ослами
             Говорит и князь Мещерский.
   
             Говорит такие речи,
             Что, услышав их, от срама
             Покраснела бы в Шеоле
             Тень ослицы Билеама.
   
             <1887>
   

2. ГИМН

             Содома князь и гражданин Гоморры
             Идет на Русь с "газетою большой".
             О боже! суд свой праведный и скорый
             Яви, как встарь, над гнусностью такой.
   
             Август 1887
   

1794. "Некогда некто изрек: "Сапоги суть выше Шекспира"..."

             Некогда некто изрек: "Сапоги суть выше Шекспира".
             Дабы по слову сему превзойти британца, сапожным
             Лев Толстой мастерством занялся и славы достигнул.
             Льзя ли дальше идти, россияне, в искании славы?
             Вящую Репин стяжал, когда "Сапоги как такие
             Выше Шекспира, -- он рек, -- сапоги, уснащенные ваксой,
             Выше Толстого". И вот, сосуд с блестящим составом
             Взявши, Толстого сапог он начал чистить усердно.
   
             <1897>
   

Приписываемое

1796. <НА В. В. РОЗАНОВА>

                             Затеплю я свою лампаду
                             И духом в горних воспарю:
                             Я не убью, я не украду,
                             Я не прелюбы сотворю...
                            ..............................
                            ..............................
                             И, в сонме кротких светлых духов,
                             Я помолюсь за свой народ,
                             За растворение воздухов
             И за свя-тей-ший пра-ви-тель-ствую-щий Сино-о-о-од!
   
             1890-е годы
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Владимир Сергеевич Соловьев -- философ-идеалист, поэт, переводчик, публицист и критик. В своих сатирических стих, крайне резко отзывался об Александре III и некоторых высокопоставленных лицах. При жизни Соловьева ходило по рукам его стих. "Эфиопы и бревно", содержавшее недвусмысленную аллегорию: под бревном, которому поклонялись эфиопы, подразумевался Александр III (см.: Н. Лернер, Стихи об Александре III Вл. Соловьева. -- "Звенья", т. 6, 1936, с. 804--806). Подробнее о Соловьеве см.: З. Г. Минц, Владимир Соловьев -- поэт. -- В кн.: Владимир Соловьев, Стих. и шуточные пьесы, БП, 1974, с. 5--56.
   1788. "Россия", 1900, 23 апреля. Печ. по кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 5, СПб., 1913, с. 397. По мнению 3. Г. Минц, эп-ма, вероятно, вызвана гонениями на Л. Н. Толстого со стороны православного духовенства. (См.: Владимир Соловьев, Стих, и шуточные пьесы, БП, 1974, с. 313--314). Израиль -- здесь: еврейский народ. По Библии, бог наслал на землю Моаб за грехи ее жителей тяжкую кару, когда же царь Моаба попросил пророка Билеама (Валаама) проклясть врагов его земли, бог "отворил уста" ослице Валаама и "затворил уста" самому пророку; вместо проклятия враги получили благословение.
   1789--1790. 1 -- В. С. Соловьев, Письма, т. 4, Пб., 1923, с. 180, в недатированном письме к Е. М. Феоктистову. Древняя ослица -- см. примеч. 1788. Мещерский В. П . -- см. примеч. 1651. Шеол -- ад. Билеам -- см. примеч. 1788. 2 -- М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 5, СПб., 1913, с. 338. Печ. по кн.: Владимир Соловьев, Стих., изд. 6, М., 1915, с. 275. Посылая "Гимн" в письме к Стасюлевичу от 17 сентября 1887 г., Соловьев иронизировал: "Это "крик сердца", вырванный у меня нашим "единственным" публицистом. Единственный публицист, за смертью Каткова, есть, конечно, кн. Мещерский. Он хотя и безграмотен, но зато в качестве содомиста высоко держит знамя религии и морали. Прежде ему, по его профессии, приходилось более всего обращать внимание на задние статьи, но теперь он вдруг публикует, что в своей новой "большой газете" он будет обращать особое внимание на передовые статьи. Можно ли поверить такой резкой перемене направления? Но не есть ли это майка для более удобного пропагандирования содомской идеи на основе православия, самодержавия и народности? Так я это понял и из глубины души воскликнул" (далее текст эп-мы). После "Гимна" имелась приписка с цитатой начальных строк эп-мы А. С. Пушкина на Бороздну: "Если к этому четверостишию присоединить старинное:
   
             Накажи, святой угодник,
             Капитана Бороздну
   
   и т. д., то это, мне кажется, будет достаточным ответом на притязательное выступление этого "строго консервативного" писателя" (М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 5, с. 337--338).
   1794. В. Соловьев, Стих., изд. 6, М., 1915, с. 284. Сообщено устно С. М. Соловьевым писателю А. А. Луговому (Тихонову). В виде редкого исключения эп-ма имеет два пуанта. "Сапоги суть выше Шекспира". Д. И. Писарев в статье "Реалисты" (1864) утверждал, что герой романа Чернышевского "Что делать?" Рахметов "может обходиться без того, что называется личным счастьем: ему нет надобности освежать свои силы любовью женщины, или хорошею музыкою, или смотрением шекспировской драмы..." (Д. И. Писарев, Соч., т. 3, М., 1956, с. 11). Полемизируя с Писаревым, Ф. М. Достоевский в памфлете "Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах" (1864) писал, что редакция С требовала от писателя исходить из аксиомы: "...сапоги во всяком случае лучше Пушкина, потому что без Пушкина очень можно обойтись, а без сапогов никак нельзя обойтись, а следственно, Пушкин -- роскошь и вздор... Вздор и роскошь даже сам Шекспир, потому что у этого даже ведьмы являются, а ведьмы -- уже последняя степень ретроградства" (Ф. М. Достоевский, Собр. соч., т. 13, Л., 1930, с. 328). С легкой руки Достоевского формула эта быстро вошла в полемический обиход (подробнее об этом см.: К. Ровда, К истории одной полемики. -- РЛ, 1964, No 4, с. 181--185; здесь эп-ма Соловьева по явному недоразумению датирована 1915 г.). Дабы по слову ... и славы достигнул. Помимо осмеяния отрицательного мнения Л. Н. Толстого о Шекспире, здесь выражено ироническое отношение Соловьева к попыткам писателя заниматься ремеслом. Вящую Репин стяжал ... он начал чистить усердно. Репин высоко ценил Шекспира, поэтому вся вторая часть эп-мы может быть понята лишь в общем плане иронического отношения Соловьева к эстетике Л. Толстого и Репина.
   1796. А. Амфитеатров, Лит. альбом, СПб., 1904, с. 261. Ст. 5--6 неизвестны. Записана публикатором со слов В. С. Соловьева. "После меня уверяли, что эпиграмма эта С. Н. Трубецкого и что она написана на другое лицо. Я помню, что В. С. Соловьев говорил мне о ней как о своей, но может быть, память мне изменила, хотя это редко со мной случается. Относительно же Розанова положительно утверждаю, что Соловьев рекомендовал эпиграмму, как направленную против него" (там же, с. 262). Розанов Василий Васильевич (1856--1919) -- писатель, критик, публицист, философ. Я не убью и т. д. Три библейские заповеди (Библия, кн. "Исход", XX, 13--15). И за свя-тей-ший и т. д. Кощунственный характер этих строк, по замыслу автора, -- в упоминании в молитвенном славословии высшего церковного органа -- Синода, созданного светской властью (при Петре I).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru