Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2002
2 апреля 1880 г.
<...> К семи часам был на Николаевском вокзале; взял билет второго класса. -- Дорогой -- кондуктор: "Не вас ли спрашивает один господин, в первом классе, худой, бледный"; я отделался незнайством; но господин, наконец, при одной остановке сам подошел ко мне: "Мне нужно видеться с епископом Николаем, не доставите ли мне случай?" -- "С кем имею честь?" -- "Владимир Соловьев", -- а его карточку я сегодня же нашел у себя на столе; я очень обрадовался знакомству. Он едет в Москву на полугодовое поминание своего отца -- историка Соловьева, имеющее быть, послезавтра, 4 апреля, и потом возвращается в Петербург, где в следующее воскресенье, 6 апреля, у него диспут на доктора философии, защита диссертации -- "Критика отвлеченных начал". Ему о чем-то нужно поговорить со мною, что и условились сделать в Москве. Путь до Москвы был покойный и благополучный.
3 апреля 1880 г.
<...> Вернувшись, застал у преосвященного Алексея философа Владимира Сергеевича Соловьева и профессора Павлова. -- Первый спустился со мною ко мне, чтобы интимно поговорить, и удивил меня, сказав, что хочет постричься в монахи, и на первые годы просится пожить в миссии, -- будет полезен в это время преподаванием в семинарии. -- Я прямо стал отсоветовать ему монашество на том основании, что и для Церкви полезней, если он, стоя вне духовенства, будет писать в пользу Церкви. -- Побуждением к монашеству он выставляет "слабость характера своего" -- тем более ему нельзя быть монахом. -- Вообще эта личность весьма яркая и поражающая, -- смотрит истинным философом, довольно мрачным, ему всего двадцать семь лет. -- Он поспешил кончить разговор, потому что пришел отец Гавриил Сретенский...
29 декабря 1886 г.
<...> В России штундисты {Штундисты -- сектантское течение, возникшее среди русских и украинских крестьян в 50--60 гг. XIX в. под влиянием протестантов, в конце 70-х -- начале 80-х годов слились с баптистами.}, граф Толстой -- протестант самого низшего пошиба, Владимир Соловьев, некогда просившийся сюда в число миссионеров.
3 января 1889 г.
<...>Попался еще им [католикам] этот Владимир Соловьев -- несчастнейший ренегат; жуют и смакуют его и тычут эту жвачку вот уже больше года!
2 февраля 1889 г.
<...> Что за мерзкое сочинение Соловьева "L'idée russe" {"L'idée russe" (фр.) -- "Русская идея" (1888 г.).}. Такую наглую и бессовестную ругань на Россию изрыгает русский! -- Католики здесь как рады!
ПРИМЕЧАНИЯ
Отрывки из дневника архиепископа Николая печатаются по: Накамура Кэнноске. Владимир Соловьев и Николай Японский // Вопросы литературы. М., 2000. No 6. С. 370--372. Рукопись дневника хранится в ЦГИА (Ф. 834. Оп. 4). С 1979 г. группа японских филологов-русистов занимается изучением, изданием и переводом дневника святителя. Полный текст дневников готовится к публикации по-русски в Японии.
Архиепископ Николай (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836--1912) -- основатель Православной Церкви в Японии, миссионер, в 1970 г. причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равноапостольного. Встречался с Ф. М. Достоевским и Вл. С. Соловьевым, деятельность которого полезной не находил. Особенную неприязнь святителя Николая вызывали теократические планы Вл. Соловьева, связанные с его католическими симпатиями.