Соловьев (Василий Николаевич, 1870--1900) -- провинциальный журналист; образование получил в Петровско-Разумовской академии; был секретарем редакции "Волжского Вестника". В этой газете С. писал очень много (фельетоны, критика и статьи по различным общественным вопросам и искусству, большей частью под псевдонимами), а в последние годы принимал участие в ее редактировании.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXXa (1900): Слюз -- София Палеолог, с. 785
II.
СОЛОВЬЁВ Василий Николаевич [1(13).4.1870, г. Ардатов Симбирской губ. -- 13(26).3.1900, Казань], журналист, очеркист, прозаик. Рано остался сиротой. Детство провел в имении приемных родителей на берегу Волги, в 40 верстах от Казани. В 10 лет поступил в Казан. реальное уч-ще (окончил в 1888). В ученич. годы увлекался лит-рой и естествознанием, коллекционировал бабочек; в 1883--84 вместе с П. П. Перцовым издавал рукоп. газ. "Ежедневный листок" и "Летний вест.", в 1886--88 -- ж. "Слово", в к-ром поместил ст. об Антоше Чехонте, где предсказал будущую славу А. П. Чехова (в шутку называл себя "чехистом"). В кон. 1880-х гг. напечатал в столичных изданиях неск. переводов (выявить не удалось); по-видимому, это и было его первым выступлением впечати.
В 1888--92 учился в Москве в Петровской земледельч. и лесной акад. (с 1890 -- Петровская сел.-хоз. акад.). По окончании вернулся в Казань, где поступил на службу чиновником особых поручений в казан, казенную палату; параллельно преподавал естеств. историю, лит-ру и педагогику в жен. частной школе Л. П. Шумновой. Вел рубрику "Отголоски печати" в газ. "Волж. вест.", часто выполняя черновую, компиляторскую работу: составлял обзоры прессы и библиографию. В 1895 получил должность податного инспектора казенной палаты, но неожиданно для многих оставил ее и осенью того же года стал секр. ред. "Волж. вест.", отвечал за рубрику "Из заметок читателя". В 1890-е гг. помещал корреспонденции в газ. "Рус. вед.", "С.-Петерб. вед.", печатался в газ. "Казан. телеграф". Определить авторство С. в большинстве случаев невозможно: его заметки помещались либо без подписи, либо под разными псевдонимами (Масанов указывает лишь два из них -- криптонимы В. Н., В. Н.С.).
Наряду с журналистской работой С. занимался переводами ("Путешествие в Италию" И. Тэна, "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше -- не выявл.), писал прозу и стихи. Впервые рассказы С. ("Слезы одиночества", "Мадонна") под его наст. именем появились в "Лит. сб-ке "Волж. вестника"" (Каз., 1898); С. был инициатором этого издания, участвовать в к-ром он пригласил П. В. Засодимского, H. H. Златовратского, Н. К. Михайловского, из представителей более молодого поколения -- И. С. Рукавишникова и Д. П. Шестакова.
В 1898 совершил поездку в Крым, результатом чего стали путевые очерки "По русской Ривьере. Отрывки из записной книжки" (Каз., 1898). Летом 1899 С. и Перцов задумали путешествие на Бл. Восток, в Египет и Грецию, но эпидемия чумы в Александрии заставила их изменить маршрут, они посетили только Константинополь и Грецию. Перцов по итогам поездки создал цикл очерков "Царьград и Афины", вошедший в его "Первый сборник" (СПб., 1902); впечатления С. от путешествия составили кн. "В Стамбул и Элладу" (Каз., 1899).
Основная тема обеих книг С. -- красота природы и памятников иск-ва и их нераздельной слитности. Его заметки -- скорее эссе, нежели путеводители или ис-кусствоведч. исследования. Отсюда свободный стиль, лиризм, обилие отступлений и др. приметы жанра.
Последним произв. С., по-видимому, стала критич. статья о С. Н. Терпигореве "Эпопея оскудения" (Кн. "Недели", 1900, No 4), в к-рой он дал социально-ист. анализ творчества писателя.
В янв. 1900 С. стал ред. "Волж. вест.", однако в том же месяце простудился и сильно заболел. Операция на шее (разрез нарыва) оказалась неудачной, он умер. На похоронах Шестаков прочитал посв. С. стих. "У могилы твоей, под печальным крестом...".
Только после смерти С. появились осн. изд. его произв. В 1900 вышел еще один "Лит. сб-к "Волж. вестника"" (Каз.), где были опубл. рассказы С. "Мышонок", "Крылья", "Скверная история" и цикл из шести стих. "В пути (Из одной поездки)", представляющий собой поэтич. дневник путешествия "в Стамбул и Элладу".
Поэзия С. в целом следует традициям А. Н. Майкова -- и тематически (пейзажная и антологич. лирика), и стилистически. Наряду с ямбом С. использует гекзаметр, наряду с рифмованным стихом -- белый. В отд. строчках можно различить отзвуки влияния "новых течений".
В 1901 Перцов издал "Посмертный сборник" С. (СПб.), снабдив его биогр. справкой об авторе. В сб-к вошли обе книги путевых очерков, три стих, из цикла "В пути" и 18 рассказов, написанных в период с 1896 по 1900: легенды и сказки, бытовые сценки, новеллы. Реалистич. зарисовки из провинц. жизни (жанр, к-рому С. отдавал предпочтение в самые последние годы; среди персонажей -- студенты, гимназисты, репортеры, актеры) во многом близки творчеству В. М. Гар-шипа. Исключение составляют две лирич. миниатюры "Мышонок" и "Тюльпан", лишенные характерной для прозы С. нравоучительности и отличающиеся стремлением к тонкой передаче едва уловимых движений человеч. души. Наиб. оригинальны рассказы о неодушевл. предметах -- "Повесть о двух вагонах" и "Из воспоминаний редакционных ножниц" (не окончен), первый из к-рых повествует о трагич. любви двух ж.-д. вагонов.
Лит.: Перцов (ук.). * Некрологи. 1900: "Казан. телеграф". 16 марта (И. Ч.); "Волж. вест.", 16 марта (10.), 17 марта (Б. Нелилов). Лит.-критич. публикации казан. газ. "Волж. вест." (1884-1906). Библ. ук., Каз., 2000 (сост. Б. И. Колмаков); Альм. и сб-ки (1); Масанов.
С. В. Сучков.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007