|
Скачать FB2 |
| |
Н. Я. Соловьев
На пороге к делу
Деревенские сцены в трех действиях
Первые два действия происходят в деревенской школе, последнее -- в доме Дубкова.
Сцена -- бедная комната при школе; мебель -- старый стол, два-три поломанных стула и голая кровать; двери -- входная и налево боковая в классную комнату; на правой стороне окно; в одном углу печка; в течение действия за сценой слышится завывание ветра, а слева шум школьников.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Акимыч и школьники.
Акимыч -- лицо суровое, в старой солдатской шинели и в валенках; при поднятии занавеса он метлой метет комнату; за сценой шумят школьники.
Школьники приотворяют дверь и дразнят его.
Школьники опять появляются.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Лонина, Дубков и Акимыч.
Лонина и Дубков одеты по-дорожному; у Лениной в руках узел.
Дубков молча осматривает комнату.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Акимыч с вязанкой хворосту и несколькими лучинками в руках.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Акимыч и Лонина.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Акимыч и Буровин.
Буровин в синем кафтане, слегка выпивши.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Буровин и Лонина.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Те же и Акимыч появляется в дверях.
Акимыч тащит под руку Буровина.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Лонина, Акимыч и Шалеев.
Шалеев одет франтом, в теплом пальто; он беспрестанно шаркает и крутит усы.
Лонина идет.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Лизавета Павловна, Акимыч и потом Шалеев.
Лизавета Павловна -- некрасивая дама, с злым выражением лица, одета пестро и безвкусно; прическа какая-то странная, волосы всклокочены; постоянно жестикулирует.
Акимыч уходит.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Те же и Лонина.
Лонина молча кланяется; Лизавета Павловна едва отвечает; Шалеев ходит.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Лонина и Акимыч.
Акимыч держит в одной руке большой белый чайник и чашку, в другой -- медный чайник.
За сценой под окном слышны звуки гитары и мужской голос напевает: "Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах и тайный плод любви несчастной держала в трепетных руках".
ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
Лонина и Тесов.
Он в пестром потертом пиджаке, и в цветном галстуке, с гитарой в руках.
Он уходит, напевая и наигрывая.
ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
Лонина и Акимыч.
У него в одной руке зажженная сальная свеча; в другой -- старая солдатская шинель.
(За сценой гитара и пение.)
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена 1-го действия
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Лонина и потом Акимыч.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Буровин и Тесов.
У Буровина из карманов торчат бутылки; Тесов одет особенно щеголевато, весь -- пестрота; в движениях какая-то решимость, в руке узелок из красного платка.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Те же и Лонина.
Она появляется слева и останавливается в дверях, пораженная.
Тесов ободряется и щеголевато повертывается на каблуках.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Те же и Шалеев.
Тесов бросается к двери; Буравин берет бутылку и делает шаг за ним.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Шалеев и Лонина
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Лонина и Лизавета Павловна.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Те же и Шалеев.
Лонина быстро уходит налево.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Лонина и Акимыч.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Лонина и Дубков.
В дверях появляется Акимыч.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Акимыч один.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Акимыч и Тесов.
Тесов с гитарой отворяет дверь, озирается и крадется.
Тесов в ужасе отступает, при этом валит стул, и гитара издает отрывистый звук.
Хватает за шиворот; Тесов молча вырывается и исчезает.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Действие в доме Дубкова.
Сцена -- зал: большая комната; двери боковые и входные; мебель старинная; на одном из столов среди сцены газеты и книги; все просто, но порядочно.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Дубков и Лонина выходят из противоположных дверей.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Те же и Катерина Владимировна.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Лонина и Катерина Владимировна.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Лонина и Шалеев.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Те же и Лизавета Павловна.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Лонина, Дубков, Софья Васильевна, Лидия Петровна и Жени.
Дубков входит вперед с Софьей Васильевной, которая что-то горячо ему говорит; за ними Лидия Петровна и Жени. Софья Васильевна щурит и закатывает глаза, кокетничает самым отчаянным образом и то и дело прикладывает лорнетку к глазам; Лидия Петровна -- дама с тоном; Жени -- воплощенная невинность, одета мотыльком; всё это бросает вопросительный взгляд на Лонину.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Те же, кроме Дубкова и Лониной.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Те же и Лизавета Павловна.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Те же, Дубков, Лонина и Шалеев.
Дубков говорит неслышно с Лониной; Шалеев их преследует; Лидия Петровна и Жени отходят в сторону, садятся и шепчутся, косясь на Лонину с Дубковым; Софья Васильевна тоже садится, презрительно лорнируя их.
Лизавета Павловна отводит его вдаль, сажает около себя, придерживая за руку; он покручивает усы, то и дело порывается к Лониной, но Лизавета Павловна убивает его взглядом.
Он развертывает книгу; Лонина садится и смотрит.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Те же и слуга.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Лидия Петровна, Жени, Софья Васильевна и Лонина.
Быстро уходит.
ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
Дубков (один).
ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
Дубков и Катерина Владимировна.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
Те же и Лонина.
Дубков не знает куда деваться, за что взяться.
Лонина встает в сильном смущении, Дубков берет ее за руку.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ
Слуга, Буровин и Тесов.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ
Буровин, Тесов и Дубков.
ЯВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОЕ
Лонина, Катерина Владимировна, Шалеев, Лизавета Павловна, Софья Николаевна, Лидия Петровна, Жени и Дубков.
Когда он читает, Лизавета Павловна стоит с ним рядом и кивает головой, как бы говоря: "так, так, отлично!" и торжествующе-злобно глядит на Лонину; Шалеев между чтением изредка вставляет: "канальи!" Тогда она его злобно одергивает; Софья Васильевна всех лорнирует; Лидия Петровна нашептывает что-то Жени; Дубков подходит к Лониной и Катерине Владимировне, что-то им говорит; они улыбаются; Буровин перемигивается с Тесовым, который стоит с авторской гордостью, ероша волосы и переставляя ноги.
За сценой шум и голоса.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ
Те же и Слуга с Акимычем.
Занавес.
Комментарии
Сочинения Н. Я. Соловьева:
Литература о нем:
НА ПОРОГЕ К ДЕЛУ
|