Никольская Г. В.
Федор Сологуб. Свирель. (Русские бержереты)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Неизвестная рецензия на книгу Ф. Сологуба "Свирель"

Неизданный Федор Сологуб. Москва: Новое литературное обозрение, 1997.

  

Вступительная заметка и публикация М. Д. Эльзона

   В 1922 г. в шестой книжке журнала "Печать и революция" Брюсов подверг уничтожающей критике новый сборник стихов Ф. Сологуба "Свирель. Русские бержереты". "Скучные стихи", "злополучный замысел", "подделки под старинные подделки" -- таков далеко не полный перечень обвинений в адрес "большого" (тем не менее!) "мастера" {Отзыв см Брюсов В. Среди стихов. М, 1990. С. 570--571.}.
   До сих пор оставалась неизвестной другая, прямо противоположная по оценке рецензия. Она предназначалась для собранного, но неосуществившегося журнала "Ирида" и сохранилась в архиве библиографа и историка литературы Александра Григорьевича Фомина (1887--1939) {ИРЛИ. Ф. 568 Оп. 1. No 125. Л. 86-86 об.}.
   Автором рецензии, укрывшимся под инициалами "Г. Н", была, согласно атрибутивной помете А. Г. Фомина, Галина Всеволодовна Никольская. Сведения о ней крайне скудны. Г. В. Никольская родилась в 1897 г. в Туле. В 1917 г. служила в Российской Книжной палате (где участвовала в забастовке против Октябрьского переворота), позднее -- в Институте книговедения (здесь под ее руководством была осуществлена большая библиографическая работа "Ленин и о Ленине" -- список публикаций за 1924 г.), Институте речевой культуры, затем (до смерти в 1942 блокадном году) -- в рукописном отделе ГПБ.
   Список ее опубликованных работ невелик: обзорная статья "Русские писатели о Достоевском" в однодневной газете Русского библиологического общества "Достоевский" (1921. 12 ноября), публикации в "Красном архиве" ("Письма А. В. Суворова". 1941. No 3; "Из дневника В. П. Гаевского". 1940. No 3; "Из переписки Н. И. Костомарова с редактором "Исторического вестника" Шубинским". 1939. No 2) и др. В 1966 г. в рукописный отдел ГПБ поступила ее рукопись "Плеханов-литературовед в русской периодике 1923--1929 гг. (Библиографический обзор)" (1930; Л. 1--21).
   Была ли своевременно не опубликованная рецензия на сологубовскую "Свирель" единственным опытом Г. В. Никольской -- литературного критика, покажет время.
  

Федор Сологуб. Свирель. (Русские бержереты).

"Петрополис", 1922.

   На прилавках и столах книжных магазинов лежит множество маленьких, изящно изданных книжек: в них стихи, но как мало в них поэзии! Недолгий период воспевания фабричных труб, "вонзившихся в дымное небо", грохота "тяжкого молота", лязга "стальных колес" миновал, кажется, безвозвратно. Лирика широкой волной потопила и залила всю "фабрично-трубную" поэзию, но как мало в ней истинно-художественного, ценного, подлинно-лирического... Среди всего этого моря стихов, груды разноцветных, на прекрасной бумаге отпечатанных книжек с именами известными, малоизвестными и совсем неизвестными нет того, без чего стихотворение -- не стихотворение: поэзии. Одним из немногих исключений, и исключением самым ярким, является книжка Ф. Сологуба "Свирель". К ней так подходит немного манерный подзаголовок: "Русские бержереты". Ф. Сологуб один из крупных (а м<ожет> б<ыть> и самый крупный) художников слова нашего времени. Те слова, которые он говорит, всегда новы, звучны, значительны. Творчество, создавшее жуткую Недотыкомку, поэзию одинокой и гордой души, и наряду с этим "Свирель", должно быть широкого размаха и большой глубины.
   Нежной, немного архаичной, немного наивной, светлой буколической поэзией веет со страниц книжки Ф. Сологуба. Это -- простодушные, всем издавна знакомые и издавна милые переливы пастушеской свирели, чистая и вечная поэма пастушеской любви. Мелькают классические для такой поэзии имена Лизы, Филисы, Сильвандра... Рассказывается о том, как
  
   Весна сияла ясно,
   Фиалка расцвела,
   Филис легка, прекрасна
   Гулять в поля пришла1.
  
   И о том, как близ ручья
  
   Близко ходит пастушок,
   Хочет милую дождаться2.
  
   Ручей, лес, луга, цветы, весна... И наивные, робкие мечтания вместе с весной:
  
   О чем, какою,
   Скажи, весна,
   Душа тоскою
   Упоена?
  
   О чем мечтаю?
   Скажи, весна.
   В кого -- не знаю
   Я влюблена3.
  
   Есть стихотворения слабее, но есть совершенно безукоризненные, классические по форме, по красоте образов, и в то же время изящной простоте. Таковы: "Цветов благоуханье...", "Небо рдеет...", "Не знают дети...", "Солнце в тучу село...", "Не дождь алмазный выпал. ."4 и их можно перечитывать без конца, вдыхая в себя этот дивный чистый аромат, которым полны эти прелестные "русские бержереты"...

Г. Н.

ПРИМЕЧАНИЯ

   1 Первая строфа стихотворения "Весна сияла ясно..." (22 апреля 1921 г.; Свирель. С. 19).
   2 Последние строки стихотворения "За цветком цветет цветок..."(22 апреля 1921 г.; Там же. С. 23).
   3 Цитата из стихотворения "Не знают дети..." (29 апреля 1921 г.; Там же. С. 38-39).
   4 Перечисляются стихотворения из сб. "Свирель": "Небо рдеет..." (28 апреля 1921 г.; С.34--35), "Не знают дети..." (29 апреля 1921 г.; С. 38--39), "Солнце в тучу село..." (28 апреля 1921 г.; С. 40), "Не дождь алмазный выпал..." (29 апреля 1921 г.; С. 43-- 44), а также стихотворение "Цветов благоуханье..." (21 апреля 1921 г.) из цикла "Свирель" веб. "Небо голубое" (Ревель, 1921).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru