Сологуб Федор
Д. С. Мирский. Сологуб

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.80*11  Ваша оценка:

  
  
  
  
  

  
  ---------------------------------------------------------------------------
   Источник:
   Мирский Д. С. Сологуб // Мирский Д. С. История русской литературы с
  древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London:
  Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 683-690.
   Оригинал находится здесь http://feb-web.ru/feb/irl/irl/irl-6831.htm
  ---------------------------------------------------------------------------
  
   Все писатели, о которых мы говорили в этой главе, вышли из культурных
  столичных семей - из верхушки среднего класса, - но самым лучшим, самым
  изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей
  странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор
  Сологуб (настоящее имя - Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в
  1863 г. Отец его был сапожником, а после смерти отца мать пошла в прислуги.
  С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в
  Учительском институте. Закончив учение, Сологуб получил место учителя в
  захолустном городишке. Со временем он стал инспектором начальных школ, в
  девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного
  успеха своего знаменитого романа "Мелкий бес" он смог оставить
  педагогическую службу и жить на литературные заработки. Как и другие
  символисты, Сологуб был аполитичен и, хотя в 1905 г. был настроен
  революционно, в 1917 г. и позднее был холодно отчужден от происходящего. В
  1921 г. при трагических и таинственных обстоятельствах погибла жена
  Сологуба - известная в литературе под именем Анастасия Чеботаревская, - но
  кроме этого в личной жизни Сологуба не было крупных событий и его биография
  состоит из истории его творчества.
   Он начал писать с восьмидесятых годов, но первые десять лет не имел
  никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы в 1896 г.
  - сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман "Тяжелые сны", над
  которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий
  сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа
  "Мелкий бес", над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение
  многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в
  приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец
  был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес Сологубу
  всеобщее признание и всероссийскую славу. Но в позднейших книгах Сологуб
  стал давать слишком много воли своим настроениям, что не понравилось
  читателям; книги его такого успеха уже не имели, и после 1910 г. решено
  было, что талант его пошел на убыль. "Творимая легенда" (1908-1912) - очень
  интересная и странно своеобразная книга - была встречена равнодушно.
  Последний роман Сологуба - "Заклинательница змей" - решительно слаб, но
  стихи Сологуба, которые он продолжает печатать, по-прежнему остаются на
  высоком уровне, хотя любителям новинок и сенсаций не понравится некоторая
  их монотонность.
   В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных
  между собой и не зависящих друг от друга, - это его манихейский идеализм и
  особый "комплекс", являющийся результатом подавляемого, порочного libido.
  Нет сомнения, что многие произведения Сологуба, особенно последнего
  периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот
  "комплекс", выражая его в материальной форме. Для изучения этого вопроса
  нужен опытный психоаналитик, а не историк литературы. Наслаждение
  жестокостью и унижением красоты - один из главных его симптомов. Второй, -
  вечно повторяющаяся деталь "босые ноги". Это как наваждение. Во всех
  романах и рассказах Сологуба бродят босые героини. Манихейство Сологуба,
  напротив, чисто идеалистическое - в платоновском смысле слова. Существует
  мир Добра, состоящий из Единства, Покоя и Красоты, и мир Зла, который
  состоит из Разброда, Желаний и пошлости. Наш мир - творение Зла. Только
  внутри себя можно найти мир Единства и Покоя. Цель человека - освободиться
  от злых оков материи и стать умиротворенным божеством. Но человек
  проецирует свои мечты о небе на внешний мир, - в этом состоит
  "романтическая" ирония жизни. Эту иронию Сологуб символически изображает
  двумя именами, взятыми из Дон Кихота: Дульцинея и Альдонса. Та, кого мы
  мнили идеальной Дульцинеей, на деле оказывается пошлой Альдонсой. Материя и
  желание - главные выразители зла, а Красота - идеальная красота обнаженного
  тела - единственное воплощение высшего мира идеалов в реальной жизни. В
  этом пункте идеализм Сологуба встречается с его чувственностью. Его
  отношение к плотской красоте всегда двойное: одновременно платонически
  идеальное и извращенно чувственное. Привкус сологубовской чувственности
  многим читателям так отвратителен, что становится препятствием к
  наслаждению его творчеством. Но и помимо этой извращенности, сама философия
  Сологуба тяготеет к нигилизму, близкому к Сатанизму. Мир и Красота
  отождествляются со Смертью, а Солнце - источник жизни и деятельности -
  становится символом злой силы. В своем отношении к существующей религии
  Сологуб занимает позицию, противоположную своим средневековым
  предшественникам - альбигойцам: он отождествляет Бога со злым создателем
  злого мира, а Сатана становится у него царем спокойного и прохладного мира
  красоты и смерти.
   Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других
  символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к
  эклектической поэзии "викторианцев". Он пользуется простыми размерами, но
  утончает их до совершенства. Словарь у Сологуба почти такой же маленький,
  как у Расина, но пользуется им он почти с такой же точностью и меткостью.
  Он символист в том смысле, что слова его - символы с двойным значением, и
  употребляются во втором - непривычном значении. Но законченность его
  философской системы позволяет Сологубу пользоваться этими словами с почти
  классической точностью. Это относится однако только к той части его поэзии,
  которая отражает его идеальные небеса или стремление к ним. В других
  циклах, - например, в "Подземных песнях" - мрачно и жестоко изображается
  злой разлад мира, и поэтический язык в них грубее, колоритнее и богаче. В
  "Подземные песни" входит странный цикл "Личины переживаний" - воспоминания
  о разных формах, которые принимала душа в своих предыдущих воплощениях.
  Одно из них - жалоба собаки, воющей на луну, одно из лучших и
  своеобразнейших стихотворений Сологуба. Бесполезно пытаться переводить
  идеалистическую лирику Сологуба - это под силу лишь мастеру английского
  стиха. Конечно, именно лирическая поэзия Сологуба - лучшее, что он написал,
  - ее классическая красота происходит от неуловимых свойств ритма и смысла.
  Как во всей классической поэзии, умолчание поэта так же важно, как его
  слова: то, что осталось недосказанным, - так же важно, как и сказанное. Это
  самые изысканные и тонкие стихи во всей современной русской поэзии.
   Хотя стихи Сологуба - это совершеннейший и редчайший цветок его гения,
  его слава в России и особенно за границей больше основывается на его
  романах. Первый роман Сологуба - "Тяжелые сны" -
  лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина,
  преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые
  наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала
  в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское
  провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей
  Гоголя. Но это не реализм - в добром старом русском смысле слова, - так как
  в изображаемой жизни символизируется не только русская широта. Второй роман
  Сологуба - "Мелкий бес" (английский перевод названия - The Little Demon -
  совсем нехорош, французский - Le Demon Mesquin - получше) - самое
  знаменитое из всех его произведений, его можно считать лучшим русским
  романом после Достоевского. Как и "Тяжелые сны", "Мелкий бес" внешне
  реалистичен, но внутренне символичен. Роман выходит за рамки реализма не
  потому, что Сологуб вводит в него загадочного бесенка Недотыкомку (его ведь
  можно было бы объяснить как галлюцинацию Передонова), а потому, что цель
  Сологуба - описывать жизнь не русского провинциального города, а жизнь в
  целом - злое творение Бога. Сатирический рисунок Сологуба восхитителен,
  чуть более гротескный, а потому - более поэтический, чем в предыдущем
  романе, но изображаемый город оказывается микрокосмом всей жизни. В романе
  два плана: жизнь Передонова - воплощение безрадостного жизненного зла, и
  идиллическая любовь мальчика Саши Пыльникова и Людмилы Рутиловой. Саша и
  Людмила - эманация красоты, но их красота не чиста, она заражена дурным
  прикосновением жизни. В сценах отношений Саши с Людмилой есть тонкий
  привкус чувственности, которая вводится не только в силу композиционной и
  символической необходимости, но и по внутренней потребности libido поэта.
  Передонов стал знаменитым персонажем, самым запоминающимся со времен
  Братьев Карамазовых, его имя стало в России нарицательным. Оно обозначает
  угрюмое зло, человека, которому чужда радость и которого злит, что другие
  знают это чувство; самый ужасный персонаж, которого мог создать поэт.
  Передонов живет, ненавидя всех и, считая, что все ненавидят его. Он любит
  причинять страдания и давить чужие радости. В конце романа мания
  преследования полностью овладевает им, он окончательно сходит с ума и
  совершает убийство.
   Третий роман Сологуба - "Творимая легенда" (английский переводчик
  первой части, мистер Курнос, удачно подметил, что это "легенда в процессе
  создания") - самый длинный. Он состоит из трех частей, каждая из которых -
  законченный роман. В первой части действие происходит в России в 1905 г.
  Герой романа Триродов - сатанист, из тех, кого так любит Сологуб. Триродов
  еще и революционер, правда, только созерцательный. В то время сам Сологуб
  был настроен очень революционно: естественно, что при его философской
  системе существующий порядок вещей, силы реакции и консерватизма
  представлены в романе как воплощение зла. Первая часть полна страшных и
  жестоких сцен подавления революционного движения, - отсюда ее название
  Капли крови. Триродов - идеальный человек, почти приблизившийся к
  спокойствию смерти, он создает вокруг себя атмосферу покоя и прохлады,
  символизируемую его колонией "тихих мальчиков", - странное видение больного
  воображения Сологуба. Во второй и третьих частях ("Королева Ортруда" и "Дым
  и пепел") действие переносится в королевство Объединенных островов в
  Средиземном море. Острова - вымышленные, вулканического происхождения. В
  этих книгах есть мощное и тонкое - но какое-то подозрительное - обаяние. В
  отличие от большинства русских романов их просто интересно читать. Это
  очень запутанный сюжет, с любовной и политической интригой. Ситуация
  обостряется постоянным присутствием опасности - вулкана, который наконец
  извергается в третьей части. История символическая, как я уже говорил,
  помимо символизма, в ней есть обаяние. В конце трилогии Триродова избирают
  королем Республики Объединенных островов!
   Рассказы Сологуба - связующее звено между поэзией и романами.
  Некоторые из них - короткие зарисовки в стиле "Тяжелых снов" и "Мелкого
  беса". Другие, особенно написанные после 1905 г., откровенно фантастические
  и символические. В них Сологуб дает полную свободу своим патологическим
  чувственным запросам. Типичные примеры - "Милый паж" и переведенная на
  английский "Дама в узах". А "Чудо отрока Лина" - революционный сюжет в
  условно-поэтической обстановке - один из лучших образцов современной
  русской прозы. Вообще проза Сологуба прекрасна: прозрачная, ясная,
  уравновешенная, поэтичная, но с чувством меры. В поздних произведениях,
  правда, появляется раздражающая манерность. Особняком стоят "Политические
  сказочки" (1905): восхитительные по едкости сарказма и по передаче
  народного языка, богатого (как всякая народная речь) словесными эффектами и
  напоминающего гротескную манеру Лескова.
   Пьесы Сологуба несравнимо хуже других его произведений.
   В них мало драматических достоинств. "Победа смерти" и "Дар мудрых
  пчел" - пышные зрелища, символизирующие философские концепции автора. В них
  меньше искренности, чем в его поэзии, красота их фальшива. Более интересна
  пьеса Ванька-ключник и паж Жеан: забавно и иронически рассказанный
  привычный сюжет о молодом слуге, который соблазняет хозяйку дома,
  развивается в двух параллельных вариантах - в средневековой Франции и в
  Московской Руси. Это сатира на русскую цивилизацию, с ее грубостью и
  бедностью форм, и в то же время символ глубинной образности дурного
  разброда жизни во всем мире и во все века.
  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.80*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru