Начало Поезіи сокрыто во мракѣ отдаленныхъ временъ міра. Древніе называли Поезію языкомъ боговъ: она освящала ихъ торжества, участвовала въ обрядахъ религіи, была наставницею Царей и народовъ, Исторія съ благоговѣніемъ чтитъ имена Орфеевъ и Амфіоновъ. Сіи вдохновенные просвѣтители племенъ дикихъ услаждали сердца гармоніей, умягчали грубые нравы и постановляли законы общежитія. Тиртей громомъ лиры своей пробуждалъ въ Спартанцахъ духъ мужества и говорилъ героевъ; Ѳалесъ первый смягчилъ жестокость Лакедемонскихъ обычаевъ. Греки на торжественныхъ пирахъ своихъ вѣнчали лаврами безсмертныхъ лириковъ! Таковый санъ имѣли первобытные стихотворцы, отличавшіеся титломъ земныхъ пророковъ.
Посмотримъ на Поезію новѣйшихъ временъ, и согласимся, что древніе умѣли благороднѣе цѣнить сію небесную посланницу. Прежде, какъ говорятъ, была епоха воображенія; нынѣ настала епоха разсудка.-- Время утишаетъ порывы души человѣческой и замѣняетъ ихъ умозрѣніями. Въ юности человѣкъ предается влеченію пылкихъ страстей; но возмужавъ, судитъ о вещахъ съ большею точностію и смотритъ на нихъ осторожнѣе.-- То же и съ родомъ человѣческимъ!... Новые обычаи, новый образъ правленія и религіи измѣняютъ ходъ ума человѣческаго.-- Такимъ образомъ и Поезія новѣйшихъ временъ получила другія правила и назначеніе. Древніе писали какъ древніе и оставили намъ высокіе образцы; но мы, отдаленные отъ нихъ столѣтіями, должны соображаться и съ духомъ своего времени.
Цѣль новѣйшей Поезіи состоитъ въ удовольствіи просвѣщеннаго человѣка, -- цѣль благородная, отнюдь неунижавшая высокаго искусства. Кто равнодушенъ въ красотамъ Поезіи, тотъ лишаетъ себя многихъ приятностей жизни. Мы забываемъ тяготу обязанностей, заботъ и горестей своихъ, внимая гласу Поезіи, которая возноситъ духъ нашъ къ природѣ и къ дворцу ея. Привыкши находить изящное въ окружающихъ насъ предметахъ, перестаемъ скучать своими занятіями. Любимецъ Музѣ всегда выше обыкновеннаго круга своей дѣятельности -- и вся жизнь его нечто другое, какъ Поезія, или вершина прекраснаго.
Народѣ, возведенный геніемъ Поезіи на высшую степень образованности, пользуется множествомъ священнѣйшихъ выгодъ предъ народами дикими и грубыми. Тамъ, гдѣ умѣютъ цѣнишь истинные таланты, судишь о превосходныхъ, твореніяхъ древнихъ и новыхъ, гдѣ писатели и стихотворцы ревнуютъ къ славѣ своего вѣка: тамъ сколько удовольствій для человѣка-гражданина-патріота! Замѣчено, что Поезія служитъ знаменіемъ величія и блага народнаго. Стихотворцы, совершенствуя умы своихъ соотечественниковъ, возносятъ ихъ въ лучшую сферу понятій, учатъ -- смѣло скажу -- благородно мыслить и говорить, благородно чувствовать. Напротивъ народы грубые, Хотя сильные, недостигали своего величія и благоденствія; они являлись на позорищѣ свѣта -- но Поезія не озарила бытія ихъ своимъ лучезарнымъ свѣтомъ -- и память сихъ народовъ исчезаетъ
По возрожденіи наукъ въ Европѣ, снова Поезія оказала незабвенныя услуги роду человѣческому. Въ теченіи нѣсколькихъ вѣковъ родились геніи, ставшіе на ряду съ древними пѣснопѣвцами. по несчастію, образованіе нашихъ дней уклонилось отъ благороднѣйшихъ видовъ; въ Поезію вкрались злоупотребленія, унижающія санѣ стихотворца. Нынѣ молчитъ труба епическая; поэмы древнія почти забыты: мадригаллы, соннеты, експромты ежедневно обременяютъ словесность нашего времени.-- Да возстанутъ наши вдохновенные пѣснопѣвцы, и да возложатъ неувядаемые вѣнки на олтарь Русской Поезіи!
Г. Сокольскій.
-----
Сокольский Г.В. Нечто о цели поезии / Г.Сокольский // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.84, N 23. -- С.226-229.