Аннотация: Записки старого большевика. Часть первая.
В. Н. Соколов
Партбилет No 0046340
ЗАПИСКИ СТАРОГО БОЛЬШЕВИКА
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК МОСКВА -- 1932
В. Н. Соколов
Все лучшие годы моей работы и жизни до самых последних дней неотрывно проходят в рядах Коммунистической партии и революционного рабочего класса. Им же -- Партии Ленина и Классу-Строителю коммунизма -- посвящаю и эту свою работу.
АВТОР
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ
АВТОРСКАЯ РЕМАРКА
Говорят так: чем ближе к старости, тем ярче, заманчивее встает в памяти прошлое. И чем ближе к концу, тем охотнее человеческое сознание стремится к началу. Это восхищает и умиляет романтиков. Скептики формулируют просто: "впадает в детство".
Покойный историк Рожков, когда мы гуляли с ним после 1905 года на дворе Бутырской тюрьмы, часто говаривал:
-- Жаль, что еще не старик, чтобы сесть за воспоминания. Наша эпоха слишком богата переживаниями, и они в дальнейшем рассеются в жизни и из памяти испарятся...
А он знал толк в живых свидетельских показаниях. И знал ценность пропитанных архивной пылью человеческих записей.
Эпоха оказалась неизмеримо богаче, чем мы тогда представляли ее на тюремных прогулках. Из-за высоких каменных стен не все было видно. Революция 1905 года была сложнее и глубже наших переживаний. Это стало понятно лишь после, через ряд лет. Логика жизни не только увязывает события, но и объясняет их. И с каждым последующим понятнее, ближе, роднее становится предыдущее.
Вот почему отнюдь не зазорно и не всегда бесполезно потревожить немного память. И хотя она не всегда бывает надежна и часто пристрастна, но она всегда связывает внутренней логикой прошлое с настоящим и подводит живой итог. Диалектика жизни выявляется здесь сама собою, и романтика синтезируется в этом итоге со скепсисом.
И вот почему отнюдь не зазорно, даже теперь, отбросить свою память на полстолетие взад, к "колыбели дома Романовых".
Так величалась когда-то (по Иловайскому) моя родина: по акафисту "богохранимый град Кострома". Но тогдашняя память не знает еще Иловайского. Она живет непосредственными впечатлениями, живет образами окружающего.
Это окружающее не всегда понятно, хотя и всегда непосредственно близко. Одни и те же факты для семилетнего человека выглядят иначе, чем для него же через десять, пятнадцать лет. Но устами младенцев нередко глаголет истина. И свежесть первоначального детского восприятия, несмотря на свою примитивность, часто полнее и глубже, чем у взрослого человека.
Вот почему мне и представляется -- сейчас более любопытным восстановить звенья жизни не так, как они звучат для меня теперь, через пятьдесят лет, а так, как они выглядели, когда впервые раскрывались перед моими глазами.
Теперь я думаю о них иначе, чем тогда. Но это потому, что цепь жизни длинна и куется десятками лет. Чем ближе к последним звеньям, тем больше оказывается на первых ржавой окиси времени. И тем любопытнее для меня самого посмотреть на эти звенья в их чистом, первоначальном виде. И любопытнее и поучительнее, ибо человек не может не учиться до конца своих дней...
РАСТЕРЯЕВА УЛИЦА
1
На городской площади, в самом центре ее, где летом бывает ярмарка, поднимается над мостовой большой памятник: четырехугольный огромный камень, и на нем железный старик молится на коленях. А над стариком, на высоченном круглом столбе, царь в татарской шапке с крестом.
-- Это Иван Сусанин, -- говорит отец, -- он молится за царя, который наверху. Он спас этого царя от поляков.
-- Почему он спас?
-- Потому, что они его хотели убить.
-- Поляки?.. А почему хотели убить?
-- Ты еще глуп, чтобы все знать: научишься читать и узнаешь!
Отец не любит говорить, когда его спрашиваешь. И всегда оборвет, или обругает. Значит, надо учиться, чтобы его не спрашивать, а знать самому.
И когда один раз отец принес со службы азбуку и указку, я запрыгал и в ладоши захлопал:
-- Значит, завтра все сам буду знать!
А мать недовольна:
-- Ребенку еще пяти лет нет, -- ворчит она на отца,-- а он его с большого ума за книгу сажает. Рано еще, насидится!
-- Много ты понимаешь!-- отвечает отец.-- Меньше будет баловаться!
Но учиться оказывается хуже, чем хотеть все знать. Каждый день после службы отец втаскивает меня силком к себе на колени. Мнет мою руку в своей и выпрямляет один только палец. Потом моим же пальцем водит по азбуке:
-- Читай: аз, буки, веди, глаголь...
И через слезы читаешь за ним. Буквы двоятся. В горле как занозы скребут. Прыгают губы, и забирает злость. Учиться и хочется и не трудно. А зачем он обращается со мной как с котенком? А реветь стыдно: я не девчонка.
А когда уже нет сил удержать слезы, он сердится, сталкивает с колен:
-- Убирайся от меня к матери под подол -- такой же и будешь дурак, как она!
Гораздо лучше учиться самому, когда отец на службе. Ему это тоже, кажется, лучше. И он меня больше не мучит, только показывает первые склады: бра, вра, гра... А потом уж только объяснял, что спрошу.
И теперь я умею читать. Прочитал уже отцовские толстые святцы. Пасхалию на 40 лет выучил. И сам разобрал приклеенную к ней писаную бумажку. Это отец написал, когда я родился:
"Года 1874, Генваря 27 дня родился сын, нареченный Василием, по-гречески значит Царь".
И теперь я знаю, кто Сусанин и как он спасал царя. Значит, Сусанин и царь -- мои земляки. И это хорошо, что моя родина здесь, а не в другом городе.
Я тоже родился рядом с этим памятником. Против него через площадь стоит старая каменная каланча, где мой отец тогда был пожарным.
Теперь он служит не там, а в губернаторской канцелярии сторожем. А еще раньше, когда был совсем молодым, он был крестьянином, как Сусанин. И по зимам ходил в город плотничать. Потом был николаевским солдатом. И тогда усмирял поляков, которые бунтовали против царя. Они и Сусанина за царя убили. А когда он женился на матери, то был ундерцером корпуса жандармов. И разыскивал по карточкам скрывавшихся царских врагов.
У меня есть много, чем гордиться. И я хочу быть Сусаниным. А когда мы играем с ребятами в Сусанина на пустыре, я хочу, чтобы меня убивали больно. Как-будто бы до крови. А то не похоже на стихи, которые наизусть знаю: Снег чистый чистейшая кровь обагрила, Она для России спасла Михаила. Отец тоже гордится, что был ундерцером корпуса жандармов. И всегда так подписывается на прошениях на высочайшее имя. Он их часто пишет солдатам, которых неправильно забривают. По этим прошениям их отпускают домой. А они привозят тогда отцу рубль и деревенских гостинцев.
И еще -- он бережет в сундуке свой голубой мундир. Серебряные галуны и толстые красные шнурки с побрякушками. Иногда дома он его одевает и расхаживает по комнате. Оглядывает себя и одергивается со всех сторон. Мать начинает смеяться над ним. А он на нее набрасывается.
-- Ты чего зенки пялишь!
-- Уж и глядеть нельзя? Вырядится, как петух, ума-то бог не дал, и не посмотри на него!
А сама она этот мундир тоже одевает. Только делает это без отца, чтобы от него не попало. На святках, когда отец ночует на дежурстве, она ходит в мундире -- с соседками ряженою. А если он узнавал, то ей здорово доставалось. К этому она уж привыкла. И всегда огрызалась.
-- Собака лает, ветер носит! Как это у тебя язык не отсохнет? Терпит господь батюшка на земле такого барбоса!
Она была из фабричных. И отец ее за это тоже часто ругал. Но она не сама стала фабричной. А на фабрику ее проиграл в карты барин. Ей было тогда только пять лет. И она была крепостная дворовая.
Барин не одну ее проиграл, а всех дворовых ребят. Затемно каждое утро носили их матери на фабрику на руках. А ночью опять приходили за ними и уносили домой.
-- А что вы там делали, на фабрике?
-- Катушки разбирали, полы подметали... все, что заставят. А начнем если играть -- отколотят, пинками разгонят. Наплачешься, наголодаешься!..
-- А ухо барин тебе тоже на фабрике разорвал?
-- Нет, в саду, еще до фабрики. Ягоды меня там поманили. Села под кустом, поела да и заснула. А он на грех мимо шел. Прямо с земли за ухо вверх и подбросил. Сережка моя из уха в руке у него и осталась.
-- А ты бы нажаловалась!
-- А что мы понимали тогда, сынок? Да и некому было на барина жаловаться. Что хотел, то и делал! Бывало сядет в клубе в карты играть и проиграет всю дворню. И кучера, который его на улице ждет вместе с лошадью, тоже проиграет. И посылает записку к жене. Та приедет и опять все отыграет! А как на конюшне людей драл!.. не приведи господи!
Она не умеет читать и не знает никаких сказок. Сколько я не просил ее рассказать, она всегда отвечала:
-- Мне их никто не рассказывал, поэтому я и не знаю.
А про помещиков много рассказывала. Я их тоже, как она, звал собаками.
На фабрике она работала двадцать лет. Пока не вышла замуж. И никак не могу я понять, почему отец ругает ее фабричною, раз она в этом не виновата.
А один раз спросил его:
-- Почему плохо фабричная?
Он посмотрел на меня, скособочившись:
-- Тебе это что понадобилось?
-- Зачем ты мать так ругаешь?
-- А потому и ругаю, что потерянный это человек -- фабричный. Ни кола ни двора -- последний человек!
-- А ты -- тоже последний человек? У нас тоже ни кола, ни двора?..
Мы живем на квартире, и мать часто завидует деревенской родне, у которой, хоть и плохие, но свои избы.
-- За квартиру не плати, дрова под боком, хлеб свой -- сами себе хозяева! Никому за тем, за другим не кланяйся.
Но отец не любит деревню. После военной службы ему полагалось получить из казны лесу на избу. Он отказался и взял деньгами сорок рублей. А свой надел на тягло отдал своему брату, дяде Семену, совсем задаром.
-- На чорта мне земля, если я грамотный? Ломаться с ней и дурак может!
Читать и писать он научился самоучкой в солдатах. И неграмотных в грош не ставит. Не любит и чиновников в канцелярии. Потому что они пишут прошения хуже его и берут с мужиков дорого. А толку от их прошений никакого. За это деревенская родня считает его гордецом, а чиновники -- грубияном. И мать боится, что его за непочтительность прогонят со службы.
-- Куда тогда с ребятами сунешься? На фабрику не пойдешь! Если бы в деревне хоть угол свой был!
-- В де-ре-вне, у-гол... -- передразнивает отец. -- Нищих-то и без тебя там довольно!
-- И теперь не лучше нищих живем! Двое вот их, да третий на носу, прокормить, одеть, обуть надо? А что на твои десять рублей сделаешь?
Десять рублей -- это отцовское жалованье. И когда он его приносит, мать всегда ударяется в слезы: нехватает расплатиться с долгами -- лавочнику, за квартиру, на дрова.
-- С голоду подыхать будем, окаянный!..
-- Авось, не подохнешь!-- огрызается отец.
И мать целые ночи шьет солдатам рубашки и подштанники. А днем стирает на них белье. И мы не подыхаем. А летом всегда ходим с отцом удить рыбу и за грибами: не надо покупать приварок. Мать сушит и солит также и на зиму.
Но она часто жалеет, что мы живем далеко от фабрик.
-- Поступила бы на ватера -- все-таки постоянное жалованье.
Но мне это тоже не нравится.
-- На ватера... а я тогда няньчись с твоими пащенками!
-- Захочешь жрать, так и нямьчиться будешь!
Мне не нравится оставаться за няньку, когда мать уходит на поденщину. Нужно их кормить жеваным хлебом и качать в люльке. А все другие мальчишки гуляют на улице. И через окно дразнятся:
-- Нянька, нянька! Дай пососать!
-- Подожди, вшивый чорт! Поймаю -- накладу!..
У фабрик мне тоже не нравится. Там живет моя крестная и тетка Вера и другие материны знакомые. По большим праздникам они ходят к нам в гости. Мы тоже к ним ходим, через весь город. Там много народу. Дома грудятся тесно. В квартирах тоже тесно живут. Толкаются, размахивают руками, много кричат. И на улицах нет травы, так что играть негде. Все мальчишки умеют в два -- пальца сильно свистать. И знают такие матерные слова, каких я не знаю и от отца их не слышал. А он такой матершинник, какого, говорят, поискать.
И большие фабричные мне не нравятся. У них грубые, хриплые голоса. Делают все наотмашь и говорят рывком. Мать уж верно отвыкла от этого. И отец напрасно ругает ее фабричной.
Но всего больше не люблю помещиков. Они хуже фабричных. Я ни разу не видел их, потому что они живут в усадьбах, всегда ездят на лошадях и с плетью. Порют крестьян и проигрывают их в карты.
Утром однажды прибежала к нам в слезах тетка Анна. И в голос рявкнула:
-- Чего врешь, дура еловая. Не господа это, а студенты!
Я больше поверил тетке Анне. Потому что господишки -- это помещики. Они до смерти запарывают крестьян. Не за то ли, что крестьяне спасают царя? Отец говорил, что другой наш земляк, крестьянин села Молвитина, Комиссаров, тоже спас царя, которого теперь убили.
Почему я не вырос еще, чтобы сделаться Сусаниным, или Комиссаровым?..
2
В школу не принимают: не выходят года. Говорят, еще молод. А при чем тут года, когда знаешь больше других?
А в школу хочется. Там есть учитель, который знает больше отца. И много мальчишек, с которыми можно играть и драться. И дома не будешь болтаться, как не пришей кобыле хвост.
Мать тоже очень хочет сплавить меня в школу скорее.
-- Балуется только дома, и хлеба на него не напасешься! Схватил кусок, и на улицу... Ни ребенка покачать, ни послать куда -- с семью кобелями его не найдешь!
Еще бы найти... Потому и бежишь, чтобы к люльке не привязали.
Однако отец хитрый -- придумал штуку. Купил новую книжку: Родное слово. И швырнул мне ее вечером под самый нос.
-- Учись дома сам, спрашивать буду! А не будешь знать -- спуску не дам: не отвертишься!
И теперь я с книжкой не расстаюсь. Только не дома ее читаю, а уношу с собой к Мишке Коковану, или к Федьке Рябому, или к Митьке Трясогузу. А то вместе все заберемся с нею куда-нибудь. Я читаю, а они слушают и картинки смотрят. Сами они читать еще не умеют.
-- Скоро писать научусь!-- хвастаю им. -- Тогда напишу письмо царю, чтобы прислал бумаги и карандаш. И пришлет! Царь любит бедных и помогает им.
-- А почему он нам не помогает? -- ввертывает Митька. -- Мы тоже бедные!
Он хочет надо мною взять верх. Ну, это не так-то просто.
-- А ты писал ему? Нет... Ну то-то и оно!
Наша улица небольшая, на краю города. Дома одноэтажные. Живут в них сапожники, паяльщики, конопатчики. И чиновники из бедных. А больше сапожники. И только мы одни на квартире, а все другие в своих домах живут. И у Мишки свой дом, и у Федьки Рябого.
Летом -- мы скрываемся больше на пустырях. И придумываем, в какой огород или в сад забраться. Или на целый день пропадаем на Волге. Выкупаемся, обогреемся в лодке и опять в воду. Щупаешь раков под камнями и сваями. Ловишь плывущие недоглоданные арбузные корки. Домой не тянет -- там заставят что-нибудь делать. А здесь весело, никому до тебя нет дела. Пеки камешками блины на воде. Греет солнышко. Пахнет сырыми дровами и рыбой.
Но когда возвращаешься домой, -- нужно воровать горбыли из поленниц, или жерди. Дома меньше будут ругать. И меньше придется покупать зимой дрова.
Еще в наших краях живут пароходчики Черновы. И большущие семьи купцов Стоюниных. У них большие каменные дома, и часто бывают поминки по покойникам: девятый день, сорочины, годовщины. Тогда они кормят обедами нищих, или обделяют их целыми булками, а то и семитками.
И мы всей оравой отправляемся тогда с нищими на большие купеческие дворы. Потому что никто из нас дома белой булки иначе, как в пасху и рождество, не видит.
А когда играем с девчонками, так только в краски, или в тятьки-мамки, потому что не в куклы же с ними играть. Зимой, в большой мороз, на улицу носа не высунешь. Одеться не во что, валенки каши просят. Дома сидеть -- значит с ребенком водись. Приходится куда-нибудь удирать в теплое место. А когда тепло слишком на улице, тоже не складно: ледянка потеет, так что с горы кататься нельзя. И в мороз и в сырость зимнюю околачиваемся у сапожников.
Сапожники -- сидячие люди. Им помешать труднее, чем столярам, или паяльщикам. И они любят разговаривать и петь песни. Мы рассаживаемся по углам, на полу, на свободной лавке. Никто не шпыняет, не гонит. И у сапожников работа на людях спорится. Веселее стучат молотки по подошве, охотнее разговоры.
Они рассказывают, кто где в последний праздник настукался. Много ли выпил, и кто кого наутюжил. Пахнет в мастерской дегтем, варом, моченой подошвой. На полу обрезки, опорки, грязь. Облаками ходит махорочный дым.
-- На Сашку Турбина трое напали! Чорта с два... всех уложил!
Это Сенька Обезьяна любит про Турбина говорить. Он малосильный. У него худые руки и не растет борода, как у бабы. Он завидует Турбину и всегда его хвалит.
-- Вот бы мне такую силу!
-- Была у тебя сила, -- дразнит его Ванька Хромой, -- когда тебя мать на двор носила! Сашке троих только на одну руку. Да на другую еще пару давай!
Сенька сразу обиделся и Сашкой уж не доволен:
-- Сказал тоже, чортова перечница! Только Васька Левша не подоспел, а то бы и трое намяли!
Сашка Турбин тоже сапожник. Но он редко работает, а больше пьянствует. И поят его за силу, потому что боятся. А пьяного часто избивают до полусмерти. Но он скоро опять здоров и готов лезть на драку. И про него говорят:
-- Выпьет чашку своей мочи, и как рукой снимет!
Потом рассказывают про Ваську Левшу. Или про другого кого, кто хорошо дерется.
-- У Васьки всегда гирька в рукаве на резинке пришита, он ловкач!
Запоет кто-нибудь Хаз-булат. И пойдет песня за песней до самого вечера. Весело!
А когда узнали, что я хорошо читаю, стали покупать на базаре книжки. Особенно Сенька Обезьяна. Он любит читать и один. Только вслух у него выходит хуже -- запинается. А покупает он всегда про разбойников: Ваську Чуркина, Яшку Смертенского, Брынский лес.
Разговоры в мастерской тогда прекращаются. Только молотки быстрее стучат. Да в интересных местах кто-нибудь не удержится:
-- Эх, и ловко же, чорт!
Бову Королевича и Еруслана Лазаревича они не любят.
-- Это все сказки!-- отмахивается Ванька Хромой. -- Вот когда человек другому сдачи дает, это по-нашенски!
Брынские леса, темные ночи, булатный нож... Без конца, целыми днями и без еды можно об этом читать. И домой не тянет.
И на улице тоже играем в разбойников. Только всегда так выходит, что я должен всем указывать, а играют другие. А когда начнешь сам играть, указывать некому. Игра сбивается. А все-таки обидно: знаешь лучше, а играть не дают.
-- Что я вам, нянька? Я Чуркиным буду!
-- Хорош, почем берешь! А следить кто, чтобы правильно было?
-- Чуркину рожу разбойничью нужно, а ты вроде девчонки!
-- Кокован пусть Чуркиным!
-- Знамо, он. И по-матерну лучше ругается!
А потом вечерами стал ходить читать к тетке Анне. Она младшая сестра матери от второй дедушкиной жены.
Тетка Анна живет на содержаньи с медником от фабрик. Такой рябой, бородатый мужик и ходит чисто. Говорят, у него хорошая жена и дочь невеста, а он путается с теткой Анной. И когда он не приходит к ней ночевать, тетка Анна забирает меня к себе. И заставляет читать про святых: Марию Магдалину, великомученицу Варвару, преподобного Николая Мирликийского.
Сначала не нравилось это, потом втянулся: у тетки Анны есть всегда сладкий клюковный кисель. И она платит мне каждый раз по три копейки.
-- Тетка Анна, что значит блудница?
-- Рано еще тебе это знать! Видал Катьку Косую?
-- А-а!..
Я понял: к Катьке ходили солдаты и водили ее в Ендовище, в овраг. А мы бегали смотреть, что они там делают с ней.
Катька некрасивая и разноглазая. А пьяная на всю улицу скверно ругается, как мужик. Тетка Анна красивее ее, пьяной ее никто не видел, и ругаться она не умеет. Но о ней тоже нехорошо говорят, как и о Катьке.
-- А ты... тоже блудница?
-- Вот дурак!.. Я ведь с одним живу.
-- Да-а, не венчанная-то.
Тетка Анна сердится.
-- А на кой чорт мне венец ваш? Что ты еще понимаешь, пащенок? Молоко на губах не обсохло, а туда же... Читай!
Всегда вот так эти большие: если не хотят тебе чего-нибудь сказать, начинают ругаться: "не понимаешь еще". А чего тут понимать? Если бы они знали, что мы видим и делаем на пустырях и на улице -- не говорили бы так. Да и знаем мы о них больше, чем они думают. А сказать им об этом -- вздуют за милую душу.
С тех пор тетка Анна зовет меня к себе реже. И покупает книжки про святых мужчин.
И все-таки не нравятся мне эти святые. Обрядился во вретище, одел власяницу, посадил червей в свою рану. Почему это им так хочется? Зачем-то нужно сделаться из богатого нищим. Или стоять с нищими на паперти. Дедушка мой Лаврентий, материн отец, тоже теперь нищий. Он живет с нами, тоже ходит на паперть и с сумой за милостыней. Так ведь он не был богатым. И он не сам захотел сделаться нищим, а нужда заставила. Он был крепостным, как мать. Потом барин его послал бурмистром в деревню. Он там пьянствовал и не грабил мужиков. А когда вышел на волю, так у него ничего не было. И земли не было. Теперь он старый, работать не может. Вот он и нищий.
-- Тетка Анна, давай про разбойников читать. Не люблю я святых!
-- И дурак! Святые богу молятся, от грехов бегут, добро делают людям.
-- Конючат они хуже баб. Их никто не трогает, а они хотят, чтобы их били!
Скоро тетка Анна разошлась с медником и ушла в кухарки. Ходила к нам редко и веселой быть перестала. Мать жалеет ее и советует помириться с мужем.
-- Это с Петрушкой-то? Постыл он мне!
У нее есть свой законный муж, дядька в гимназии. Смирный и глупый. Но моложе и красивее медника. Только никто у нас не зовет его Петром, а только Петрушкой. Когда он женился на тетке Анне, его угнали под Плевну. И тетка Анна без него закрутила. А когда он вернулся, они никак не могли помириться. И мать часто про них говорила:
-- Он к ней всей душой, а она к нему всем задом.
И теперь она опять помирить их хочет.
-- Наша судьба, девонька, такая: плохой муж, да свой, венчанный. А мыкаться разве лучше? Сегодня с одним, завтра с другим... Только сказать Петрушке-то, он сейчас к тебе прибежит!
-- Знаю я. А потом бесперечь скулить будет, да упрекать! Если бы избил хоть, да потом говорить перестал об этом. Не может он этого. А мне реветь каждый день тоже не в радость!
Она все-таки сошлась с ним. И они жили вместе. Но потом опять его бросила и ушла в кухарки. Читать мы с ней уже перестали совсем.
3
Вернулся из школы поздно. Учитель Дмитрий Александрыч пришел сегодня в класс сердитый. И!мы сразу догадались, что он с похмелья.
-- Держись, ребята: сегодня Скорпион драться будет!
Мы его так зовем промеж себя, потому что у него похожая фамилия. Но он добрый, и его любят. Только, когда приходит сердитый, все боятся и притихают. Он тогда долго не начинает урок. И ходит по классу, ищет, к чему бы придраться.
Ну, провести нас все-таки трудно. Мы уже знаем его привычки. И нужно сидеть смирно, на него не смотреть, а уткнуться в книгу. Тогда это с ним скоро проходит. Он подергает свою широкую, длинную бороду и отойдет. И опять делается веселый.
А сегодня его укусила какая-то муха. Он ходит по классу с линейкой. И то одного, то другого мимоходом шлепнет по спине, или по затылку. Ученики только ежатся, да голову в плечи прячут, когда он близко подходит. А когда он шлепнет кого, тот ойкает так, как-будто ему не больно, а очень приятно.
И неужели он им верит, что не больно? Вот чудак!..
-- Ты чему смеешься, собачий сын?
Беляков Сережка тычет меня под бок: "тебя". Учитель надвигается на меня. А мне уж кажется, что он съездил меня линейкой. Смотрю на него во все глаза. И не хочу ежиться и голову прятать.
-- Тебя, олух, спрашивают: над чем зубы скалишь?
-- Я не смеялся.
-- Врать!
-- Ей богу, не вру!
Он-таки съездил мне по башке линейкой.
-- За что вы... деретесь?.. Вас бы!..
Я уж не помню, что еще сказал. Потому что он заревел, как бык. Только слышу, как по моей спине и затылку линейка гуляет.
Потом он тащил меня через весь класс и подталкивал в зад коленом. Потом я бороздил задницей лестницу. И ревмя ревел на ее последнем приступке...
Больно не было. А главное -- обидно: ведь я же совсем не думал смеяться. Откуда ему втемяшило?
В класс меня не звали весь день. И домой не прогоняли. И я сидел один в темном углу около печки. И ругал себя за то, что не догадался вцепиться ему в бороду. За это, конечно, выгнали бы из школы совсем и в другую уже не приняли бы. Ну, и чорт с ихними школами. Сам выучусь, ведь учился же сам и без них...
Потом начал думать, как бы так сделать, чтобы ему самому стыдно стало за то, что напрасно выбросил.
В перемены ученики сгруживались около меня в углу. И наперерыв старались утешать. А чего уж тут утешать? Раз попал, так уж этого не обернешь.
-- Ничего, Соколка, держись!-- тараторят все вдруг,-- за это не выгонит. А то ему самому попадет!
-- Зато он после никого больше не трогал!
Значит, моя спина за всех отдувалась. И то хорошо все-таки утешенье.
А когда все ушли домой, я все еще оставался за дверью в углу. Учитель, уже одетый, увидел меня.
-- Аа, ты еще здесь, собачий язык! Жрать, значит, не захотел еще? Ардальон, пусть он останется без обеда!
Меня же вздул, я же и без обеда.
Сторож Ардальон начал убираться в классе, и я ему помогал. Так уж заведено было у него: все безобедники ему всегда помогают. Он веселый, с черными усами, из солдат. И всегда с уборкой торопится, чтобы тоже уйти из школы. Значит, чем скорее уберешь, тем скорее он отпустит домой.
И все таки, когда пришел домой, отец уже вернулся со службы. И тоже на меня напустился:
-- Шляешься все, шебелы бьешь! Доберусь я до тебя, не обрадуешься!
И когда я кончал доедать подвинутую матерью чашку со щами, он бросил мне под нос на стол письмо:
-- Пожрешь, отнеси к Берви!
Это уже не раз бывало -- носить письма к Берви. Отцу дают их в канцелярии, чтобы он их туда носил. А он посылает меня. Берви -- это высокий, прямой барин, или чиновник. У него такая же борода лопатой, как у нашего учителя, только чернее. И он всегда молчит и как-будто никого не видит. И на улице также -- всегда с книгой, -- идет и читает, и тоже никого не видит.
Он всегда молча, не глядя на меня, брал письмо. А его жена, рыжая и красивая, говорит: "подожди мальчик". Потом приносит семитку и спрашивает, как меня зовут, умею ли читать. И когда узнала, что умею, говорит: "читай больше, это хорошо". Один раз я принес письмо и закашлял. Она посмотрела, взяла меня за голову, загнула ее кверху.
-- Да ты простудился! И глаза красные. Подожди, я тебе дам лекарства.
С лекарством выбежала с ней девчонка. Такая же рыжая, с меня ростом. Дочка, значит. Попрыгала около меня, потрясла кудерьками.
-- Мама, пусть он играть к нам приходит!
-- Вот он выздоровеет и придет.
Но играть к ним я все-таки не пришел. С девчонками какая игра? Нужно быть смирным, тихо разговаривать, не ругаться.
А издали много думал об этих Берви. Не похожи они на наших соседей. И стал приставать к отцу, откуда он письма к Берви -- приносит.
-- Присылают из жандармского правления.
-- А там кто их пишет?
-- Не пишут, а с почты получают и просматривают!
-- Почему просматривают?
-- Да ты чего пристал, паршивец! Он сюда сослан, за ним полиция наблюдает!
-- Это как в Сибирь ссылают? За что сослан?
-- Уходи, пока не двинул!
Когда отец не знает, что ответить, он "всегда начинает матюгаться ни за что, ни про что. Ругань его меня не страшит. Он постоянно ругается и всегда без дела, на ветер. Но спрашивать перестал. Надо, значит, самому доискиваться.
Что ссылают в Сибирь на каторгу -- это я знаю: Костьку Калягина с нашей улицы сослали и Сашку Русакова. За то, что они убили какую-то барыню, чтобы ограбить.
А этот смирный чиновник тоже убил кого и ограбил?.. Он же из-за книжки людей на улице не видит. Чуть не запинается об них. Сказал об этом матери.
-- А кто же их разберет, за что? В тихом омуте, говорят, черти-то и водятся.
Долго думал, ничего не придумал. Разве спросить, когда другой раз пойду, дочку ихнюю? Так ведь не скажет, пожалуй, или соврет.
И опять пришлось приставать к отцу, когда он был не сердитым.
-- За хорошие дела не ссылают, -- говорит отец.
-- А кого он убил?
-- Никого не убил, а заучились: бога им не нужно, царя не хотят!
-- Почему не хотят?
-- Опять пристаешь! Смотри у меня. Разве можно говорить об этом? И тебя так же вот, как их в темную карету да в крепость! Там так и сгниешь и не узнает никто.
Так и опять ничего не узнал. А угнать еще больше хочется. Темная карета... крепость. А зачем, за что -- не говорит.
Мать, если и не скажет, как следует, так хотя не облает почем зря. И опять ее спрашивать нужно.
-- Я ведь неграмотная -- не знаю. Говорят, против царя они идут, народ бунтуют.
-- Зачем бунтуют?
-- А кто же их знает? Зачитались! Кто много читает, всегда ум за разум заходит. Да ты об этом не больно-то разговаривай -- и нас из-за тебя затягают!
Спрашиваешь -- не говорят. Разговаривать не велят. А как же узнать, если не спрашивать и не разговаривать.
Говорят -- заучились, зачитались. Барыня Берви тоже говорит: больше читай. Уже не хочет ли она приснастить и меня в темную карету?
Дудки, брат, не на таковского напала, чтобы против бога и царя. Я буду, как Сусанин" а не как... Почему у них фамилия не русская?.. И зачем ей нужно меня лечить?..
И, может, нехорошо это, что я много читаю? Жаль только, в книжках не говорится про темную карету. И про то, как не признают бога и царя, тоже не говорится. Или как бунтуют народ...
4
Когда отец остается в канцелярии дежурным, он там и ночует. Тогда я ношу ему обедать и тоже остаюсь у него ночевать. А утром прямо оттуда уже в школу.
Ночевать там лучше, чем дома. Отцу тоже охотнее. И он походя, зря не ругается. Можно без никого ходить во всей канцелярии. Она раз в пятнадцать больше нашей квартиры. И много больших окон. Можно лазить по чиновничьим столам. В них всегда много старых перьев. В классе потом в них долго можно играть.
Потрескивают в печках дрова. Отец подметает к печам много окурков. Их бросаешь туда не все, а которые еще не докурены спускаешь в карман: завтра в перемену их докурим с учениками.
А к вечеру мы покупаем с отцом ситного, или баранок. И идем в трактир чай пить. Это лучше, чем с черным хлебом, как дома.
Вечером отец садится со мной решать задачи. Но решать он их не умеет. А притворяется, что знает, да не хочет. И выходит, будто я его учу. Он начинает сердиться.
-- Кто вас разберет, чему вас там учат. Хреновину всякую выдумывают! Писал бы больше -- это лучше: выпишешься, в писцы определить можно.
-- Не хочу я в писцы, учиться хочу.
-- Учиться? Это, брат, не по нашему карману. Птицын выучил своего, а теперь и не знает, где его взять!
-- Почему не знает?
-- А потому, что посажен! Тоже ведь с ними, с учеными-то, не больно церемонятся. Чуть что -- и готов, потом не выцарапается!
-- Откуда не выцарапается?
-- А ты бы все знал! Незачем говорить об этом -- по головке не погладят.
Опять двадцать пять за рыбу деньги. Почему незачем говорить? И почему нельзя быть ученым? За что по головке не гладят? Куда посажен Птицын?..
-- А все-таки хочу учиться! И сам все узнаю!
-- Узнай, узнай!.. Тебя, брат, скорее узнают!
-- Кто?
-- Да вот Кувалдин какой-нибудь и узнает!
Кувалдин -- бывший отцов товарищ. Они с ним вместе в корпусе жандармов служили. Теперь Кувалдин опять жандармом служит, только не в корпусе, а здесь, в правлении. И теперь уж отец с ним не знается. Говорит, что Кувалдин дурак и язычник.
-- Это он письма к Берви и просматривает?
-- Там поумнее есть кому!.. Я ведь сказал тебе -- незачем говорить об этом. Занимайся!