СОКОЛОВ Александр Алексеевич [13(25).4.1840, Петербург -- 30.7(12.8).1913, там же; похоронен на Митрофаньевском кладб.], журналист, прозаик, драматург, театральный критик, мемуарист.
Сын пастуха, крепостного помещика Нелидова, к-рый, выкупившись на волю, стал ко времени рождения С. театральным парикмахером, а к кон. 1840-х гг. записался в царскосельские купцы 3-й гильдии. В детстве С. часто жил на родине отца -- в д. Черневщина Новоладож. уезда (Автобиогр. -- ИРЛИ).
В 1848 поступил в Имп. театральное уч-ще своекоштным пансионером. В 1853 начал сочинять, в уч-ще издавал и редактировал рукоп. ж. "Сотрудники"; в 1854 написал драму о защите Севастополя "Самоотвержение русского народа". По окончании уч-ща (1858) определился на службу в Александрин. театр актером на выходе и суфлером, с 1862 исполнял должность пом. режиссера рус. драм, труппы. В 1867 вступил в брак с хористкой Тат. Венедиктовной Паравовой.
Одновременно сочинял для театра: ист. пьесы "Новгородцы в Ревеле" (совм. с Егоровым (И. Е. Чернышёвым), пост. 1862, рукоп. -- СПб ГТБ),"Зиновий-Богдан Хмельницкий, гетман Малороссии. Ист. представление в стихах" (СПб., 1880; пост. 1865), "Мазепа" (СПб., 1880; пост. 1866), "сцены обыденной жизни" "Гласная касса ссуд" (пост. 1867; рукоп. -- СПб ГТБ), комедия "Два поколения"(М., 1891; пост. 1864). Заботясь о расширении театрального репертуара, С. переделывал и переводил с франц., нем., англ., в т.ч. комедию Р. Б. Шеридана "Школа злословия" (под назв. "Наследство золотопромышленника" пост. 1872; опубл. под назв. "Племянники" -- "Колосья", 1885, No 8). Написанные живым языком, отмеченные остроумием, пьесы С. имели успех.
С 1865 началось многолетнее сотрудничество С. в газетах. В газ. "Петерб. листок" он с начала года помещал мелкие заметки; там же опубликовал нов. "Быль" (1865, 20-24 июля), физиологич. очерки "Рекрутский набор" (1865, 17 авг.), "Чужеядные" (1865, 28 авг.), "Визиты" (1866, 8 янв.) и др., статьи ("Современное состояние русского театра" -- 1865, 23 дек.; см. также: 1866, 5, 12 апр., и др.). В 1866 под псевд. Пуд Легкоходов вел в газете фельетонную рубрику "Уличный листок" (14 июля, 13 авг.). В 1867--68 печатался и в "Петерб. газете", где поместил навеянную повестью Н. Г. Помяловского "Молотов" комедию "Два поколения" (1867, 28 марта... 11 апр.; поставлена в том же году и имела успех), а также вел театральное обозрение (""Гроза" и ее исполнение" -- 1867, 25 мая, и др.); возможно, С. принадлежат статьи и фельетоны в этой газете, подписанные псевд. Саша.
С авг. 1868 взял в аренду "Петерб. листок" и стал его фактич. издателем и редактором. Тогда же номинальная издательница газеты О. Гельфрейх обратилась в Гл. управление по делам печати с просьбой назначить С. врем, редактором, но получила отказ, мотивированный тем, что в газете часто помещались статьи, критикующие не только игру актеров, но и распоряжения дирекции, поэтому лицу, состоящему там на службе, непозволительно редактировать подобное издание. В это время С. сблизился с редакцией ж. "Дело" (Г. Е. Благосветловым, Н. И. Шульгиным), поместил там фельетон "Тысяча и одна ночь -- русские сказки"(1869, No 10, б. п.). В сент. 1869 С. обратился с прошением уволить его из театра "но болезни и по расстройству зрения" и вскоре покинул службу (РГИА, ф. 497, оп. 2, д. 16618). С 1870 С. -- издатель "Петерб. листка", в 1872-84 -- один из соиздателей; все это время он деятельно сотрудничал в газете.
Впоследствии С. вспоминал, что он стремился "наладить и утвердить в обществе малую прессу, дешевую, посвященную местным интересам. Надо было создать среднего читателя, втянуть его в круговорот жизни, заставить принять участие в общественном движении" ("Моск. листок", илл. приб.. 1909. No 1). За короткое время С. удалось изменить облик газеты, оживив ее, и добиться успеха у публики. Заметное место на страницах газеты занимала уголовная и судебная хроника, а также закулисные новости и сплетни; помешались театральные и журн. обзоры, регулярно печатались фельетоны.
Под разл. псевд. (чаще -- Александр С.) вел в "Петерб. листке" неск. фельетонных циклов -- "Дневник прапорщика Власа Ловласова" (1868, 7, 25 апр., 12, 26 мая, и мн. др.), "Листок. Чудеса земли русской" (1868, 10 нояб., и др.), "Петр Васильевич Рогаткин. (Из совр. жизни)" (1868, 5... 16 мая) и др. С. также являлся автором пародийно-сатирич. "газеты в газете" "Эхо" (очевидное подражание "Свистку"), а также печатал собств. стихотв. фельетоны и сатирич. "сцены". По свидетельству современника, страницы своей газеты С. "наполнял постоянно, с изумительной плодовитостью и скороспелостью неистового борзописца, своей фельетонной словесностью обо всем и обо вся -- иногда метко и остроумно, часто вкривь и вкось, вульгарно и плоско, и еще чаще пристрастно и крайне нецеремонно в пасквилянтском злоязычии на одних лиц и грубом восхвалении других" (Михневич, с. 204).
В "Петерб. листке" С. постоянно выступал и как романист (в т. ч. уголовный ром. "Два мужа"--1883, 8 нояб. ... 1884, 15 мая; отд. изд. -- СПб., 1885).
Успеху "Петерб. листка" во многом способствовало то, что на его страницах с 7 нояб. 1868 С. печатал роман "с ключом" "Театральные болота" (первые главы публиковались в "Петерб. газ." с 5 сент. 1867 по 13 февр. 1868; отд. изд. -- СПб., 1869), в к-ром показал закулисную сторону театральной жизни и вывел руководителей петерб. театров (себя изобразил под фам. Ястребцов; под этим же именем он был выведен впоследствии в романе С. С. Окрейца "Во мраке"). В прим. к одной из глав С. утверждал, что не позволял "вмешаться капле вымысла" (1869, прил. к No 1) в свое повествование. "Театральные болота" "произвели страшную сенсацию" (некролог в "Моск. газ.") и имели скандальный успех (было неск. переизданий и пер. на нем. яз.); в дальнейшем последовали продолжения: кн. 2 "От берега до берега. Жизнь в провинции" (СПб., 1870), кн. 3 "Розы и тернии" (СПб., 1873) и кн. 4 "История "розового негодяя"" (СПб., 1882). Очевидно влияние на С. "Очерков бурсы" Помяловского, учитывал он также опыт поев, театру "Перелетных птиц" М.Л. Михайлова (1859) и "Уголков театрального мира" И. Е. Чернышёва (1862). А. И. Сумбатов-Южин в 1912 признавался С: "Из "Театральных болот", прочитанных четырнадцатилетним мальчиком несколько раз подряд, выросла та любовь к актеру, то признание его огромного просветительского значения, то глубокое и не покидающее меня никогда страдание его страданиями и радость его радостями, которые вытеснили из моей души многие другие, более общие переживания" (СПб ГТБ).
В 1875 С. выпустил "Театральный альманах на 1875 г." (СПб.), содержавший историю рус. театра, характеристику столичных и провинц. театров и биографии театральных деятелей.
В 1884 перешел в газ. "Минута", печатался также в "Петерб. газете", "Сыне отечества". Со 2-й пол. 1880-х гг. С. сотрудничал в низовом илл. ж. "Родина" -- поместил там много ист., бытовых и уголовных романов. "Остроумный, наблюдательный, он писал ежедневно помногу, всегда в легком веселом жанре и среди своих читателей имел большой успех" (некролог -- НВ), современников восхищали его энергичность и трудоспособность: "Хроникер и романист, / Пишет в час печатный лист, / В день -- пиесу, в вечер -- повесть, / В ночь -- роман, и все -- на совесть" (Мартьянов П. К., Цвет рус. интеллигенции, СПб., 1893, с. 245).
В 1879-86 издавал (с 1882 и редактировал) тетральную и лит. газ. "Суфлер". Покинув имп. сцену, С. не отошел от театра: он работал режиссером в любительских труппах Квадри, а впоследствии Незлобина; построил театральный зал при клубе в Лесном и выступал там как актер. В 1881 организовал постановку оперных спектаклей в саду "Аркадия", с 1891 служил два сезона в труппе Панаевского г-ра, в 1911 держал театр в Клину.
В молодости С. придерживался оппозпц. взглядов, агент [II отделения в 1876 сообщал, что он "известен необузданно-радикальным образом мыслей: человек, для которого ничего не существует святого" (ГАРФ. ф. 109. СА. оп. I. д. 2176, л. 2 об.).
Многие его произв. встречали ценз. препятствия. В 1863 театральная цензура запретила пьесу "Обыкновенная история", поскольку, как отмечал цензор, там изображен "разлад дочери с отцом. На требуемую отцом беспрекословную покорность дочь во имя какой-то свободы заявляет о своих собственных правах на жизнь..." (пит. по: Ковалева, с. 202). В 1891 была запрещена к постановке драма "Мазепа" (РГИА, ф. 777, оп. 4. д. 152, л. 126. 145-47).
В 1871 было возбуждено судебное преследование против составленного им сатирич. сб-ка "Блоха" (РГИА. ф. 777, оп. 2. 1871. л. 40). В 1882 его кн. "Возмутительницы, или Кто же тут социалисты. Юмористич. роман из времен непонимания друг друза" (СПб., 1881). первая часть к-рой печаталась в "Петерб. листке" (1881, 1 янв. ... 25 марта; дальнейшее печатание было приостановлено "по обстоятельствам, от автора не зависящим"), была запрещена постановлением К-та министров на основе доклада цензора, отмечавшего, что "в представленной книге все распоряжения властей относительно преступной пропаганды представляются неумелыми до крайности... исполнители власти -- люди невежественные, развращенные, взяточники, старающиеся лишь наружным образом угодить начальству... подозреваемые люди высоконравственные ... роман, останавливая внимание читателя на свершившихся печальных событиях, возбуждает в нем лишь осуждение правительственных властей и действий и сочувствие к пострадавшим" (РГИА. ф. 777, оп. 3, д. 5).
В 1887 была запрещена сказка в стихах "Новый конск-горбунок" (цензор нашел в ней "неудобные в цензурном отношении" "насмешки над дворянством и придворными, окружающими царя, многие речи Иванушки по поводу "обилия горя под царским венцом"" и т. д. -- РГИА. ф. 777, оп. 4. 1887, д. 13), в 1895 -- роман в стихах "Под гром севастопольский".
В сер. 1890-х гг. С. перебрался в Москву и до смерти был пост. сотр. "Моск. листка" (вел фельетоны "Дневник майора Бревнова" и "Дневник мичмана Дырки", ежегодно публиковал 2--3 бытовых и уголовных романа).
Плодовитый автор, С. работал практически во всех популярных прозаич. жанрах, выпустив более 100 книг (б.ч. в качестве ежемес. приложений к газ. "Свет" и ж. "Родина"), рассчитанных на маловзыскательного читателя. Среди них сб-ки рассказов, очерков, сценок, анекдотов "Смешное и грустное" (СПб., 1874), "Веселая книга" (СПб., 1888), "Нет веселее книги" (М., 1904), книга для детей "Весна" (М., 1885) и многочисл. романы на разл. темы: из крест, жизни ("Кузьма Миронов", СПб., 1886), о сел. священнике ("Отец Алексей из Заозерья", СПб., 1894; переиздан под назв. "Мироед из Заозерья" -- М., 1904), о раскольниках ("В недрах раскола", СПб., 1895; 2-е изд., М., 1905; "Городской голова -- убийца", СПб., 1911), о земстве ("Земское дело -- семейное дело", СПб., 1875; 2-е изд., СПб., 1884), о разных сторонах столичной жизни ("Курсистка", СПб., 1888; "Золотая пыль", СПб., 1889; "Старые и новые коммерсанты", СПб., 1889).
Излюбленные жанры С. -- исторический и уголовный роман. В истории его более всего привлекали темы нар. протеста и нар. движений ["Понизовая вольница атамана Стеньки Разина", СПб., 1880; 3-е изд., М.,1906; "Устинья Федоровна (Устя) -- атаман волжских головорезов", СПб., 1888; "Пугачевская смута", М.,1901; "Лже-Петр", СПб., 1912; цикл романов об "освобождении Малороссии" (все -- СПб.): "Зиновий Богдан Хмельницкий -- освободитель Малороссии" (1888), "За честь и свободу" (1888), "Кровью, огнем и железом" (1889), "Привязанный к боярышне" (1894), "Сожженные степи" (1899)]. Обращался он и к более традиц. темам: "Крестник Петра Великого" (СПб., 1873; 3-е изд., СПб., 1889; сочувств. рец.: Н. Ф. Бажин -- "Дело", 1879, No 5), "Бородино" (СПб., 1887), "Белый генерал" (СПб., 1888; 2-е изд., СПб., 1894), "Севастополь и севастопольцы" (СПб., 1905). Среди уголовных романов С: "Бескровное убийство" (СПб., 1884), "По локоть в золоте, по локоть в крови" (СПб., 1887), "За что ее убили"(СПб., 1888), "Без следа" (СПб., 1890), "Скрытое преступление" (СПб., 1892), "Под властью тьмы" (СПб., 1898), "Руки вверх!" (М., 1911), "Совесть замучила" (СПб., 1912). Сюжет книг банален и схематичен, персонажи обрисованы стереотипно, и лит. критика их обычно игнорировала, но подход С. к жизненному материалу и способы его осмысления отвечали установкам читателей из социальных низов, романы С. пользовались в этой среде определенной известностью, нередко переиздавались.
Временами С. выступал и в роли составителя. Выпускал сб-ки "На светлый праздник. Подарок хозяина -- работнику" (кн. 1 -- 17, СПб.-М., 1892-1909), "Рыдание и хохот. Сб. новых стих, для чтения на концертах и лит. вечерах" (ч. 1-3, СПб., 1883-95); подготовил сб-к стихов разных авторов "Памяти Пушкина" ([М.], 1899), сб-к сказок рус. писателей "Тридцать и одна ночь" (М., 1905).
Долгое время работал над восп., публикуя фрагменты в разных изданиях ("Луч", "Колосья", "Театральный мирок" и др.), почти целиком поместил их под назв. "Из моих воспоминаний" в илл. прибавлениях к "Моск. листку" (1907, No 43 ... 1909, No 50). Легко и живо написанные мемуары повествуют об учебе С. в театральном уч-ще и о посещении его Николаем I, о закулисной жизни петерб. театров, о журналистской работе в "Петерб. листке", содержат сведения о мн. писателях и журналистах (Н. А. Некрасов, Н.С. Лесков, А. Ф. Писемский, В. М. Гаршин, С. Н. Терпигорев, А. Н. Плещеев, В. А. Слепцов, А. С. Суворин, М. И. Пыляев и др.), картины нравов петерб. лит. богемы.
Изд.: [стих.]. -- В сб.: Стихотв. сатира. 1969: Смерть царя александрийской сцены Нильского Грозного. -- В сб.: Рус. театральный фельетон. Л., 1991; Призраки. -- В сб.: Оборотень. Рус. фантасмагории, М., 1994; Понизовая вольница атамана Стеньки Разина, Л., 1994; Чайка, или Подлог на Александрийской сиене [пародия]. -- В сб.: Чеховский сборник. M., I999, с. 216--24.
Лит.: Окрейц С.С Романы и повести С. -- "Б-ка дешевая и обшедоступная", 1873, No 9; его же. Из лит. восп. -- ИВ, 1907, No 4. с. 85, 88: No 5. с. 401. 405; его же. Лит. встречи и знакомства. -- ИВ, 1916, No 6. с. 630-35, 640; Буренин В., Критич. очерки и памфлеты. СПб., 1884, с. 148: П. Л<евдик>. А. А. Соколов (К портрету). -- "Театральный мирок", 1892. No 12; Тихонов В. А., Театральные восп. -- ИВ. 1898. No 12. с. 1028-29; Суворов П. П., Записки о прошлом, ч. 1, М., 1898, с. 111, 211; Бураковский А. К., Закулисная жизнь артистов. М., 1906. с. 146--47; Сергеевич А., История рус. лит-ры.... СПб., [1907], с. 472; Скроботов, с. 18, 26, 27, 29, 30, 34, 40, 44, 49; Лендер Н.Н., Тени минувшего. -- "Ист. журнал". 1917, No 2, с. 169; Кугель А. Р., Лит. восп., П.-М., 1923, с. 61; Соколов П.П., Восп., Л., 1930, с. 283; Данилов С. С., Рус. театр в худож. лит-ре. Л.-М., 1939. с. 165-70; Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России. 1825-1904. М., 1962. с. 143-44; Морозов Н., Сорок лет с Гиляровским, М., 1963, с. 32; Очерки истории рус. театральной критики. 2-я пол. XIX в., Л., 1976 (ух.): Ковалева И. Н., Рус. драм, театр и рев. ситуация в России на рубеже 50-х -- нач. 60-х гг. XIX в. -- В кн.: Рев. ситуация в России в 1859-1861 гг., т. 7, М., 1978, с. 201-02; Петровская (2): Королев Д. Г., Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX -- нач. XX в., СПб., 1999 (ук.). * Некрологи, 1913: "Моск. газ.", No 265 (подпись Гр-э); ИВ, No 9; НВ, 31 июля, 1 авг. (H. Афанасьев); ТиИ, No 51; "Петерб. газ.". 30, 31 июля. Брокгауз; Мезьер: каталог ОРДП; Муратова (1; ук.): Смирнов-Сокольский; ИРДТ; Бернандт Г Б., Ямпольский И.М., Кто писал о музыке, т. 3, М., 1979; Масанов (не учтены псевд. Дядюшка-Болтушка. Пуд Легкоходов).
Архивы: ИРЛИ. ф. 377, 1 собр., No 2554 (автобиогр.); ф. 36, оп. 2, No 432 (письмо В. П. Буренину): РГИА, ф. 497, оп. 2, д. 14143 (об исключении из податного сословия; м.с). д. 16618 (о службе в петерб. театрах): ф. 777, оп. 3, д. 5. 97, оп. 4. д. 13 (рукоп. сказки "Новый конек-горбунок"), 53. 74. оп. 25. д. 61: РГАЛИ. ф. 459. оп. 1, No 3995 (письма A. С. Суворину); ф. 227, оп. I. No 150 (письма А. А. Измайлову): СПб ГТБ (письма B. О. Михневичу; письмо М. Г. Савиной); РНБ, ф. 874. оп. I. No 20, л. 103 (письмо C. Шубинскому); ф. 118, No 60, л. 202-03 (мат-лы П. В. Быкова).
А. И. Рейтблат, при участии А. Ю. Балакина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007