Соколов Александр Алексеевич
Царь-баба. Исторический роман в двух частях. А. А. Соколова. Спб., 1885 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Царь-баба. Историческій романъ въ двухъ частяхъ. А. А. Соколова. Спб., 1885 г. Дѣйствіе происходитъ въ царствованіе Императрицы Екатерины П. Самый романъ заключается въ слѣдующемъ: у баснословно богатаго князя Ртищева двое законныхъ дѣтей: Борисъ и Елена, и незаконный сынъ, Сергѣй, прижитый княземъ съ дворовой дѣвушкой, подкинутый въ барскій домъ и воспитывающійся наравнѣ съ дѣтьми законными. Но князь самымъ тщательнымъ образомъ скрываетъ отъ всѣхъ, отъ семьи, знакомыхъ и даже отъ крѣпостной дворни происхожденіе Сергѣя; всѣ считаютъ его подкидышемъ, воспитанникомъ неизвѣстнаго происхожденія. Сохраненіе такой тайны кажется намъ мало вѣроятнымъ; но такъ нужно автору, безъ этого никакого бы романа не было. Ну, и мы ничего противъ этого не имѣемъ,-- пускай себѣ le secret de polichinelle остается никѣмъ не узнанною тайной. Читатель же посвященъ въ нее съ первыхъ страницъ романа и не перестаетъ видѣть бѣлыя нитки, которыми зашитъ положенный въ его основу секретъ. Сергѣй влюбленъ въ Елену; Елена влюблена въ Сергѣя. Объ этотъ узнаютъ старый князь и княгиня и немедленно удаляютъ молодаго человѣка подъ благовиднымъ предлогомъ, но по разнымъ побужденіямъ. Конечно, князю стоило только позвать Сергѣя и наединѣ открыть ему тайну. Такъ и слѣдовало поступить, такъ всегда дѣлалось. Но, опять-таки, тогда и романа бы не было. А тутъ-то именно и произошло самое крупное и безповоротное осложненіе. Въ тревогѣ отъ предстоящей разлуки влюбленные сходятся на свиданье въ садовой бесѣдкѣ. "Сергѣй опустился передъ княжной на колѣна,-- повѣствуетъ авторъ.-- Елена обняла его. Огненная страсть охватила ее. Грудь ея сильно колыхалась, уста горѣли. Объятія были нервны, порывисты. Серіѣй и Елена очнулись, когда первый проблескъ зари заигралъ на небѣ"... Досекретничался, стало быть, князь Ртищевъ. Къ зимѣ вся семья Ртищевыхъ переѣхала на житье въ Петербургъ, а Сергѣя препроводили въ деревню навѣдывать всѣми хозяйственными дѣлами князя. Елену представили ко двору, начали подыскивать жениха. Тутъ-то, какъ на грѣхъ, вспыхнулъ пугачевскій бунтъ; заволновались и ртищевскія имѣнія. Въ виду крайне опаснаго положенія, Сергѣй прискакалъ въ Петербургъ объяснить все князю и получить необходимыя инструкціи и полномочія. Во время довольно продолжительнаго пребыванія въ столицѣ Сергѣй ясно высказалъ старику-князю свои чувства въ Еленѣ и свои надежды на возможность брака съ нею. Ртищевъ волнуется, продолжаетъ секретничать и, хотя въ туманныхъ выраженіяхъ, но обнадеживаетъ влюбленнаго молодаго человѣка, повторяя: "утро вечера мудренѣе". Прощаясь съ княземъ, Сергѣй говоритъ:
   -- Я ѣду князь, но вы дадите мнѣ слово...
   -- Не бери и не дѣлай никакихъ условій,-- отвѣчалъ ему твердо князь Ртищевъ.
   Сергѣй замолчалъ на минуту, но затѣмъ снова сказалъ:
   -- Если бы я и Елена могли быть увѣрены...
   -- Думай не о себѣ и не объ Еленѣ... Полгосударства въ опасности, а ты...
   Между тѣмъ, для Елены выискивается женихъ, графъ Разузловскій, мотъ и негодяй отъявленный, что нисколько не мѣшаетъ кн. Ртищеву, поощрять его сватовство къ дочери. Онъ грозитъ даже выдать Елену насильно за него замужъ. Дѣвушка наотрѣзъ отказывается и прямо объявляетъ отцу, что любитъ Сергѣя и только за него пойдетъ. Опасаясь, какъ бы отецъ не исполнилъ на самомъ дѣлѣ своей угрозы, Елена написала объ этомъ Сергѣю. Тотъ прискакалъ сейчасъ же въ Петербургъ. "Между нимъ и княземъ произошла сцена, полная ужаса",-- пишетъ авторъ.
   -- Это нечестно, князь!... Вы почти обнадежили меня!-- кричалъ Сергѣй.
   "Князь не находился и только старался унижать Сергѣя. Елена плакала, ломала въ отчаяніи руки. Княгиня лежала въ обморокѣ. Весь домъ былъ въ ужасномъ волненіи. "Надо съ этимъ покончить разъ навсегда",-- подумалъ князь..." и "распорядился" Сергѣя, связаннаго, отправить въ симбирское имѣніе и сдѣлать "свинопасомъ". Приказаніе было въ точности исполнено и все скрыто отъ Елены. Неправдоподобность этого втораго секрета, опять-таки, бросается въ глаза. Еленѣ, находящей способы тайно отъ родителей переписываться и видѣться съ любовникомъ, имѣющей возможность посылать къ нему нарочныхъ въ подмосковную, вдругъ не оказывается средства узнать объ участи любимаго человѣка, когда всей дворнѣ она извѣстна и вся дворня, по обыкновенію, обманываетъ "старыхъ" господъ въ угоду "молодымъ". Изъ романа не видно даже, чтобы Елена особенно волновалась внезапнымъ исчезновеніемъ Сергѣя и употребляла какія-либо усилія узнать о постигшей его судьбѣ.
   Въ симбирскомъ имѣніи нѣмецъ-управляющій тотчасъ же "запоролъ" опальнаго молодаго человѣка до полусмерти и заперъ въ своего рода "экономическую тюрьму". Крестьяне возмутились, пристали къ пугачевщинѣ и разграбили барское имѣніе. Управляющій едва унесъ голову, спасенный великодушіемъ Сергѣя, сдѣлавшагося предводителемъ бунтующихъ и пугачевствующихъ крестьянъ. При разгромѣ пугачевцевъ, Сергѣя словили и посадили въ острогъ. Когда вѣсти обо всемъ этомъ дошли до Елены, она кинулась въ отцу съ страшными упреками. Князь, вмѣстѣ съ дочерью, поскакали спасать -- отецъ загубленнаго сына, несчастная дѣвушка -- любимаго человѣка, котораго продолжала считать своимъ женихомъ, мужемъ передъ всевѣдущимъ Богомъ. Только по пріѣздѣ на мѣсто кн. Ртищевъ счелъ нужнымъ открыть дочери "свою тайну" въ такую минуту, когда, по здравому смыслу, въ томъ не было безъисходной необходимости, такъ какъ Сергѣй не былъ разысканъ и было множество шансовъ за то, что онъ давно безвѣстно погибъ въ суматохѣ бунта и расправы съ нимъ. На позднюю откровенность отца Елена отвѣчаетъ:
   -- Онъ не братъ мнѣ!...
   -- Не братъ?... Какъ не братъ?!-- спросилъ князь.
   -- Сестры не бываютъ любовницами братьевъ, а я любовница Сергѣя.
   Сергѣя они, однако же, разыскали, измученнымъ физичееки и нравственно, Сольнымъ при смерти. Онъ умеръ на рукахъ любовницы-сестры и отца, "отрекающихся" отъ него даже въ эту минуту, яко бы для спасенія чести рода князей Ртищевыхъ. Елена пошла въ монастырь, напутствуемая милостями императрицы, которой она чистосердечно разсказала страшную исторію своей любви.
   Такова романическая сторона книги, преисполненной множества несообразностей, изъ которыхъ мы отмѣтили лишь нѣкоторыя, особенно тѣсно связанныя съ основною фабулою повѣсти. Не безъ большихъ погрѣшностей, по нашему мнѣнію, и историческая часть романа г. Соколова. Личность Екатерины II очерчена слишкомъ блѣдно, не въ соотвѣтствіи съ заглавіемъ Царь-Баба, и, безъ малѣйшей въ томъ необходимости, Царь-Баба изображена совсѣмъ не такою, какою она была въ дѣйствительности. Въ изложеніи причинъ пугачевскаго бунта авторъ придаетъ преувеличенное значеніе вліянію раскола и его вожаковъ, хотя къ самому роману расколъ не имѣетъ никакого отношенія. Да и вообще всѣ, подчасъ очень длинныя изложенія взглядовъ автора на историческія событія не служатъ къ украшенію его произведенія и, съ немалою для него пользою, могли бы быть совсѣмъ опущены. Описанія баловъ, придворной и городской жизни того времени слабы и не характерны; характеры не типичны. А ужь тогда ли не было у насъ типовъ! Въ заключеніе мы должны сказать, что романъ г. Соколова принадлежитъ къ разряду беллетристическихъ произведеній "литературно-фабричнаго издѣлія".

"Русская Мысль", кн. VIII, 1885

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru