Сокальский Петр Петрович
Сокальский П. П: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

I.

   Сокальский Петр Петрович -- (1830--1887) -- литератор, композитор и исследователь русской народной песни. Окончив курс в Харьковском унив. и получив степень магистра химии, писал в "Московских" и "С.-Петербургских Ведомостях" и "Голосе", издавал и редактировал "Одесский Вестник", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечеств. Записках", "Русской Мысли" и пр. Написал оперы: "Мария" (или "Мазепа"), "Майская ночь", "Тарас Бульба" ("Осада Дубно"); первая осталась незаконченной.
   В шестидесятых годах С. читал лекции о музыке в одесском филантропическом обществе, в которых намечены идеи о русской народной музыке, получившие полное развитие в его капитальном труде "Русская народная музыка" (Харьков, 1888). Из других музыкально-литературных трудов С. особого внимания заслуживают статьи: "Китайская гамма в русской народной музыке" ("Музыкальное Обозрение", 1885--86) и "О будущности русской музыки" ("Баян", 1889). Кантата С. "Пир Петра Великого" была премирована русским музыкальным обществом в Петербурге, в 1860 г. Н. С. {Брокгауз} Сокальский, Петр Петрович -- род. 14 сентября 1832 в Харькове, ум. 30 марта 1887 в Одессе.
   Внук профессионального музыканта и дирижера и сын профессора харьковского университета, С. в 1847--52 учился в харьковском университете (естественный факультет) и в то же время занимался музыкой, учиться которой (фп.) стал рано. По окончании университета С. поступил преподавателем в екатеринославскую гимназию; в то же время он стал собирать народные песни. Получив степень магистра химии в Харькове в 1855, С. был затем домашним учителем, сотрудничал в журнале министерства государственных имуществ и других общих изданиях, три года состоял секретарем русского консульства в Нью-Йорке (1857--60; здесь С. сделал наброски своей первой оперы). С 1860 был помощником своего брата по редактированию "Одесского вестника", а в 1871--76 редактором его. Во время русско-турецкой войны С. находился на театре ее, но с 1878 отдался главным образом музыке.
   Плодотворная общественная и литературная деятельность С. была крайне разнообразна.
   Начиная с 1855 С. выступал в печати в качестве беллетриста, автора специальных статей по химии, сельскому хозяйству, экономическим вопросам, музыке и газетного корреспондента (из Америки, из Турции).
   Сторонник общественной самодеятельности, С. основал в Одессе несколько обществ, в том числе "Филармоническое" (1864), где читал лекции о музыке.
   Плод многолетних трудов С., капитальное исследование "Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и отличие ее от основ современной гармонической музыки" выпущено было в свет в Харькове 1888, после смерти С., братом покойного И. П. С. В сочинении этом, в своем роде единственном, С. устанавливает звукоряды, лежащие в основе народной русской песни (в разные эпохи ее развития), а также стремится выяснить -- в связи с текстом -- ее ритмическое построение.
   Из композиций С. крупнейшей является "Осада Дубно", опера в 4 д. с пролог. (либретто С. на сюжет "Тараса Бульбы"; клавираусц. напечат.); начата она 1876, изд. 1884 и нигде целиком не ставилась.
   Опера эта в музык. смысле широко задумана, но не выдержана; судя по ней С. талант далеко не заурядный, которому не хватало однако знаний и опыта, чтобы создать нечто действительно выдающееся.
   Кроме "Осады Дубно" изданы еще: "Славянский марш", "Священный благовест" для 4 голосов; "Песнь утопленницы" и, " Дума" (для 1 гол.); "О Rimembranza" и южно-славянская рапсодия "На берегах Дуная" (для фп.); несколько романсов, полек, вальсов и др. В 1903 вышел из печати посмертный сборник малорусских и белорусских народных песен в обработке С., с интересным (неоконченным) предисловием, где проводится мысль о допустимости и неизбежности авторского субъективизма при обработке народных песен. Написаны, но не изданы: оперы "Мазепа" (или "Мария"; не оконч.) и "Майская ночь", фортепианные пьесы, много хоров и 32 романса (для пения с фп.). Статьи С. по музыке печатались в "СПб. Ведомостях" (1863, NoNo 1--31), "Времени" ("О музыке в России" 1862, март), сборнике "Из мира искусства и науки" ("О механизме музык. впечатлений"; 1887, выпуски 1 и 2) "Голосе", "Отечественных записках", "Русской Мысли", "Музыкальном обозрении" ("Китайская гамма в русской музыке", 1885, NoNo 26--27) и "Баяне" ("Будущность русской музыки", NoNo 15--18). Остались в рукописи "Основы музыкальной психологии" и "Лекции по истории музыки". {Риман} Сокальский, Петр Петрович композитор и писатель, был после своего брата редактором-издателем "Одесского вестн."; ум. 30 марта 1887 г. {Половцов}
  
   Оригинал здесь
  
  

II.

   Сокальский (Петр Петрович, 1830--1887) -- литератор, композитор и исследователь русской народной песни. Окончив курс в Харьковском унив. и получив степень магистра химии, писал в "Московских" и "С.-Петербургских Ведомостях" и "Голосе", издавал и редактировал "Одесский Вестник", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечеств. Записках", "Русской Мысли" и пр. Написал оперы: "Мария" (или "Мазепа"), "Майская ночь", "Тарас Бульба" ("Осада Дубно"); первая осталась незаконченной. В шестидесятых годах С. читал лекции о музыке в одесском филантропическом обществе, в которых намечены идеи о русской народной музыке, получившие полное развитие в его капитальном труде "Русская народная музыка" (Харьков, 1888). Из других музыкально-литературных трудов С. особого внимания заслуживают статьи: "Китайская гамма в русской народной музыке" ("Музыкальное Обозрение", 1885--86) и "О будущности русской музыки" ("Баян", 1889). Кантата С. "Пир Петра Великого" была премирована русским музыкальным обществом в Петербурге, в 1860 г.

Н. С.

   Оригинал здесь
  

III.

   Сокольский Пётр Петрович (14 (26) IX 1832, Харьков - 30 III (11 IV) 1887, Одесса) - укр. композитор, муз. критик, фольклорист и обществ. деятель. В детстве играл на фп., затем на флейте и виолончели, участвовал в домашнем ансамбле (с братьями), в оркестре молодых любителей музыки. В юношеские годы начал сочинять музыку. В 1852 окончил Харьковский ун-т (естеств. ф-т). Работал учителем ботаники, зоологии и минералогии в Екатеринославской гимназии. В 1857-58 находился в США как личный секретарь рус. генерального консула. Здесь продолжал заниматься музыкой, изучал нар. песни, записанные им в Харьковской губернии. С 1858 сотрудник (и помощник редактора) газ. "Одесский вестник", к-рую издавал его брат Н. П. Сокальский. Активно участвовал в работе Филармонич. об-ва в Одессе, способствуя исполнению в его концертах произв. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. В 1861-63 жил в Петербурге, сблизился с Даргомыжским, публиковал муз.-публицистич. статьи (в т. ч. "О музыке в России", 1862). Вернувшись в Одессу, организовал в 1865 по образцу Бесплатной музыкальной школы Об-во любителей музыки (впоследствии - Одесское муз. об-во). Продолжал выступать в печати (газ. "Одесский вестник", "Новороссийский телеграф") со статьями и рецензиями. Итогом его музыковедч. деятельности явилась кн. "Русская народная музыка, великорусская и малорусская..." (1885, изд. посм., 1888), в к-рой С. писал о своеобразии нац. иск-ва, пытался определить стадии его развития, прослеживал общие черты и особенности рус. и укр. музыки. Оперы С. (целиком не были поставлены, исполнялись лишь в отрывках) "Майская ночь" (1863), "Осада Дубно" (1878) наряду с произв. Н. В. Лысенко явились первыми проф. образцами укр. оперного иск-ва. Составил сб. "Малороссийские и белорусские песни" (изд. 1903).
  
   Сочинения: оперы - Мазепа (или Мария, по поэме "Полтава" А. С. Пушкина, 1858, не окончена), Майская ночь (по повести Н. В. Гоголя, 1863), Осада Дубно (по повести "Тарас Бульба" Гоголя, 1878, клавир изд. 1884); кантата - Пир Петра Великого (1860, премия на конкурсе РМО); пьесы для орк.; для фп. - Славянский альбом (1873), Славянский марш (на болг. тему, 1875), Далматская баркарола (1876) и др.; хоры, романсы.
  
   Литературные сочинения: О музыке в России, "Время", 1862, т. 8, март, No 3; Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки, Хар., 1888 (на укр. яз. - Кіив, 1959); Вибранi статтi та рецензiи, (вступ. ст., прим., ред. Р. Кулик), Кіив, 1977.
  
   Литература: Ф. С., Биографические сведения из жизни П. П. Сокальского, "Новороссийский телеграф", 1887, 9 апр.; Материалы для биографии П. П. Сокальского, там же, 1887, 11 апр.; Карасев П., П. П. Сокальский и его работы в области изучения русской народной песни, "Этнографическое обозрение", 1912, кн. 94-95, No 3-4; Mаслов A., П. П. Сокальский как исследователь русской народной музыки, "Музыка и жизнь", 1912, No 4; Карышева Т., Из истории украинской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4; её же, П. П. Сокальский, К., 1951 (на укр. яз. - Кіив, 1959); её же, П. Сокальский, в сб.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956.

Т. Н. Соловьёва.

  
   Музыкальная энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973--1982.
  
   Оригинал здесь
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru