СНЕГИРЁВ Иван Михайлович [23.10(3.11), по др. данным, 23.4(4.5).1793, Москва -- 9(21).12.1868, Петербург; похоронен в Александре-Невской лавре], фольклорист, этнограф, историк-археолог, библиограф, переводчик, искусствовед, мемуарист; цензор. Из дворян; сын проф. Моск. ун-та (читал курсы церковной истории и истории философии), переводчика ("Иудейские письма к Вольтеру" А. Гене, ч. 5-6, М., 1816-17), выходца из духовенства, Мих. Мих. Снегирёва (1760-1820; см. о нем: РБС), водившего семейное знакомство с изв. проповедником митр. Платоном (Лёвшиным). Образование получил дома, затем в Академической г-зии при Моск. ун-те (1802-07); в 1807 переведен в студенты ун-та, в 1810 -- в кандидаты. Первоначальные основы образования сложились в филол. школе профессоров И.Т. Буле, Х.Ф. Маттеи и Е.Ф. Тимковского.
Еще в ун-тские годы дебютировал в печати как переводчик с франц., помещая работы в ж. "Друг юношества" (1808) и выпуская отд. изданиями: "Евдоксия, дщерь нещастного Велизария. Истинная повесть" П. де Монтенгона (т. 1--2, М.. 1809; подпись И. Снгрн), "Письма, мысли и избр. творения..." принца Ш. Ж. де Линя (т. 1-6. М.. 1809-10) и др. В 1814 выпустил компилятивную кн. "Дух Екатерины Великой..." (ч. 1, М.),состоявшую из краткого биогр. очерка и переводных отрывков из писем и свидетельств очевидцев. В 1820-1821 издал сб-к пер. (отрывки из И. Г. Гердера, Ж. Ф. Лагарпа и др. авторов) и подражаний -- "Досуги моего уединения" (ч. 1-2, М.;одобрит. отзыв: ОЗ, 1821, No 20). Как переводчика и компилятора С. привлекали в осн. нравоучит. сочинения европ. Просвещения: "В особенности занимали меня изображения жизни и характера мужей, великих по своим дарованиям и подвигам на поприще наук, войны и политики; к сему присовокупил я частные и общие наблюдения свойств и отношений человека" (из предисл. С. к 1-му тому "Досугов..."). Но в ориг. сочинениях С. к нач. 20-х гг. уже возобладал интерес к рус. просветителям -- светским, в частности к Д. И. Вельяшеву-Волынцеву ("Восп. о Д. И. Вельяшеве-Волынцеве" -- "Соч. в прозе и стихах", ч. 1, М., 1822), и особенно к духовным.
В 1815 -- магистр словесных наук Моск. ун-та; с 1816 преподаватель по кафедре римской словесности и древностей (с 1819 -адъюнкт, с 1826 -- проф.); автор уч. пособий: "Лат. грамматика" (М., 1826; 3-е изд., 1836), "О предмете и цели древностей римских и пособиях иностранных и отечественных для изучения оных"(ЖМНП,1835, No 11; отд. отт. -- [СПб., 1835]) и др. (в т. ч. на лат. яз. -- см. раздел: Др. произв.). Увлекаясь латынью, находил собеседников или адресатов, владеющих ею. Одновременно (1817-27) преподавал рус. словесность в г-зии Моск. воспитательного дома, а в 1826 и в частном пансионе, где тогда учился Т. Н. Грановский. В 1836, после оставшегося не выясненным конфликта в ун-те, С. оставил кафедру.
Учившийся у профессора И. А. Гончаров (поступил в 1831) писал о нем: "Вкрадчивый, тонкий, но в то же время циничный, бесцеремонный, с нами добродушный... Балагурство было, кажется, господствующей чертою его характера". Остроумие С., его способности подражать чужим голосам и во всем находить смешную сторону создали ему и в университете, и в об-ве "репутацию буффона".
Он "наживал себе одним этим, кроме разных других проделок, много врагов. Он исподтишка мастер был посмеяться над всяким, кто попадется под руки. -- и, говорят, нередко "лил свои пули" перед митрополитом Филаретом (Дроздовым), у которого (и вообще у высшего духовенства) он был принят на короткой ноге, благодаря более всего своим познаниям в русских, особенно в церковных, древностях" (Гончаров И. А., Собр. соч., т. 7. М.. 1980. с. 251).
Снегиревский дар насмешника выделял А.Д. Галахов: "В самой природе Снегирева лежала наклонность к глумлению и передразниванью" (Галахов. с. 77). К.А. Полевой вспоминал, как на одной из вечеринок у его брага Николая в 1827 от "резких сарказмов" С. "хохотал" А. С. Пушкин (Пушкин в восп., т. 2, ук.).
Неосторожные подчас шутки и пересмешки возбуждали конфликты: к примеру, угроза юного К.С. Аксакова (см. его "Воспоминания студенства" -- в кн.: Рус. об-во 30-х гг. XIX в., с. 329) и, вероятно, резкий разрыв приятельства между МП. Погодиным и С. в кон. 20-х гг.
На рубеже 10--20-х гг. (параллельно преподаванию рус. словесности) С. увлекся рус. историей и этнографией, стал собирать этногр. мат-лы, фольклор, коллекционировал лубочные картинки. Постепенно изменились его науч. интересы: он вошел в т. н. Румянцевский кружок, объединявший историков и археологов (1815--26; его глава -- гр. Н. П. Румянцев, гос. деятель, дипломат, меценат, коллекционер), сблизился с археологом и филологом К. Ф. Калайдовичем (братом П.Ф. Калайдовича). В 1820 С. избран чл. ОЛРС, а в 1827 -чл. ОИДР (7 лет был секр.). Новые направления исследовательской деятельности С. обозначили ст. "Рус. народная галерея, или лубочные картинки" (ОЗ, 1822, No 30), "О простонародных изображениях" ("Соч. в прозе и стихах", ч. 10, М., 1824), а также "Опыт рассуждения о рус. пословицах" (там же, ч. 7, М.,1823; отд. отт. -- М., 1823).
В 1831 вышел начальный том труда С. "Русские в своих пословицах" (т. 1-4, М., 1831-34; в 1836 отмечен Демидовской пр. АН), имевший большой читательский успех. В 1-м т., в согласии с его подзаг. "Рассуждения и исследования об отеч. пословицах и поговорках", впервые в рус. словесности рассматривались смысловая и поэтич. природа жанра, его возникновение, сродство с притчей у древних евреев, бытование у греков и римлян и новых европ. народов, у слав, племен и, наконец, у русских (включая заимствование иностр. пословиц и отношение пословиц и поговорок к худож. словесности). Тома 2--4 явились первым в рус. словесности сводом пословиц; они включали записи не только С, но и М.Я. Диева, С. П. Шевырёва, Н. В. Сушкова, А. И. Тургенева, И.Ф. Калайдовича, П. В. Киреевского; пословицы располагались по содержанию (антропологич., физич., исторические) и сопровождались комментариями (развернутая оценка труда -- Сухомлинов).
В духе обретаемой общественно-гос. сознанием в нач. 30-х гг. идеи народности С. находил в фольк. материале проявления имманентно присущих народу "веры ... в благость Божия промысла", "преданности к царям" и "благоговения к самодержавной власти", "благочестия", "твердости в слове", "трудолюбия и умеренности в желаниях", "любви к подчиненности" (Сухомлинов, с. 367). Критика с одобрением отзывалась о труде С, отмечая в то же время отсутствие у него полноты ист. взгляда на материал. Так, Н. И. Надеждин писал, что пословицы не только отражают светлые стороны народности, но и "бывают памятниками заблуждений и слабостей народного характера, неразлучно соединенных с природой человеческой" ("Телескоп", 1831, No 12, с. 509; ср. также: "Уч. зап. Моск. ун-та", 1835, ч. 7, No 9; СП, 1835, 18 мая).
Собирание и публ. пословиц С. продолжал еще не менее четверти века: "Местные пословицы рус. мира" (БдЧ, 1834, т. 6), "Рус. народные пословицы и притчи" (М., 1848; рец.: А. Ф. Вельтман -- "Москв.", 1849, No 2; 03, 1849, No 1-2; "Совр.", 1849, No 5), "Рус. юридические пословицы" ("Москв.", 1849, No 7--8), "Мценские идиотизмы и пословицы" ("Москв.", 1850, No I), "Неизданные пословицы великорусские" (ИзвОРЯС, т. IV, Приб., тетр. IV, 1855), "Новый сборник рус. пословиц и притчей..." (М., 1857; рец.: ОЗ, 1857, No 7-8) и др.
Так же первым в России сводом фольклорно-этногр. материала стал 4-томник С. "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (M., I837--39; в 1840 отмечен Демидовской пр. АН), объединивший многочисл. сведения из личных наблюдений автора и его знакомых, из рус. и иностр. источников, особенно -- старой и новой рус. лит-ры. Материал, "добытый" С., сисключит. полнотой охватывал поставленную тему и со временем не утратил значения "первоисточника", поскольку "многие собранные им факты позже не наблюдались уже другими собирателями, т. к. успели исчезнуть или совершенно изменить свой первоначальный вид" (Азадовский, с. 353-54).
Работы, посв. пословицам и обрядам, "явили" С. к сер. века одним из ключевых знатоков рус. фольклора, нар. творчества, да и самой жизни рус. народа. H. В. Гоголь не раз просил друзей прислать ему в Италию книги С.: "весьма нужны, дабы окунуться покрепче в коренной русский дух" (письмо к H. M. Языкову, 8 янв. 1847 -- Гоголь; Вельтман же "итожил" в 1849: "Рус. история, археология и вообще рус. литература обязаны С. за разработку самой труднейшей и основной своей части: нар. быта, рус. ума и души в исконных пословицах и обрядах празднеств. За такой труд все и каждый ученый и любитель родной старины поклонятся ему не раз с благодарностью" ("Москв.", No 2, с. 57).
Качества широкоохватности и "первоисточника" присуши также искусствоведч. работам С: "Лубочные картинки" ("Москв.", 1841, No 5), "О лубочных картинах рус. народа" (М., 1844; одобрит. рец. П. Н. Кудрявцева -- ОЗ, 1845, No 4; мнение В. Г. Белинского: "интересная брошюра" -- ОЗ, 1846, No 1), "Лубочные картинки рус. народа вмосковском мире" (переработка кн. 1844, М., 1861; рец.: Ф. И. Буслаев -- ОЗ, 1861, No 9; А. А. Котляревский -- "Библ. обозр.", М., 1862, с. 86--87). Они также содержат описания ряда "листов", утраченных впоследствии. С. почитал лубок как "олицетворение ... верований, знания и мнений" народа, далекое, впрочем, от художественности, культивируемой обществом.
Самой долголетней темой ученых и лит. занятий С. стала история Москвы. Первая публ. -- "Взгляд на подмосковное село Измайлово" -- состоялась в 1824 ("Ист., статистич. и геогр. ж-л", кн. 3). Заветной теме он посвятил множество работ (статей, брошюр, книг) -- как собственно по истории города (вкл. частные эпизоды), так и по истории отд. улиц, урочищ, архитектурных (преим. церковных) памятников. Наиб. полные и известные из них две: "Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы" (M., 1841; то же, в II тетр., 1842--45) и "Москва. Подробное ист. и археологич. описание города"(т. I-2, М., 1865-73).
Рец.: П. Н. Кудрявцев -- ОЗ, 1842, No 2. 1843, No I; М. П. Погодин -- "Москв.", 1842, No 2, с. 564; И.Д. Беляев -- там же, 1845, No 10, с. 230; |б. п.| -- "Совр.", 1842. No 2; БдЧ, 1843. т. 61; Ф. В. Чижов -"Моск. лит. и ученый сб-к на 1847". М.. 1847; И.Е. Забелин -- ВЕ, 1867, т. I, 2. Кратко отозвался Белинский: "Великолепное и изящное издание ... драгоценная книга равно делает честь и автору, и издателю" (IX, 400).
Подобная добротность присуща также и ряду частных по теме "московских" работ С: "Московские нищие в XVII столетии" ("Вед. моск. гор. полиции", 1852, 16-18 апр.; отд. отт. -- М., 1852), "Прогулка по Покровской улице" ("Вед. моск. гор. полиции", 1856, 14-22 авг.; отд. отт. -- М., 1856), "Дворцовое царское село Измайлово, родовая вотчина Романовых" (М.,1866; 3-е изд., 1892) и мн. др.
Москвоведч. работы С., хотя и критиковавшиеся (довольно резко) по частным вопросам специалистами (в частности, И.Е. Забелиным), сохранили науч. значимость до наст, времени. Как признанный эксперт и знаток Москвы С. привлекался к восстановлению и музеефикации палат бояр Романовых в Зарядье ("высочайше пожалован" орд. Св. Станислава 1-й степени).
К историко-москвоведч. работам непосредственно примыкает сохранившее большой историко-культурный интерес илл. изд. "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества", подготовл. совм. с археологом-рисовальщиком А. А. Мартыновым (тетр. 1--18, М., 1846-1859; 3-е изд., 1852-57). В нем подробно описаны многие, в т.ч. ныне утраченные, архитектурные памятники Москвы, Подмосковья, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Углича и др. мест.
Рец.: Кудрявцев -- ОЗ, 1845, No 4; Е.Ф. Корш -- там же, No 6; А. Н. Майков -- ОЗ, 1848, No 6; [б. п.] -- там же, No 11; БдЧ. 1845. т. 71; "Моск. гор. листок". 1847. 23 июня (подпись М.); А. Авдеев -- там же, 19 дек.; А. Н. Попов -- "Сев. обозр.", 1849. No I ; А. Н. Афанасьев -- "Совр.". 1850, No 6. 1852. No 4; [б. п.] -- "Совр.". 1853. No 7 (см. также: Бойкова).
Пост. влечение С. к духовному просвещению широкой публики особо проявилось в его обстоят. путеводителях по Троице-Сергиевой лавре: "Путевые записки о Троицкой лавре" (М., 1840)и "Троицкая Сергиева лавра" (М.. 1842; peu.: Кудрявцев -- ОЗ, 1840, No 10; 1842, No 12); "Древняя деревянная церковь в скиту Гефсиманском близ Троице-Сергиевой лавры" (М., 1853); "Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру" (М., 1856; рец.: А. Н. Пыпин -- "Совр.", 1857, No 1; ОЗ, 1857, No 1, б. п.) идр.
Общение в юности с митр. Платоном наряду с возросшим интересом к исконно рус. просветительству побудили С. уже в кон. 10-х гг. написать его биографию: "Начертание жизни и деяний московского митрополита Платона" (ч. 1-2, М.,1818; 2-е изд., испр. и доп., под назв. "Изображение жизни и деяний..." -- М., 1822); работа над ней продолжалась и позднее: в 1831 вышло "новое издание, вновь написанное" [ч. 1-2, М.; 2-е доп. изд., 1835; "новое изд., пересмотр, и значительно доп.", под назв. "Жизнь моск. митр. Платона", М., 1856 (рец.: ОЗ, 1857, No 1; И. А. Крылов -- "Вед. моск. гор. полиции", 1857, 28 янв.); 4-е изд., М., 1891]. Широкий отклик в печати и читательский успех сопровождали вторую духовно-просветит. биографию С. "Очерки жизни московского архиепископа Августина" [А. В. Виноградского] (М., 1841; 3-е изд., 1841; 4-е изд., 1848; peu.: Галахов -- ОЗ, 1842, No 1, 1848, No 11; Погодин -- "Совр.", 1842, т. 26; Шевырёв -- "Москв.", 1848, No II; ЖМНП, 1842, ч. 33 и "Вед. моск. гор. полиции", 1848, 9 окт. -- обе б. п.) -- о незаурядном проповеднике и организаторе прихожан перед вторжением Наполеона в Москву, обновителе моск. церкви и восстановителе ее святынь после изгнания захватчиков.
Если в жизнеописаниях Платона и Августина преобладало повествовательно-фактографич. изложение судеб (автор "не вносит в свои материалы к.-н. любимой мысли ... но просто и верно рассказывает, как что было" -- Галахов, ОЗ, 1848, No 11, с. 18), то в третьей духовной биографии -- последнего противника церк. реформы Петра I "Арсений Мациевич, митрополит Ростовский и Ярославский" (М.. 1862), -- появившейся в пореформ. время, С. не скрывал собств. оценок: Арсений "как вольная жертва своих убеждений не пал и не угасил своего духа, не изменил своему направлению... В тот век, когда не терпима была гласность, когда смелое свободное слово, хотя бы и правдивое, о деле государственном и государевом ставилось наравне с гос. преступлением, в тот век отзывы Мациевича о мерах и лицах правительственных приняты были за оскорбление Величества и крамолу". Арсений "смело шел на крест, зная, что его ожидает" (в 1767 его лишили монашества и приговорили к вечному заключению, подвергали пыткам; держали 10 лет в заточении) (с. 3, 19).
С. написал одну из первых в отеч. лит-ре работ об иконописи -- "О значении отечественной иконописи. Письма к гр. А. С. Уварову о рус. иконописи" (СПб., 1848), заслужив одобрит, отклик славянофила А. Н. Попова в брошюре "Иконописание" (СПб., 1849). Выявляя специфичность старинного иконописания, С. обращал внимание на его духовную, историческую и палеографич. ценность: "В иконах [мы читаем] непрерывную летопись веры, благочестия и отечественного художества". И если памятники иконописи "не подчиняются правилам и условиям искусства, ограниченного более чувственным изяществом, зато они представляют строгое подчинение идеи художественной идеям религиозным в догматической истине и в священном предании" (с. 4, 30).
Ок. 40 лет С. печатался в периодике: "Вест. Европы" (1826-30), "Моск. вест." (1827), "Тр. и зап. ОИДР" (1826-30), "Б-ке для чтения" (1834-49), "Отеч. зап." (1829-1830 и 1839-40), "Ж-ле Мин-ва нар. просвещения" (1835-47), "Моск. вел." (1837-1862), "Приб. к "Моск. губ. вед"" (1841-42). "Москв." (1841-49), "Рус. вест." (1842), "Б-ке для воспитания" (1845), "Моск. гор. листке" (1847). "Вед. моск. гор. полиции" (1848-57). "Душеполезном чтении" (1862-63) и др. Писал статьи для Энц. словаря С. А. Селивановского и Энц. лексикона А. А. Плюшара; издал 1-й т. (буквы А-Г) "Словаря рус. светских писателей..." митр. Евгения (Болховитинова) (М., 1838; с доп. и исправлениями издателя).
В 1824--55 служил в Моск. цензуре; одобрил "Братьев-разбойников" и"Сцену из "Фауста"" Пушкина; в 1834 одобрил два "Философических письма" своего старинного ун-тского приятеля П. Я. Чаадаева, но их не пропустил духовный цензор Ф. А. Голубинский; в 1841 защищал "Мертвые души" Гоголя, вопреки запрету большинством ценз, к-та; уволен за разрешение в выпущенном к юбилею университета очерке об университетской типографии раздела о Н.И. Новикове.
Жизнь С. на закате оказалась печальной. Уже в нач. 2-й пол. 60-х гг. он сильно бедствовал -- передавал в залог (под 50%) право на получение своей пенсии (отставного д. стат. сов.), и старший сын Михаил (чиновник-юрист) забрал отца в Петербург. Имп. б-ка привлекла С. к работе над восп. о митр. Евгении (в связи со столетним юбилеем), ценившем работы С. еще в 30-е гг., но сним случился удар, что "ослабило его умственную деятельность" ("Голос", 1868, 10 сент.). На то время пришелся перевод Михаила на службу в Харьков, а "расслабленный старец" остался в Петербурге и после больницы проживал в пансионе. Перебравшиеся в столицу жена С. и младший сын Андрей (отставной офицер) уговорили его поселиться с ними в дачном домике. Сожительство продолжалось всего 10 дней: оно сопровождалось пьянством сына и жены, а подчас и "немилосердными" побоями со стороны последней, и окончилось вмешательством околоточного (там же, 28 авг.; ср.: там же, 8 сент.) и помещением С. в лечебницу (там же, 23 сент.).
"Скандально-печальное" происшествие (см. о нем также: там же, 9, 14, 17, 18 сент.) послужило, однако, и поводом к объявлению обществ, подписки на собр. соч. С. в 6 разделах: археология, история лит-ры и библиографии, история, библиография, этнография, топография, а также прилагаемые к ним "Дневники" с 1823 по 1865 (см.: там же, 23 сент.).
Еще при жизни С. были опубл. лишь начатые им "Воспоминания" (РА, 1866, кн. 1-2; переизд. в посв. его трудам серии: Старина рус. земли, т. 1, кн. 1, СПб., 1871), примечательные колоритными описаниями жизни "допожарной" Москвы и Моск. ун-та 1810-х гг. Несомненного доверия как памятник рус. мемуарно-документальной лит-ры заслуживает обширный "Дневник" С. (РА, 1902, кн. 2-3; 1903, кн. 1-3; 1904, кн. 1-3; 1905, кн. 1-2; отд. изд. -- т. 1-2, М., 1904-1905). Он содержит множество ценных "сюжетов" на науч. темы С. (фольклор, этнография, археология, архитектура), сведения о литературных и политических новостях, моск. событиях, слухах, а также зарисовки бытовых мелочей и происшествий, представляющих историко-бытовой интерес. "Дневник" воспроизвел записи С. за 1822-- 1825 и 1834--65; однако его издатель А. А. Титов не располагал частью тетрадей, относящихся к периоду с июня 1822 по 1828. Частично их содержание изложил, прибегая к цитатам, "Рус. библиофил" (1912, No 4); наиб, интересны, по мнению публикатора, "вести и слухи, ходившие в Москве вокруг смерти Александра Благословенного и последовавших затем декабрьских дней царствования имп. Николая Павловича" (с. 54).
Неожиданно и -- поначалу -- контрастно мнению непосредств. собеседников о С. как "пересмешнике" впечатление читателя его дневника в нач. 20 в.: "И. М. был всюду вхож, всюду имел репутацию приятного и обязательного человека... В смысле освещения его приспособляемости и умения пойти на компромисс с внутренним голосом путем маленького самообличения чрезвычайно характерна, напр.. немного фривольная, но колоритная запись в дневнике С. [о возвращении на ночлег после всенощной в монастыре]: "Беседа с хозяином. Дуня девушка [сенная] перестлала мне постель и раздела меня. Ночное странствование. Без сна встретил я утро грехом и любовью"" (там же, с. 53).
Состоял в Одес. об-ве ист. древностей, в Археологич. об-ве, Копенгаген, об-ве сев. антиквариев. В 1854 избран чл.-к. Петерб. АН.
Др. произв.: "Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplines severioribus", "Nova chrestomatia Latina" (оба -- M., 1816), "Взгляд на пословицы вообще и особенно русские. Введение" (М., 1829), "Древности Рос. гос-ва" (отд. 1-6, М., 1849-53), "Памятники древнего художества в России" (тетр. 1-6, М., 1850-54), "О звериной и птичьей охоте и зверинцах в Москве до XVIII в." (отд. отт. -- М., 1861), "Крестные ходы в Москве" (отд. отт. -- М., 1861), "О начале и распространении лютеран, и реформат, церквей в Москве" (отд. отт. -- М., 1862), "Воспитатель благородного юношества в духе веры и благочестия" [А. А. Прокопович-Антонский] ("Душеполезное чтение", 1865, No 1).
Изд.: Русские в своих пословицах. Лейпциг, 1971; Рус. простонар. праздники и суеверные обряды, ч. 1-2, M., 1990 (подг. текста и предисл. Л. И. Акимовой); Словарь рус. пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. Н. Новгород, 1996; М., 1997; Рус. нар. пословицы и притчи, М., 1999 (полг. текста и комм. Е. А. Костюхина).
Письма: С. к В. Г. Анастасевичу, 1828--31 ("Др. и нов. Россия". 1880, No 11; отд. изд. -- СПб., 1892). КС: Н.А. Полевого [1832-34 -- см.: Муратова (1, ук.); PC. 1901. No 5]; М. Я. Диева (ЧОИДР, 1887, кн. 1; 1909, кн. 4; отд. отт. -- М,, 1909); Н. Д. Иванчина-Писарева (Письма к С., 1839-42. СПб., 1902); Переписка с митр. Евгением (Болховитиновым) и др. (ЧОИДР, 1892, кн. 2).
Лит.: Пушкин. Письма, т. 2; Пушкин. XIX; Гоголь, IX. XII; Белинский: Вяземский. IX: Достостоевский; Дмитриев. Главы; Добролюбов; Чернышевский; Григорьев. Письма; Барсуков; Аксаков И. (I); Шевырев С. П., История Моск. ун-та, написанная к 100-летнему его юбилею. 1755-1855, М.. 1855; 2-е изд., М.. 1998; Толстой (все ук.); Ивановский А., Дневник С. как материал для биографии совр. литераторов. -- РИ, 1868, 8, 10 окт. (см. также: "Петерб. газ.", 18 сент.; СПбВед, 10 нояб., 8 дек.; все -- 1868); С. и дневник его воен., СПб., 1871 (вкл. биогр. очерк А. Д. Ивановского); Пыпин А. Н.. Изучение рус. народности... Этнографы 30-50-х гг.: Снегирев. Пассек, Даль. -- ВЕ, 1882, No 11; Семевский М. И., Путевые очерки, заметки и наброски. -- PC, 1889, No 10, с. 213-15; Буслаев Ф. И.. Мои восп., М., 1897; его же. Мои досуги, М., 2003 (ук.); Галахов А. Д., Зап. человека. М., 1999 (ук.): Забелин И. Е., Восп. о жизни. -- В кн.: Река времен. М., 1995, с. 41: Архангельский А. С., Введение в историю рус. лит-ры, т. I. П., 1916, с. 232-242; Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1, М., 1958; Привалова Е., Из истории "Плутархов" в России. -- РЛ, 1966, No 1, с. 144-45; Воропаев В. А., "Мертвые души" и традиции нар. культуры (Н.В. Гоголь и С.). -- РЛ, 1981, No 2: Воропаев В., Воропаева Е., С. и лит. Москва. -- В кн.: Москва литературная. Критики столицы о совр. лит-ре. М.. 1985: Вздорнов Г. И., История открытия и изучения рус. ср.-век. живописи. XIX в., М., 1986 (ук.); Моск. ун-т в восп. (ук.): Рус. об-во 30-х гг. XIX в. (ук.); Хромов О. Р., С. -- исследователь лубка. -- В кн.: Букинистич. торговля и история книги, в. I, М., 1990; Формозов А. А., Об историке России и Москвы. -- "Моск. ж-л", 1992, No I; Рогова Н. Б.. И. М. Снегирев: цензор и лит. герой. -- В сб.: Цензура в России: история и современность, в. 2, СПб., 2001; ее же. М. М. Снегирев и И. М. Снегирев -- профессора Моск. ун-та. -- В альм. "Филос. век", в. 28. т. I, СПб., 2005. * Некрологи. 1868: РВел, 12, 17 дек.; "Петерб. газ.". 12 дек.; "Совр. листок", 21 дек.; 1869: "Моск. ун-тские изв.", No I (Ф. Буслаев); "Голос", 4 марта; Войкова О. Ф., И. М. Снегирев. Биобибл. ук., М., 1994 (рец.: Ильин-Томич А.. Лукавый подзаголовок. -- НЛО, 1997, No 23); Сл. профессоров Моск. ун-та, ч. 2; Мелер А. В.. Словарь цензоров. М., 2002; Геннади; Сл. ОЛРС; Клейменова. ОЛРС; РБС; Брокгауз; СДР; КЛЭ; СИЭ; Лерм. энц.; Энц. "Слова..."; Черейский; ИДРДВ; История ист. науки в СССР. Доокт. период. Библ., М., 1965; Боград. ОЗ (I); Боград, "Совр."; Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 361;РНБ. ф. 707; ЦИАМ, ф. 31, оп. 5, д. 123 (ф. с. 1836). д. 179, л. 38-47 (ф. с. 1843), д. 217 (ф. с. 1846): ГИМ, ф. 283, No 4 (письмо Ю. А. Бартеневу); ф. 304. No 48 (восп. о С. неизв. лица): ф. 372. No 12 (письмо Я. М. Неверову); ф. 440, No 85 (письма И.Е. Забелину); ф. 450. No 847 (письма И. Д. Беляеву); ф. 17, оп. I, No 79, 81, 351 (письма С. С. и А. С. Уваровым).
В. М. Бокова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007