Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007307/1007307a1.htm
СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1837-1904), русский поэт и прозаик. Родился 26 июля (7 августа) 1837 в С.-Петербурге, сын сенатора. В 1855 окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семеновском полку, в 1859 поступил в Академию Генерального штаба. Первые стихи, помеченные инициалами "К.С.", и переводы из В.Гюго, О.Барбье и Дж.Г.Байрона напечатаны в журнале "Общезанимательный вестник" в 1857, ряд стихотворений опубликовал журнал "Иллюстрация". Молодое дарование высоко оценил Аполлон Григорьев, при содействии И.С.Тургенева в 1860 появились публикации в "Современнике" и "Отечественных записках". Григорьев в "Сыне отечества" (1860, No 6) не замедлил поставить Случевского рядом с М.Лермонтовым и выше А.Фета, Я.Полонского, В.Майкова и Ф.Тютчева, поместив его тем самым в определенный литературный ряд. Сопоставления были по-григорьевски проницательные, но похвалы незаслуженные, и этим умело воспользовались авторы крайне левого сатирического еженедельника "Искра", поэты-пародисты Д.Минаев и Н.Ломан, осмеявшие "кладбищенский" пафос новоявленного гения (в его стихотворениях "Я видел свое погребенье" и "На кладбище") и его эгоцентризм; к ним присоединился Н.Добролюбов, назвавший его "гением общих мест" и тоже опубликовавший убийственную пародию "Мои желанья". Смертельно оскорбленный Случевский прекратил печататься, оставил военную службу и отправился за границу.
Учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, первым делом отплатил своим гонителям-демократам, опубликовав в 1866-1867 три брошюры, язвительно обличавшие Н.Чернышевского и Д.Писарева, под общим заглавием "Явления русской жизни под критикою эстетики". Это создало ему новую, одиозную репутацию, которая мешала продвижению на литературном поприще, но помогла сделать карьеру в министерстве внутренних дел и департаменте государственных имуществ. В 1891-1902 Случевский - главный редактор "Правительственного вестника", в конце жизни тайный советник, гофмейстер, член совета Главного управления по делам печати.
С 1871 Случевский заново возвращается в литературу как поэт (под инициалами И.Н.С. или под псевдонимом П.Телепнев - в журнале "Всемирная иллюстрация", затем, уже за полной подписью, в благотворительных сборниках, журнале "Русский вестник" и газете "Новое время") и как прозаик (сперва как "Серафим Неженатый" с романом "От поцелуя к поцелую", 1872, затем под собственным именем со сборниками повестей и рассказов "Виртуозы", 1882, "Застрельщики", 1883, "Тридцать три рассказа", 1887, "Исторические картинки", 1894). Характерен его роман "Профессор бессмертия" (1892), перемежающий в манере "Русских ночей" В.Ф.Одоевского беллетристику с рассуждениями на религиозно-философские темы.
Массив стихотворных сочинений открывает поэма-сказка В снегах (1878), напечатанная в приложении к новогоднему номеру "Нового времени"; за ней следуют "Стихотворения" (1880); по мере накопления лирики (соединяемой в циклы), поэм, мистерий и баллад в 1881-1890 выходят 2-я, 3-я и 4-я книжки поэтического собрания. Оно составляет первые три тома Сочинений К.К.Случевского в шести томах (1898). Поэт и беллетрист был также драматургом (пьесы "Город упраздняется", 1881, совм. с В.А.Крыловым; и "Поверженный Пушкин", 1899) и очеркистом-этнографом (книги "По северу России", тт. 1-3, 1886-1888, и "По северо-западу России", 1897). Широкий жанрово-тематический диапазон творчества Случевского был следствием разбросанности интересов (наставник и доброжелатель Случевского Тургенев шутливо именовал его "поэтом-живописцем-историком-философом-экономистом-публицистом"). Над всем этим многообразием царил универсальный, "бытийный" цинический пессимизм, полномочным выразителем которого являлся заглавный персонаж знаменательного стихотворного цикла Случевского - Мефистофель.
Постоянный сюжет Случевского - изобличение всеобщей вольной и невольной лжи, лицемерия, лицедейства, обмана творца, издевающегося над своим творением. За отсутствием Бога этим творцом оказывается, как в поэме "Элоа" (1883), романтизированный и несколько оперный Сатана. Пессимизм с декадентским оттенком был вполне подстать эпохе "малых дел", и к началу 1890-х годов у Случевского появляются восторженные поклонники и подражатели среди поэтической молодежи (А.Коринфский, К.Льдов и др.), готовые признать его не только мэтром, но и "королем поэтов". Им адресован последний стихотворный сборник Случевского "Песни из Уголка" (1902), апофеоз "сумеречной" безнадежности ("основы правды зыбки", но зато "в бессильи все равны"; и характерное признание: "я никого не ненавидел, / Но презирал - почти всегда"), который, однако, поэт склонен выдавать за парадоксальный оптимизм.
Философ, поэт и замечательный литературный критик В.Соловьев назвал Случевского "невоспитанным талантом" и посетовал на "недостаточно критическое отношение автора к своему вдохновению". Того же свойства был и вердикт В.Брюсова в статье "Поэт противоречий" в книге "Далекие и близкие" (1912), хотя именно в творчестве Брюсова - и в стихах, и в прозе - явственно сказалось и художественное, и мировоззренческое влияние К.Случевского, одного из тех, кто трансформировал романтическое начало русской лирики "золотого века" и донес его до лирики "века серебряного".
Умер Случевский в С.-Петербурге 25 сентября (8 октября) 1904.
http://hrono.info/biograf/sluchevski.html
Случевский Константин Константинович (1837-1904), поэт, прозаик. Родился 26 июля (7 августа н.с.) в Петербурге в семье государственного чиновника, сенатора. Получил отличное домашнее образование.
Учился в 1-м кадетском корпусе, который закончил с отличием в 1855, служил в лейб-гвардии Семеновском полку. В 1859 поступил в Академию Генштаба, но в сентябре 1860 внезапно подал в отставку и уехал за границу.
В 1861 слушал лекции в Сорбонне, изучал философию и естественные науки в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, получил степень доктора философии.
По возвращении в Россию служил в Главном управлении по делам печати и в Министерстве государственных имуществ. С 1891 по 1902 Случевский был главным редактором официальной газеты "Правительственный вестник".
В последние годы жизни он был членом Совета министра внутренних дел, членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, гофмейстером двора (придворный чин и должность 3-го класса). Такова карьера Случевского.
Литературная деятельность на раннем этапе была не столь успешной, как в последние годы жизни. Первые публикации остались незамеченными ни критикой, ни публикой. Перелом произошел в 1861, когда Случевский встретился с А.Григорьевым, на которого его стихи произвели сильное впечатление и вскоре были напечатаны в некрасовском "Современнике". Однако революционные демократы (Добролюбов, Курочкин) подвергли поэзию Случевского столь жесткой критике, что он перестал писать и уехал за границу. Только одиннадцать лет спустя его стихи вновь стали появляться в печати.
В 1880-90 вышли четыре книги его стихотворений и пять книг прозы, три тома географо-этнографических очерков "По северу России", а также поэмы и драматические сцены в стихах на темы современной жизни.
В 1902 вышла последняя книга стихов "Песни из "Уголка".
Умер Случевский в 1904, 25 сентября (8 октября н.с.) в Петербурге.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Лобакова И. А. Случевский Константин Константинович // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
Т. 5. Слово Даниила Заточника-Я. Дополнения. Карты. Указатели. - 1995. - С. 7-8.
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-0071.htm
СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович (26.VII.(7.VIII).1837, Петербург - 25.IX.(8.X).1904, там же) - поэт. Род. в семье сенатора, ок. 1-й кадетский корпус в Петербурге, служил в гвардии, в 1859 поступил в Академию Генштаба, в сент. 1860 вышел в отставку, слушал лекции по философии в Париже, Берлине, Лейпциге, получил степень д-ра философии в Гейдельбергском ун-те. С 1866 служил в Гл. управлении по делам печати, позже был гл. ред. "Правительственного вестника". Первые стихи были напечатаны в 1857; стал широко известен с 1860, после появления в Совр. стихотворений, высоко оцененных Ап. Григорьевым. Отрицательные отзывы демокр. критики привели к тому, что Случевский не печатался до 1883. В 80-х занял прочное место в рус. поэзии. Его цикл "Мефистофель" заметно повлиял на поэзию 90-900-х. Обратившись в 90-х к рус. истории, поэт в ряде произведений не только выразил свое видение ист. фактов, но и объяснял нар. легенды, связанные с событиями прошлого ("Новгородское предание", "Корона патриарха Никона", где сформулирована одна из гл. идей Случевского: "Народ... народ... Он сам сложил свое былое, / Он дал историю. В ней все его права", "Петр и Алексей" и др.). Особое место занимает стихотворение "Ты не гонись за рифмой своенравной...", вошедшее в цикл "Из Уголка" (1895-1901). В нем центральным стал образ Ярославны, олицетворяющий для поэта саму поэзию. Споря с очень характерной для того времени идеей об умирании стихотв. формы, Случевский не раз утверждал: "Поэзия жива вопреки всем нападкам на нее и вопреки очевидности непоэтической эпохи". В назв. стихотворении, построенном в заостренно диалогич. форме, на протяжении всех шести четверостиший проводится противопоставление рациональной ненужности поэзии ("Ты не гонись за рифмой своенравной / И за поэзией - нелепости оне...", "Слово не плоть... Из рифм одежд не ткать!", "Слова бессильны дать существованье, / Как нет в них также сил на то, чтоб убивать", "Смерть песне! Смерть! Пускай не существует!") ее независимому, естественному, обусловленному высшим смыслом существованию ("Однако преисправно / Заря затеплилась; смотрю - стоит стена, / На ней, я вижу, ходит Ярославна / И плачет, бедная, без устали она", "А Ярославна все-таки тоскует в урочный час на каменной стене"). Автор, словно стремившийся убедиться в отсутствии прав на жизнь поэзии, убеждается в том, что только в ее власти победить время: "Ведь умер князь и стен не существует, / Да и княгини нет уже давным-давно; / А все, как будто, бедная, тоскует / И от нее не все, не все схоронено". Случевскому важны не столько само С. или образ Ярославны как идеальной жены (как в более поздней поэтич. традиции), а та сила тоски ее плача, которая и сделала его сильнее смерти. Высшая поэзия - та, что передает боль сердца. В целом, такая позиция окажется близка А. Ахматовой ("Всего сильнее на земле - печаль, / А долговечней - царственное слово").
Соч.: "Ты не гонись за рифмой своенравной..." // Книжки недели. 1898. No 1. С. 47 (с изменениями: Соч. К. К. Случевского: В 6 т. СПб., 1898. Т. 1. С. 326; Песни из Уголка. СПб., 1902. С. 70; Стихотворения и поэмы. М., 1962. С. 224-225; Слово - 1967. С. 402-403; Слово - 1985. С. 375; Слово - 19861. С. 424; Слово - 19862. С. 295-296).
Лит.: Мазур Т. П. К. К. Случевский. Основные этапы творческой биографии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1974; Мирошникова О. В. Лирика К. К. Случевского (жанрово-композиционное своеобразие): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1983.