Слепцов Василий Алексеевич
Свиньи
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Слепцов Василий Алексеевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1864
Обновлено: 28/08/2006. 38k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Повести и рассказы
Скачать
FB2
Оценка:
6.00*3
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(Деревенские сцены)
По цензурным соображениям первое издание рассказа имело название
"Казаки"
.
В. А. Слепцов
Свиньи
Деревенские сцены
----------------------------------------------------------------------------
В. А. Слепцов. Избранное
М., "Детская литература", 1984
Вступительная статья, составление и комментарии М. С. Горячкиной
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
{* Рассказ этот был напечатан в "Современнике" в 1864 году, но в то
время он не мог явиться в печати с этим заглавием и потому назван был
"Казаки". (Прим. В. А. Слепцова.)}
В Куравинском волостном правлении получена была на имя волостного
головы бумага такого содержания:
"По случаю следования по тракту, пролегающему чрез Куравинскую волость,
его сиятельства графа Остолопова, имеешь ты немедленно озаботиться о том,
чтобы дороги, равно мосты и гати находились к 13-му числу сего месяца в
исправности и надлежащем порядке, а так как его сиятельство во время
перемены лошадей в селе Куравине будут иметь обеденный стол, то вменяется
тебе в непременную обязанность неупустительно сделать зависящее распоряжение
и строжайше внушить сельским старостам, сотским и десятским, дабы они не
препятствовали крестьянам означенной волости встретить его сиятельство с
хлебом-солью. Буде же которое-либо сельское общество в отдельности или же
все в совокупности пожелают отслужить напутственное молебствие о здравии его
сиятельства или, отпрягши лошадей, везти графский экипаж на себе, то и сему
также не препятствовать, но о таковом желании крестьян донести мне лично,
для чего имеешь ты явиться ко мне в город".
Волостной писарь, получив это предписание, послал сейчас же сторожа за
головою. Сторож нашел голову на пчельнике, где он сидел на корточках у
пенька*, весь обмотанный тряпками, и подкуривал пчел. Лицо у него было
завязано решетом.
- Что там еще? - закричал голова, недовольный тем, что ему помешали.
- Идите проворней, бумага пришла. Нужно, - говорит сторож, отмахиваясь
от пчел.
- Тьфу ты! пропасти на вас нет, с бумагами-то совсем, - говорил голова
из-под решета. - Отроиться не дадут.
Однако через несколько времени он пришел в правление. Писарь прочел ему
бумагу. Голова слушал молча и глядя в землю.
- Понял? - спросил писарь.
- Понял. Ну-ка, прочитай-кась еще! Писарь еще раз прочел.
- Так, - сказал голова. - Ну, что ж теперь делать?
- Больше ничего, что поезжай в город.
- В город, - повторил голова и вздохнул; потом стал чесать в затылке;
чесал, чесал, наконец сказал: "Тьфу ты!" - и ушел. Однако сейчас же опять
вернулся.
- Что ж это такое значит? Иван Митрич, скажи ты на милость, - спросил
он у писаря. - Господи!
- Да ничего! Что ты? Поезжай, скажут.
- Знаю я, что скажут, да... ах ты! главная это досада пчела. Такая
пчела, я тебе скажу, - сила! Сроду я такой пчелы не видал. Только было стал
подсаживать. Матка - настоящий бык ревет. Да ведь какая обида-то - намедни
еще в лесу три пенька поставил.
- Это точно, что обидно, - подтвердил писарь.
- А ты как думал? Теперь, братец мой, пчеле самый ход, а ты в город.
Ах, боже мой! Я онамедни лекарю говорю: "Нет, говорю, мне счастья на пчел,
хоть ты что хочешь. Нету, нет".
- Что делать, служба, - заметил писарь и стал вносить "входящую" в
настольный регистр*.
- Служба? А я про что ж? Самая наша каторжная жись. Вот летошний год
тоже было охоту завел - гусей; ну, бросил. Ох, так как же насчет бумаги-то?
- Говорят тебе, что скажут.
- А отписаться нельзя?
- Нельзя. Поезжай лучше без разговору.
- И поедешь. Ничего нельзя сделать, - говорил про себя голова, уходя из
правления.
Вернувшись домой, он убрал пчел, новую матку в пустой пенек отсадил и
велел сыну не отходить от нее; потом запряг лошадь, постоял среди двора,
подумал, залез в тележку, сказал сам себе: "В город" - и поехал.
Народ в это время был весь почти в поле, на жнитве, а потому никто и не
знал о полученной бумаге. Только писарь сходил к дьячку, да еще сторож
болтнул целовальничихе, что по дорожному делу голову потребовали в город.
Однако мужики, вернувшись на ночь домой, уж узнали, что дело неладно. Сейчас
одна старушонка накинула зипунишко и побежала к другой.
- Ох, мать, беда!
- Какая беда?
- И-и! Такая ли беда - неслыханная. Ты что знаешь? Ведь голова-то в
город уехал.
- Что так?
- Да слышь, грамоту прислали, чтобы тыись всем миром молебствие
служить, потому, слышь, дорогу такую хотят строить, чтобы на людях возить.
- Полно?!
- Сейчас провалиться.
- Ах, господи!
- Да еще какой грех-то, мать ты моя: который, слышь, ежели везть не
захочет, станет упираться, - того сейчас к лошадиному хвосту привяжут и по
чисту полю размычут.
- М-м! Царица небесная!
- Последние наши денечки пришли.
Старухи сели рядышком на лавку и стали причитать, как над покойником.
А дьячок, как свиделся с другом своим, с целовальником, так и пошел
всех останавливать на улице, говоря:
- Братцы, постоим за веру православную! Что ж? Неужли ж нам перед
батюшкой-царем свиньями себя показать?
- Это в казаки, что ли? - спрашивал на улице один мужик у другого.
- В казаки. К Успленьему дню* чтобы тыись в готовности быть, одно
слово.
- Да, да, да. Это конные?
- Уж одно слово - казаки.
- Ну, так, - заключил мужик и пошел дальше. В кабаке уж стон стоял.
- Как же так это, братцы, на людях возить станут? - спрашивал один
мужик у другого. - Какая же это такая правила?
- Такая, стало быть, и есть, - отвечал ему другой.
- Да где ж она показана, эта самая правила? "
- Нигде не показана. А вот запрягут, и повезешь.
- Ври больше!
- Вот тогда узнаешь.
- Это верно, - заметил третий. - Запрягут, известно, повезешь.
- Ничего не поделаешь, - подтвердили все.
- А вот я так не повезу, - вдруг выискался один бездомный мужичонка.
- Как так?
- А так, что не повезу. Сейчас упаду наземь - и шабаш.
- Упадешь! Как же! Нет, там тоже на вашего брата, поди, чай какой кнут
припасен.
- Упадешь. Ишь ты ловок!
- Да что ты кнутом-то своим со мной сделаешь? - настаивал мужичонка. -
Ну, бей! Побьют, побьют и отстанут. Я сейчас дух в себя вберу и не дышу. Вот
гляди!
Мужик хлопнулся об земь и прикинулся мертвым. Однако другие вступились:
- Нет, это что ж, братцы; это так скверно. Нет, у нас чтобы без обману:
уж коли везть, так везть всем миром, а то на-ка что!
- Эдак, пожалуй, всякий захочет: об земь хлопнулся - раз! и кончено.
- Нет, братцы, так не годится. Трушка, черт, вставай! Где тут палка-то
у нас?
Трушка вскочил и убежал.
Мужики тоже пошли вон из кабака, но на улице в разных местах толпился
народ; везде шли толки про дорогу. Впрочем, о дороге скоро совсем бросили
рассуждать. Об этом пуще всего бабы горячились. Ну да мужики им мало верили,
потому что бабы стали рассказывать совсем уж несообразные дела.
Один мужик пришел домой, видит, баба сидит на пороге, воет.
- Что ты, дура, воешь?
- Ох, головушка горькая!
- Чем горькая-то!
- Да ведь я синельшыку холстину-то отдала.
- Ну что ж, что отдала?
- Теперь небось от синельшыка-то одни косточки остались.
- Почему так?
- Да ведь его к хвосту привязали.
- Кто тебе сказал?
- Бабы сказывали.
- О, дура! Поди ужинать сбирай!
А многие бабы, как услыхали про дорогу, так стали сбираться: все тряпье
уложили в коробья и попрятали, кто на гумно в солому, кто в подполицу. Одна
баба схватила ухват и всю посуду перебила.
Муж пришел.
- Ах ты, окаянная! Что ты наделала?
А баба так и крошит горшки, чтобы никому не доставались.
- На что ты доброе-то переколотила?
- Да куда ж его беречь? Как эдакая страсть придет, что тогда? Ничего не
унесешь.
- Какая страсть-то?
- А бог ее знает, какая!
На другой день, утром рано, голова вернулся из города, а уж его старуха
с невесткою все свои коробья в лес перетаскали, сами надели котомочки с
хлебом и собрались уходить.
- Куда вы?
- А в лес.
- Зачем?
- Корениться.
- От кого корениться? Бабы и не знают.
Голова, как приехал, так первое дело сходил на пчельник, поглядел, не
отроился ли новый рой, а потом сейчас же велел десятским народ скликать на
сходку. Старухи еще пуще стали выть. Мужики собрались все у правления, а
бабы столпились позади их. Вышел голова.
- Здравствуйте, православные!
- Здравствуйте, Прохор Степаныч, - сказали мужики. Голова посмотрел
вокруг.
- Бабы, пошли прочь отселе! Бабы стали приседать и прятаться. - Пошли
домой! Робята, гоните баб!
- Ну вас! - закричали мужики. По бабы не шли.
- Постой! - сказал один десятский; выдернул из плетня кол и начал
махать на баб. Другой десятский сбегал в правление и принес метлу; и
прогнали баб.
Голова не вдруг мог собраться с мыслями, наконец сказал:
- И чт_о_ теперича я вам скажу, старички почтенные.
Мужики слушали, но голова затруднялся и не знал, как приступить к делу.
- Да уж ты не томи нас, - заговорили мужики.
- И вот я вам скажу, - начал опять голова, - от начальства приказ. И
как типериче, значит, весь мир, которые все православные християне у
престола всевышнего творца все равно, как верные рабы. Так будем говорить:
вот хучь бы ты, Пахом Игнатьич, - как ты сейчас перед заступницей царицей
небесной, так все одно...
Но на этом слове его перебили:
- Да уж ты сказывай, что ли, по многу ли с души-то.
- По гривне, что ли?
- Нет, не по гривне, а больше ничего, что ежели теперь кто слово, то
велено представлять. Вот и всё. А как, значит, мир, то, чтобы всё в порядке,
не как прочие, а так надо стараться, чтобы как лучше.
- Да ты это про что?
- А все про то, что мосты мостить.
- Это на что ж так?
- А на то, что велено. И еще дорогу ровнять, все выбоины землей
закидать, а в трясину хворосту навозить, потому начальство поедет, так чтобы
мне из-за вас в ответе не быть.
- Так бы ты и говорил! А еще что?
- А еще ничего. Когда скажут, тогда и узнаете. Мужики задумались.
- Да говори! Чего мяться-то? - спросили некоторые.
- Не знаю. Говорят вам, не знаю.
- Ну, полно, Прохор Степаныч. Да ты хошь так, намекни!
- Что ж, мы тебя не выдадим. Не опасайся.
- Сказывай скорей! В казаки, что ли? - крикнул кто-то сзади.
- В какие казаки?
- Да уж мы знаем, в какие.
- Мы, брат, уж это все узнали. Ты нас не морочь.
- Что вы, черти? С ума вы спятили?
- Нету, брат, - загалдели мужики. - Нас тоже на кривой-то не объедешь.
- Вот окружной узнает, он вам таких казаков задаст!
- Толкуй! окружной! Ступай, сказывай окружному. Окружной!.. Эй, робята,
кто в кабак? Там все дела разберем.
Сходка разошлась. В кабаке действительно все дела разобрали и на том
порешили, чтобы последний разок послужить - дорогу сровнять, хворосту
навозить, а потом в казаки. Хлеб так в поле и покинули.
- Не замай, птица поклюет, - рассуждали мужики. - Птица-то, ведь она
тоже есть хочет. А нас господь напоит, накормит. И без этого хлеба живы
будем.
- Мы и так довольны. Слава тебе, господи! Один мужик пришел к голове и
сказал ему:
- Мы, брат, тобой довольны. Пойдем, я тебе косушечку поднесу.
Баб хотя и прогнали со сходки, но они все-таки сзади подкрались к
мужикам и все слышали. Мужики поехали в лес за хворостом, а бабы повязались
красными платками, пошли канавки рыть, дорогу ровнять и весь день на работе
песни играли. На ночь все мужики опять собрались к волостному правлению и
послали за писарем, а сами припасли ведро вина. Пришел писарь, его
обступили. Один взял его за плечо и сказал:
- Вот что, брат, Иван Митрич, ты слушай: мы тебе ведро вина и три
целковых деньгами, а ты чтобы все по-нашему. Понимаешь?
- Ну, только, чур, чтобы не вилять, - прибавили остальные.
- Да что вам нужно-то?
- Пиши нас в каз_а_ки!
- Как в каз_а_ки?
- Так и пиши, что жалаем, охотой идем.
- Что, мол, так и так вот, мужички оченно жалают.
- Гм! - сказал писарь. - Как же я вас буду писать?
- Уж это твое дело. Мы, брат, что следует, мы от свово слова не
отопремся. Сказано - кончено дело.
- Да это что говорить, - подтвердили все.
- Уж это верно, без обману. Сказано, три целковых деньгами, ведро вина
- и шабаш. Чтобы без разговору.
- Понимаю я все это, понимаю.
- Ну, а коли понимаешь, так, значит, и толковать нечего. Получай и
пиши!
- Написать, отчего не написать, это по трудно; да что толку-то?
Положения-то ведь такого нет, чтобы в казаки записывать.