Скотт Вальтер
Бельский А. А. Вальтер Скотт

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


   А. А. Бельский.
  
   СКОТТ (Scott), Вальтер (15.VIII.1771, Эдинбург, -- 21.IX.1832, Абботсфорд) -- англ. писатель. Сын состоятельного шотл. юриста. Детство и юность С. прошли в Эдинбурге и его окрестностях. В 1792 С. выдержал в Эдинбург. ун-те экзамен на звание адвоката, с 1799 он -- шериф Селкиршира, с 1806 -- секретарь суда. У С. рано пробудился интерес к нар. творчеству и прошлому своей родины. Странствования по Шотландии принесли ему знание страны, народа и его обычаев. К этому же времени относится увлечение С. нем. лит-рой. В 1796 он опубликовал свой перевод поэмы Г. А. Бюргера "Ленора", в 1799 -- перевод драмы И. В. Гёте "Гёц фон Берлихинген". Первое оригинальное произв. С. увидело свет в 1800. Это была "страшная" романтич. баллада "Иванов вечер" ("The eve of St. John", рус. пер. В. А. Жуковского под назв. "Замок Смальгольм", 1824). С 1800 С. занялся собиранием шотл. нар. баллад, включив их в сб. "Песни шотландской границы" ("Minstrelsy of the Scottish border", v. 1--3, 1802--03). За 30 с лишним лет лит. деятельности С. создал (помимо ранних баллад) 9 поэм, 26 романов, неск. повестей, лит.-критич. и историч. труды. Внимательно следя за совр. лит. жизнью, С. сотрудничал в журналах "Edinburgh Review" ("Эдинбургское обозрение") и особенно "Quarterly Review" ("Квартальное обозрение"), осн. в 1809 при его участии.
   Романтич. поэмы С. 1805--17 были заметным явлением в лит-ре Англии и Шотландии и принесли их автору репутацию выдающегося поэта. Сюжеты ранних поэм "Песнь последнего менестреля" ("The lay of the last minstrel", 1805, рус. пер. 1822) и "Мармион" ("Marmion", 1808, рус. пер. 1828) заимствованы из средневековья; в сочетании с мотивами таинственного и иррационального это способствовало созданию романтич. колорита, атмосферы необычайного, к чему С. тяготел под влиянием фольклора и предромантич. лит-ры конца 18 в. Поэма "Мармион", в отличие от произв. его современников С. Колриджа, Р. Саути, рисует средневековье как пору страшных преступлений и злодеяний (характерен эпизод, воссозданный на рус. яз. В. А. Жуковским под назв. "Суд в подземелье", 1832). Романтическое, страшное служит у С. развенчанию ср.-век. нравов, что не исключает интереса к отд. "красочным" сторонам ср.-век. быта. Последнее вызвало критические замечания Дж. Байрона в поэме "Английские барды и шотландские обозреватели". Тема горной Шотландии с ее неповторимым колоритом впервые возникает у С. в поэме "Дева озера" ("The lady of the lake", 1810, рус. пер. 1828). Образ благородного и разочарованного разбойника появляется в поэме "Рокби" ("Rokeby", 1813, рус. перевод 1823). В поэме "Властитель островов" ("The lord of the isles", 1815, рус. пер. 1827) изображен нац. герой Шотландии Роберт Брюс (14 в.). На поражение Наполеона под Ватерлоо С. откликнулся патриотич. поэмой "Поле Ватерлоо" ("The field of Waterloo", 1815, рус. пер. 1827). Поэмы С. характерны для англ. романтизма нач. 19 в. Они сделали популярным жанр лиро-эпич. поэмы, сочетавшей драматич. фабулу с красочными пейзажами и лирич. песнями в стиле баллад. С 1812 С. поселяется в замке Абботсфорд, превращенном в своеобразный музей ср.-век. прошлого. Интерес к англ. лит-ре 17--18 вв. сказался в его кн. "Жизнь Джона Драйдена" ("Life of John Dryden", 1808) и в работе над собр. соч. Дж. Свифта, к-рое вышло под его редакцией в 1814.
   Мировую славу принесли С. его историч. романы; первый из них -- "Уэверли" ("Waverley", 1814, рус. пер. 1827), появился анонимно (след. романы вплоть до 1827 выходили как соч. "автора "Уэверли""). С. был создателем жанра историч. романа. Социально-историч. сдвиги в странах Зап. Европы на рубеже 18--19 вв. закономерно вели к стремлению осмыслить в образах ход обществ. развития. Хотя С. удовлетворялся тогдашним политич. строем Англии (конституц. монархия, сложившаяся в результате компромисса между буржуазией и дворянством), однако он видел отрицат. стороны как феодализма, так и утверждавшегося бурж. общества, сочувствовал нар. массам и отводил народу существ. роль в истории. В центре романов С. лежат события, так или иначе связанные с большими социально-историч. конфликтами. Сюжет романа "Уэверли" -- историч. события 1745, восстание якобитов, сторонников феод. династии Стюартов, против бурж. Англии. В этом, как и в других произв. С., показана историч. бесперспективность якобитства, невозможность возврата феод. уклада. Реалистично обрисован шотл. родовой (клановый) строй, находившийся на стадии разложения (достоверность описаний С. отметил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"). Наиболее значит. "шотландские" романы С. -- "Пуритане" ("Old Mortality", 1816, рус. пер. 1824) и "Роб Рой" ("Rob Roy", v. 1--3, 1818, рус. пер. 1829). В первом изображено восстание 1679, направленное против реставрированной в 1660 династии Стюартов. Сочувствие С. -- на стороне восставшего народа, но, не приемля "крайностей" в политике, он акцентирует внимание на фанатизме пуританских руководителей и высказывается за компромиссную "среднюю линию" в разрешении классовых противоречий. Тема социальной несправедливости отчетливо звучит и в романе "Роб Рой", героем к-рого является нар. мститель -- "шотландский Робин Гуд". В этом произв. романист разграничивает судьбы нар. движения, направленного против проникновения в горную Шотландию бурж. отношений, и выступления феодалов-якобитов. Придавая большое значение экономич. факторам в жизни об-ва, С. вскрывает подлинную подоплеку разорения горцев.
   Центр. герой в романах С. обычно не отличается яркостью, он выполняет функции связующего звена между борющимися политич. лагерями (таковы Уэверли в одноим. романе и Фрэнк Осбалдистон в "Роб Рое"). Др. персонажи обрисованы значительно рельефней, напр. образы барона Брэдуордина в "Уэверли", старухи Моз в "Пуританах", торговца Джарви и судьи Инглвуда в "Роб Рое"; очень выразительны плутоватый садовник Эндру Ферсервис, тип ловкого слуги, пройдохи и острослова ("Роб Рой"), а также представитель гонимого племени Сынов тумана -- Раналд Мак-Иф из "Легенды о Монтрозе" ("The legend of Montrose", 1819, рус. пер. 1822--24).
   Нек-рые романы С. не являются историческими: "Гай Мэннеринг" ("Guy Mannering", v. 1--3, 1815, рус. пер. 1824), "Антикварий" ("The antiquary", v. 1--3, 1816, рус. пер. 1825--26), "Ламмермурская невеста" ("The bride of Lammermoor", 1819, рус. пер. 1827). Хотя действие в этих романах отнесено к прошлому, они лишены масштабного конфликта, сюжет строится вокруг отношений собственности, что позволяет причислить их к ранним образцам англ. социального романа. В "Гае Мэннеринге" С. касается темы поглощения старых дворянских имений новыми силами чисто бурж. происхождения (в этом суть конфликта между лордом Элленгауэном и его антагонистом Глоссином). В "Антикварии" с темой обнищания земельного дворянства связана сюжетная линия сэра Артура Уордора. В этом же романе на примере женщины из народа Элспет С. показал, насколько губительным может быть принцип феод. вассалитета, под влиянием к-рого служанка оказывается соучастницей преступлений своей госпожи. Еще глубже в суть социальных взаимоотношений С. проникает в романе "Ламмермурская невеста". Старое дворянство, представленное здесь лордами Рэвенсвудами, обречено на неизбежную гибель, новая же аристократия в лице лорда Эштона всемерно укрепляет свои экономич. и политич. позиции. Вместе с тем конфликтные отношения по ходу сюжета из сферы собственности перемещаются в сферу отношений семьи и брака. Отсюда трагич. гибель Эдгара Рэвенсвуда и Люси Эштон, ставших жертвами вражды, издавна разделявшей их семьи. В сюжете "Ламмермурской невесты" достигнута глубокая взаимосвязь социального и личного.
   В романах С. 1810-х гг. немалую роль играют романтич. элементы, но преобладает в них реалистич. метод. По отношению к таким романам, как "Пуритане" и "Ламмермурская невеста", можно говорить о зарождении критич. реализма: решение проблемы характера и среды, четко выраженная социальная основа конфликта, детерминированность судеб людей отношениями собственности. В написанном в те же годы романе "Эдинбургская темница" ("The heart of Midlothian", 1818, рус. пер. 1825) С. строит сюжет на материале конфликта между личностью и законом. Выдающимся достижением писателя стал образ крестьянки Дженни Динс -- воплощение высоких моральных качеств человека из народа.
   После 1819 в творчестве С. наступают существ. сдвиги. Усиливаются противоречия в мировоззрении писателя, испытавшего растерянность перед подъемом массового нар. движения за проведение избирательной реформы, принципов к-рой он никогда не поддерживал. Ставить остро, как прежде, вопросы классовой борьбы С. теперь не решается. Однако тематика его романов заметно расширилась. Выходя за пределы Шотландии, он избирает местом действия также Англию, Францию, восточное Средиземноморье (с последним связано действие романов "Талисман" -- "The talisman", 1825, рус. пер. 1827, и "Граф Роберт Парижский" -- "Count Robert of Paris", 1832, рус. пер. 1833). Его интересуют теперь эпохи, далекие от современности: Англия конца 12 в., Франция в период правления Людовика XI, эпоха крестовых походов. Он создает романы "Айвенго" ("Ivanhoe", v. 1--3, 1820, рус. пер. 1826), "Кенилворт" ("Kenilworth", v. 1--4, 1821, рус. пер. 1823), "Квентин Дорвард" ("Quentin Durward", v. 1--3, 1823, рус. пер. 1827), "Вудсток" ("Woodstock", v. 1--3, 1826, рус. пер. 1829), "Пертская красавица" ("The fair maid of Perth", 1828, рус. пер. 1829), являющиеся шедеврами историч. романа, а также менее значительные произв.: "Монастырь" ("The monastery", v. 1--3, 1820, рус. пер. 1829), "Обрученные" ("The betrothed", 1825, рус. пер. 1828), "Анна Гейерштейн" ("Anne of Geierstein", v. 1--3, 1829, рус. пер. 1830), "Замок Опасный" ("Castle dangerous", 1832, рус. пер. 1833).
   Обращение С. к отдаленным эпохам продиктовано, в частности, стремлением проследить складывающееся в Англии и Шотландии единое нац. гос-во. Эта тема поставлена в "Айвенго" и в "Аббате" ("The abbot", v. 1--3, 1820, рус. пер. 1825). С др. стороны, писателя интересуют нравы и быт различных слоев общества в период абсолютизма. Этой эпохе посвящены "Кенилворт" и "Приключения Найджела" ("The fortunes of Nigel", v. 1--3, 1822, рус. пер. 1829).
   В творчестве С. 20-х гг. при сохранении реалистич. основы порой усиливается удельный вес романтизма. Это особенно заметно в "Айвенго", романе из эпохи позднего средневековья, где С. создал героич. картину прошлого. Последнее, однако, не помешало ему реалистически выписать целый ряд образов (принц Джон, Фрон де Беф, брат Тук, шут Вамба). В отд. произв. С. вновь поднимает тему социальной несправедливости, хотя и не соотносит ее с масштабным историч. конфликтом. В "Кенилворте" смерть Эми Робсарт, жены графа Лестера, всесильного фаворита англ. королевы Елизаветы, является закономерным результатом придворных интриг и политич. нравов, царивших при королевском дворе 16 в. С. применял разные приемы в обрисовке историч. лиц. Король Ричард Львиное сердце в "Айвенго" -- не столько реальный феод. монарх, сколько фольклорный персонаж, добрый король, подобный тем, какие изображались в нар. балладах. Вместе с тем романист реалистически показал властный характер Елизаветы ("Кенилворт"), а также те качества Марии Стюарт ("Аббат"), Иакова I ("Приключения Найджела"), Карла II ("Певерил Пик" -- "Peveril of the Peack", 1822, рус. пер. 1830), к-рые делали их мало пригодными для руководства гос-вом. Худож. достижение С. -- образ франц. короля Людовика XI в "Квентине Дорварде". Эта незаурядная историч. фигура показана многогранно, в шекспировском духе. В романе "Вудсток" из эпохи Англ. бурж. революции 17 в. С. отдал должное гос. уму и прозорливости Кромвеля, а в образе наследника престола Карла Стюарта воплотил характерные черты черствого и циничного сластолюбца.
   Особое место в творчестве С. 20-х гг. занимает роман из совр. жизни "Сент-Ронанские воды" ("St. Ronan's well", v. 1--3, 1824, рус. пер. 1828), действие к-рого происходит на модном курорте. Здесь в критич. тонах показано обуржуазивание дворянства, даны сатирич. зарисовки титулованной знати (леди Пенелопа и др.). Жанровые принципы нравоописат. романа дают себя знать в таких произв. С., как "Пират" ("The pirate", v. 1--3, 1822, рус. пер. 1829) и "Приключения Найджела". В последнем романе историзм С. проявился в ярком воссоздании быта различных слоев лондонского общества 20-х гг. 17 в. Тема бесправного положения шотл. народа вновь возникает в новеллах и повестях 20-х гг.: "Вдова горца" ("The highland widow", 1827, рус. пер. 1828), "Два гуртовщика" ("The two drovers", 1827), "Рассказ слепого странника Вилли" -- вставная новелла из романа "Редгонтлет" ("Redgauntlet", v. 1--3, 1824, в рус. пер. -- "Квитанция после смерти", 1825). В основе "Рассказа Вилли" лежит фантастич. эпизод с квитанцией на арендную плату, позволяющий показать коренную противоположность интересов лендлорда и арендатора. Последние годы жизни С. много работал ради заработка. Из поздних романов лишь "Пертская красавица" -- по-настоящему значит. произв., в к-ром реалистически воссоздан ср.-век. облик города Перта с его горожанами и ремесленниками, с характерными для 14 в. распрями и раздорами. В 20-е гг. из-под пера С. выходят труды на историч. и историко-лит. темы: "Жизнь Наполеона Бонапарта" ("The life of Napoleon Buonaparte", v. 1--9, 1827, рус. пер., ч. 1--14, 1831--1832), "История Шотландии" ("History of Scotland", v. 1--3, 1829--30, рус. пер. 1831), "Смерть лорда Байрона" ("Death of Lord Byron", 1824, рус. пер. 1825). Кн. "Жизнеописания романистов" ("Lives of the novelists", v. 1--4, 1821--24) позволяет уяснить творч. связи С. с писателями 18 в., особенно с Г. Филдингом, к-рого он называл "отцом англ. романа".
   Лучшие произв. С. прочно вошли в историю мировой лит-ры. Создав историч. роман, С. установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. В его произв., подобных гигантским фрескам, показаны в действии огромные массы людей, конфликты, определяющие перевороты в судьбах целых сословий и классов, отражено движение истории. С. вывел роман за узкие рамки, связав даже семейно-бытовые конфликты с судьбами нации и гос-ва в целом. С. мастерски характеризует черты поведения, свойственные людям определенной социальной среды; обычаи, нравы, типичные для разных форм обществ. быта. Положит. герои С. несколько бледны, зато писатель блестяще рисовал фигуры характерные и экзотичные. Он впервые показал образцы того, как можно воспроизвести нац. особенности характера. В языке С. умело держался на грани между воспроизведением особенностей речи прошлых эпох и совр. лит. языком. Творчество С. оказало огромное влияние на лит-ру Англии и др. стран Запада. Его романы породили множество подражаний. Историч. роман стал одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма. В. Гюго, А. Дюма-отец, А. Виньи, П. Мериме, Ф. Купер и др. создали свои варианты историч. жанра, зачинателем к-рого явился С. Если эти писатели развивали его романтич. мотивы, то О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей повернули развитие историч. романа в направлении реализма. Историч. романы С. оказали влияние на романтич. школу историков (Ж. Мишле, Ф. Гизо, Н. Д. Фюстель де Куланж и др.). Именно С. обогатил роман принципом историч. подхода к событиям и характерам, а без такого подхода невозможно было дальнейшее развитие лит-ры 19 в.
   В зап.-европ. критике творчество С. породило обширную лит-ру. Современная писателю англ. критика в лице Ф. Джефри и У. Хэзлитта отдала должное правдивости его творчества. Т. Карлейль, оценивая С. не всегда объективно, говорил, однако, что С. оживил историю. Первая обстоят. биография С. была написана его зятем Д. Локкартом. Во Франции творчество С. изучалось гл. обр. в его связях с романтизмом. Историк О. Тьерри ценил в "Айвенго" поэтич. изображение драматич. событий прошлого. Фундамент. исследованием влияния С. на франц. лит-ру является труд Л. Мегрона (1898). Дат. критик Г. Брандес, рассматривая С. как писателя-реалиста, видел в нем одного из выдающихся бытописателей. В Германии много внимания уделялось изучению формальных особенностей романов С. (В. Дибелиус, 1910). Среди англ. исследований 20 в. выделяются работы Г. Гриерсона (под его ред. в 1932--37 вышло 12-томное собр. писем С.), Д. Бакана, марксист. критиков Т. А. Джэксона и А. Кеттла.
   В России С. был хорошо известен уже с 20-х гг. 19 в. А. С. Пушкин отметил, что С. не имел "...холопского пристрастия к королям и героям" (Полн. собр. соч., т. 7, 1951, с. 535), др. словами, без идеализации изображал коронованных особ и вельмож, в отличие от писателей периода абсолютизма. Высоко оценив С. как создателя историч. романа, В. Г. Белинский писал о нем: "...дать историческое направление искусству XIX века -- значило гениально угадать тайну современной жизни" (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 278). Творчество С.-романиста оказало влияние и на историч. прозу рус. писателей, в т. ч. Н. В. Гоголя ("Тарас Бульба") и др.
   Сов. лит-ведение, изучая наследие С., особое значение придает сильным сторонам его творчества, внимательно исследует соотношение в нем реализма и романтизма. Сов. учеными поставлен вопрос о глубоко современном звучании наследия С. (см. библиографию к статье).
  

Сочинения:

   Works, v. 1--50, Boston, 1912--13; Poetical works. Oxf., 1940; The journal, [v.] 1--3, L. -- Edin., 1939--46; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--18, СПБ, 1896--99; Собр. соч., т. 1--12, М., 1904--05; Собр. романов, т. 1--14, М. -- Л., 1928--29; Собр. соч., [Вступ. ст. Б. Г. Реизова], .т 1--20, М. -- Л., 1960--65.
  

Литература:

   К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 482, т. 2, М., 1967, с. 556, 564; Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 12, М. -- Л., 1949, с. 195; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. Указатель имен); Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 1, М. -- Л., 1961, с. 96; Дружинин А. В., Вальтер Скотт и его современники, Собр. соч., т. 4, СПБ, 1865, с. 588--786; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях. Англ. лит-ра. Натурализм в Англии, пер. с нем., СПБ, 1898, гл. 10; Лукач Г., Историч. роман, "Лит. критик", 1937, N 7, 12; Реизов Б. Г., Вальтер Скотт и проблема историч. романа в первой трети XIX в., "Лит. учеба", 1935, N 4; его же, Творчество Вальтера Скотта, М. -- Л., 1965; Елистратова А. А., Скотт, в кн.: История англ. лит-ры, т. 2, в. 1, М., 1953; Орлов С. А., Историч. роман Вальтера Скотта, Горький, 1960; Бельский А. А., Английский роман 1800--1810 гг., Пермь, 1968, с. 108--247; Вальтер Скотт. Биобиблиографич. указатель, [сост. И. М. Левидова], М., 1958; Canning A. S. G., Philosophy of the Waverley novels, L., 1879; Ball M., Sir Walter Scott as a critic of literature, N. Y., 1907; Baker E. A., The history of the English novel, v. 6, L., 1935, p. 122--226; Hillhouse J., The Waverley novels and their critics, L., 1936; Muir E., Scott and Scotland, L., 1936; Pearson H., Sir Walter Scott. His life and personality, L. -- N. Y., 1954; Buchan J., Sir Walter Scott, [8 ed.], L., 1961; Welsh A., The hero of the Waverley novels, New Haven -- L., 1963; Crawford T., Scott, Edin. -- L., 1965; W. Scott. Ed. by D. D. Devlin, L. [1968]; Cockshut A. O. J., The achievement of W. Scott, L., 1969; Corson J. C., A bibliography of Sir Walter Scott. A classified and annotated list of books and articles relating to his life and works. 1797--1940, L. -- Edin., 1943.
  
   Источник: Бельский А. А. Скотт // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 895--901.
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru