СКИТАЛЕЦ, псевдоним (настоящая фамилия -- Петров), Степан Гаврилович [28.Х(9.XI).1869, с. Обшаровка Самарской губ.-- 25.VI.1941, Москва] -- поэт, прозаик. Сын бывшего крепостного крестьянина, столяра и гусляра, человека, наделенного силой духа и жаждой социальной справедливости, С. рано узнал нищету, горе и бесприютность. От отца он унаследовал мятущийся дух, философский склад ума, жажду знания, музыкальность и дар поэтического восприятия жизни.
Окончив начальную сельскую школу и сельское двухклассное училище, С. в 1885 г. поступил в Самарскую учительскую семинарию, но из последнего класса в 1887 г. был исключен за "политическую неблагонадежность": С. был связан с кружком самообразования революционно настроенной молодежи, читал "Капитал" К. Маркса. В эти годы началась и литературная деятельность С. Он написал поэму "Кабала" о тяжком труде и горькой судьбе своего отца. Поэму одобрила редакция провинциальной газеты, но цензура запретила ее печатать, и поэма распространялась среди молодежи в рукописи. В 1888 г. 19-летним юношей С. подвергся первому аресту и тюремному заключению. 1893--1897 гг.-- годы скитаний в поисках заработка и определения жизненного призвания. С. сменил множество профессий: служил писцом в окружном суде, обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, в качестве певца и актера путешествовал с украинской бродячей труппой Кропивницкого по Украине, Крыму, Бессарабии. Исколесив Россию, переходя из села в село, из города в город, С. пристально всматривается в жизнь обездоленного народа, наблюдает различные человеческие типы и судьбы. Вернувшись в Самару, он налаживает связи со студенческим революционным кружком, продолжает литературную работу. В 1897 г. относит в "Самарскую газету" без подписи свой стихотворный фельетон на злобу дня. На следующий день фельетон появляется на страницах газеты за подписью Скиталец. Так рождается литературный псевдоним, придуманный редакцией на основании содержания фельетона. С. становится постоянным сотрудником газеты, печатая в ней из номера в номер фельетоны, сказки, поэмы. Весной 1898 г. происходит знаменательное событие в жизни С.: он знакомится с М. Горьким, тогда уже известным писателем. Знакомство переходит в дружбу и оказывает решающее влияние на жизнь и литературную судьбу С. По настоянию и при содействии М. Горького был написан и опубликован в 10-й книжке журнала "Жизнь" первый серьезный рассказ С. "Октава", который и ввел его в большую литературу, обратил на себя внимание читателей. М. Горький помогает формированию политической позиции С, вовлекает его в более активную революционную, пропагандистскую работу. За пропаганду среди сормовских рабочих в апреле 1901 г. М. Горький и С. подвергаются аресту. Через три месяца тюремное заключение было заменено высылкой в с. Обшаровка под полицейский надзор, но по пути туда С. был снова арестован. Он подвергался арестам в 1902 и 1905 гг. Но, эти аресты не сломили его дух и жажду просвещать, политически воспитывать народ. С. продолжает также много работать в литературе. Он примыкает к писателям демократического направления, сгруппировавшимся вокруг издательства "Знание", идейным руководителем которого был М. Горький. Входит в литературное -объединение прогрессивных писателей-реалистов "Среда" (организатор его -- Н. Д. Телешов). Здесь бывали А. Серафимович, В. В. Вересаев, А. И. Куприн и др. Посещал собрания "Среды" М. Горький. Приходили художники, певцы, артисты. С. не только читал на "Средах" свои произведения, но часто и пел свои песни.
В начале 900 гг. С. создает художественно наиболее значительные произведения: стихотворения "Колокол", "Кузнец", "Гусляр", "Я и меч" и др., проникнутые гражданственностью, "бунтарским романтизмом" (Телешов Н. Д. Записки писателя.-- М., 1980.-- С. 36), близкие к народному стиху. Они широко ходили по всей России, их пели на вечерах, некоторые становились модными романсами, напр. "Хорошо в ночи бубенчики звенят...". Их любил Горький и часто читал вслух.
В это время написаны повести и рассказы
"Сквозь строй", "За тюремной стеной", "Миньона", "Квазимодо", "Композитор", "Любовь декоратора". В 1902 г. издательство "Знание" выпустило в свет первый том "Рассказов и песен" С, редактором книги был М. Горький. Она имела успех у демократического читателя. В. И. Ленин отметил в письме к матери, что читал ее "с очень большим интересом" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.-- Т. 37.-- С. 270).
Произведения С. носят ярко выраженный автобиографический характер. В рассказе "Сквозь строй", напр., С. изобразил своего отца, человека сильного, талантливого самородка, наделенного острым чутьем всякой несправедливости. Именно с ним прошел С, еще подростком, "сквозь строй" жизненных испытаний и получил нравственную закалку. Рассказы С. этой поры наряду с реалистической точностью деталей проникнуты романтическим и глубоко сочувственным отношением к простому народу, болью за его трудную судьбу, восхищением его духовной силой, непогасающей в нем творческой энергией, артистизмом, способностью к слиянию с природой, живущим в людях из народа чувством собственного достоинства. Герои произведений С. часто одаренные люди -- певцы, художники, музыканты, артисты; люди, украшающие и облагораживающие жизнь, ненавидящие несправедливость и бунтующие против нее. Но они не только бунтуют против несправедливости, они страдают и глубоко задумываются над жизнью, тоскуют и находят равновесие, возвращаясь из города в деревню к простой привычной работе (таков, напр., Захарыч, герой рассказа "Октава"). Герои С. сильные, волевые люди, ощущающие себя подлинными хозяевами жизни: Федор Иванович, герой рассказа "Кузнец", говорит владельцам завода: "...Вы -- хозяева? Вы -- в ответе? Нет! Вы -- хозяева завода, а я -- хозяин дела, хозяин этих машин..." Они мучаются от невозможности утвердить справедливость на земле, и протест их нередко выражается в пьянстве, озорстве, в неприятии общепринятой морали, не поднимаясь до политической борьбы.
В период революционных событий 1905--1907 гг. С. создает свои политически самые острые произведения: "Полевой суд" и "Лес разгорелся" о революционном пробуждении деревни. Герои рассказа "Полевой суд" -- крестьяне одного из поволжских сел еще верят, что могут получить землю "без бунта", но эта попытка кончается для них арестом. Крестьяне из рассказа "Лес разгорелся" уже понимают, что без борьбы землю не получить, и вооружаются "мечом освобождения". Разгорающийся лесной пожар символизирует собой рост революционных настроений среди крестьянства.
В 190Ь г. опубликована одна из лучших повестей С.-- "Огарки" (на ее материале в 1915 г. создана пьеса "Вольница") о незаурядных талантливых личностях из народа, выброшенных жизнью на обочину, превратившихся в люмпенов (артист Илья Толстый, механик Михельсон, левей Северовостоков, кузнец Сокол). Они пьют, поддразнивают друг друга, презирают труд, мечтают о "вольной земле", где не унижена человеческая личность, не попран талант. Но писатель не видит авангардной роли пролетариата, городской сумятице и жестокости он противопоставляет патриархальность деревни. Это привело к отступлению от горьковских традиций. В 1908 г. С. создает автобиографическую повесть "Этапы", в которой изображает сложный путь человек;! из народа, вошедшего в интеллигентную среду,-- его оторванность от своего класса, невозможность слиться с городской интеллигенцией, мучительное чувство одиночества "плебея", его "розни ото всех" (Там же.-- С. 161). В повести отсутствует широкий жизненный фон, социальная неустроенность понимается как фатальная неизбежность. Горький сурово критиковал повесть за пессимизм и потерю автором исторической перспективы.
С 1913 г. С. живет в Симбирске, увлекается собиранием народных песен, с успехом исполняет их на литературно-музыкальных вечерах, ездит с концертами по городам России. В 1921 г. С. уезжает в Харбин, возвращается оттуда на родину в 1934 г.
Соч.: Полн. собр. соч.: В 6 т.-- Спб., 1902 (1912); Собр. соч.: В 7 т.-- Пг. 1916-1918; Вольница: Пьеса в 4 д.-- М.. 1923: Избранное / Вступ. ст. А. Трегубова.-- М., 1977.
Лит.: Блок А. О реалистах / Блок А. О литературе.-- М.. 1931; Телешов Н. Д. Записки писателя.-- М., 1980.-- С. 36--37; Волков А. А. М. Горький и литературное движение конца XIX н начала XX в.-- М., 1951.