Скабичевский Александр Михайлович
Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики. С портретом автора. 2 тома. Спб. 1890 г
Сочиненія А. Скабичевскаго. Критическіе этюды, публицистическіе очерки, литературныя характеристики. Съ портретомъ автора. 2 тома. Спб. 1890 г.
Нѣтъ сомнѣнія, что литературная физіономія писателя вообще создается общею, отличительною точкою его зрѣнія на захватываемую его творчествомъ сферу жизненныхъ явленій, обусловливаясь при этомъ степенью философскаго пониманія писателемъ сторонъ жизни и художественнаго воплощенія ихъ въ творческихъ типахъ. Съ такимъ же правомъ можно сказать, что литературный обликъ критика-беллетриста зависитъ, главнымъ образомъ, отъ степени логической устойчивости поставляемыхъ въ основу литературной и эстетической критики принциповъ, отъ ясности пониманія и интенсивности анализа жизни, дающихъ возможность отрѣшиться отъ опаснаго для критики субъективизма и стать на точку зрѣнія объективнаго философскаго разума. Въ историческомъ ходѣ своего развитія наша русская критика ясно обозначила имена выдающихся писателей. Что касается современной нашей литературной критики, то среди представителей ея имя А. Скабичевскаго занимаетъ, безъ сомнѣнія, одно изъ почетныхъ мѣстъ. Почти тридцатилѣтняя литературно-критическая дѣятельность, впродолженіи которой А. Скабичевскій откликался въ своихъ произведеніяхъ почти на всѣ выдающіяся теченія и направленія нашей литературы и жизни, достаточно ясно обозначила и выяснила основные принципы его литературной критики. Чтобы яснѣе представить себѣ и оцѣпить эти принципы, бросимъ бѣглый взглядъ на циркулирующія четверть вѣка тому назадъ -- начало литературной дѣятельности А. Скабичевскаго -- теченія въ литературѣ и эстетикѣ и на то отношеніе, въ какое сразу сталъ къ нимъ въ своихъ произведеніяхъ А. Скабичевскій. Зародившееся на зарѣ 60-хъ годовъ новое философское міровоззрѣніе -- реалистическое,-- какъ реакція крайнему идеализму 40-хъ годовъ, находило все болѣе и болѣе послѣдователей и въ литературѣ и въ эстетикѣ. "Старые боги", въ формѣ гегеліанизма и другихъ идеалистическихъ направленій, уступили мѣсто новому направленію, вызываемому духомъ времени. Это новое реальное направленіе и въ области литературы, и въ области искусства требовало не "идеалистически-рефлективнаго", а вполнѣ "реальнаго отношенія къ вопросамъ жизни" (т. 1, стр. 699).
Г. Скабичевскій съ первыхъ же шаговъ своей литературной дѣятельности примкнулъ къ этому новому народившемуся направленію и съ жаромъ принялся апологетировать его. Какъ направленіе новое, оно, естественно, вызывало среди порѣдѣвшихъ рядовъ представителей туманнаго идеализма, всевозможныя перетолковыванія, доходящія до полнаго отрицанія значенія его и нашедшія себѣ выраженіе отчасти въ появившихся тогда нѣкоторыхъ литературныхъ произведеніяхъ. Г. Скабичевскій въ дѣломъ рядѣ статей, посвященныхъ разбору подобныхъ произведеній, старается выяснить это новое міровоззрѣніе и его требованія отъ литературы и эстетики (см. "Новое время и старые боги", "Русское недомысліе" и пр.), показывая при этомъ, что это новое міровоззрѣніе -- одинъ изъ главнѣйшихъ двигателей прогресса нашей общественной жизни. Что касается основнаго взгляда г. Скабичевскаго на процессъ поэтическаго творчества, то этотъ процессъ, "по его мнѣнію, не составляетъ противоположности съ процессами развитія научныхъ идей: въ основаніяхъ обоихъ процессовъ лежитъ одна и таже индукція, и разница вся только въ томъ, что въ одномъ случаѣ представленіе, образовавшееся въ нашемъ мозгу путемъ индуктивнаго процесса, на столько рельефно представляется нашему воображенію и такъ сильно овладѣваетъ нами, что побуждаетъ насъ къ полному воспроизведенію его въ формахъ искусства, въ другомъ случаѣ мы можемъ ограничиваться для выраженія этого представленія однимъ условнымъ символомъ въ видѣ слова или логическаго сочетанія нѣсколькихъ словъ устной или письменной рѣчи" (т. 2-й, стр. 7).
Кладя въ основу творчества индукцію, г. Скабичевскій требуетъ отъ литературы и искусства самой тѣсной связи съ жизнью (см. т. 1-й, стр. 63--75). Здѣсь не мѣсто входить въ подробную оцѣнку литературной дѣятельности г. А. Скабичевскаго, отмѣтимъ только, что въ его произведеніяхъ начиная почти съ первыхъ очерковъ, вошедшихъ въ составъ теперешняго изданія, сказались признаки, дающіе ему полное право на имя добросовѣстнаго критика. Съ одной стороны, философски-логическая концепція мысли, позволяющая отрѣшиться отъ одного наличнаго факта и заглянуть въ сущность разсматриваемаго явленія въ связи съ его историческими прецедентами, съ другой -- какъ слѣдствіе перваго, достаточная глубина анализа и пониманіе жизни въ связи съ относительно спокойнымъ, безпристрастнымъ отношеніемъ -- вотъ признаки, въ большей или меньшей степени проглядывающіе въ произведеніяхъ г. А. Скабичевскаго, признаки, благодаря которымъ можемъ его назвать однимъ изъ добросовѣстныхъ и наиболѣе серьезныхъ современныхъ критиковъ.
Авторъ недавно вышедшаго сочиненія, г. H. М. Соколовъ, въ своемъ походѣ противъ недостатковъ современной критики, склоненъ, кажется, и г. А. Скабичевскаго подвести подъ нарисованный имъ, далеко не приглядный, типъ современныхъ критиковъ {H. М. Соколовъ. Иллюзія поэт. творчества, стр. 26. Кн. 7. }. Но г. Соколовъ въ данномъ случаѣ строитъ свой выводъ относительно г. Скабичевскаго, принимая въ разсчетъ подобранные единичные факты, игнорируя общій преобладающій характеръ произведеній г. А. Скабичевскаго, указанный нами выше.
Безъ сомнѣнія, среди взглядовъ г. А. Скабичевскаго, по вопросамъ литературнымъ и эстетическимъ, найдутся такіе, противъ которыхъ можно возражать, но это нисколько не отнимаетъ отъ произведеній его тѣхъ неоспоримыхъ, указанныхъ нами достоинствъ, какими большинство изъ его произведеній обладаетъ. Къ нему какъ нельзя болѣе можно отнести его собственныя слова, сказанныя по поводу одного литературнаго явленія: "всегда онъ ставилъ выше всего народное благо и проповѣдывалъ народные принципы труда и братства; всегда онъ ратовалъ противъ всякаго возвышенія брата надъ братомъ, хотя-бы во имя интеллектуально-нравственнаго превосходства" (т. I, II).