Графъ Л. Н. Толстой, какъ художникъ и мыслитель. А. Скабичевскаго. Спб., 1887 г. Цѣна 1 руб. Г. Скабичевскій собралъ въ этой книгѣ свои критическіе очерки и замѣтки, напечатанные въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ въ разныхъ изданіяхъ. Для читателя было бы удобнѣе, если бы эти статьи были вновь пересмотрѣны авторомъ и если бы была сокращена въ нихъ чисто-полемическая часть, въ свое время и въ своемъ мѣстѣ полезная и даже необходимая. Во всякомъ случаѣ, книга г. Скабичевскаго представляетъ много дѣльныхъ и мѣткихъ сужденій, такъ что для правильной оцѣнки дѣятельности графа Л. Н. Толстаго, какъ художника и мыслителя, ее можно поставить рядомъ съ извѣстною нашимъ читателямъ книгою H. К. Михайловскаго. Съ основными мыслями г.Скабичевскаго на задачи искусства мы не можемъ вполнѣ согласиться. Авторъ рѣшительно исключаетъ изъ искусства идеализацію, требуя, чтобъ оно воспроизводило жизнь во всей ея неподкрашенной правдѣ. Здѣсь не мѣсто подымать этотъ важный вопросъ, и мы ограничимся лишь замѣчаніемъ, что маркизъ Поза не уйдетъ изъ области искусства, несмотря на строгій запретъ г. Скабичевскаго. Съ другой стороны, чтобы быть послѣдовательнымъ, петербургскому критику слѣдовало бы исключить изъ области искусства и сатиру, которая на другомъ концѣ искусства соотвѣтствуетъ столь преслѣдуемой г. Скабичевскимъ идеализаціи. Авторъ возстаетъ противъ искусственнаго воплощенія различныхъ идеальныхъ качествъ въ изображаемомъ лицѣ, про которое можно бы было сказать: "хорошо было бы встрѣтить въ жизни такого господина или такую госпожу" (стр. 58). Но если бы хорошо было встрѣтить такого господина или госпожу въ жизни, отчего же не хорошо встрѣтить ихъ въ искусствѣ?
Не совсѣмъ ясно для насъ разсужденіе г. Скабичевскаго о свободѣ и непроизвольности творчества; но объ этомъ мы говорить не станемъ. Не вполнѣ правильна, думается намъ, и дѣлаемая авторомъ оцѣнка нашихъ романистовъ сороковыхъ годовъ и ихъ школы: не по своей винѣ писатели эти предавались "безцѣльной созерцательности". Г. Скабичевскій, писавшій историческіе очерки нашей цензуры, знаетъ и внѣшнія причины этой созерцательности. Оговоримся, впрочемъ, что описаній природы мы, въ противуположность г. Скабичевскому, вовсе не желали бы сокращать нц у Тургенева, ни у другихъ художниковъ.
Съ большимъ удовольствіемъ закончимъ эту рецензію нѣсколькими выдержками изъ книги г. Скабичевскаго, заключающими въ себѣ весьма своевременныя и удачно выраженныя истины. "Пора понять и признать,-- говоритъ критикъ,-- что истинныя и положительныя добро и польза заключаются единственно и исключительно въ результатахъ производительнаго труда. Всякое другое добро или случайно, минутно и обусловлено для своего проявленія существованіемъ зла, вродѣ, напримѣръ, спасенія утопающаго, или же мнимо и эфемерно и очень часто подъ личиною добра заключаетъ въ себѣ рядъ возмутительнѣйшихъ золъ и несправедливостей". Въ другомъ мѣстѣ г. Скабичевскій мѣтко обличаетъ лицемѣріе высокопарныхъ разглагольствованій объ отреченіи отъ собственной личности, о жизни исключительно для другихъ Истинная нравственность, говоритъ г. Скабичевскій, заключается не въ томъ, чтобы жить для блага другихъ, унижая этихъ другихъ своими самопожертвованіями, а въ томъ, чтобы жить съ другими для общаго и взаимнаго блага.