Сюлли-Прюдом
Сюлли-Прюдом: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Сюлли Прюдом [René François Armand Sully Prudhomme, 1839--1907] -- псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание баккалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако С. вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов "Stances et Poémes" [1865] было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело лит-ой деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием "Le premier livre de Lucréce" и в 1869 сборник "Les Solitudes". Другие книги С.: "Poésies (Les Épreuves, Les Écuries d'Augias. Croquis Italiens..."), 1872, за к-рыми последовали "Impressions de la guerre" [1872], "Les Destins" [1872], "La Révolte des fleurs" [1874], "La France" [1874], "Les Vaines tendresses" [1875], "La Justice" [1878], "Le Prisme" [1886], "Le Bonheur" [1888], "Les Solitudes" (второе издание, 1894), "Oeuvres de prose" [1898], "Sully Prudhomme à Alfred de Vigny Sonnets" [1898]. Кроме произведений художественных, С. принадлежат три работы теоретического характера: "Réflexions sur l'art des vers" [1892], "L'Expression dans les beaux-arts" (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), "Testament poétique" [1901]. В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией.
   С. объединяет с поэтами "Парнаса" одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств. Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, к-рые совершенно несвойственны парнасцам. В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание С. было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания С.-гражданина выражены в "Impressions de la guerre", в сонетах, составивших поэму "La France", где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870--1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то С. заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. "научной поэзии" Рене Гиля и его последователей. Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко С. к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: "Les écuries d'Augias", "Les Destins", "Le Zénith". Более удачны поэмы: "La Justice" и "Le Bonheur". В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй "фаустовская" проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании.
   Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо С. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления С. ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, к-рые должны стать доступными всем людям.
   Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами С. обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия С. является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, к-рая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество С. соприкасается с творчеством его младших современников -- символистов. Правда, и в этой области на стихах С. лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его "Le ciel", "La grande Ourse", но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму ("Les yeux", "Priere", "Les voici"), что они заставляют отвести С. одно из видных мест среди лириков Франции.

Библиография:

   I. Перечень произведений С. -- в тексте. Существуют три сборника переводов из С. на русск. яз.: Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина... (и др.), СПБ, 1911; Избранные стихотворения. Сб., сост. П. Н. Петровский, Изд. "Польза" (в серии "Универс. библиотека",  863), М., 1913; Избранные стихотворения. Составил П. Н. Петровский. Сборник, изд. "Земля и фабрика", М., 1924.
   II. Brunetière F., L'Evolution de la poésie lyrique en France au dixneuvième siècle, t. II, P., 1894; Coquelin G., Un poète philosophe Sully Prudhomme, P., 1882; Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, t. X, P., 1868; Carò T., Poètes et romanciers, P., 1888; France A., La vie littéraire, 2-e série, P., 1890; Verlaine P. [под псевдонимом Pierre et Paul], Les hommes d'aujourd'hui, P. [c 1903]; Zyromsky E., Sully Prudhomme, P., 1908; Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, "Русская мысль", М., 1887, кн. II; Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891 (см. стр. 59--89 -- Сюлли-Прюдом); Деген Е., Новейшая французская лирика, "Новое слово", СПБ, 1896,  9 (июнь).

В. Шишов

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 153--155.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1531.htm

II.

   Сюлли-Прюдом (Sully-Prudhomme; псевд.; наст. имя -- Рене Франсуа Арман Прюдом; 16.III.1839, Париж, -- 6.IX.1907, Шатене-Малабри, деп. О-де-Сен) -- франц. поэт. Чл. Франц. академии с 1881. Сын богатого коммерсанта, С.-П. изучал точные науки и право в Парижском ун-те. Первый сб. "Стансы и стихотворения" ("Stances et poèmes", 1865) принес ему известность. С.-П. вошел в группу парнасцев (см. "Парнас"). Он испытал влияние романтиков, особенно А. де Виньи, и в нек-рых отношениях предвосхитил символистов. Искренность, склонность к изображению внутр. мира человека, анализ интимных переживаний нашли выражение в таких стихах первого сб., как знаменитая в свое время "Разбитая ваза" ("Le vase brisé"), "Привычка" ("L'habitude"). Te же тенденции были продолжены и в др. стихах этого периода (1865--67): "Авгиевы конюшни" ("Les écuries d'Augias"), "Итальянские зарисовки" ("Croquis italiens"), "Испытания" ("Les épreuves"), a также в более позднем сб. "Напрасная нежность" ("Les vaines tendresses", 1875). После "Военных впечатлений" ("Impressions de la guerre") и сонетов цикла "Франция" ("La France"), запечатлевших скорбные размышления участника защиты Парижа, свидетеля позорного поражения Франции в войне 1870--71, в поэзии С.-П. возобладала философ. направленность (поэма "Судьбы" -- "Les destins", 1872). Он дал образцы философ. "безличной" лирики, где идея, символ органически вырастают из созданных поэтом картин, безупречных с точки зрения живописности, пластичности и техники стиха, как в стих. "Лебедь" ("Le cygne") из сб. "Одиночество" ("Les solitudes", 1869). Менее успешны были попытки поэта создать "научную" поэзию (стих. "Зенит" -- "Le zénith", опубл. в сб. "Современный Парнас", 1876). Сделав превосходный перевод первой книги поэмы Лукреция "О природе вещей" ("De la nature des choses", 1869), С.-П. попытался продолжить его традиции и создал крупные поэмы "Справедливость" ("La justice", 1878) и "Счастье" ("Le bonheur", 1888), насытив их своими морально-философ. и науч. концепциями. Несмотря на злоупотребление абстрактными аллегориями и рассудочность, эти поэмы пользовались популярностью у современников.
   С.-П. оставил трактаты в духе позитивистской философии: "Предисловие" ("Préface", 1869) к переводу из Лукреция, "Проблема конечных целей" ("Le problème des causes finales"), "Психология свободного выбора" ("Psychologie du libre arbitre", 1906) и др., очерк "Истинная религия Паскаля" ("La vraie religion selon Pascal", 1905), неск. социологич. и искусствоведч. работ, в т. ч. "Поэтическое завещание" ("Testament poétique", 1901); в его 1-й части (отд. изд. под заглавием "Размышления об искусстве стиха" -- "Réflexions sur l'art des vers", 1892) С.-П. защищал каноны классич. франц. стихосложения от реформ поэтов-символистов.
   В 1901 С.-П. стал первым французом, к-рому была присуждена Нобелевская премия по лит-ре.
   Соч.: Œuvres, v. 1--7, P., 1886--1908; в рус. пер. -- Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина... [и др.], СПБ, 1911; [Стихи], в кн.: Брюсов В., Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; Избр. стихотворения. Сост. П. Н. Петровский, М., 1924.
   Лит.: Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, "Русская мысль", М., 1887, кн. 2; Леметр, Совр. писатели, СПБ, 1891; Деген Е., Новейшая франц. лирика, "Новое слово", СПБ, 1896,  9 (июнь); Sainte-Beuve Cn. Aug., Nouveaux lundis, t. 10, P., 1868; Zyromski E., Sully Prudhomme, P., 1907; Estève E., Sully Prudhomme, poète sentimental et poète philosophe, P., 1925; Regnier H. de, Nos rencontres, P., 1932; Henriot E., Poètes français, t. 2, Lyon, 1946.

Н. Н. Полянский.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 311--312.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-3113.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru