СИНЕГУБ, Сергей Силыч [1851, с. Приводы (Белявское) Александровского у. Екатеринославской губ.-- 19.Х(2.XI).1907, Томск],-- поэт. Сын помещика. Образование получил в Петербурге. В конце 1871 г. сблизился с народниками, группировавшимися вокруг Н. В. Чайковского, затем стал активным участником кружка "чайковцев", пропагандировавших идеи утопического социализма. С., один из виднейших народников периода их "хождения в народ", прекрасный пропагандист и организатор, вел работу на петербургских и уральских заводах, в первой половине 1873 г. учительствовал (вместе с женой) в с. Губин Угол Тверской губ. Из народнических кружков начала 70 гг. вышли первые рабочие-революционеры, в частности, известный Петр Алексеев занимался в одном из кружков, организованных "чайковцами". С. был знаком с "Капиталом" Маркса, излагал рабочим положения теории прибавочной стоимости. Однако народническую "тягу" к рабочим не следует переоценивать: народников интересовали прежде всего рабочие, недавно ушедшие из деревни, не оставившие крестьянских забот (безземелье, подати, бесправие), предполагалось, в расчете на близкую крестьянскую революцию, подготовить из рабочих агитаторов для деревни.
В ноябре 1873 г. С. был арестован, суд ("процесс 193-х"), состоявшийся через 4 года (конец 1877 -- нач. 1878 г.), приговорил С. к лишению всех прав состояния и к каторжным работам на 9 лет. После окончания каторжного срока в Нижне-Карийской тюрьме С. как ссыльнопоселенец живет в Чите (с 1881 г.), в Благовещенске (с 1896 г.) и Томске.
Художественное творчество С. подчинено задачам распространения народнических идей. С, как и другие народники того времени, считал, что основы социалистического учения будут восприняты, если их излагать в доступных для неграмотных крестьян и рабочих фольклорных формах. В период активной пропагандистской деятельности (до осени 1873 г.) он пишет в условно-былинном стиле поэмы "Илья Муромец", "Атаман Сидорка", "Степан Разин". В первой поэме, опирающейся на былины "Исцеление Ильи", "Илья, и Идолище", богатырь действует в пореформенной Руси, уничтожает барина-обжору и барских слуг, устанавливает в селе Карачарове вольную жизнь. "А и все б мужики во крещеной Руси / Так же жили бы вольно и весело, / Кабы от бар-господ слобонилися" -- таковы заключительные; строки поэмы. Своеобразная вольная республика во главе с атаманом Сидоркой показана во второй поэме. Сидорка -- благодетель и защитник бедного люда, мститель за нанесенные ему обиды. В поэме использованы предание о встрече в Воронеже атамана Сидорки с Петром I, а также ряд былинных мотивов, среди которых основную идейную нагрузку несет отрицание братоубийства (из былины "Данило Ловчанин"), не побежденный царскими войсками, атаман сломлен, когда против него выступил брат-генерал: "Не видать мужику счастья светлого... / Пока брат на брата поднимается". В основе сюжета поэмы о Разине народные песни и предания, привлечена и легенда о чудесном спасении Разина и о его предстоящем возвращении: он явится тогда, когда весь народ поймет, "Что не ждать ему воли-матушки / От царя, от бар, от господ других, / Что самому ему добывать ее..."
Основное в поэтическом наследии С.-- стихи. До ареста это стихотворения -- призывы к борьбе ("Гей, работники! несите / Топоры, ножи с собой"), о тяжелой доле трудящихся. Широко известной стала "Дума ткача", распространявшаяся как народная песня во множестве вариантов. Среди народников С. получил признание как лучший тюремный поэт 70 гг. В стихах, написанных после ареста,-- проклятия в адрес тюремщиков, обращенные к единомышленникам призывы к стойкости ("Будьте тверды в своей вере!") и мести за униженных и замученных в заключении товарищей ("Отмстить за каждую могилу / Борца, убитого тюрьмой"). В ряде стихотворений звучат мотивы самопожертвования во имя революционного дела ("Терн", "Перед смертью"). В стихотворении "Волчонок" (о В. С. Любатович) героиня согласна быть забытой после победы революции, только бы "народ угнетенный / Свободно вздохнул обновленный". В стихах последних лет лирические раздумья о скорбной доле революционера и несбывшихся надеждах, усталости перемежаются с радостными мотивами: на смену ушедшим идут новые поколения борцов: "Бодрой свежестью веет в стране, / Всюду новая жизнь пробудилась" ("Вот и старость седая пришла").
В сибирской ссылке С. пишет стихотворную "Сказку о мужике Егорке" -- о мытарствах крестьянина, ушедшего из деревни на заработки и вернувшегося к разрушенному дому и погибшей семье. "Сказка" посвящена Л. Н. Толстому и полемична по отношению к его проповеди непротивления. Отшельник, которого встретил Егорка в конце пути, советует ему прочитать "о добром Ильясе" (т. е. одноименный рассказ Толстого) и "не противиться злому". Единственный путь непротивления, избранный Егоркой,-- смерть: живой человек не может не протестовать, не бороться.
Поэмы С. читались в кружках, распространялись, как и стихи, в списках. Стихи печатались в заграничных изданиях: "Сборник новых песен и стихов" (Женева, 1873), "Из-за решетки" (Женева, 1877, стихи С.-- под псевдонимом Вербовчанин). Единственный авторский сборник С.-- "Стихотворения. 1905 г." (Ростов на / Д., 1906). Мемуары С. ("Записки чайковца") печатались в журналах "Былое" (1906) и "Русская мысль" (1907), в 1929 г. вышли отдельным изданием.
Соч.: Записки чайковца.-- М.; Л., 1929; Неизвестные стихотворения Сергея Синегуба / Вступ. ст. В. Базанова; Публ. С. В. Синегуба и О. Алексеевой // Русская литература.-- 1963.- No 4.-- С. 160--174; Поэты-демократы 1870--1880-х годов.-- Л., 1968.-- С. 107--183.
Лит.: Лелевич Г. Лучший тюремный поэт 1870-х гг. // Каторга и ссылка.-- 1930.-- Кн. 8/9.-- С. 13--138; Осьмаков Н. В. Поэзия революционного народничества.-- М., 1961; Базанов В. Г. Илья Муромец -- крестьянский революционер // Русская литература.-- 1963.-- No 1.-- С. 158--172.