Аннотация: Текст издания: "Восточное Обозрѣніе", No 8, 1885.
СѢВЕРНЫЙ ПУТЬ.
Въ нашу редакцію прислано слѣдующее письмо отъ А. М. Сибирякова.
"Удачная доставка сибирскихъ товаровъ, въ навигацію прошлаго года, чрезъ устье р. Печоры въ Архангельскъ породила мысль установить морское сообщеніе съ Сибирью исключительно чрезъ устье этой рѣки.
"Отнюдь не отвергая возможности этого сообщенія и громадной пользы его, въ особенности для жителей Печорскаго края, такъ какъ съ нимъ связано устройство удобнаго, сухопутнаго сообщенія чрезъ Уралъ и слѣдовательно доставка туда изъ Сибири большей части припасовъ, какіе по дорогимъ цѣнамъ доставляются теперь на Печору съ Камы, я, все-таки, остаюсь при томъ убѣжденіи, которое неоднократно высказывалъ, что прямое морское сообщеніе съ Сибирью чрезъ Карское море возможно.
"Не подлежитъ въ настоящее время сомнѣнію, что Карское море въ извѣстное время года дѣлается доступнымъ для навигаціи, но, къ сожалѣнію, при условіяхъ, которыя до сихъ поръ еще остаются мало изученными.
"Немаловажное значеніе имѣетъ въ этомъ прямомъ морскомъ сообщеніи съ Сибирью устройство путевыхъ станцій, гдѣ пароходъ могъ бы въ особенныхъ случаяхъ перезимовать или, по крайней мѣрѣ, переждать, когда льды подъ вліяніемъ теченій, вѣтровъ и таянія примутъ такое распредѣленіе, которое не представитъ ни малѣйшихъ затрудненіи для прохода чрезъ море. Наиболѣе важными изъ этихъ станцій, на первый разъ, представляются слѣдующія: близъ Югорскаго шара для парохода, идущаго изъ Европы въ Сибирь, и на западной сторонѣ полуострова Ялмала для парохода, идущаго въ обратомъ направленіи.
"Что касается до первой, то заливъ Лямчина уже давно извѣстенъ, какъ хорошая стоянка для судовъ, на западной же сторонѣ Ялмала до сихъ поръ не открыто ни одной удобной пристани, между тѣмъ какъ въ прежнее время, какъ сообщаетъ профессоръ Нордепшильдъ, существовала тамъ удобная гавань, извѣстная подъ именемъ порта Нассау, мѣстонахожденіе котораго утеряно.
"Если въ этихъ пристаняхъ сдѣлать запасы угля, провизіи и жилыя помѣщенія и сами онѣ будутъ служить хорошимъ убѣжищемъ для судовъ, даже и для зимнихъ стоянокъ, то условія прямаго морскаго сообщенія съ Сибирью, несомнѣнно, улучшатся и по будутъ представлять того риска, какой имъ обыкновенно приписывается.