Аннотация: (Некрологи российских газет):
Русские ведомости. 1912 год, No 72 Русское слово, 1912 год, No 73 Звезда, No 24, 1912 год Ранее утро, 1912 год, No 73
Памяти В.М. Шулятикова
(Некрологи российских газет)
Русские ведомости. 1912 год, No 72, стр. 4
Памяти В.М. Шулятикова
26 марта в Солдатенковской городской больнице умер литератор Владимир Михайлович Шулятиков. Сотрудник многих марксистских изданий, В.М. Шулятиков представлял собой самое ортодоксальное направление марксистской мысли, делал из нее самые прямолинейные выводы как в философской, так и в социально-политической областях. Все, что носило хотя бы тень уклонения от теории классовой борьбы, вызывало с его стороны самое резкое и суровое осуждение. И нужно было знать его близко, чтобы заметить, что в эту броню суровости и непримиримости было заковано сердце высшей степени мягкое и чуткое. Деликатный в отношениях к людям поглощенный всецело своей идее, он мало был приспособлен к практической жизни и терпел постоянную нужду, которая немало содействовала и его преждевременной смерти (ему было около 40 лет). Жил он исключительно литературным трудом кроме оригинальных статей много переводил с английского, итальянского, испанского, французского и немецкого языков.
В последнее время он много работал над историей первых веков христианства и перед смертью мечтал начать большое исследование, которое должно было осветить с марксистской точки зрения возникновение и судьбу христианства.
Если бы этой книге суждено было появиться, она, вероятно, встретила бы такие же резкие отзывы, как и выпущенная м в 1908 году книга "Оправдание капитализма в западно-европейской философии". Но как бы ни относиться к тем взглядам, которые с таким упорством защищал покойный В.М. Шулятиков, относительно личности его не может быть двух мнений: он был бескорыстным и беззаветно преданным рыцарем своей идеи.
Л.К.
Русское слово, 1912 год, No 73, стр. 5
Умер В.М. Шулятиков.
Он принадлежал к тому все более редеющему поколению интеллигенции, которое еще видело истинный смысл жизни в неуклонном и бескомпромиссном служении идее ради идеи.
В годы студенчества, в эпоху безвременья, он был весь занят отвлеченно-научным и эстетическими вопросами, переводил испанских драматургов и писал стихи. Уловив чутким ухом пробуждение новой жизни, он, не колеблясь, подверг коренной переоценке все свое мировоззрение, свои привычки и симпатии. И хотя эта ломка была далеко не безболезненна, он мужественно довел ее до конца и мужественно принял на себя все вытекавшие из нее идейно-нравственные и практические последствия.
Этой железной последовательностью была потом отмечена вся его жизнь, вся его деятельность. Примкнув к марксистскому учению, он придерживался его наиболее ортодоксального толкования, и в этой последовательной форме, боявшейся всяких компромиссов с другими течениями мысли, он применял его ко всем вопросам, которые его интересовали, а интересовали его все вопросы, от политико-экономических до философских и литературных. Произведя впечатление олицетворенной идейности и принципиальности, он обладал почти детски-нежным сердцем, умевшим тепло привязываться не только к людям, но и к животным, особенно если они нуждались в помощи и уходе. Весь ушедший в служение идее, он был до смешного равнодушен к материальной стороне жизни, не дорожил комфортом, не думал о карьере, живя бедно и просто, как те миллионы тружеников, интересы которых были ему так дороги.
В эпоху оборотливости и измен, шатанья и компромиссов он казался вечно бодрствовавшим часовым, день и ночь стоявшим на страже чистоты того дела, которому служил.
И умирая в весну, похожую на осень, он, вероятно, более всего жалел о том, что не увидать ему того времени, когда на земле и осень станет похожей на весну.
Еще в университетские годы В.М. примкнул к кружку литературной молодежи, в который входили: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, В.М. Фриче, П.С. Коган и другие. Но уже вскоре по выходе из университета В.М. решительно порвал с эстетическим мировоззрением и посвятил себя изучению экономических и социальных вопросов. В конце девяностых годов он принимал ближайшее участие в "Курьере" Я. Фейгина, а затем в "Правде" В. Кожевникова. С прекращением последней в 905 году деятельность В.М. в периодической печати кончилась, и имя его встречается лишь на отдельных брошюрах.
Наиболее заслуживает внимания его статьи "Возрождение разрушенной эстетики" в "Очерках реалистического мировоззрения" "Об английских трэд-юнионах", " О первобытной культуре", "Об условном театре" " О русской лирике" и большой труд: "Оправдание капитализма в западно-европейской философии".
Последними его работами были переводы Б. Ибаньеса.
Звезда, No 24, 1912 год
Памяти В. М. Шулятикова
В.М. Шулятиков был известен как автор литературно-критических статей и философской работы: "Оправдание капитализма в западно-европейской философии".
Причисляя себя к направлению марксизма, разделяя принцип зависимости сознания от форм бытия, он не примыкал к тому ортодоксальному течению, виднейшими философскими выразителями которого в России являются Г. Плеханов и Вл. Ильин.
Подходя к философским вопросам, он рассматривал их не как следствие всей экономической жизни, во всех ее проявлениях, а как результат одного производственного процесса.
Помимо того, в своих объяснениях он игнорировал те промежуточные факторы, нередко через посредство которых экономика формирует сознание.
Эта схематичность построений дала повод Г. В. Плеханову упрекнуть систему В. Шулятикова в упрощении марксизма.
В сфере практической политики он от начала до конца оставался верен с.-д. знамени. Это особенно важно отметить в наше тяжелое время, в дни массового открещивания от партийности, в дни повального бегства интеллигенции, особенно литературной, из марксистского лагеря.
Одно это отводит ему заметное место в истории русской общественности.
До самой смерти жил он нуждаясь. А после смерти осталась большая семья, лишенная всяких материальных средств.
Р. Раскольников
Ранее утро, 1912 год, No 73, стр. 3
В.М. Шулятиков
Марксистская семья потеряла одного из заметных неутомимых работников: в Солдатенковкой больнице 26 марта скончался литератор Владимир Михайлович Шулятиков.
В 90 годах покойный довольно продолжительное время сидел в тюрьме, затем был выслан в Тверь, оттуда в Олонецкую губернию и затем в Архангельск, откуда был освобожден в 1900 г.
Долгие годы тяжелого скитания не сломили бодрой веры В.М. в то дело, которому он ревностно служил, но они надломили его некрепкий организм; к болезни сердца прибавились язвы в желудке. Дух рвался на борьбу, плоть близилась к могиле.
Из ссылки В.М. посылал свои статьи в "Курьер", где заведовал потом литературным отделом; в 1902 г. в нашумевшей книге "Очерки реалистического мировоззрения" появилась его статья; "Возрождение разрушенной эстетики". Затем он принимал участие в "литературном распаде", в "Сборнике Новейшей литературы", написал книгу "О первобытной культуре", "О трэд-юнионах", "Об оправдании капитализма в западно-европейской философии" и ряде других статей оригинальных и переводных, где с суровой марксистской прямолинейностью всегда проглядывало его чуткое сердце и безграничная любовь к человеку.
Последние годы покойный жил в Кунцево, где после него осталась жена и четверо детей без всяких средств к существованию.