Шолом-Алейхем
Шолом-Алейхем: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

 []
Шолом-Алейхем

   Шолом-Алейхем (псевдоним Шалома Рабиновича) -- выдающийся бытописатель-юморист; род. в 1859 г. в Переяславе (Полтавск. губ.), в ортодоксальной семье. До 15-летнего возраста Ш. изучал одну только талмудическую письменность, затем под влиянием новоеврейской просветительной литературы занялся и общим образованием. В 1880--82 гг. Ш. был общественным раввином в Лубнах, затем жил в Киеве, где занимался торговыми делами. После октябрьских погромов 1905 г. Ш. пробыл два года в Америке. С 1909 г. Ш. по болезни живет за границей. Литературная деятельность Ш. началась в конце 70-х годов, когда он стал печатать корреспонденции и статьи в "На-Zefirah" и "Ha-Meliz"; но свое настоящее призвание он проявил лишь тогда, когда перешел к разговорно-еврейской литературе и стал печатать (с 1883 г.) в "JЭdisches Volksblatt" очерки и рассказы, сразу обратившие на себя внимание колоритностью языка и юмором. К этому периоду относятся его рассказы "Natascha" (1884); "HЖcher un Niederiger" (1884); "Die Welt-reise" (1886); "Kinderspiel" (1886), пьеса "A chosson a doktor" (1887); комедия "A get" и прекрасные очерки из детской жизни "Dos Messerei" (1887) и "Lag-boimer" (1887). Задавшись целью облагородить вкус массового читателя, Ш. раньше всего вступил в борьбу с чрезмерно развившейся в 70-е годы бульварной литературой, и силу своего сарказма он направил против наиболее типичного и плодовитого поставщика этого сорта литературы -- Шомера ("Schomers mispot", 1888). В противовес сенсационным, переполненным всякими кричащими эффектами романам Ш. опубликовал бытовой роман "Sender Blank" и основал ежегодник "JЭdische Volksbibliotek", где появились его романы "Stempenju" и "Jossele Solowei", имевшие большой успех. Первый из этих двух романов посвящен "дедушке Менделе", и автор, называя себя в предисловии "внуком" Менделе Мохер Сфорим (см. Абрамович), подчеркивает, что этот творец художественной литературы на жаргоне является для него учителем. И эта тесная связь Ш. с творчеством Менделе Мохер Сфорим проявляется в целом ряде произведений Ш., который в первом периоде своей деятельности живописал то же старое патриархальное еврейство с его своеобразным складом жизни, что и автор "Winschfingerl". Прославленные Абрамовичем Глупск и Кабцанск являются прототипом Мазеповки и Касриловки y Ш. Но Ш. не копирует, y него своя манера, свой стиль, и рисуемый им мир он рассматривает под особым углом зрения. Отличительная черта дарования Ш. -- юмор. Преломляясь сквозь призму этого здорового, добродушного юмора, безрадостная "черта" принимает особый колорит, ее старосветские обитатели, озаренные лучами искрометного смеха Ш., приобретают особую глубину и значительность. Это ярко проявляется в серии очерков "Kleine Menschelech mit kleine hassoges" (маленькие люди с маленькими идеалами), где рисуются обыватели патриархальной Касриловки. Этих "маленьких людей", живущих горемычной жизнью, Ш. вооружает могучим и неоценимым оружием -- смехом. "Все касриловцы невероятные бедняки, но бедняки веселые... они большие остряки, мастера на всякие шутки". Из чувства самосохранения касриловцы должны быть "шутниками", так как только насмешливое отношение к своему безвыходному положению несколько смягчает горечь их беспросветной жизни. Но касриловцы не только остряки-юмористы, они в то же время и скептики, и фантазеры-мечтатели. Старомодные, смешные и оторванные от реальной жизни касриловцы иронически относятся к внешнему миру, они убеждены, что весь мир -- одна сплошная Касриловка. В то же время они наивны и экспансивно-восприимчивы, как дети; y них часто в трогательной форме проявляется тоска по возвышенном и прекрасном (рассказ "Farbeinkt a heim"), и они, несмотря на непроглядную действительность, всецело проникнуты несокрушимым оптимизмом (bitachon), верой в справедливость и мудрость Творца. Добродушный юмор и оптимизм проявляются с особой яркостью в самом типичном персонаже Ш. -- в Тевье-молочнике (Tewje der milchiker), живущем не в самой Касриловке, a в соседней деревне. По художественной законченности и мастерству рисунка этот "деревенский еврей", скрывающий под грубоватой внешностью проницательный ум и детски-нежную душу, является одним из наиболее замечательных типов Ш. Такой же художественной силы Ш. достигает в довольно многочисленных детских рассказах. Ш. описывает, как при безотрадных условиях еврейской жизни дети черты в силу исключительной приспособляемости умеют все-таки смеяться здоровым, радостным смехом и пользоваться хотя бы мимолетным весельем. События 80-х и 90-х годов поколебали изолированный мир Касриловки и Мазеповки. Под влиянием этих событий рушились экономические устои "черты", и, как из разрытого муравейника, стали разбегаться во все стороны ее ошеломленные обитатели. Эту своеобразную эпопею Ш. увековечил в очерках "Papierlich", "London", "Milionen", "Es fiedelt nischt" и др., с классической центральной фигурой Менахем-Менделя. Менахем-Мендель -- карикатура, как нелепы и карикатурны при всей их трагичности, условия жизни этого периода, и Ш. схватил эти внешние характерные черты и собрал их в рельефном образе Менахема-Менделя. Последний -- художественно законченный тип, олицетворяющий собой самый многочисленный евр. класс -- так назыв. "Luftmenschen", для которых азарт, неустанная суетливость и лихорадочное напряжение нервов стали родной стихией. Значительно слабее романы Ш. позднейшего периода, где он рисует быт русско-еврейской эмиграции: "Blondsende Stern", "Der Mabul" и др. Они носят на себе следы поспешности и особенно страдают от чрезмерной словоохотливости и погони за сенсационными эффектами в угоду читателям ежедневной жаргонной прессы, где эти романы впервые печатались. Ш. является наиболее любимым и читаемым писателем широких еврейских слоев. Популярности Ш. содействовал богатый, чисто народный язык. Своеобразные особенности языка тем ярче проявляются, что излюбленная форма Ш.: монолог, диалог, переписка, сцены. Ш. не рассказывает No своих героях -- они сами говорят No себе, и каждый говорит своим языком. -- Первое собрание сочинений Ш. вышло в четырех томах в 1903 г. (изд. Folksbildung). По случаю 25-летнего юбилея литературной деятельности Ш. приступлено к полному собранию его сочинений; пока (1913) вышло 14 томов. Около ста очерков Ш. вышли отдельными брошюрами, которые расходятся десятками тысяч экземпляров. В 1910 г. изд. "Современные проблемы" приступило к изданию произведений Ш. в русском переводе (пока вышло восемь томов); в древнееврейском переводе, предпринятом писателем Берковичем, вышло четыре тома. Ш. изредка пишет по-древнееврейски. Кроме отдельных рассказов, помещенных в разных периодических изданиях ("Schimele", в Ha-Assif, V, "Don Kichot mi-Mazepowka", в Fardes, II и др.), Ш. опубликовал сборник силуэтов "Temunot u-Zelalim" (1890). Один рассказ, "Мечтатель", Ш. написал по-русски. Отдельные рассказы Ш. переводились на европейские языки. -- Ср.: Sefer Zikkaron, 105; W. Zeitlin, ВНР., 285; "Мечтатель", "Рассвет", 1908,  40; С. Цинберг, "Еврейский мир", I, 1909; М. Пинес, "История евр. литературы", 305--22; Baal Machschabot, Gekliebene Schriften, I, 91--109; S. Niger, Wegen jЭdische Schreiber, I, 71--132.

С. Цинберг. 7.

   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 16: Шемирамот -- Иссоп, (1913) стлб. 63--66.

II.

   ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам. -- Шолом Нохумович Рабинович; 18.II(2.III).1859, Переяслав, Украина, -- 13.V.1916, Нью-Йорк] -- евр. писатель. Дет. годы провел в местечке Воронково, куда переехала разорившаяся патриарх. семья Рабинович. Учился в хедере, в 1873--76 -- в Переяславском рус. уездном уч-ще. В 1877 поступил домашним учителем к богачу Лоеву, на дочери к-рого Ольге женился в 1883. Печататься начал в 1879: корреспонденции и публицистич. статьи на иврите в газ. "Гацефира" ("Рассвет") и "Гамейлиц" ("Защитник"). Первые произв. на идише -- повесть "Два камня" ("Цвей штейнер") и рассказ "Выборы" опубл. в газ. "Юдишес фолксблат" ("Еврейский народный листок") в 1883. Под рассказом впервые подписался псевд. Шолом-Алейхем (дословно -- "Мир вам!").

0x01 graphic

Шолом-Алейхем. С автолитографии худ. М. Горшмана.
   В течение 1883--87 Ш.-А. опубл. серии фельетонов и очерков ("Перехваченные на почте письма", "Картины Бердичевской улицы", "Картины Житомирской улицы"), повести, рассказы, драматич. сцены, стихи; на рус. яз. -- повесть "Мечтатели" (1884). Ш.-А. следовал демократич. и просветит. традициям рус. и евр. лит-р.
   Во 2-й пол. 80-х гг. Ш.-А. выступил с программой развития евр. лит-ры. В памфлете "Суд над Шомером, или Суд присяжных над всеми романами Шомера. Стенографировано Шолом-Алейхемом" (1888), в серии статей "Тема нищеты в еврейской литературе", в "Письме к другу" он вел борьбу против бульварной лит-ры Шомера (псевд. популярного в 80-е гг. евр. писателя Н. М. Шайкевича, 1849--1905) и его последователей, против идиллич. романтики, за реалистич. нар. лит-ру.
   Ш.-А. -- организатор ежегодника "Ди идише фолксбиблиотек" ("Еврейская народная библиотека", 1888--1889), вокруг к-рого объединились известные писатели (Менделе Мойхер-Сфорим, И. Л. Перец, И. И. Линецкий, А. Б. Готлобер, Я. Динезон, И. Х. Равницкий и др.); ежегодник сыграл заметную роль в истории новой евр. лит-ры. В романе "Сендер Бланк и его семейка" ("Реб Сендер Бланк ун зайн филгешецте фамилие", 1887) сатирически изображена пореформенная буржуазия; наряду с этим он создает в романах "Стемпеню" (1888) и "Иоселе-Соловей" (1889) образы талантливых людей из народа, обреченных в условиях евр. торгашеской среды на трагич. участь.
   К нач. 90-х гг. заканчивается первый период творчества Ш.-А., к-рый становится к этому времени центральной фигурой в евр. лит-ре. В эти годы он потерпел финансовую катастрофу. Став после смерти тестя (1885) опекуном богатого наследства, Ш.-А. переехал в Киев, занялся коммерч. деятельностью и по неопытности обанкротился. Он уехал за границу, побывал во Франции и в Австро-Венгрии (Вена, Черновцы). Вернувшись на родину, поселился в 1891 в Одессе, сотрудничал в "Одесском листке". В 1892 выпускал тонкий журн. "Кол Мевасер" ("Глас возвещающий"), надеясь возобновить издание "Еврейской народной библиотеки". Ш.-А. был единственным автором журнала, т. к. платить авторам было нечем. Он опубл. здесь, в частности, ставшую народной колыбельную "Спи, дитя мое", неоконч. поэму "Прогресс-цивилизация", ряд лит.-критич. статей и первую серию писем из цикла "Менахем-Мендл".
   Второй период творчества Ш.-А. начинается с "Менахем-Мендла" (1892). Преодолев нац. местечковые представления, писатель выступает как прозорливый аналитик современности, глубоко проникающий в существо социальных процессов. Менахем-Мендл -- обобщенный тип "человека воздуха", мелкий буржуа, безуспешно пытающийся взобраться "вверх" по капиталистич. лестнице (стать Ротшильдом!).
   В 1894 Ш.-А. начинает публикацию глав из "Тевье-молочника". Работа над двумя этими произв. и их публикация продолжались 20 лет. Тевье-молочник -- тоже "маленький человек", но совсем другого склада, нежели Менахем-Мендл; труженик, житель деревни, он связан с землей, с такими же тружениками, как и он сам. Ш.-А. не претендует здесь ни на новизну темы, ни на оригинальность композиции, он как будто преднамеренно обращается к простому, предельно обычному сюжету, но поднимается как художник до большой степени обобщения. В "Менахем-Мендле" и "Тевье-молочнике" писатель наиболее полно отразил жизнь евр. народа в первом десятилетии 20 в., достигнув совершенства в жанре новеллистич. повести, в монологич. и эпистолярной формах повествования, в использовании нар. юмора. К лучшим образцам новеллистики Ш.-А. относятся также циклы "Железнодорожные рассказы", "Касриловка", "Неунывающие", "Рассказы для детей", "Монологи"; над ними писатель работал и публиковал их в течение всей своей лит. деятельности.
   Третий период творчества Ш.-А. прошел под знаком революции. События 1905--07 вызвали подъем обществ. и творч. энергии писателя. Он устанавливает контакты с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким, В. Г. Короленко, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым. В ноябре 1904 он посетил М. Горького в Петербурге и в письме к родным восторженно отозвался о нем. В эти годы Ш.-А. проявлял большой интерес к театру. В обращении к евр. писателям он призывал положить конец бульварщине в лит-ре и театре, возродить нар. реалистич. традиции. В 1905 Ш.-А. заключил договор о создании в Одессе худож. театра, но по доносу одесского цензора театр был закрыт. В революц. годы Ш.-А. выступал с чтением своих произв. на нелегальных и полулегальных сходках интеллигенции и молодежи в Польше, Литве, Латвии, где тогда работало много евр. рабочих. Революция нашла отражение в творчестве писателя. Он пишет памфлеты против самодержавия ("Дядя Пиня и тетя Рейзл", "Спи, Алеша", "Новорожденное", "Революция по ту сторону Самбатьен", все -- 1905, и др.), рассказы ("Иосиф", "Шмулик", оба -- 1905, и др.), пьесы "Вразброд" ("Цезейт ун цешпрейт"), "Люди" ("Ментшн", обе -- 1905). В романе "Потоп" ("Дер мабл", 1906) он пытается нарисовать широкую картину событий эпохи (расстрел 9 января, Октябрьская Всероссийская стачка), создать образы революционеров (Башевич, Березняк, Романенко), людей из народа (Зисель, Котойнти). Роман, сильной стороной к-рого является сочувствие народу и революции, раскрывает наряду с этим и идейную противоречивость Ш.-А. -- отвлеченность демократич. пафоса, недостаточную ясность в понимании социальной сущности происходящего.
   В окт. 1905 Ш.-А. пережил ужасы погрома в Киеве. Он уехал в Америку, а в 1907 переехал в Женеву. Наблюдения над "американским образом жизни", над "американским вкусом" в театре и лит-ре резко усилили в творчестве Ш.-А. антикапиталистич. тенденции, к-рые составляют, по существу, основной идейный смысл четвертого периода его лит. деятельности. Это ярко отражено в романе "Блуждающие звезды" ("Блондзенде штерн", 1909--11), в пьесе "Клад" ("Дер ойцер", 1908), в рассказах "Человек из Буэнос-Айреса", "Мистер Грин находит занятие", "История с "зеленым"", в драматич. сцене "Мистер Бойм" и особенно в повести "Мальчик Мотл" ("Мотл Пейси дем хазнс ингл", ч. 1--1907), к-рая наряду с "Менахем-Мендлом" и "Тевье-молочником" ставит вопрос о судьбах нар. масс при капитализме. 1-я часть повести изображает всеобщее разорение Касриловки (под этим назв. Ш.-А. увековечил Воронково, где жил в детстве), отчаянные попытки ее обитателей найти какой-то выход. Нужда все более одолевает людей, и тогда начинаются муки эмиграции в Америку. 2-я часть повести (неокончена) описывает растерянных "маленьких людей" в Нью-Йорке, поиски "бизнеса", постепенный крах иллюзий. Патриарх. местечковая масса пролетаризируется, касриловские бедняки испытывают все прелести капиталистич. "рая". С беспощадной реалистич. трезвостью автор развенчивает мечты касриловцев о "золотой" стране; об этом говорят сами названия глав: "В заточении", "Море слез", "Мы ищем занятие", "Мы работаем на фабрике", "Мы бастуем" и пр. В "Мальчике Мотле" обобщены и завершены осн. темы и образы творчества Ш.-А. Здесь нашли отражение жизненные наблюдения писателя, обогащенные опытом революции 1905--07, изучением судьбы нар. масс в России и в Америке в эпоху империализма. Гл. герой повести -- живой, наблюдательный и озорной мальчуган, близкий другим "детским" персонажам Ш.-А., к-рый очень любил своих маленьких героев.
   В 1908 Ш.-А. вернулся в Россию, где был тепло встречен своими читателями. Во время выступления в Барановичах (Белоруссия) Ш.-А. тяжело заболел и по настоянию врачей вынужден был уехать лечиться за границу (Италия, Нерви). 25 окт. 1908 лит. общественность отмечала 25-летие его лит. деятельности. В 1909 изд-во "Современные проблемы" опубл. его произв. на рус. яз. В 1913 Ш.-А. опубл. роман "Кровавая шутка" ("Дер блутигер шпас"), отклик на процесс Бейлиса. В последние годы жизни Ш.-А. завершал работу над "Тевье-молочником", "Менахем-Мендлом", "Мальчиком Мотлом", писал рассказы, драматич. произв., среди к-рых выделяется нар. комедия "Крупный выигрыш" ("Дос гройсе гевинс", 1915) и автобиографич. роман "С ярмарки" ("Фунем ярид", не окончен).
   В нач. 1913 Ш.-А. вновь тяжело заболел; он жил под наблюдением врачей в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии. Весной 1914 приехал в Россию, где его ожидал восторженный прием. 1-я мировая война застала его в Германии, он был направлен герм. властями в Берлин, затем -- в нейтральную Данию, откуда 2 дек. 1914 прибыл в Нью-Йорк. Империалистич. война вызвала гневный отклик писателя (цикл рассказов "Сказки тысячи и одной ночи" -- "Майсес фун тойзнт мит эйн нахт", 1914). Чувство одиночества в чужой стране, усугубленное известием о смерти старшего сына, ускорило развитие болезни почек и сердца. Ш.-А. умер в Нью-Йорке и похоронен 15 мая 1916 на Бруклинском кладбище. Св. 300 тыс. человек проводили писателя в последний путь.
   Ш.-А. поднял евр. лит-ру на уровень мировой лит-ры. Сила его творчества -- в народности, реализме, в его худож. новаторстве, в юморе, о к-ром А. В. Луначарский сказал: "Вместе со своими героями Шолом-Алейхем разрешал внутренние противоречия жизни в смехе" ("Известия", 1926, 20 июня). Произв. Ш.-А. переведены на мн. языки мира.
   Соч.: Верк, т. 1--4, Варшава, 1903; Юбилеумойсгабе, т. 1--14, Варшава, 1908--14; Але верк, т. 1--28, Нью-Йорк, 1917--25; Ойсгевейлте верк, т. 1--15, М., 1935--41; Ойсгевейлте брив, М., 1941; Але верк, т. 1--3, М., 1948; в рус. пер. -- Избр. произв., т. 1--8, М., 1910--13; Собр. соч. [Предисл. Р. Рубиной], т. 1--6, М., 1959--61; Собр. соч. [Предисл. М. Бажана], т. 1--6, М., 1971--74.
   Лит.: Фадеев А., О Шолом-Алейхеме, в его кн.: За тридцать лет, 2 изд., М., 1959; Шагинян М., Шолом-Алейхем, "Дружба народов", 1959,  3; Ременик Г., Шолом-Алейхем. Критико-биографич. очерк, М., 1963; Замлунг цум онденк функ Шолом-Алейхем, П., 1917; Ойслендер Н., Грундштрихн фун идишн реализм, К., 1919; его же, Дер юнгер Шолом-Алейхем ун зайн роман "Стемпеню", в кн.: Шрифтн фун дер катедре фар идишер культур ба дер алукрайнишер висншафтлехер академие, т. 1, К., 1928; Дос Шолом-Алейхем бух, Нью-Йорк, 1926; Ременик Г., Шолом-Алейхем ун зайн камф фар реализм ин ди 80-те йорн, "Штерн" (Минск), 1938,  5--6; его же, Шолом-Алейхем дер новеллист, "Советише литератур" (Киев), 1939,  3--4; его же, И. Л. Перец ун Шолом-Алейхем, "Советиш геймланд", 1965,  5--6; Гурштейн А., Шолом-Алейхем, М., 1939; Друкер И., Шолом-Алейхем. Критише этюдн, К., 1939; Серебряный И., Шолом-Алейхем ун фолклор, Минск, 1939; его же, Цу дер гешихте фун а кунст верк, "Советиш геймланд", 1966,  6; Спивак Э., Шолом-Алейхемс шпрах ун стиль, К., 1940; Шолом-Алейхем. Замлунг фун критише артиклен ун материалн, К., 1940; Винер М., Вегн Шолом-Алейхемс гумор, М., 1941; Добрушин И., Ди драматургие фун ди класикер, М., 1948; Майзиль Н., Унзер Шолом-Алейхем, Варшава, 1959.

Г. А. Ременик.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 755--758.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-7553.htm
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru