Шлёцер Август-Людвиг
О богатстве и древности северной истории

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Вестник Европы". -- 1813. -- Часть 69, Nо 11/12.


   

О богатствѣ и древности, Сѣверной Исторіи.

   Богатство Сѣверной Исторіи состоитъ въ ея лѣтописяхъ и другихъ оставшихся памятникахъ, которые долгое время были неизвѣстны южнымъ жителямъ. Писатели не обращали вниманія своего какъ на нихъ, такъ и на всю Исторію Сѣвера, сочинители Историческихъ Библіотекъ не включали оныхъ въ свои пространные реестры о лѣтописяхъ; при томѣ же многіе письменные памятники еще только недавно отысканы.
   Однакожь они существуютъ. Списокъ Сѣверныхъ сочинителей начинается съ Тіодольфа, Норвежскаго стихотворца, жившаго въ концѣ девятаго столѣтія. Исландецъ Скорро Стурлезонъ, жившій спустя 350 лѣтѣ послѣ Тіодольфа, исчисляетъ остатки его пѣсней. Въ томѣ же девятомъ столѣтіи являются еще нѣкоторые путешественники, какъ-то Норвежецъ Отеръ и Англичанинѣ Вульфстанъ, коихъ путешествія по морямъ сѣвернымъ описаны Королемъ Алфредомъ Великимъ. Отъ десятаго вѣка имѣемъ мы жизнеописанія нѣкоторыхъ святыхъ мужей. Наконецъ въ одиннадцатомъ столѣтіи появляется Россійскій Несторъ, первый на Сѣверѣ Сочинитель народной Лѣтописи. Въ послѣдовавшемъ двѣнадцатомъ вѣкѣ Богемцы, Исландцы, Норвежцы, Далматы, Венды и Датчане имѣли своихъ лѣтописателей.
   Отсюда начинается Исторія Сѣвера: прежде письменныхъ памятниковъ не могло быть никакой исторіи, а письменные памятники на сѣверѣ являются не ранѣе девятаго вѣка. Не должно думать, будто бы варварство среднихъ вѣковъ истребило оные; нѣтъ, прежде упомянутаго времени совсѣмъ не было никакихъ письменныхъ, памятниковъ и не могло быть ихъ, потому что искусство писанія до тѣхъ поръ совсѣмъ было неизвѣстно на сѣверѣ. Какой благоразумный изслѣдователь историческихъ истинъ предположитъ бытіе Исторіи предшествующимъ употребленію азбуки? Я разумѣю здѣсь Исторію въ благороднѣйшемъ ея значеніи, то есть составленную изъ отечественныхъ лѣтописей, а не изъ записокъ путешественниковъ чужестранныхъ.
   Письменное искусство принесено на сѣверъ вмѣстѣ съ вѣрою Хрістіянскою. Мы достовѣрно знаемъ, когда каждой народъ принялъ ея спасительное ученіе. Поляки и Силезцы отринули идоловъ своихъ въ 965 году при Мечиславѣ; Венгры крестились въ 976 мъ при Гейзѣ; Руссы въ 988 мъ при Владимірѣ Великомъ; Норвежцы въ 996 мъ, при Олавѣ Тригвезонѣ; Шведы въ 1000 при Оловѣ; Исландія въ 1000 при Лагманѣ Торгейрѣ; Данія въ 1021 при Кнудѣ Великомъ. Нѣкоторые Славянскіе и прочіе народы просвѣщены вѣрою еще прежде десятаго столѣтія, а другіе гораздо послѣ: южные Венды въ седмомъ, сѣверные въ началѣ девятаго; Булгары и Моравы послѣ 856 года Богемцы въ 894 мъ при Буривоѣ; гораздо позже: Финны въ 1167, Летты въ 1186 мъ, Есты въ 1196 мъ, Пруссы въ 1210 мъ, Пермяки въ 1372 мъ, Литовцы въ 1386 мъ.
   Что упомянутые народы получили письменное искусство вмѣстѣ въ вѣрою христіанскою, тому служитъ доказательствомъ нынѣшняя ихъ азбука; а чтобы они прежде еще имѣли свои буквы, оставленныя по принужденію монаховъ, того ничѣмъ доказать не можно. Нѣсколько времени говорено. было о какихъ-то старинныхъ буквахъ Прусскихъ; но онѣ совершенно ложны, или по крайней мѣрѣ подѣ ними разумѣть должно не что иное какъ Русскую азбуку. Касательно же рукъ Скандинавскихъ заподлинно извѣстно, что всѣ сохранившіеся нынѣ памятники съ руническими надписями нестарѣе хрістіянской вѣры на сѣверѣ, хотя бы даже и принять, будто руны были въ употребленіи до введенія хрістіянства.
   И такъ введеніе хрістіянской вѣры на сѣверѣ смѣло полагаю за епоху письменнаго искусства въ сей части свѣта и за начало Сѣверной Исторіи.
   Кто хочетъ углубиться далѣе, проникнуть до самыхъ причинъ, произведшихъ сіи великія перемѣны, и дойти до ближайшихъ и отдаленныхъ поводовъ къ нимъ и источниковъ; тотъ пусть обратитъ вниманіе свое на два великіе народа, имѣвшіе наиболѣе участія въ просвѣщеніе сѣвера, на Франковъ и Руссовъ. Могущество первыхъ, начиная съ седмаго вѣка, открыло для географіи, вѣры и наукѣ новой путь черезъ Турингію и Саксонію, за которыми находился дотолѣ невѣдомый, отдаленный сѣверъ. Карлъ Великій сдѣлалъ то для своей части свѣта, что Арабскіе Калифы сдѣлали для прочихъ. При семъ завоевателѣ открывается новый свѣтъ на востокѣ и западѣ, какъ нѣкогда при Кирѣ. Монахи Фряжскіе и воины проникаютъ въ страны новыя, прежде совсѣмъ неизвѣстныя; одни учатъ и проповѣдуютъ, другіе угрожаютъ, бьютъ и заставляютъ побѣжденныхъ избирать смерть, или вѣру. Такъ незадолго передъ тѣмъ Сирійскіе Несторіяне распространяли письмо свое, вѣру и искусства по всей Азіи до самаго Китая; такъ преемники Магометовы на обширномъ театрѣ Азіи до Каспійскаго моря и Индіи играли роль Карла Великаго. Руссы съ десятаго столѣтія дѣйствовали могуществомъ своимъ въ другихъ странахъ, отдаленныхъ отъ завоеваній Франковъ, Сиріанъ и Арабовъ. Они проникли до Бѣлаго моря и даже до Ледовитаго Океана; въ шестьнадцатомъ столѣтіи перешли черезъ Уралъ, и потомъ открыли берега противъ Америки. Безъ нихъ весь неизмѣримый край Сибирскій донынѣ былъ бы столь же мало извѣстнымъ, какъ земли подъ южнымъ полюсомъ находящіяся; безъ нихъ на цѣломъ пространствѣ Сибирскаго сѣвера, ни одна душа незнала бы до сихъ поръ ни азбуки, ни имени Хрістова.
   И такъ внутренняя Сѣверная Исторія начинается не прежде какъ съ девятаго столѣтія; ибо никто немогъ записывать происшествій, не зная употребленія азбуки. Что происходило въ сей части свѣта отъ начала міра, или отъ перваго ея населенія, это для насъ навсегда потеряно. Должны ли мы печалиться о сей утратѣ? Почти всѣ страны, земнаго шара имѣли ту же участь, и однакожъ онѣ утѣшились. Положимъ, что ихъ исторія начинается ранѣе нѣсколькими вѣками: но что составляютъ 200, 300, 400 лѣтъ въ цѣломъ продолженіи вѣковъ отъ начала міра? Нѣмецъ спокойно начинаетъ свою исторію отъ Кимвровъ, точно какъ Русской отъ Рурика; Ливій и всѣ Римскіе бытописатели довольны были тѣмъ, что исторія народа ихъ простирается лѣтѣ за 800 назадъ до Ромула; почему же Датчанинъ, Шведъ, Полякъ, Прусакъ, Лифляндецъ, должны досадовать, что ихъ начало идетъ не далѣе 1000 лѣтъ, и для чего, по примѣру прочихъ народовъ, не сносить, имъ равнодушно, что первобытное ихъ состояніе осталось въ неизвѣстности за неимѣніемъ историковъ?
   Можетъ быть спросятъ: развѣ чужестранною исторіею не можно дополнить недостатка внутренней? Но какіежъ древніе историческіе народы знали о Сѣверѣ? Пусть Финикіяне приплывали къ берегамъ Пруссіи для торговли; статься можетъ, что они по сему случаю собрали множество свѣдѣній о Сѣверѣ, и что даже сохранили ихъ для себя въ запискахъ: но гдѣ теперь ихъ сочиненія? Мы едва обрѣтаемъ немногіе, весьма недостаточные о томъ отрывки въ книгахъ Греческихъ и Римскихъ. И далеко ли доходили самые Римляне? До устій Ельбы, до Рейна, до Майна, до Дуная. Раскроемъ карту Европы, и посмотримъ на сіи рѣки, на предѣлы обладанія такъ называемыхъ владыкѣ міра и на послѣдніе концы земель, имъ извѣстныхъ; измѣримъ взорами необъятное пространство, лежащее за оными рѣками; разсудимъ, какъ изъ сихъ отдаленныхъ краевъ свѣдѣнія могли войти въ Римскія лѣтописи, соберемъ все, что ни есть въ уцѣлѣвшихъ памятникахъ древняго міра о состояніи нашего Сѣвера, начиная отъ Моисея и Гомера до золотаго вѣка Римскаго могущества и просвѣщенія: тогда увидимъ, достанетъ ли въ насъ смѣлости соорудить древнюю Сѣверную Исторію изъ Греческихъ и Римскихъ извѣстій! Отъ Августа до Карла. Великаго такая же пустота въ происшествіяхъ: нѣтъ ни торговли, ни сношеній между Сѣверомъ и Югомъ; ни одинъ проповѣдникъ вѣры еще неотваживался идти въ сію невѣдомую часть свѣта; а чрезъ посольство Естовъ къ Королю Остготскому чужестранцы столь же мало получили свѣдѣній о Сѣверѣ, какъ и чрезъ морскіе разбои Саксоновъ и Норманновъ.
   Не смотря на то, всѣ Исландцы начинаютъ Скандинавскую Исторію отъ Одина, современника Помпеева. Фундинъ Норегуръ идетъ еще далѣе, а именно до Финнскаго Короля Форніотера. Далинъ въ Шведской Исторіи простирается даже до временъ Дарія Гистаспа; Ботинъ до Кира и даже до разрушенія Трои; Іоаннъ Магнусъ, Лакомбъ и Англійскіе сочинители Всемірной Исторіи до Магога и до Вавилонскаго столпотворенія; Бонгъ, Финляндскій Епископъ, даже до праотца Адама. Лакомбъ, въ своемъ Хронологическомъ сокращеніи Сѣверной Исторіи. (Abrégé chronologique de l'Hiftoire du Nord), напечатанномъ въ Парижѣ 1763 го года, начинаетъ Датскую Исторію отъ Іафетова правнука Гомера, и до 23 страницы повѣствуетъ о множествѣ происшествій, случившихся въ Даніи за 1000 лѣтъ до Рождества Хрістова! Полякамъ извѣстны многіе подвиги предковъ ихъ не только съ шестаго вѣка по Рождествѣ Хрістовѣ, но еще отъ временъ гораздо древнѣйшихъ! Сарницкій, знаетъ, что Асармонтъ, жившій немного спустя послѣ всемірнаго потопа, былъ родоначальникомъ Сармашовъ, а слѣдственно и Поляковѣ. Длугошъ и Мѣховскій начинаютъ исторію отъ Леха, правнука Іафетова. Кадлубко разсказываетъ, что Лешко I, золотыхъ дѣлѣ мастерѣ въ Польшѣ, побѣдилъ Александра Великаго; что Лешко III былъ шуринъ Юлія Цезаря; что въ Нѣмецкой арміи, разбившей Римлянъ, предводительствуемыхъ Варусомъ, находились Польскія вспомогательный войска, и проч. и проч.
   Это презрѣнная, отвратительная сторона Сѣверной Исторіи, которая далеко отстала отъ прочихъ Исторій Европейскихъ, единственно потому что она критически необработана. Какой Нѣмецъ начинаетъ теперь отъ Манна и Туистона? какой Французъ отъ Пріама и Франка и отъ сыновъ Полифемовыхѣ? какой Британецъ отъ Брута, Англа и Бодана? Даже Прусакъ отступился отъ своего Вайдевута, равно какъ Русской отъ своего Руса и Мосоха: только Скандинавы и Поляки держатся еще любимыхъ своихъ басень, и даже называютъ невѣрующими и пирронистами тѣхъ, кои съ ними не соглашаются.
   Кто въ исторіи многому не вѣритъ, неимѣя на то никакой основательной причины; тотъ есть твореніе достойное или ненависти, если онѣ сомнѣвается отъ привычки умничать, или сожалѣнія, если по слабости разсудка не способенъ видѣть истины. Но менѣе ли для успѣховъ историческихъ познаніи вредны и такія существа, каковы на примѣръ: легковѣрный, который вѣритъ безъ доказательствъ; суевѣрный, которой вѣритъ вопреки доказательствамъ, и старая баба, которая только по тому вѣритъ, что вѣрятъ другіе, которая сама не можетъ ни разобрать, ни изслѣдовать, и которая ворчитъ, когда со стороны кто нибудь нарушаетъ тишину спокойнаго ея вѣрованія?

(Изъ сочин. А. Шлецера.)

-----

   Шлецер А.Л. О богатстве и древности северной истории [IX в.] / (Из сочин. А. Шлецера) // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч. 69, Nо 11/12. -- С.253-262.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru