Шкловский Исаак Владимирович
Из Англии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИЗЪ АНГЛІИ.

I.

   "Въ самой наружности его есть нѣчто замѣчательное, производящее впечатлѣніе. Убѣгающій назадъ лобъ; черные, гладко прилегающіе къ черепу, примасленные волосы; длинное, острое лицо; Мечтательные и въ то же время жестокіе глаза съ припухшими вѣками; большой ротъ съ тяжелой нижней губой; массивная нижняя челюсть,-- все это обнаруживаетъ человѣка "capable de tout et pire". Такое лицо можетъ быть и у индійскаго вождя сіукскаго племени, оставившаго дома скальны враговъ, и у мелодраматическаго актера, исполняющаго роль злого барона, и у человѣка съ неизмѣримо менѣе похвальной, но за то гораздо болѣе опасной профессіей". Такъ талантливый публицистъ Гардинеръ описываетъ въ только что вышедшей книгѣ "Pillars of Society" (Столпы общества) наружность сэра Эдуарда Карсона, стоящаго во главѣ Ольстерскаго "временнаго правительства". Кромѣ сэра Эдуарда, мы находимъ въ спискѣ временнаго правительства лорда Касльрэ (Castlereagh), потомка "Джэка Горлорѣза", усмирявшаго плетями и висѣлицей ирландское возстаніе въ 1798 г. и зарѣзавшагося потомъ, такъ какъ его преслѣдовали тѣни казненныхъ; лорда Лондондерри, внука того Лондондерри, который изгналъ тысячу фермеровъ и вызвалъ въ Ирландіи одно изъ самыхъ страшныхъ аграрныхъ движеній. Мы видимъ въ спискѣ еще лорда Гамильтона, потомка поэтовъ, прозванныхъ за свою жадность и за стремленіе къ субсидіямъ "голодными Гамильтонами".
   Теперь они всѣ заявляютъ, что, если Ирландіи данъ будетъ гомруль, они станутъ во главѣ временнаго правительства въ Ольстерѣ и призовутъ на помощь армію волонтеровъ въ 100 тысячъ человѣкъ, обучающуюся теперь. И опять же ольстерскія газеты сообщаютъ списокъ генераловъ, полковниковъ, капитановъ и поручиковъ, которые будутъ командовать ольстерской арміей. Наблюдателя съ континента все это поражаетъ прежде всего потому, что съ военнымъ заговоромъ и временнымъ правительствомъ онъ привыкъ ассоціировать нѣчто очень конспиративное. Въ Ольстерѣ же конспирація до такой степени вся наружу, что, какъ мы видѣли, временное правительство выбирается совершенно открыто. И это обстоятельство невольно порождаетъ у посторонняго наблюдателя вопросъ: "Да серьезно ли все это"? Въ отвѣтъ на такой вопросъ ольстерцы указали бы на большой митингъ негоціантовъ и фабрикантовъ, состоявшійся четвертаго ноября въ Бедьфастѣ. Эти представители торговли и промышленности, правда, не говорили о вооруженномъ возстаніи, если Ирландіи дано будетъ самоуправленіе; но они грозятъ пассивнымъ сопротивленіемъ и прекращеніемъ платежей налоговъ.
   "Такъ какъ мы убѣждены, что гомруль, ставъ закономъ, не только лишитъ насъ правъ, которыя мы такъ цѣнимъ, какъ граждане Соединеннаго королевства, по доведетъ также до гибели всю промышленность и торговлю; такъ какъ всякая попытка силой поддержать гомруль неминуемо приведетъ къ гражданской войнѣ и къ отпаденію Ирландіи отъ Соединеннаго Королевства,-- то мы, дѣловые люди Ольстера,... заявляемъ, что откажемся платить какіе бы то ни было налоги". Такъ говорится въ резолюціи, принятой четвертаго ноября въ Бельфастѣ. "Мы не хотимъ быть подъ властью дублинскаго парламента",.-- сказалъ предсѣдатель митинга. "Если билль станетъ закономъ,-- воскликнулъ другой ораторъ -- сдѣлаемъ такъ, что онъ будетъ совершенно парализованъ". "Ольстеръ будетъ сражаться и будетъ правъ" (Ulster will fight and be right),-- говорятъ консерваторы. "Никакого сраженія не будетъ! Всѣ толки про вооруженное возстаніе и про временное правительство въ Ольстерѣ -- только пустая похвальба",-- говорятъ другіе. "Какія причины превратили такого свѣтскаго человѣка, какъ сэръ Эдуардъ Карсонъ, въ пылкаго крестоносца?-- пишетъ Гардинеръ въ упомянутой уже книгѣ "Pillars of Society".-- Почему онъ льетъ слезы на платформѣ? Сопротивленіе гомрулю лишено смысла; но подсказано оно также патріотизмомъ. Агитація сэра Эдуарда свидѣтельствуетъ о томъ, что классъ, который господствовалъ при старомъ порядкѣ, не желаетъ отказаться отъ всѣхъ своихъ исключительныхъ правъ. Втеченіе многихъ лѣтъ оранжисты держали всю Ирландію у себя подъ пятой,-- продолжаетъ Гардинеръ.-- Имѣя на своей сторонѣ администрацію, они обращались съ Ирландіей, какъ съ завоеванной страной. Оранжисты обращались съ католиками, какъ англичане съ индусами. Всѣ топлыя мѣсточки на общественной и правительственной службѣ были заняты оранжистами. Полиція находилась въ ихъ рукахъ. Судъ исполнялъ ихъ волю. Въ странѣ дѣйствовали только законы, угодные оранжистамъ, и истолковывались эти законы судьями, назначенными по указанію "патріотовъ". И вотъ теперь, съ введеніемъ гомруля, весь этотъ порядокъ долженъ исчезнуть. Уже и безъ того оранжизмъ потерялъ много: лэндлордизмъ исчезъ; крестьяне имѣютъ землю и ни во грошъ не ставятъ больше помѣщика. Теперь гибель грозитъ послѣднимъ остаткамъ власти господствующаго класса".
   "Мы не позволимъ, чтобы дублинскій парламентъ былъ надъ нами,-- говорятъ ольстерцы.-- Мы будемъ сражаться; а если окажется, что мы слабѣе, то призовемъ на помощь германскаго императора". Вотъ любопытное письмо, помѣщенное въ еженедѣльной Церковной газетѣ "Irish Churchman", выходящей въ Бельфастѣ. "Ирландскимъ юніонистамъ (т. е. противникамъ гомруля) нечего страшиться, что Аскитъ пошлетъ въ Ольстеръ британскія войска для подавленія возстанія противъ гомруля. Первому министру не удастся собрать столько войска, чтобы привести угрозу въ исполненіе. У юніонистовъ въ Ольстерѣ теперь до 150.000 хорошо обученныхъ волонтеровъ, и это число увеличивается съ каждой недѣлей. Затѣмъ къ намъ на помощь явятся до 100 тысячъ волонтеровъ изъ Англіи и Шотландіи. И это еще не все. Далеко не всѣ юніонисты знаютъ, что могущественный континентальный мопархъ предложилъ намъ помощь въ случаѣ, если ирландскимъ протестантамъ навяжутъ гомруль. Монархъ этотъ готовъ послать сильную армію, чтобы навсегда избавить Англію отъ необходимости заботиться объ Ирландіи, которая будетъ присоединена къ его владѣніямъ. И такъ какъ нашъ король, подписавъ билль о гомрулѣ, нарушитъ присягу на вѣрность конституціи, которую далъ во время коронаціи, то Ирландія не обязана соблюдать лояльность по отношенію къ нему. Наше поведеніе по отношенію къ Георгу V будетъ такое же, какъ нашихъ предковъ по отношенію къ Якову II" {"Irlsh Churchman", Thursday, November 6, 1913.}.
   Всѣ эти угрозы только "bluff" (бахвальство),-- говорятъ другіе. эточно такимъ же образомъ Ольстеръ грозилъ мятежомъ, когда обсуждался билль объ эмансипаціи католиковъ,-- говорятъ авторъ интересной статьи "Ulsteria", помѣщенной въ ноябрьской книжкѣ журнала. "British Review".-- Рѣчи, произносимыя теперь сэромъ Эдуардомъ Карсономъ, блѣднѣютъ въ сравненіи съ тѣми угрозами, которыя произносили противники эмансипаціи. "Ни за что"!-- говорили тогда оранжисты.-- "Если правительство наложитъ руку на нашу церковь, то двѣсти тысячъ человѣкъ скажутъ: "не смѣйте". Такъ сказалъ протестантскій, священникъ Джонъ Флэниганъ на громадномъ митингѣ, состоявшемся 20 марта 1868 года въ графствѣ Монаганъ (т. е. въ провинціи Ольстеръ).-- Слѣдуетъ напомнить королевѣ, что, когда одинъ изъ ея предковъ забылъ присягу о поддержаніи протестантской вѣры, то наши пращуры швырнули его корону за рѣку Бойнъ {На берегахъ рѣки Бойнъ, въ Ирландіи, въ трехъ миляхъ отъ Дрогеды, 1 іюля 1690 года національный герой Ольстера, Вильгельмъ III оранскій, разбилъ на голову Якова II. Послѣ этого дѣло Стюартовъ было окончательно проиграно. Въ годовщину битвы при Дрогедѣ и теперь каждый разъ происходитъ въ Бельфастѣ большая баталія между католиками и протестантами.}. Мы должны сказать всемилостивѣйшей королевѣ нашей, что, если она нарушитъ присягу и подпишетъ билль, то но имѣетъ больше права на корону". "Наши пращуры дрались на берегахъ Бойна и проливали кровь за отечество,-- сказалъ Ричардъ Лойдъ на громадномъ митингѣ оранжистовъ, состоявшемся 27 іюня 1869 года.-- Кровь этихъ предковъ течетъ вѣдь и въ нашихъ жилахъ. Насъ много. При первомъ сигналѣ барабана мы возьмемъ ружья и пойдемъ къ берегамъ Бойна, какъ наши предки".
   Билль объ отдѣленіи церкви отъ государства въ Ирландіи сталъ закономъ, но барабанъ не билъ и воинственные ораторы остались дома. "Мы будемъ драться, какъ умѣютъ сражаться только члены реформированной церкви, -- сказалъ воинственный священникъ Томасъ Эллисъ на большомъ митингѣ, устроенномъ 25 апрѣля 1868 года въ Портдаунѣ.-- Мы пойдемъ на бой съ мечомъ въ одной рукѣ и съ библіей въ другой. Если надо, то мы ляжемъ всѣ костьми, какъ легли наши предки и какъ лягутъ наши дѣти, т. е. всѣ тѣ, въ жилахъ которыхъ текла и течетъ неоскверненная протестантская кровь" {"The British Review", November, 1913, стр. 212.}. Когда билль сталъ закономъ, воинственный священникъ не пошелъ на бой, вѣроятно, потому, что, должно быть, дѣйствительно неудобно воевать, когда все время приходится держать въ рукѣ большую книгу! Сэръ Эдуардъ Карсонъ -- адвокатъ. Въ 1868 году, кромѣ священниковъ, на бой звали тоже адвокаты. 15 апрѣля 1869 года, напр., состоялся митингъ въ Дублинѣ, на которомъ знаменитый въ то время адвокатъ Фредерикъ Фокинеръ заявилъ между прочимъ: "Мы будемъ драться. Если мы не сумѣемъ побѣдить, то покажемъ-хоть, что умѣемъ умереть съ достоинствомъ". Когда билль сталъ закономъ, Фредерикъ Фокинеръ не записался въ волонтеры. Онъ взялъ не ружье, а выгодную правительственную службу. Умеръ онъ не на полѣ брани, а въ своей постели; не отъ непріятельской пули, а отъ старости. Другой адвокатъ, тоже взявшій впослѣдствіи выгодное мѣсто на правительственной службѣ, призывалъ протестантовъ въ Англіи и въ Шотландіи къ вооруженному возстанію съ цѣлью поддержать ольстерцевъ. Онъ предсказывалъ, что послѣдствіемъ. билля "неминуемо будетъ кровопролитіе, при одной мысли о которомъ содрогается сердце". И въ 1868 году, какъ теперь, въ Ольстерѣ возникла военная организація (Protestant Defence Association). На митингѣ, состоявшемся въ Бельфастѣ 5 марта 1868 года, лордъ Криктонъ сказалъ между прочимъ: "Мы заявимъ католическимъ священникамъ, что есть въ Ирландіи полтора милліона протестантовъ, не желающихъ признавать Римъ и папскій престолъ авторитетомъ. Мы заявимъ имъ, что у населенія сѣверной Ирландіи (т. е. у оранжистовъ) такія же мужественныя сердца и такіе же острые мечи, какъ въ тѣ давно прошедшія времена, когда наши предки увѣнчали себя неувядаемой славой. Мы заявляемъ, что будемъ сопротивляться биллю до послѣдней капли крови. Покуда кто нибудь живъ еще въ Ольстерѣ; биллю не стать закономъ".
   Намъ говорятъ, что оранжистъ органически не можетъ слышать слова,;папа", которое приводитъ его въ бѣшенство, достигающее особенно острой формы ежегодно въ день битвы ври Бойнѣ. Тогда ольстерцу для успокоенія необходима кровь "паписта". Вотъ почему годовщина битвы при Бойнѣ неизмѣнно сопровождается мно жестомъ разбитыхъ носовъ въ Бельфастѣ.-Объ "органической" ненависти оранжистовъ къ "папистамъ" сложено много анекдотовъ. Приведу одинъ изъ нихъ. Какой-то корабль разбился у береговъ Донегаля (графство въ Ольстерѣ, населенное католиками). Изъ всего Экипажа спасся только одинъ оранжистъ, но онъ сильно разбило о прибрежныя скалы и умиралъ на пескѣ. Рыбаки католики нашли выброшеннаго волнами и первымъ дѣломъ послали за священникомъ. Прежде чѣмъ напутствовать умирающаго, священникъ нагнулся къ нему и спросилъ: "Сынъ мой, скажите мнѣ, къ какой вѣрѣ вы принадлежите? Могу ли я васъ напутствовать? Отвѣтьте хоть знакомъ, если вы не можете говорить". Умирающій оранжистъ открылъ глаза. Замѣтивъ сутану священника, онъ собралъ послѣднія силы, прошепталъ: "То hell with the Pope!" (Въ адъ папу!) и умеръ со спокойной совѣстью.
   Другіе факты свидѣтельствуютъ однако, что даже въ Бельфастѣ "оранжисты" женятся на "паписткахъ", причемъ семейный покой нарушается только разъ въ годъ, въ день битвы при Бойнѣ. Вотъ, напр., любопытный анекдотъ. Посѣтитель англичанинъ, заглянувшій въ рабочій коттеджъ въ Бельфастѣ, съ удивленіемъ увидалъ рядомъ на стѣнѣ портреты папы и Вильгельма III Оранскаго. Мужъ былъ оранжистъ, а жена -- католичка.
   -- Неужели вашъ мужъ не протестуетъ противъ портрета папы?-- спросилъ путешественникъ.
   -- Иногда, разъ въ годъ,-- отвѣтила жена рабочаго.-- Мой мужъ -- барабанщикъ въ оранжистской процессія. Когда онъ возвращается домой въ годовщину битвы при Бойнѣ, то срываетъ съ стѣны портретъ его святѣйшества, бросаетъ на полъ и топчетъ его.
   -- А вы покупаете потомъ новый портретъ?
   -- Мои мужъ всегда встаетъ поздно на другой день,-- улыбнулась женщина.-- И вотъ я раненько снимаю со стѣны портретъ "Билли" (т. е. Вильгельма ІІІ), отношу въ закладъ и на полученныя деньги отдаю въ починку папу. Квитанцію я вручаю мужу, и все идетъ гладко до слѣдующаго года".
   "Гражданской войны не будетъ, такъ какъ ирландскіе протестанты подчинятся неизбѣжному",-- къ такому заключенію приходитъ авторъ упомянутой уже статьи въ "Britisch Review".
   

II.

   По всей вѣроятности, прогнозъ этотъ правиленъ. Правда, сэръ Эдуардъ Карсонъ, когда обращается къ оранжистамъ, преподаетъ имъ такой же совѣтъ, какой Гейне даетъ нѣмецкому поэту:
   
   Rede Dolche, rede Schwerter!..
   Sei des Vaterlands Posaune,
   Sei Kanone, sei Kartaune,
   Blase, sch mettre, donnre, tötel.
   
   (т. e. говори о кинжалахъ, о мечахъ! Будь трубой, пушкой, мортирой отечества, гуди, греми, умерщвляй!)
   И, не смотря на грозныя рѣчи о вооруженномъ возстаніи, о временномъ правительствѣ, о готовности пасть на полѣ браня и т. д., въ воздухѣ чуется компромиссъ. Приведу для доказательства нѣсколько выдержекъ изъ рѣчей. "Я приглашаю политическихъ противниковъ на совѣщаніе. Необходимъ откровенный, свободный, искренній обмѣнъ мнѣній. Какъ я, такъ и мои товарищи по кабинету готовы совѣщаться",-- сказалъ первый министръ на митингѣ въ Лэдибанкѣ" {"Times", October 27.}.
   "Повторяю вамъ сегодня еще разъ. Если у правительства есть какіе-нибудь планы, которые могутъ устранить предстоящіе ужасы въ Ольстерѣ, мы готовы обсудить ихъ спокойно, вдумчиво, безъ всякихъ партійныхъ соображеній",-- сказалъ вождь оппозиціи (т. е. консерваторовъ) на митингѣ въ Норичѣ {"Times", November 14.}.
   "Пусть ольстерцы скажутъ намъ, чего они хотятъ,-- заявилъ ея митингѣ въ Ньюкестлѣ вождь націоналистовъ (т. е. гомрулеровъ).-- И какъ неразумно или экстравагантно ни было бы это требованіе, мы готовы разсмотрѣть его и удовлетворить, если только оно не расходится съ основными принципами билля, т. е. съ самоуправленіемъ Ирландіи" {Times, November 15.}.
   Знающіе люди указываютъ на то, что экономическія соображенія охладятъ у ольстерцевъ воинственный пылъ, если дѣло дѣйствительно дойдетъ до гражданской войны. Въ Ирландіи, напр., всѣ фермеры держатъ свои деньги въ отдѣленіяхъ ольстерскихъ банковъ, распространенныхъ повсюду. При первой же попыткѣ Ольстера отдѣлиться всѣ фермеры по данному сигналу потребуютъ свои вклады. Такимъ образомъ еще раньше, чѣмъ раздастся первый выстрѣлъ, лопнутъ всѣ ольстерскіе банки. Англійскій банкъ, конечно, не явится къ нимъ на помощь. Промышленность въ Ольстерѣ высоко развита. Въ случаѣ гражданской войны англійское правительство прекратитъ почтовое и телеграфное сообщеніе съ мѣстной провинціей, и тогда фабрикантамъ и торговцамъ грозитъ полное раззореніе. Надо помнить, наконецъ, что Ольстеръ не представляетъ собою нѣчто однородное. Провинція досылаетъ въ парламентъ 17 гомрулеровъ и 16 юніонистовъ. Такимъ образомъ, еслибъ Ольстеръ дѣйствительно провозгласилъ себя независимымъ, временному правительству пришлось бы сражаться на два фронта: съ Англіей и съ католиками, живущими въ Ольстерѣ. До вѣроисповѣданію населеніе провинціи раздѣляется такъ:
   
   Католиковъ -- 690.000
   Англиканской вѣры -- 36.000
   Пресвитеріанцевъ -- 422.000
   Методистовъ -- 50.000
   Другихъ религій и толковъ -- 52.000
   
   Всѣ католики -- гомрулеры. Среди протестантовъ около 10% гомрулеры. Не представляютъ собою ничего однороднаго въ политическомъ отношеніи даже четыре, сѣверо-восточныя графства провинціи Ольстеръ и города Бельфастъ и Лондондерри, т. е. тѣ мѣста, которыя считаются цитаделью орапжизма. Въ графствѣ Даунъ католики составляютъ 31,6% всего населенія, въ Эптримѣ -- 20,3%, въ Арма -- 45,3% и въ Дерри 41,5%. Въ Лондондерри католики составляютъ 56,2% всего населенія и въ Бельфастѣ -- 24,1%. Вы видите, что "цитадель" сильно ослаблена. Повидимому, далеко не всѣ торговцы и фабриканты Ольстера сочувствуютъ тѣмъ товарищамъ своимъ, которые на митингѣ въ Бельфастѣ обѣщали бороться съ дублинскимъ парламентомъ, если не съ оружіемъ въ рукахъ, то отказомъ платить налоги. 24 октября, напр., состоялся въ Боллимони (въ Ольстерѣ) большой митингъ дѣловыхъ людей, протестовавшихъ противъ "карсонизма". "Значеніе этого митинга увеличивается тѣмъ, что Боллимони -- главный торговый городъ графства Энтримъ,-- пишетъ спеціальный корреспондентъ "Westminster Gazette".-- Въ окрестностяхъ города много богатыхъ фермъ, принадлежащихъ протестантамъ. И эти фермы тоже принимали участіе въ протестѣ противъ карсонизма. "Мы собрались, чтобы отстоять честь Ольстера и достоинство той религіи, къ которой принадлежимъ,-- сказалъ одинъ изъ ораторовъ.-- Надо протестовать противъ того, что религію дѣлаютъ орудіемъ ненависти и насилія. Протестантскій священникъ -- продолжалъ ораторъ -- призывалъ къ священной войнѣ. Какъ будто можетъ быть священная война между двумя христіанскими народами "и между родственными островами! Карсонъ говоритъ о томъ, что извѣстный политическій порядокъ будетъ силой оружія удержанъ въ девяти графствахъ, входящихъ въ составъ провинціи Ольстеръ. Но никто не знаетъ такъ хорошо, какъ самъ сэръ Эдуардъ, что временное правительство не удержитъ не только цѣлой провинціи, но даже одного графства. Стань Карсонъ диктаторомъ въ Ольстерѣ, онъ, конечно, не рѣшится назначить выборы. Сэръ Эдуардъ, обличающій нетерпимость католиковъ, самъ объявляетъ, что протестанты въ Ольстерѣ будутъ держать всѣхъ папистовъ здѣсь заложниками.
   "Мы много слышали, а въ особенности здѣсь, въ Ольстерѣ, что есть двѣ Ирландіи, католическая и протестантская, которыя не могутъ быть объединены и потому должны всегда враждовать,-- сказалъ на томъ же митингѣ сэръ Роджеръ Кэйзментъ.-- Я лично глубоко убѣжденъ, что есть только одна Ирландія, единая и нераздѣльная. И чѣмъ больше мы любимъ Ольстеръ, тѣмъ сильнѣе должны любить Ирландію... Намъ, ольстерскимъ протестантамъ, говорятъ, что радикальное правительство будто бы продало насъ "извѣстнымъ врагамъ" католикамъ; что министерство будто бы вступило въ "позорный союзъ" съ "наслѣдственнымъ непріятелемъ" Ольстера. Еслибы я вѣрилъ этому, то, конечно, меня не было бы сегодня здѣсь на платформѣ... Еслибы дѣйствительно приходилось бороться съ тираніей и съ политическимъ гнетомъ, то я первый присоединился бы къ ольстерскимъ волонтерамъ; но язнаю католическую Ирландію хорошо. Мои лучшіе друзья -- католики, живущіе въ западныхъ и южныхъ графствахъ... Я знаю хорошо поэтому, что гомрулеры ждутъ не порабощенія протестантовъ, а союза съ ними" {"Westminster Gazette", October 25.}.
   "Всѣ толки про "временное правительство" только пустая похвальба,-- пишетъ спеціальный корреспондентъ другой радикальной газеты.-- Число волонтеровъ не увеличивается, а уменьшается". Дальше указывается на то, что органической ненависти между католиками и протестантами въ Ирландіи теперь не существуетъ {"Daily Chronicle", October 14.}. Внѣ сомнѣнія, консервативная партія въ Англіи, не имѣющая теперь опредѣленной программы, съ которой могла бы обратиться къ избирателямъ, желаетъ использовать "карсонизмъ", какъ политическій капиталъ. Это обстоятельство не слѣдуетъ забывать, когда мы читаемъ въ "Times", "Morning Post* или же "Daily Telegraph" передовыя статьи, въ которыхъ предсказывается гражданская война въ Ирландіи. Внимательно изучая положеніе дѣлъ, мы неминуемо придемъ къ такому выводу. Предположимъ, либеральное правительство падетъ раньше, чѣмъ успѣетъ осуществить гомруль. Предположимъ, выборы кончатся пораженіемъ либераловъ {На дополнительныхъ выборахъ въ Ридингѣ либералы потеряли мѣсто. На выборахъ въ Линлитгоу хотя и прошелъ либералъ, но число поданныхъ за него голосовъ сильно уменьшилось. Консерваторы очень ликовали по этому поводу, хотя результаты свидѣтельствуютъ не о наростаніи консервативныхъ избирателей, а о ростѣ рабочаго движенія: избирательный округъ въ Ридингѣ былъ потерянъ либералами, потому что тамъ выступилъ третій кандидатъ, соціалистъ.}, и у власти станутъ консерваторы. Не надо быть пророкомъ для предсказанія, что однимъ изъ первыхъ биллей консервативнаго министерства будетъ гомруль подъ какимъ-нибудь псевдонимомъ. Если либералы не успѣютъ дать гомруль, націоналисты, конечно, воспользуются прецедентомъ, установленнымъ сэромъ Эдуардомъ Карсономъ, который въ консервативномъ кабинетѣ будетъ, вѣроятно, генералъ-атторнеемъ (министромъ юстиціи). Другими словами, они тоже начнутъ вербовать волонтеровъ и тоже выберутъ временное правительство. Въ шестидесятыхъ годахъ ирландцевъ отправляли за это на каторгу; но будущій министръ юстиціи не рѣшится, конечно, преслѣдовать людей за дѣянія, которымъ онъ самъ же установилъ прецедентъ. Такъ какъ католики представляютъ собою 75% всего населенія Ирландіи, то обученіе волонтеровъ будетъ гораздо болѣе грандіозное и серьезное явленіе, чѣмъ теперь.
   Затѣмъ дальше. Если нѣкоторые ольстерскіе протестанты теперь противъ гомруля, то это совсѣмъ не доказываетъ, что они довольны нынѣшнимъ порядкомъ управленія и не желаютъ измѣнить его. Вражда ольстерцевъ противъ гомрулеровъ держится теперь только на сантиментальной почвѣ, а не обусловливается экономическими причинами, какъ раньше. Въ концѣ концовъ для промышленнаго Ольстера гомруль важнѣе даже, чѣмъ для остальныхъ провинцій. Что касается Англіи, то она давно уже не видитъ ничего страшнаго въ томъ, что Ирландія будетъ имѣть отдѣльный парламентъ. Въ англійскихъ газетахъ сплошь и рядомъ можно встрѣтить теперь замѣтки про то. что та или другая консервативная организація приняла резолюцію такого рода: "Хотя мы возстаемъ противъ билля о гомрулѣ, но признаемъ необходимость дружескаго разрѣшенія насущныхъ желаній Ирландіи". Гомруль станетъ закономъ, даже если нынѣшнее министерство падетъ. Консерваторы дадутъ Ирландія отдѣльный парламентъ, хотя теперь они выпускаютъ боевыя брошюры вродѣ, напр., книжки "The Dictators", вышедшей только что. "Ольстерскіе протестанты имѣютъ серьезное основаніе начать гражданскую войну, если правительство будетъ настаивать на своемъ желаніи ввести гомруль,-- читаемъ мы въ этой книжкѣ.-- Билль о гомрулѣ подвергаетъ опасности жизнь, свободу и вѣру. Если билль станетъ закономъ, оранжистамъ останется или сражаться, или же оставить Ирландію въ поискахъ за свободой... Если диктаторы (т. е. Аскитъ и Рэдмопдъ) останутся у власти и если ольстерцы вынуждены будутъ подчиниться католическому парламенту въ Дублинѣ, послѣдствіемъ будетъ великій пожаръ, который охватитъ все Соединенное Королевство... Чтобы одержать побѣду на ближайшихъ общихъ выборахъ, консервативной партіи слѣдуетъ только выступить съ боевымъ крикомъ: "Одинъ король, одна исполнительная власть, одна законодательная и одна фискальная система для всего Соединеннаго Королевства. Съ этимъ лозунгомъ юніонисты побѣдили на выборахъ 1886, 1895 и 1900 годовъ и вышли въ отставку, имѣя большинство въ шестьдесятъ голосовъ надъ соединенными силами радикаловъ и націоналистовъ. Консерваторы потерпѣли пораженіе на выборахъ 1906, 1910 (въ январѣ) и 1910 (въ декабрѣ) только потому, что обратились къ избирателямъ съ другимъ боевымъ лозунгомъ" {Michnol McCarthy, "The Dictators", стр. 63--64. (Книжка вышла три недѣли тому назадъ. Я цитирую по двадцать пятому изданію).}.
   Но все это только "напусканіе тумана": параллельно съ этимъ мы встрѣчаемъ въ консервативныхъ газетахъ статьи лорда Депрэйвена, въ которыхъ доказывается, что Ирландія должна имѣть самоуправленіе. Авторъ книжки говоритъ о пожарѣ, который охватитъ всю Англію, если Ольстеръ окажетъ вооруженное сопротивленіе. Подразумевается, конечно, что вся Англія возстанетъ противъ правительства, которое сдѣлаетъ попытку смирять мятежный Ольстеръ силой. Пожаръ въ Ольстерѣ, если только онъ будетъ, можетъ дѣйствительно переброситься въ Англію; по совсѣмъ не въ такомъ видѣ, какъ думаетъ авторъ книги. И консерваторы отлично это знаютъ. Въ Соединенномъ Королевствѣ теперь масса горючаго матеріала, что доказывается непрекращающимся движеніемъ среди рабочихъ классовъ..Консерваторы говорятъ теперь про гражданскую воину? Что же, пусть она будетъ.-- пишетъ въ "Bombay Chronicle" Гамсэй Макдональдъ, находящійся теперь въ Индіи.-- Поведеніе правительства во время послѣднихъ большихъ стачекъ по разъ доводило дѣло почти до вооруженнаго столкновенія. И если теперь консерваторы покажутъ примѣръ, они быстро убѣдятся, что въ странѣ много сухостоя и что огонь можетъ распространиться быстро" {Цитирую по "Daily Chronicle", November, 23, 1912.}. И если у власти будутъ тогда консерваторы, то возставшіе рабочіе смогутъ имъ сказать: "Мы только слѣдуемъ прецеденту, установленному вами". Слѣдуя "прецеденту", дублинскіе рабочіе теперь уже формируютъ.армію, а милитантки заявляютъ, что у нихъ готова уже не только армія, но я планъ военныхъ дѣйствій.
   

III.

   Ирландія будетъ имѣть гомруль (и даже безъ революціи), кто бы ни стоялъ у власти. Дѣленіе Ирландіи на ольстерцевъ и націолистовъ совершенно искусственное; создано оно политикой наступательнаго націонализма, о которой я писалъ въ прошломъ году. Долго держаться оно не можетъ, такъ какъ экономическіе интересы должны взять верхъ надъ національными и религіозными предразсудками. Больше того: Ирландія еще не имѣетъ самоуправленія, но подъ вліяніемъ экономическихъ причинъ тамъ началась уже дифференціація классовыхъ интересовъ. Доказательствомъ является рабочее движеніе, начавшееся теперь въ Дублинѣ я выдвинувшее такую крупную и оригинальную фигуру, какъ Джимъ Ларкинъ, или "Ирландскій Спартакъ", являющійся теперь героемъ для въ Лондонѣ. Великосвѣтскія дамы собираются слушать его и охотно показывали бы его въ своихъ гостиныхъ, еслибы только дублинскій чернорабочій принялъ зазывъ.
   Броженіе въ Дублинѣ порождено тяжкимъ положеніемъ рабочихъ, которому нѣтъ примѣра въ другихъ городахъ Соединеннаго Королевства. Рабочіе и работницы въ Дублинѣ живутъ при такихъ условіяхъ, капъ англійскій пролетаріатъ 75 лѣтъ тому назадъ. Всего лишь годъ тому назадъ взрослые, сильные рабочіе получали въ Дублинѣ 12--13 шиллинговъ въ недѣлю. Что касается работницъ, то онѣ и теперь получаютъ 4--5 шиллинговъ въ недѣлю. Что касается тѣхъ условій, при которыхъ живутъ дублинскіе рабочіе, то объ этомъ говоритъ оффиціальный отчетъ составленный сэромъ Чарльсомъ Камерономъ. Въ Англіи и въ Уэльсѣ рабочая семья обыкновенно занимаетъ отдѣльный коттеджъ въ 4--6 комнатъ. Только ужь въ очень старыхъ коттеджахъ, выстроенныхъ лѣтъ 70-80 тому назадъ, нѣтъ ванны. Во всѣхъ сравнительно новыхъ коттеджахъ имѣются ванны съ холодной и горячей водой. Въ аграрную программу, намѣченную недавно Ллойдъ-Джорджемъ, входитъ, между прочимъ, сооруженіе 120 тысячъ коттеджей въ 4 комнаты для сельскихъ рабочихъ. Теперь посмотримъ, какъ живутъ рабочіе, въ Дублинѣ. По офиціальному отчету въ 1912 году было 21,000 семействъ, занимавшихъ квартиру въ одну комнату. Для русскихъ въ этомъ фактѣ нѣтъ ничего поразительнаго; но англичанъ онъ просто ошеломляетъ. Слѣдующая таблица показываетъ, по сколько человѣкъ живутъ въ одной комнатѣ:
   
   Въ 3,000 квартирахъ по 4 человѣка въ комнатѣ..
   " 2,000 " " 5 " " "
   " 1,503 " " 6 " " "
   .. 854 " "7 " " "
   " 331 " " 8 " " "
   " 146 " 9 " " "
   " 45 " " 10 " " "
   " 16 " "11 " " ,, *)
   *) "Report on the public health of Dublin in 1912".
   
   Сэръ Чарльсъ Камеронъ говоритъ о пяти квартирахъ, въ которыхъ въ одной комнатѣ жило двѣнадцать человѣкъ, но это еще не все. Мы видимъ въ Дублинѣ явленіе, вполнѣ обычное въ каждомъ русскомъ большомъ городѣ, но приводящемъ въ ужасъ англичанъ: сдаваніе угловъ. Семья, занимающая одну комнату, принимаетъ жильца. Въ двухъ случаяхъ такой жилецъ отъ себя ужь сдавалъ мѣсто подъ кроватью ночлежнику. Такое положеніе дѣла порождаетъ въ Дублинѣ громадный процентъ смертности, а именно 24,8 на тысячу. Жителямъ континента, а, въ частности, намъ, русскимъ, такой процентъ кажется вполнѣ "умѣреннымъ": у насъ вѣдь въ большихъ городахъ смертность часто переваливаетъ за 30; по англичанъ дублинскія жертвы приводятъ въ ужасъ. Въ самомъ дѣлѣ: въ Лондонѣ средняя смертность 13,6 на тысячу. Въ богатыхъ и здоровыхъ квартирахъ 11 на тысячу. Что же касается новыхъ образцовыхъ городовъ, выстроенныхъ въ садахъ, какъ Летчфордъ, то смертность тамъ 9 на тысячу. Покуда предѣлъ достигнутъ въ идеальной деревнѣ близъ Бирмингема, выстроенной для своихъ рабочихъ шоколаднымъ фабрикантомъ-квакеромъ: тамъ смертность;-- 7 на тысячу. Эти цифры, свидѣтельствующія о томъ, что общество, при добромъ желаніи, можетъ уменьшить процентъ смертности почти въ пять разъ, показываютъ также и слѣдующее. Всѣ ссылки на понижающійся коэффиціентъ рождаемости для доказательства "вырожденія" культурнаго народа ничего не значатъ. Улучшая экономическія условія массъ, общество можетъ такъ сбить процентъ смертности, что коэффиціентъ рождаемости всегда будетъ во много разъ выше. Но это между прочимъ.
   Еще выше процентъ смертности въ дублинскихъ рабочихъ домахъ, тюрьмахъ и въ убѣжищахъ для душевно-больныхъ. Въ Англіи въ этихъ учрежденіяхъ умираетъ 180 на тысячу, а въ Дублинѣ -- 250 на тысячу. Цифры эти, пугающія англичанъ, для насъ, конечно, не представляютъ ничего страшнаго. Въ ирландской газетѣ "Freeman" я нашелъ репортерскую полицейскую замѣтку, рисующую картину положенія рабочихъ. Обвинялись какіе-то полисмены въ томъ, что, не имѣя спеціальнаго постановленія суда, ворвались въ квартиру нѣкоего Уильяма О'Лири, котораго надо было арестовать за участіе въ безпорядкахъ. Вы видите, дѣло это англійское, а не русское. Судя.по репортерской замѣткѣ, О'Лири съ женой и семью дѣтьми въ возрастѣ отъ 14 лѣтъ до одного года жили въ одной комнатѣ. "Трудно представить себѣ что-нибудь болѣе постыдное для насъ, чѣмъ существованіе подобныхъ квартиръ" -- замѣтилъ слѣдственный судья. Въ томъ же засѣданіи выслушано было дѣло полисмэна Кипи, обвинявшагося въ томъ, что онъ, гоняясь за стачечниками, подстерегавшими штрейкбрехеровъ, ворвался въ квартиру нѣкоего Майкеля Кёррэна. Состояла она изъ одной комнаты. Жили въ ней Кёррэнъ съ женой и девятью дѣтьми (послѣдній родился за 4 дня до полицейскаго вторженія), да еще некій Скёлли съ сыномъ.
   А вотъ вырѣзка изъ "Manchester Guardian", содержащая отчетъ о митингѣ, на которомъ выступилъ Джимъ Ларкинъ. Ораторъ описываетъ положеніе рабочихъ въ Дублинѣ. Вотъ родильница, лежащая въ комнатѣ, имѣющей въ длину 10 фут., а въ ширину 8 фут. Въ этой же комнатѣ находятся еще трое дѣтей 13, 11 и 9 лѣтъ. Лежатъ они всѣ на полу, на мѣшкѣ, набитомъ соломой. У родильницы нѣтъ бѣлья, чтобы завернуть младенца, и нѣтъ огня, чтобы согрѣть воду. Во время стачки, когда положеніе дублинскихъ рабочихъ еще ухудшилось, сострадательные англичане взяли къ себѣ на время маленькихъ ирландцевъ, которыхъ отправили въ Манчестеръ, Ливерпуль и др. города. "Нѣкоторыя изъ этихъ дѣтей -- говоритъ Джимъ Ларкинъ -- никогда въ жизни не видали ваины. Когда они впервые вошли въ нее, то имъ такъ понравилось въ теплой водѣ, что они пробыли въ ваннѣ четыре часа. Дѣтей невозможно было убѣдить, чтобы они вышли. Маленькіе ирландцы никогда не пробовали бараньихъ котлетъ. Они съѣдали но четыре котлеты и просили еще". Что касается заработной платы въ Дублинѣ, то Джимъ Ларкинъ приводитъ слѣдующія цифры: дѣвушки за 56 рабочихъ часовъ въ недѣлю получаютъ полкроны (1 р. 20 к.); взрослый рабочій получаетъ 12 шиллинговъ.
   Дублинскіе рабочіе были совершенно неорганизованы. Въ силу политическихъ соображеній ирландская печать, какъ націоналистическая, такъ и оранжистская, замалчивала взаимоотношенія предпринимателей и рабочихъ. "Вопросъ о гомрулѣ представляетъ собою дамбу, задерживающую всѣ другіе вопросы въ Ирландіи,-- пишетъ изъ Дублина спеціальный корреспондентъ "Manchester Guardian".-- Здѣсь нельзя разоблачить ни одного злоупотребленія; невозможно ополчиться ни противъ одной монополіи; немыслимо выступать противъ предосудительныхъ поступковъ, извѣстныхъ всѣмъ. И причиной является, такъ или иначе, вопросъ о гомрулѣ. Если крупный промышленникъ, эксплуатирующій своихъ рабочихъ, живетъ въ одной изъ трехъ южныхъ провинцій и вы захотите разоблачить его, націоналистическія газеты скажутъ: "Нельзя, онъ хорошій гомрулеръ". Если промышленникъ этотъ живетъ въ Ольстерѣ и вы захотите раскрыть тѣ дѣянія его, про которыя всѣ знаютъ, редакторъ скажетъ вамъ: "Что и говорить, N -- мошенникъ; по его тѣмъ не менѣе нельзя трогать. Онъ -- прекрасный патріотъ, пламенный лоялистъ и опора оранжистовъ". Вопросъ о гомрулѣ поглощаетъ всѣ остальные вопросы. И если вы будете настаивать на разоблаченіи, на васъ взглянутъ, какъ на измѣнника".
   И вотъ выдвинулся изъ самыхъ глубинъ человѣкъ, организовавшій дублинскихъ рабочихъ и сплотившій ихъ въ Ирландскій союзъ транспортныхъ рабочихъ. Вмѣстѣ съ этимъ распалась та "дамба", которая долго направляла въ Ирландіи противоположныя теченія въ одно русло. Противъ союза транспортныхъ рабочихъ оказались не только дублинскіе предприниматели-гомрулеры, но даже самая сильная и самая революціонная (по характеристикѣ консерваторовъ) націоналистическая органпзація "Древній орденъ иберійцевъ" (Ancient Orden of Hibernians). Вся ирландская націоналистическая печать возстала противъ рабочихъ.
   

IV.

   "Передъ нами сильная, оригинальная, крупная личность съ ярко выраженной индивидуальностью,-- писалъ я недавно въ "Русскихъ Вѣдомостяхъ" о Джимѣ Ларкинѣ.-- Этотъ человѣкъ уже играетъ важную роль въ Ирландіи и не подлежитъ сомнѣнію, что очень скоро мы услышимъ про него гораздо больше. По мѣрѣ того, какъ приближается осуществленіе гомруля, старые ирландскіе вожди становятся достояніемъ исторіи. Измѣняющіяся экономическія условія Ирландіи выдвигаютъ новыхъ вождей, въ лицѣ которыхъ Рэдмондъ, О'Брайенъ, Тимъ Хилли и др. встрѣтятъ ожесточенныхъ враговъ въ первомъ дублинскомъ парламентѣ. Среди этихъ новыхъ вождей, какъ когда-то среди старыхъ, замѣчаемъ два основныхъ типа: талантливыхъ "дипломатовъ" съ громаднымъ честолюбіемъ и идеалистовъ-фанатиковъ. Классическимъ представителемъ перваго типа является молодой членъ парламента Дэвлинъ, состоящій вождемъ Древняго ордена иберійцевъ, о которомъ теперь консерваторы здѣсь пускаютъ въ ходъ столько же страховъ, какъ у насъ про "жидомасоновъ". Выразителемъ же второго типа является Джимъ Ларкинъ, котораго называютъ "некоронованнымъ королемъ ирландскихъ рабочихъ". Выдвинули его страданія ирландскихъ рабочихъ. Вынесла его на своомъ гребнѣ та яадилгаіощаяся громадная волна, которой имя сиидикализмъ.
   Надо представить себѣ очень высокаго, очень худощаваго, рано посѣдѣвшаго человѣка, лѣтъ 35--40, съ землистымъ лицомъ аскета, съ сѣрыми суровыми и холодными глазами, съ большимъ ртомъ, выражающимъ волю и силу. Таковъ Джемсъ или Джимъ Ларкинъ {Въ 1667 году, когда въ Манчестерѣ перевозили изъ полиціи въ тюрьму двухъ феніевъ Келли и Дизи, на тюремную карету произведено было нападеніе. Одинъ изъ нападающихъ, желая разбить замокъ кареты, выстрѣлилъ въ него изъ пистолета, при чемъ былъ убитъ сидѣвшій внутри полисменъ Брегъ. Феніи бѣжали. Впослѣдствіи арестовали пять ирландцевъ Амана, О'Брайена, Кондона, Магира и Ларкина, которыхъ предали суду по обвиненію въ убійствѣ Брета. Не смотря на то, что на судѣ выяснилось, что подсудимые не могли убить полисмэна и, вѣроятно, не участвовали даже въ нападеніи на карету, трое (Аллэнъ, О'Брайенъ и Ларкинъ) были присуждены къ смертной казни и повѣшены. Память "манчестерскихъ мучениковъ", какъ ихъ называютъ, празднуется ирландцами ежегодно. Повѣшенный Ларкинъ былъ дѣдъ Джима Ларкина.}. Лицо у него такое, что сразу обращаетъ вниманіе. У заурядныхъ, дюжинныхъ людей не бываетъ такого холоднаго блеска въ рѣшительныхъ глазахъ и такихъ характерныхъ конвульсій сильнаго рта. Когда Ларкинъ начинаетъ говорить, онъ захватываетъ сразу. Голосъ у него громкій, сипловатый, рѣзкій. Но надо слышать, какія трогательныя ноты слышатся въ немъ, когда Ларкинъ говоритъ про страданія дублинскихъ рабочихъ. Когда же ораторъ обличаетъ, сиплый голосъ превращается въ шипѣніе кобры. Можно ли назвать Ларкина краснорѣчивымъ? Краснорѣчивъ, напр., извѣстный рабочій вождь Бенъ Тиллетъ, умѣющій пользоваться всѣми ораторскими пріемами, до позы включительно, для полученія желаемаго впечатлѣнія. Джимъ Ларкинъ, повидимому, не знаетъ, что дѣлать съ руками, когда стоитъ на платформѣ не передъ рабочими (я.его видѣлъ недавно на громадномъ митингѣ въ Альбертовой залѣ, въ Лондонѣ). Онъ горбится, утираетъ рукавомъ вспотѣвшій лобъ. Поколѣнія общественныхъ дѣятелей, духовныхъ проповѣдниковъ и агитаторовъ тщательно выработали въ Англіи пріемы ораторскаго искусства. Каждый, готовящійся къ платформѣ, тщательно изучаетъ, какъ конструировать рѣчь, какъ группировать въ ней факты, какъ освѣжать вниманіе слушателей шутками и анекдотами и какъ, наконецъ, сконцентрировать весь паѳосъ въ "королларіи". Все это усваиваютъ молодые ораторы, будутъ ли они консерваторы или радикалы, соціалисты или суффражистки. Джимъ Ларкппъ, повидимому, не имѣетъ представленія о томъ, какъ правильно построить рѣчь. Въ его рѣчахъ нѣтъ плана, нѣтъ формы, нѣтъ ничего условнаго. Онѣ неправильны логически и даже грамматически, потому что Джимъ Ларкинъ, повидимому, только что усвоилъ себѣ литературный англійскій языкъ и часто забываетъ его. Рѣчь Ларкина -- импровизація. Она состоитъ изъ ряда "образовъ", если можно такъ выразиться, связанныхъ только единствомъ чувства единствомъ настроенія. И такъ какъ Ларкинъ говоритъ съ необыкновенной страстностью и убѣжденностью, то рѣчи его производятъ неизмѣримо болѣе сильное впечатлѣніе, чѣмъ красивые періоды Бена Тиллета.
   "Когда я шелъ на митингъ, то увидѣлъ на аншлагахъ вечернихъ газетъ: "Что теперь скажетъ Рэдмондъ?" Мы гроша мѣднаго не дадимъ за то, что онъ скажетъ! Въ Ирландіи мы столько же думаемъ о Рэдмондѣ, какъ о Карсонѣ. Оба они являются только выразителями класса капиталистовъ!" Это -- выдержка изъ рѣчи, произнесенной Ларкинымъ пять недѣль тому назадъ въ Альбертовой залѣ въ Лондонѣ. "Та великая борьба, которую мы ведемъ теперь, представляетъ собою не только вопросъ о болѣе короткомъ рабочемъ днѣ и лучшей заработной платѣ. Идетъ бой за свободу жить, за свободу дѣйствовать, за право пользоваться всѣмъ тѣмъ, что дано намъ Богомъ. Если мы ничего не сдѣлаемъ для себя, мы проторимъ путь для предстоящихъ поколѣній. Мы имъ уготовимъ обѣтованную страну, предвидѣнную великими мыслителями и поэтами". Это выдержка изъ другой рѣчи Ларкина. Организовавъ транспортныхъ рабочихъ въ Дублинѣ, Ларкинъ убѣдилъ ихъ прибѣгать къ такъ называемымъ стачкамъ по симпатіи. Предположимъ, на паровой мельницѣ Магира возникаетъ стачка насыпщиковъ. Немедленно желѣзнодорожные носильщики отказы? ваются нагружать муку, идущую изъ мельницы; булочники бастуютъ, если хозяева заставляютъ ихъ мѣсить хлѣбъ, изготовленный изъ муки, купленной у Магира; матросы отказываются служить на кораблѣ, нагруженномъ углемъ для мельницы Магира и т. д.
   Предприниматели въ Дублинѣ соединились въ одинъ союзъ, во главѣ котораго сталъ сильный и талантливый инженеръ Мёрфи, и потребовали отъ своихъ рабочихъ подписку, что они не принадлежатъ къ союзу, организованному Ларкинымъ. Когда же рабочіе отказались дать подписку, то хозяева объявили локаутъ, на который другіе рабочіе отвѣтили стачкой. Такъ началась въ августѣ въ Дублинѣ промышленная война, которая продолжается до сихъ поръ. Сторону предпринимателей взяли всѣ націоналистическія газеты и католическіе священники. Одинъ изъ вождей ирландской парламентской партіи Тимъ Хилли оказался защитникомъ интересовъ предпринимателей. Другіе вожди націоналистовъ, въ томъ числѣ и Рэдмондъ, предпочли дипломатически воздержаться отъ вмѣшательства, такъ какъ хозяева, объявившіе локаутъ, являются столпами національнаго движенія. Предприниматели, зная, что у дублинскихъ рабочихъ нѣтъ денегъ, разсчитываютъ на быструю побѣду. Но на помощь явились англійскіе рабочіе. Надо знать, что вожди трэдъ-юніоновъ и парламентская рабочая партія относятся враждебно къ "ларкикизму", какъ они называютъ синдикалистское движеніе, представленное Ларкинымъ.
   "Стачка по симпатіи является однимъ изъ главныхъ орудій ларкинизма,-- пишетъ извѣстный коммонеръ-рабочій Сноудэнъ.-- Это средство использовано теперь ларкинизмомъ неизмѣримо шире, чѣмъ когда-либо раньше въ Соединенномъ Королевствѣ. Неудобства и вредъ, причиненные предпринимателямъ стачками по симпатіи, естественно повели къ отвѣтнымъ локаутамъ. Изъ ларкинизма, кромѣ вреда, ничего не выйдетъ. Ларкинизмъ чрезвычайно обострилъ отношенія между трэдъ-юніонами и предпринимателями. И если англійскіе трэдъ-юніоны усвоятъ. методы ларкинизма, то послѣдствіемъ будетъ только рядъ гибельныхъ столкновеній между хозяевами и рабочими. Опасность заключается въ томъ, что англійскіе профессіональные союзы въ ближайшемъ будущемъ тоже захотятъ примѣнить стачки по симпатіи, пока на опытѣ убѣдятся въ гибельности этого средства. Надо сказать, что сами предприниматели, прибѣгая къ локаутамъ по симпатіи, заставили рабочихъ пустить въ ходъ стачки тоже по симпатіи. Такимъ образомъ, напр., предприниматели поступили въ 1897 году во время недоразумѣнія съ машинистами. Въ прошломъ году, послѣ недоразумѣнія, возникшаго на небольшой фабрикѣ между хозяевами и рабочими, предприниматели отвѣтили общимъ локаутомъ всѣхъ ткачей на всѣхъ фабрикахъ въ Ланкаширѣ". Сноудэнъ дальше указываетъ на то, что "ларкинизмъ" является результатомъ сильнаго броженія среди англійскихъ рабочихъ вообще. Зашевелились неорганизованные чернорабочіе и захотѣли сразу достигнуть всѣхъ результатовъ, добытыхъ профессіональными союзами. "Ларкинизмъ,-- говоритъ Сноудэнъ,-- ведетъ войну не только съ капиталистами, но и съ старымъ трэдъ-юніонизмомъ" {Рh. Snowden, М. P. "The Portent of Larkinism" (см. "Daily Mail Year Book", 1914, стр. 1).}.
   Не смотря на враждебное отношеніе вождей трэдъ-юніоновъ къ "ларкинизму", рядовые трэдъ-юніонисты въ Англіи горячо приняли къ сердцу положеніе дублинскихъ стачечниковъ. Секретари союзовъ должны были подчиниться. Посыпались деньги для поддержанія стачечниковъ. Манчестерскіе рабочіе при содѣйствіи богатыхъ кооперативовъ отправили въ Дублинъ нѣсколько кораблей, нагруженныхъ провизіей. Когда мнѣ попадаются русскія модныя произведенія, развивающія тезисъ, что человѣкъ злое эгоистическое животное, трепещущее, какъ заяцъ передъ собакой, предъ одной мыслью о смерти, мнѣ припоминаются матросы спасательныхъ станцій, уэльскіе углекопы-добровольцы, спускавшіеся въ горящую шахту, чтобы спасти заключенныхъ тамъ 400 товарищей; припоминается, наконецъ, поведеніе манчестерскихъ рабочихъ во время стачки въ Дублинѣ. Чтобы помочь ирландцамъ, они отдали послѣднее. Мало того. Надо было раздѣлить на нѣсколько десятковъ тысячъ пакетовъ чай, сахаръ, муку, маргаринъ и сыръ, отправляемые въ Дублинъ. Надо было нагрузить корабль. Времени для этого было очень мало. И вотъ сотни рабочихъ въ Манчестерѣ, жертвуя.отдыхомъ, проработали отъ субботы до полуночи въ воскресенье безъ перерыва, сорокъ часовъ. Подвигъ генерала, гнавшаго подъ страхомъ разстрѣла своихъ солдатъ 20 часовъ, записанъ въ исторіи. Неужели въ ней не найдется мѣста для подвига безвѣстныхъ манчестерцевъ, работавшихъ по собственной иниціативѣ, безъ всякаго вознагражденія, сорокъ часовъ безъ перерыва? Надо помнить, что ирландцы -- католики, а манчестерскіе рабочіе -- протестанты; не слѣдуетъ забывать, что втеченіе двухъ вѣковъ сознаніе двухъ народовъ отравлялось представителями церкви.
   Положеніе дублинскихъ стачечниковъ сильно заинтересовало какъ англійскихъ рабочихъ, такъ и англійскую радикальную интеллигенцію. Она сперва только жертвовала деньги; но потомъ, узнавъ про страданія дублинскихъ рабочихъ, придумала новый планъ. Сотни состоятельныхъ людей въ Англія согласились держать у себя, какъ гостей, во все время стачки дѣтей дублинскихъ рабочихъ. Проектъ принадлежалъ г-жѣ Монтефіоре, извѣстной своей дѣятельностью какъ соціалистка и какъ суффражистка. Велико было поэтому изумленіе англичанъ, прочитавшихъ разъ утромъ въ газетахъ телеграмму изъ Дублина, что г-жа Дора Монтефіоре и молодая, богатая американка г-жа Рэндъ арестованы за попытку "похитить" дѣтей у католиковъ. Англичане не знали, что и подумать, когда одна націоналистическая газета назвала этихъ дамъ, "white slavers", т. е. торговцами бѣлыми невольниками. Оказалось, что все дѣло было устроено католическими священниками, которыхъ націоналисты долго держали на крѣпкой привязи. За спиной духовенства стояли предприниматели, которые видѣли, что отправка дѣтей въ Англію усиливаетъ способность родителей къ `.сопротивленію.
   По словамъ націоналистическихъ газетъ, дѣло обстояло такъ.
   Двадцать перваго октября комитетъ отправилъ въ Англію первую партію дѣтей на попечительство извѣстной суффражистки г-жи Патикъ Лоренсъ. На другой день должна была отправиться слѣдующая большая партія въ пятьдесятъ дѣтей. Предварительно ихъ повели въ баню, куда зашелъ патеръ Лэндерсъ и; опросилъ мальчиковъ, желаютъ ли они поѣхать въ Англію. "Они съ жаромъ заявили, что не хотятъ". То же самое объявили и дѣвочки. Матери дѣтей, на вопросъ патера, категорически заявили, что онѣ "всѣми силами возстаютъ противъ отправки дѣтей, въ ссылку". Патеръ Лэндерсъ объявилъ дѣтямъ, что ихъ отправляютъ въ Англію спеціально для того, чтобы "обратить въ протестантовъ" и "научить анархизму". Г-жа Монтефіоре предлагала священнику гарантію, что въ Англіи никто не будетъ вмѣшиваться въ религію маленькихъ католиковъ, по патеръ Лэндерсъ не хотѣлъ даже слушать. Г-жу Монтефіоре освистали, а дѣти возвратились въ свои трущобы. Въ Кингстонѣ была собрана между" тѣмъ партія дѣтей для отправки ея въ Англію, но, по убѣжденію священника, дѣти отказались взойти на пароходъ. На другомъ пароходѣ были уже дѣти подъ надзоромъ двухъ дамъ. Когда священникъ поговорилъ съ дѣтьми, они бросились всѣ на берегъ. По указанію патера, даму эту арестовали и привлекли къ суду за попытку "похитить дѣтей".
   "Двадцать третьяго октября пятнадцать мальчиковъ были отправлены изъ Дублина въ Англію, -- телеграфировалъ корреспондентъ Times'а.-- Они находились подъ призоромъ двухъ женщинъ. Когда дѣти были уже на пароходѣ, явились три католическихъ священника, пытавшіеся убѣдить дѣтей вернуться. Но уговоры не произвели впечатлѣнія. Присутствовавшіе при этомъ ирландцы кричали: "Да здравствуетъ Джимъ Ларкинъ". Одна изъ женщинъ сказала, что имѣетъ письменное разрѣшеніе отъ родителей на то, чтобы ихъ дѣти поѣхали въ Ирландію. Патеры, видя, что ничего не могутъ сдѣлать, ушли, а пароходъ отчалилъ". "Единственная въ своемъ родѣ, сцена произошла на Westlandrow station (въ Дублинѣ) передъ отходомъ поѣзда въ Кингстонъ,-- читаемъ мы въ Daily Chronicle.-- Священники, въ сопровожденіи громадной толпы, бросились къ вагону, въ которомъ сидѣли одиннадцать дѣтей, отправлявшихся въ Англію. Священники взяли этихъ дѣтей и увели". Толпа, по указанію католическаго священника,-- читаемъ мы въ Daily Herald -- избила женщину, державшую въ рукахъ оборваннаго ребенка". Конечно, слѣдственный судья немедленно освободилъ "похитительницъ дѣтей", по посовѣтовалъ имъ отказаться отъ дальнѣйшаго исполненія проекта.
   Все это дѣло произвело очень непріятное и крайне невыгодное для націоналистовъ впечатлѣніе въ Англіи. "Католическіе священники, повидимому, лишены понятія о томъ, что такое смѣшное,-- пишетъ Nation.-- Двѣ дамы-благотворительницы рѣшили пріютить на все время, покуда продолжается стачка, 300 умирающихъ отъ голода дѣтей. И въ результатѣ ихъ арестуютъ за похищеніе дѣтей! Одна изъ этихъ дамъ носитъ иностранное имя. На основаніи этого патеры заявляютъ, что дѣтей хотятъ обратить въ іудейскую вѣру и въ "анархизмъ". Передъ отправкой дѣтей купаютъ и одѣваютъ. И въ этомъ фактѣ патеры усматриваютъ новое доказательство, что дѣтей дѣйствительно хотѣли "похитить" {"Nation", November 1, 1913.}. "Вотъ вамъ наглядный примѣръ католической терпимости!" -- злорадствовали консервативныя газеты. "Вы видите, что дѣйствительно "Home rule is Rome rule" (Гомруль означаетъ владычество католическаго духовенства). "Родители охотно дали свое согласіе на то, чтобы ихъ дѣти отправились въ Англію, гдѣ они имѣли бы хорошій призоръ и уходъ,-- пишетъ Моръ, принимавшій участіе въ "Daily Herald League", которая теперь помогаетъ дублинскимъ стачечникамъ... Англичане не имѣютъ даже понятія о томъ, какой ужасъ представляютъ собою тѣ дублинскія трущобы, гдѣ живутъ эти дѣти..? Часто въ одной комнатѣ живутъ двѣ и даже три семьи... Никто изъ насъ не предвидѣлъ, что противъ спасенія дѣтей отъ голодной смерти возстанутъ католическіе священники. Патеры нарисовали воющей толпѣ "иберійцевъ" страшную картину "гибели", ждущей маленькихъ католиковъ въ Англіи... Націоналистическая печать поддержала патеровъ и обзывала дамъ, желавшихъ спасти дѣтей отъ голода, "совратительницами" и "торговками бѣлыми невольниками".
   Моръ дальше отмѣчаетъ любопытный фактъ, что предприниматели-юніонисты, католическіе священники и "иберійцы" (т. е. гомрулеры) соединились вмѣстѣ для похода противъ "ларкинизма" {"Nation", November 1.} "Католическое духовенство приняло сторону дублинскихъ предпринимателей,-- пишетъ "Ирландскій либералъ"...-- Оно завопило, что религія въ опасности, и что дѣтей хотятъ обратить въ "соціалистовъ". Націоналистическая пресса повела кампанію, полную неправды. На желѣзнодорожныхъ перронахъ и на пристаняхъ караулили пикеты, состоявшіе изъ "иберійцевъ" и священниковъ... Каждаго пассажира, имѣвшаго при себѣ дѣтей, патеры подвергали допросу"... Вотъ еще поразительный фактъ, доказывающій, какъ своеобразно мыслятъ люди, глаза которыхъ желаютъ видѣть только черное. Нѣсколько десятковъ дѣтей были увезены въ Англію. Ихъ пріютили зажиточные, добрые и сострадательные люди въ Ланкаширѣ. Націоналистическая газета "Evening Herald" отправляетъ изъ Дублина спеціальнаго корреспондента, чтобъ онъ изслѣдовалъ, какъ живутъ дѣти. Корреспондентъ сообщаетъ, что маленькіе ирландцы "безумно счастливы". Они хорошо одѣты, ѣдятъ за троихъ, научились смѣяться и, повидимому, если боятся чего, то возвращенія въ Дублинъ. За маленькими ирландцами ухаживаютъ; у нихъ есть игрушки; дѣтямъ отвели садъ для игры, тогда какъ въ Дублинѣ въ своихъ трущобахъ они никогда не видали деревьевъ. И какъ же комментируетъ газета это сообщеніе своего спеціальнаго корреспондента? А вотъ какъ. "То обстоятельство, что дѣтей держатъ хорошо и почти даже въ роскоши, лучше всего свидѣтельствуетъ о зловѣщихъ планахъ соціалистовъ",-- пишетъ Evening Herald въ передовой статьѣ {"Evening Herald, October 25, 1913.}.
   Были и такія лица, которыя старались объяснить поступки католическаго духовенства и толпы. Объ оправданіи не могло быть и рѣчи. Джозефъ Лонгфордъ, напр., выясняетъ, что втеченіе трехъ вѣковъ кардинальнымъ принципомъ англійской политики въ Ирландіи былъ прозелитизмъ. Елизавета и Кромвель пытались огнемъ и мечомъ обратитъ католиковъ въ протестантовъ. Въ XVIII вѣкѣ изданъ былъ съ тою же цѣлью рядъ драконовскихъ законовъ {О нихъ я писалъ въ статьѣ "Предметный урокъ".}, направленныхъ противъ католиковъ. Послѣдніе стремились къ образованію; но правительство заявило, что университетское образованіе можетъ быть получено только ирландцемъ, отрекшимся отъ вѣры своихъ предковъ. Правительство основало въ Дублинѣ и въ Лондонѣ спеціальныя школы, въ которыхъ "молодые паписты отдѣлялись совершенно отъ зловреднаго вліянія родителей и священниковъ". Даже тогда, когда въ Ирландіи основанъ былъ въ первой, половинѣ XIX вѣка департаментъ народнаго просвѣщенія, англійское правительство не вполнѣ отреклось отъ стремленія насаждать протестантизмъ, хотя по закону миссіонерская дѣятельность въ народныхъ школахъ воспрещалась. По закону, преподаваніе въ ирландскихъ народныхъ Школахъ (какъ и въ англійскихъ) должно было быть только свѣтское. Но епископъ англиканской церкви Уэтли, который стоялъ тогда во главѣ департамента народнаго образованія, нашелъ способъ обойти законъ: учебники, правда, были свѣтскіе; но онъ разрѣшилъ маленькимъ ирландцамъ учиться только по такимъ книжкамъ, въ которыхъ глумились надъ католической вѣрой и надъ національнымъ чувствомъ.
   Протестанты воспользовались даже ужасами ирландскаго голода 1846 г. для миссіонерской дѣятельности. Въ Ирландіи тогда были открыты столовыя для голодающихъ, но во многихъ изъ нихъ хлѣбъ и супъ давали только тѣмъ, которые отрекались отъ вѣры отцовъ.Съ той поры,-- говоритъ Джозефъ Лонгфордъ,-- слово "souper" ("получающій супъ") стало въ Ирландіи синонимомъ новообращеннаго протестанта. Лордъ Плёнкетъ во время великаго голода вызвался кормить всѣхъ своихъ фермеровъ, которые пожелаютъ оставить католическую вѣру. "Упорствовавшіе" же фермеры изгонялись. Мудрено ли, что массы въ Ирландіи, слышавшія съ дѣтства подобные разсказы, относятся съ недовѣріемъ къ англичанамъ?-- спрашиваетъ Лонгфордъ {" Manchester Guardian", October 25.} -- "Не надо забывать, что сорокъ лѣтъ тому назадъ Библейское общество пыталось обращать католиковъ при помощи даровыхъ столовыхъ,-- пишетъ изъ Дублина спеціальный корреспондентъ большой вечерней либеральной газеты.-- Отъ того времени до насъ дошла ирландская пѣсня, въ которой говорится, что голодающимъ предлагаютъ:
   
   То sell their sowls for penny rowls,
   For soup and hairy bacon.
   (Продать душу за пенсовыя сайки, за супъ и за сало, съ щетиной) 1).
   1) "Westminster Gazette", October 23.
   

V.

   Предприниматели и католическіе священники совершенно не въ силахъ была оцѣпить значеніе того движенія, которое они назвали "ларкиппзмомъ". Они были глубоко убѣждены, что на "бунтъ" противъ хозяевъ и противъ власти патеровъ подбилъ дублинскихъ рабочихъ Ларкинъ; что, не будь "Джима", стачка кончилась бы "въ два дня", а союзъ транспортныхъ рабочихъ распался бы. И вотъ Ларкинапривлекли къ суду по обвиненію въ "мятежныхъ рѣчахъ" и въ подстрекательствѣ къ безпорядкамъ. Полиція показала, что, когда она во время бурнаго митинга разгоняла стачечниковъ, Ларкинъ крикнулъ: "народъ, возводящій на престолъ королей, можетъ также низвергнуть ихъ. Какое же право имѣетъ англійскій король, запрещать народный митингъ?.. Если полиція и солдаты пускаютъ-въ ходъ силу, то за каждаго убитаго стачечника должны быть уложены два непріятеля". Надо помнить, что въ Дублинѣ слѣдственный судья и, въ значительной степени, присяжные тяготѣютъ по своему происхожденію къ предпринимателямъ. Наконецъ, въ Ирландіи знаютъ, какъ подбирать присяжныхъ. (Одинъ изъ присяжныхъ самъ заявилъ, что по совѣсти не можетъ судить, такъ какъ является заинтересованнымъ лицомъ: стачка, между прочимъ, направлена и противъ него; но доводы этого присяжнаго не были уважены судомъ).
   "Мнѣ не надо вашей милости,-- сказалъ Ларкинъ на судѣ въ Дублинѣ.-- Осудите меня. Мнѣ все равно. Я считался бы съ вашимъ млѣніемъ, будь вы представителями моего класса; но вы только -- подобранные присяжные". Присяжные вынесли обвинительный вердиктъ, и Ларкина присудили къ семимѣсячному тюремному заключенію; но просидѣлъ онъ только семнадцать дней. Немедленно послѣ осужденія Ларкина стачечное движеніе въ Дублинѣ усилилось. На дополнительныхъ выборахъ въ Ридингѣ и въ Линлитгоу рабочіе въ видѣ протеста противъ осужденія Ларкина за поступокъ, который сэръ Эдуардъ Карсонъ дѣлаетъ безнаказанно, голосовали за консерватора противъ правительства. Послѣдовалъ цѣлый рядъ петицій.
   "Мы, коммонеры, принадлежащіе къ рабочей партіи, просимъ перваго министра обратить вниманіе на то, что осужденіе Ларкина является прямо позоромъ. Въ виду того, что высокопоставленнымъ лицамъ разрѣшается безнаказанно произносить рѣчи, кажущіяся обыкновеннымъ смертнымъ болѣе мятежными, чѣмъ за которыя осудили Ларкина, является поводъ утверждать, что есть два закона: одинъ для именитыхъ людей, а другой -- для простыхъ. рабочихъ. Мы просимъ перваго министра обратить вниманіе на одно обстоятельство, пользующееся широко распространенной вѣрой. Массы убѣждены, что съ Ларкинымъ поспѣшили расправиться такъ потому, что онъ ведетъ теперь борьбу съ предпринимателями". Въ меморіалѣ дальше выражается надежда, что правительство поспѣшитъ воспользоваться своей прерогативой и освободитъ Ларкина. Въ такомъ же. духѣ составлена резолюція, принятая исполнительнымъ комитетомъ національной рабочей партіи. Протесты противъ осужденія Ларкина и петиція объ его освобожденіи послѣдовали не только отъ рабочихъ организацій. "Насколько мнѣ извѣстно, положеніе рабочихъ въ Дублинѣ въ высшей степени плачевно,-- писалъ епископъ Оксфордскій (д-ръ Горъ). Хотя я сожалѣю о нѣкоторыхъ формахъ, которыя приняло рабочее движеніе въ Дублинѣ, но тѣмъ не менѣе я всецѣло насторонѣ рабочихъ. Крайне прискорбно, что человѣка, убѣдившаго дублинскихъ рабочихъ бороться за лучшія условія жизни, отправили теперь въ тюрьму за рѣзкія слова". Епископъ всецѣло присоединяется къ тѣмъ, которые требуютъ немедленнаго освобожденія Ларкина, и выражаетъ надежду, что "Оксфордъ тоже поддержитъ дублинскихъ рабочихъ, покуда продолжается стачка".
   "Можно ли отправлять въ тюрьму въ Дублинѣ человѣка за произнесеніе мятежныхъ рѣчей, которыя въ Бельфастѣ не наказуемы?-- спрашиваетъ "Westminster Gazette".-- Мы лично не симпатизируемъ Джемсу Ларкину, но удивляемся примѣненію закона. Имѣлъ бы ли право Джемсъ Ларктъ призывать людей къ оружію въ Дублинѣ, какъ это дѣлаетъ сэръ Эдуардъ Карсонъ въ Бельфастѣ? Позволили ли бы ему снабжать волонтеровъ оружіемъ, обучать ихъ, устраивать смотры и призывать къ религіозной нетерпимости? Дали ли бы ему возможность призывать рабочихъ къ вооруженному сопротивленію? Могъ ли бы онъ призывать англійскихъ солдатъ къ бунту? Если да, то почему осудили Ларкина? Если нѣтъ, то почему на волѣ сэръ Эдуардъ Карсонъ? Почему королевскаго совѣтника оставляютъ на волѣ, а рабочаго отправляютъ въ тюрьму?"
   Джемса Ларкина, какъ я сказалъ, освободили черезъ семнадцать дней. "Ирландскій Спартакъ" сейчасъ же поѣхалъ въ Англію, чтобы побудить трэдъ-юніоны къ стачкамъ по симпатіи для поддержки дублинскихъ рабочихъ. Вожди профессіональныхъ союзовъ встрѣтили Ларкина крайне холодно и поспѣшили высказать взглядъ, что "ларкинизмъ", т. е. синдикализмъ, гибеленъ для англійскихъ рабочихъ. Тогда ирландскій Спартакъ обратился съ своимъ "манифестомъ" непосредственно къ англійскимъ рабочимъ, убѣждая ихъ оказать давленіе на своихъ вождей. Подъ давленіемъ рядовыхъ трэдъ-юніонистовъ вожди профессіональныхъ союзовъ созвали на 9 декабря конгрессъ не въ очередь для обсужденія вопроса, должны ли англійскіе рабочіе объявить "стачку по симпатіи" съ цѣлью поддержать дублинцевъ. Въ своихъ рѣчахъ, съ которыми Ларкинъ выступаетъ теперь на митингахъ въ Англіи, онъ въ одинаковой степени обличаетъ дублинскихъ предпринимателей, Орденъ иберійцевъ, "хулигановъ отъ религіи", т. е. католическихъ патеровъ, либеральное правительство, коммонеровъ-рабочихъ и вождей трэдъ-юніоповъ. То обстоятельство, что Ларкина восторженно встрѣчаютъ въ Англіи (и не только рабочіе), свидѣтельствуетъ о степени броженія. Отмѣчу одинъ фактъ. Консерваторы желали использовать Ларкина для демонстрированія ихъ тезиса, что массы въ Ирландіи "не думаютъ о гомрулѣ". На большомъ митингѣ въ Альбертовой залѣ, гдѣ я слышалъ Ларкина, послѣдній заявилъ однако, что самоуправленіе абсолютно необходимо ирландскимъ рабочимъ.

-----

   Изъ всего сказаннаго читатели видятъ, что теперь идетъ вопросъ не о томъ, что случится съ гомрулемъ (это дѣло рѣшенное, даже если у власти станутъ консерваторы), а о томъ, что будетъ послѣ гомруля. То раздѣленіе, которое создалось въ Ирландіи борьбой за гомруль, не можетъ продержаться долго. Дифференціація ирландской партіи должна начаться на первыхъ же выборахъ. Въ самомъ дѣлѣ, что общаго между рабочими и предпринимателями въ Дублинѣ, которые теперь, какъ мы видѣли, ведутъ между собою промышленную войну не на животъ, а на смерть? А между тѣмъ, и тѣ, и другіе -- гомрулеры. Что общаго между ольстерскими "докерами" и мѣстными хозяевами верфей; между сельскими рабочими Лондондерри и помѣщиками или между бельфастскими фабрикантами и ткачами? А между тѣмъ всѣ они теперь "оранжисты".
   Ни для кого не секретъ, что Рэдмондъ по симпатіямъ своимъ и по традиціямъ -- консерваторъ; Тимъ Хилли теперь представляетъ въ Дублинѣ интересы предпринимателей, воюющихъ со стачечниками. На первыхъ же выборахъ и, во всякомъ случаѣ, въ первомъ же ирландскомъ парламентѣ премьеръ Рэдмондъ станетъ во главѣ консервативной партіи, состоящей изъ фермеровъ-католиковъ и предпринимателей-протестантовъ. Первые теперь гомрулеры, а вторые -- юніонисты. Въ оппозиціи будетъ радикально-демократическая коалиція, состоящая изъ рабочихъ группъ разныхъ оттѣнковъ. Коалиція тоже будетъ состоять изъ католиковъ и протестантовъ, т. е. изъ гомрулеровь и оранжистовъ. Первые признаки уже на-лицо. Судя по подсчету знающихъ лицъ, Джимъ Ларкинъ войдетъ въ первый ирландскій парламентъ во главѣ партіи "непримиримыхъ", не меньшей, чѣмъ въ двадцать человѣкъ.

Діонео.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru