Шкловский Исаак Владимирович
Из Англии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современная Индия.


   

ИЗЪ АНГЛІИ.

Современная Индія.

I.

   Когда иностранецъ слышитъ про то, какъ развита гражданская свобода въ Англіи, у него зарождается вопросъ: "А Индія"? Мнѣ лично приходилось слышать не разъ этотъ вопросъ отъ русскихъ, попадающихъ впервые въ Англію. Вообще я убѣдился, что наша похвальба, будто мы все читаемъ, основана на какомъ-то недоразумѣніи. Мнѣ пришлось въ эти послѣдніе два года столкнуться съ цѣлымъ рядомъ русскихъ, пріѣхавшихъ изъ разныхъ частей нашего обширнаго отечества. Я видѣлъ передъ собою людей очень любознательныхъ, сильно интересующихся всѣмъ окружающимъ, но, повидимому, никогда не слыхавшихъ даже про классическія переводныя произведенія о тѣхъ вопросахъ, которые занимали моихъ собесѣдниковъ. А между тѣмъ все это были люди любознательные, интеллигентные... Мнѣ задавали вопросы, свидѣтельствовавшіе одновременно какъ о большой пытливости, такъ и о полномъ невѣдѣніи. Но всѣ спрашивали меня: "скажите, пожалуйста, какъ согласогать англійскую свободу съ тѣмъ, что Англія дѣлаетъ у себя въ Индіи"? Если вопросъ этотъ и повторялся постоянно, въ одинаковой формѣ, то интонація имѣла разные оттѣнки. Иной соотечественникъ просто любопытствовалъ; въ вопросѣ другого слышалось чуть ли не злорадство, какъ у суроваго экзаменатора, "поймавшаго", наконецъ, ученика на трудномъ вопросѣ, или какъ у прокурора, прижавшаго къ стѣнѣ свидѣтеля со стороны защиты,
   И мнѣ припоминалось то время, когда я самъ ставилъ тотъ же вопросъ. Мнѣ припомнился торжественный обѣдъ у знакомыхъ англичанъ, во время котораго меня усадили рядомъ съ отставнымъ губернаторомъ одной изъ провинцій Индіи. Мой сосѣдъ, сильно интересовавшійся земельнымъ вопросомъ, задалъ мнѣ цѣлый рядъ вопросовъ о русской общинѣ, о русскомъ крестьянинѣ, о томъ, какъ онъ питается, и т. д. Все это дало мнѣ право спросить его потомъ объ Индіи. Я тогда только что прочиталъ книгу индуса Ромеша Дута, написанную, конечно, съ точки зрѣнія культурнаго туземца. Мнѣ интересно было слышать мнѣніе крупнаго чиновника. Ромешъ Дутъ доказывалъ, что все, что англичане дѣлаютъ въ Индіи, вредно и гибельно для страны. Изъ отвѣта моего сосѣда выходило обратное. "Ошибка, которую дѣлаютъ иностранцы, судящіе объ Индіи, заключается въ томъ, что они считаютъ ее страной, населенной народомъ, рвущимся къ свободѣ, но не могущимъ получить ее,-- сказалъ мнѣ сосѣдъ.-- Индія не страна, а отдѣльный континентъ. Она населена народами, находящимися на разныхъ ступеняхъ цивилизаціи. Народы эти не одинаковы по происхожденію, говорятъ на разныхъ языкахъ, исповѣдуютъ разную вѣру и ненавидятъ другъ друга. Какъ найти общую формулу для всего континента"?
   Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ послѣ этого мнѣ пришлось присутствовать на лекціи молодого индуса въ лондонскомъ клубѣ, устроенномъ вождями партіи "Банда Матарамъ" (крайняя партія въ Индіи). Клубъ этотъ, называвшійся "Indian House", теперь уже не существуетъ. Читалъ въ немъ тотъ именно Саваракъ, который вызвалъ осложненіе между Англіей и Франціей, когда впослѣдслѣдствіи бѣжалъ въ Марселѣ съ парохода (молодого человѣка везли въ Индію на судъ по обвиненію въ участіи въ политическомъ убійствѣ). Саваракъ говорилъ про революціонное движеніе, нароставшее въ Индіи; про "свараи", тожественныхъ съ консти-' туціоналистами, и про "свадеши", представляющихъ собою то же самое, что "итальянскіе революціонеры временъ Гарибальди". И одновременно съ этимъ Саваракъ, обличая англичанъ и перечисляя ихъ преступленія въ Индіи, воскликнулъ, сжимая кулаки: "Они убиваютъ корову! Они ѣдятъ мясо нашей матери"! У меня впервые при этомъ мелькнула мысль, что отвѣтъ на вопросъ объ Индіи гораздо сложнѣе, чѣмъ кажется.
   Читатели "Русскаго Богатства" знакомы съ броженіемъ, происходящимъ теперь въ Индіи, а также съ новѣйшей литературой вопроса. Предо мною теперь новая книга о "Народахъ и задачахъ Индіи", написанная сэромъ Томасомъ Хольдернессомъ, который долгое время былъ крупнымъ чиновникомъ въ Индіи {Sir T. W. Нoldernеss. "Peoples and Problems of India", Лондонъ, 1912.}. Авторъ книги человѣкъ очень образованный, какъ всѣ чиновники индѣйской службы. Кромѣ университетскаго диплома, они должны получить еще спеціальное образованіе и знать не менѣе двухъ туземныхъ) языковъ (индустани и бенгали). Сэръ Томасъ Хольдернессъ, кромѣ! того, человѣкъ очень наблюдательный и любознательный. Передъ1 нами человѣкъ, спеціально изучавшій не только страну и людей, но и исторію Индіи. Авторъ -- прогрессистъ, но излагаетъ онъ "вопросы современной Индіи" съ офиціальной, такъ сказать, точки, зрѣнія. Передъ нами все то, что можетъ сказать образованный, просвѣщенный, гуманный англійскій администраторъ въ защиту англійскаго правительства. И прежде, чѣмъ перейти къ тѣмъ новымъ реформамъ, которыя англійскій парламентъ ввелъ въ самое послѣднее время въ Индіи, мнѣ хочется познакомить съ тѣмъ, что можетъ сказать сэръ Томасъ Хольдернессъ.
   Наиболѣе характерной чертой исторіи послѣдняго времени является, по словамъ автора, "откровенное признаніе права національностей". Рядомъ съ этимъ идетъ ростъ индивидуальной свободы. Мы видимъ, какъ отдѣльныя національности всюду добиваются самоопредѣленія и какъ происходитъ борьба за индивидуальную свободу. Когда говорятъ объ Индіи, борящейся съ Англіей, подразумѣвается, -- пишетъ нашъ авторъ, -- съ одной стороны, нація, добивающаяся парламента, а съ другой индивидуумы, стремящіеся отстоять maximum свободы для личности. Даже поверхностное знакомство съ фактами обнаружитъ ошибочность этого представленія. Передъ нами цѣлый континентъ, населенный рядомъ народовъ. Индія съ незапамятныхъ временъ представляла собою приманку для безчисленныхъ племенъ. Съ разныхъ концовъ Европы и Азіи поэтому шли туда завоеватели и переселенцы. Не проходило вѣка безъ того, чтобы съ сѣвера не надвинулось какое-нибудь новое племя. Семь вѣковъ тому назадъ такимъ образомъ съ сѣвера явились мусульмане, разрушившіе государства и учрежденія, созданныя индусами. Всюду въ Индіи лицомъ къ лицу стали двѣ народности, противоположныя по традиціямъ, культурѣ и міропониманію. И съ тѣхъ поръ два народныхъ потока никогда не смѣшиваются. Всюду въ Индіи мы имѣемъ два общества: одно мусульманское, съ традиціями завоевателей, а другое индусское. Въ Европѣ тоже есть страны, въ которыя постоянно вторгались завоеватели. Англія, напр., видѣла кельтовъ, саксонцевъ, датчанъ, норвежцевъ и нормановъ; но съ теченіемъ времени всѣ эти народы смѣшались, образовавъ одинъ этническій сплавъ. И теперь только на окраинахъ Соединеннаго Королевства мы еще можемъ отличить разныя этническія теченія. Въ Индіи тоже было начался процессъ сплавливанія народностей; но происходило это въ незапамятныя времена. Затѣмъ процессъ естественнаго амальгамированія не только пріостановился, но приняты были единственныя въ своемъ родѣ мѣры, чтобы навсегда задержать его. Браманизмъ ввелъ кастовую систему, которая совершенно пріостановила сліяніе арійскихъ переселенцевъ съ кореннымъ туземнымъ населеніемъ. Результатомъ было то, что населеніе было разгорожено непроницаемыми перегородками. Нигдѣ на земномъ шарѣ мы не видимъ другого континента, населеніе котораго было бы раздроблено, какъ въ Индіи, на такое множество замкнутыхъ клѣточекъ. Каждая клѣточка не имѣетъ права не только смѣшиваться, но и соприкасаться съ другою.
   Въ силу всего этого, говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ, въ Индіи нѣтъ одного національнаго типа. Тамъ нѣтъ также націи въ обычномъ смыслѣ слова. Даже поверхностный наблюдатель, послѣ кратковременнаго пребыванія въ Индіи, научается сразу опредѣлять нѣсколько основныхъ этническихъ типовъ. Мы видимъ, прежде всего, индо-арійскій типъ, преобладающій въ Пенджабѣ, Раджпутанѣ и Кашмирѣ. Въ толпѣ можно всегда легко узнать высокаго, стройнаго арійца, съ продолговатымъ черепомъ. Прямою противоположностью арійца является дравидскій типъ. Прежде терминъ этотъ означалъ только группу языковъ одного происхожденія, но теперь онъ примѣняется въ Индіи для обозначенія расъ, говорящихъ на дравидскихъ языкахъ. Дравидское населеніе преобладаетъ на югѣ Индіи и въ центрѣ ея. Это -- малорослые, широкоплечіе, темнокожіе люди, съ длинными, слегка вьющимися волосами, широкими носами, сплющенными у основанія. Дравиды -- трудолюбивы и выносливы, какъ мулы. Третій типъ -- монгольскій и встрѣчается главнымъ образомъ на границѣ Индіи и въ Бирмѣ. Затѣмъ мы имѣемъ еще четыре типа, представляющіе собою результатъ смѣшенія (въ доисторическія времена) арійцевъ съ дравидами, монголовъ съ дравидами, скиѳовъ съ дравидами и тюркскихъ племенъ съ иранскими. Эти племена говорятъ слишкомъ на тридцати языкахъ. Мы имѣемъ народы со старинной, высоко развитой культурой, а рядомъ съ ними народы, стоящіе чуть ли не на послѣдней ступени развитія. Такова, напр., горное племя Бель, отставшее въ своемъ развитіи отъ сосѣдей на цѣлый геологическій періодъ.
   Все это пестрое многомилліонное населеніе отличается другъ отъ друга не только по происхожденію, культурѣ и по языку, но также и по религіи. И надо помнить,-- говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ -- что нигдѣ на земномъ шарѣ каждый шагъ человѣка не опредѣляется такъ по религіи, какъ въ Индіи. Всѣ, конечно, знаютъ, что тремя главными религіями Индіи являются браманизмъ ("индуизмъ", какъ говоритъ авторъ), буддизмъ и магометанство; но далеко не всѣ имѣютъ представленіе о томъ, что такое представляетъ собою первая религія. Если мы спросимъ индѣйскаго ученаго, что такое индуизмъ, онъ скажетъ, что отвѣтъ заключается въ древнихъ санскритскихъ книгахъ, -- говоритъ сэръ Томасъ.-- Но это только отсрочитъ на время наше затрудненіе. Въ самомъ дѣлѣ, священныя книги написаны въ разное время и говорятъ далеко не одно и то же. Веды, напримѣръ, говорятъ про боговъ, представляющихъ собою природу: про Солнце, Небо, Разсвѣтъ, про Грозу и т. д. Для поклоненія имъ предписываются простыя жертвоприношенія, которыя можетъ совершать каждый глава семьи. Въ Ведахъ нѣтъ даже намека на ученіе о переселеніи душъ, являющееся теперь основнымъ догматомъ браманизма. Въ священныхъ книгахъ болѣе поздняго происхожденія, боги, представляющіе собою олицетвореніе природы, уступаютъ мѣсто Брамѣ, Сивѣ, Вишну и другимъ божествамъ современнаго пантеона. На первый планъ выдвигаются ученія о кастѣ, о переселеніи душъ, о святости и превосходствѣ браминовъ, Еще позже прибавляются къ пантеону новыя божества и создаются миѳы объ ихъ происхожденіи. Является Вишну, какъ спаситель міра, воплощавшійся на землѣ во многихъ образахъ. Наиболѣе извѣстными изъ этихъ воплощеній являются герой Рамаяны, Рама, и центральное лицо Магабхараты, Кришна {Кришна родился отъ дѣвы Деваки, оставшейся непорочной. Хоръ ангеловъ привѣтствовалъ его гимномъ: "Ликуй, міръ, теперь. Человѣчество имѣетъ теперь того, кто спасетъ его". Рожденіе Кришны было ознаменовано появленіемъ на небѣ новой яркой звѣзды. Младенецъ родился въ ночь, а утромъ всѣ блаженные духи въ небесахъ плясали и пѣли отъ радости. Даже облака, и тѣ издавали гармоническіе звуки. Хотя Кришна былъ царскаго происхожденія, но родился онъ въ пещерѣ. Впервые Кришну признали и поклонились ему крестьяне, пасшіе своихъ коровъ въ окрестности. Затѣмъ явились мудрые люди, принесшіе дѣвѣ-матери въ подарокъ сандалъ и благовонія. Великій индѣйскій пророкъ Наредъ, жившій въ то время, узналъ по звѣздамъ о рожденіи Кришны, явился къ нему и провозгласилъ его божественное происхожденіе. Народъ же предупредилъ пріемнаго отца Кришны, что царь Канса желаетъ убить младенца и посовѣтовалъ Девакѣ бѣжать. Разгнѣванный царь Канса приказалъ своимъ воинамъ зарѣзать всѣхъ младенцевъ, родившихся въ тотъ же день, что и Кришна. (факты эти приведены въ капитальномъ трудѣ J. М. Robertson'а -- "Pagan Christs").}. Какъ Рама, такъ и Кришна насчитываютъ теперь своихъ поклонниковъ милліонами. Врядъ-ли теперь въ Верхней Индіи можно найти крестьянина, который не зналъ-бы про этихъ героевъ поэмы и не отожествлялъ бы ихъ и Вишну,-- говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ.
   

II.

   Каждая религія съ теченіемъ времени не облагораживается, а, напротивъ, пріобрѣтаетъ болѣе примитивный и грубый характеръ, такъ какъ ее приспособляютъ къ вкусамъ и понятіямъ людей, не желающихъ поступиться своими привычками и прежними воззрѣніями. То же самое мы видимъ и въ индуизмѣ, или браманизмѣ. Съ теченіемъ времени въ религіи появляются новыя божества и новые святые, принесенные разными племенами. Если Веды не могутъ сообщить намъ, что такое индуизмъ, то не сдѣлаютъ этого также и комментаріи къ нимъ, такъ называемые "Браманы" и "Упанишады". Дѣло въ томъ, что эти ритуальныя книги противорѣчатъ другъ другу. Въ "Браманахъ", главнымъ образомъ, напирается на обряды и на жертвоприношенія. Книги эти говорятъ о томъ благословеніи, которое приноситъ такое жертвоприношеніе, если только оно выполнено по всѣмъ правиламъ браминомъ. Въ "Упанишадахъ" же, напротивъ, доказывается безполезность жертвоприношенія и необходимость знанія истины. Книги эти учатъ, какъ душа можетъ избавиться отъ земного существованія, слившись съ мірового душою. Послѣдняя (атманъ, или брама) постигается, какъ вѣчная сущность, одушевляющая природу. Душа единоличная и душа міровая тожественны. Дѣйствительное знаніе, по словамъ Упанишадъ, заключается въ постиженіи этого факта.
   Такимъ образомъ уже въ раннихъ священныхъ индусскихъ книгахъ, явившихся вслѣдъ за Ведами, мы находимъ двѣ различныя религіозныя системы. Одна говоритъ о конкретныхъ богахъ и богиняхъ, требующихъ ежедневнаго умилостивленія путемъ обрядовъ и жертвоприношеній; эта религія предписываетъ почитаніе браминовъ и говоритъ объ ихъ божественномъ происхожденіи. Вторая религія признаетъ все суетой и призракомъ; проповѣдуетъ презрѣніе къ плоти и совѣтуетъ, какъ сбросить съ себя бремя личнаго существованія путемъ истиннаго знанія. Обѣ религіозныя системы идутъ своимъ путемъ. Каждая изъ нихъ развѣтвляется на много толковъ. Обрядовая религія съ теченіемъ времени становится все болѣе и болѣе причудливой и нелѣпой, тогда какъ параллельно съ нею вырабатывается систематизированная теологія, принимающая разныя формы въ рукахъ комментаторовъ. Они создаютъ съ теченіемъ времени ученія о кармѣ и о переселеніи. Буквально, карма означаетъ дѣйствіе или то, что является послѣдствіемъ дѣйствія. Что же касается переселенія, то оно подразумѣваетъ неразрывную цѣпь существованія. Если не въ этой жизни, то въ дальнѣйшемъ существованіи на землѣ каждый сѣетъ, что пожнетъ. Такимъ образомъ карма является судьбой человѣка. Чтобы какъ-нибудь смягчить ужасы ея, необходимо высшее знаніе истины. И цѣлый рядъ проповѣдниковъ стремится дать представленіе о дѣйствительномъ знаніи. Наибольшимъ авторитетомъ пользуются комментаторы, принадлежащіе къ школѣ, толкующей венданту, или "цѣли Ведъ". Эта школа выработала ученіе о маѣ, или объ иллюзіи. "Въ мірѣ существуетъ только одно -- Брама. Кромѣ него, ничего нѣтъ. Міръ.не имѣетъ реальнаго существованія. Въ нашемъ опытѣ тоже нѣтъ ничего реальнаго. Только сонъ и обманъ то, что кажется намъ землей, радостями или страданіями. Все это кошмары, отъ которыхъ надо избавиться. И единственнымъ способомъ сдѣлать это является избавленіе отъ желанія. Надо порвать цѣпь существованія. Душа индивидуума тогда сольется съ міровой душою, съ Брамой и найдетъ реальность".
   Рядомъ съ этой мрачной теоріей мы находимъ другое ученіе, доказывающее, что индивидуальная душа не тожественна съ міровою душою. Для спасенія, т. е. для избавленія отъ существованія, необходимы любовь къ человѣчеству и вѣра въ Высшее существо. Всѣ эти философскія системы, производящія необыкновенно сильное впечатлѣніе на умъ индуса, сплетены съ грубыми теоріями позднѣйшаго происхожденія. Но извѣстны ли всѣ эти отвлеченныя теоріи райотамъ, т. е. индусскимъ крестьянамъ, составляющимъ подавляющее большинство населенія? Сэръ Томасъ Хольдернессъ на этотъ вопросъ отвѣчаетъ утвердительно. "Переводъ Рамаяны на народный языкъ, сдѣланный въ XVI вѣкѣ замѣчательнымъ поэтомъ и религіознымъ реформаторомъ Тульси Дасомъ, является библіей всѣхъ крестьянъ сѣверной Индіи". Индусскій крестьянинъ, не смотря на свое невѣжество, суевѣріе и слѣпое подчиненіе кастовой системѣ, не чуждъ представленія объ идеяхъ высшаго порядка,-- говоритъ нашъ авторъ.-- И этимъ обстоятельствомъ, а также фактомъ существованія кастъ обусловливается безпрерывное возникновеніе въ Индіи новыхъ сектъ. Каждый сильно вѣрующій проповѣдникъ можетъ разсчитыв-ать на цѣлый рядъ послѣдователей. И каждое новое религіозное ученіе, какъ бы чисто оно ни было при своемъ появленіи, неминуемо обростаетъ съ теченіемъ времени грубымъ суевѣріемъ.
   Мы имѣемъ теперь представленіе о разныхъ религіозныхъ сектахъ, но у насъ все еще нѣтъ отвѣта на поставленный выше вопросъ: что такое браманизмъ (или индуизмъ)? Въ священныхъ книгахъ индусовъ самыя смѣлыя философскія системы сплетены Съ наиболѣе примитивнымъ политеизмомъ. "Были сдѣланы безчисленныя попытки опредѣленія, что такое индуизмъ,-- говоритъ сэръ Томасъ.-- Одинъ туземный авторитетъ утверждаетъ, что индуизмъ это то, во что вѣруетъ большинство индусовъ. По мнѣнію англійскаго ученаго, индуизмъ -- "собраніе обрядовъ, преданій и вѣрованій, освященныхъ авторитетомъ книгъ и толкуемыхъ браминами". Третій авторитетъ называетъ индуизмъ "запутаннымъ клубкомъ нелѣпыхъ суевѣрій, сказокъ про духовъ, демоновъ, полу-боговъ, домашнихъ боговъ, народныхъ боговъ и міровыхъ боговъ, имѣющихъ безчисленные храмы и часовни. Служба этимъ богамъ разработана въ мельчайшихъ подробностяхъ. Иные изъ этихъ небожителей настрого запрещаютъ убійство, даже муки и въ то же время любятъ человѣческія жертвоприношенія".
   Касты низшія, т. е. стоящія на другой ступени, чѣмъ касты "дважды рожденныхъ", очень трудно поддаются группировкѣ. Въ сѣверной Индіи сами брамины дѣлятъ низшія касты на три группы: 1) такія, отъ членовъ которыхъ браминъ можетъ принять воду. Такова, напр., низшая, но "чистая" секта судровъ; 2) такія, прикосновеніе къ членамъ которыхъ не оскверняетъ брамина, хотя онъ не можетъ принять отъ нихъ воду. Третью группу составляютъ касты, прикосновеніе къ членамъ которыхъ оскверняетъ брамина Но и эти касты группируются по особой скалѣ. Есть, напр., касты, приближеніе къ членамъ которыхъ оскверняетъ брамина на разстояніи 24, 36 и далѣе 64 футовъ. Такъ какъ представители этихъ кастъ окружены, такъ сказать, оскверняющей атмосферой, то не имѣютъ права входить въ храмъ и. не могутъ даже проходить по улицамъ того квартала, гдѣ живутъ брамины. Завидѣвъ издали представителя высшей касты, членъ такой оскверняющей касты долженъ свернуть съ дороги и предупредить особымъ крикомъ о своемъ присутствіи, какъ это дѣлали въ Европѣ много вѣковъ тому назадъ прокаженные. Отверженными являются всѣ рабочія касты. Такимъ пазомъ угнетателями, говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ, являются, прежде всего брамины, т. е. какъ разъ тотъ классъ, который съ особенною настойчивостью требуетъ широкаго самоуправленія. По послѣдней переписи болѣе шестидесяти милліоновъ населенія Индіи принадлежитъ къ отверженнымъ кастамъ. Повидимому, кастовая система прочно въѣлась въ общественный организмъ.
   Вотъ одно доказательство. Въ XII вѣкѣ на югѣ Индіи возникла религіозная секта лингаитовъ, или поклонниковъ Сивы. Секта эта явилась протестомъ противъ деспотизма браминовъ. Она отвергла кастовыя различія, отказалась отъ жрецовъ-браминовъ и стала принимать новообращенныхъ изъ всѣхъ кастъ. Такъ прошло нѣсколько десятковъ лѣтъ. Затѣмъ наступила реакція. Потомки первыхъ новообращенныхъ сгруппировались въ замкнутую касту и отказались какъ ѣсть вмѣстѣ съ новообращенными, присоединившимися впослѣдствіи, такъ и жениться на дочеряхъ ихъ. Позднѣйшіе новообращенные, въ свою очередь, образовали замкнутыя касты. Во время послѣдней переписи сектанты требовали уже, чтобы ихъ вносили въ списки, какъ лингаитовъ изъ касты браминовъ, лингаитовъ изъ касты ваисаи или судровъ. Другими словами, сектанты возстановили то, для разрушенія чего секта возникла въ XII вѣкѣ. Магометанская вѣра по духу своему демократична. Исламъ даетъ всѣмъ правовѣрнымъ, безъ различія цвѣта кожи, одинаковыя права. Нигдѣ бѣлое населеніе не скрещивается такъ легко съ неграми, какъ въ мусульманскихъ странахъ. И тѣмъ не менѣе въ Индіи кастовая система заразила даже мусульманъ (потомковъ индусовъ). Христіанскіе миссіонеры, и тѣ признаютъ кастовую систему, хотя проповѣдуютъ равенство.
   Среди образованныхъ индусовъ мы наблюдаемъ теперь возникновеніе нѣкоторыхъ сектъ, имѣющихъ цѣлью бороться съ кастовой системой. Таковы религіозныя движенія Брамо-Самаджъ и Арія-Самаджъ. Первое движеніе возникло уже давно, но до сихъ поръ, по утвержденію сэра Томаса Хольдернесса, все еще страдаетъ худосочіемъ. Передъ нами смѣсь идей, заимствованныхъ изъ Евангелія и Ведъ. Брамо-Самаджъ отвергаетъ кастовую систему, пурда (т. е. правило, воспрещающее вдовамъ выходить вторично замужъ) и другія стѣснительныя предписанія браминовъ. Религія эта предлагаетъ мораль и правила, пріемлемыя для образованныхъ и путешествовавшихъ представителей высшихъ классовъ; но имѣетъ очень мало послѣдователей и совершенно не обращается къ райотамъ (крестьянамъ). Арія-Самаджъ болѣе молодое и болѣе мощное движеніе. Оно основано только на индусской философіи и на индусскихъ религіозныхъ воззрѣніяхъ.Къ христіанству оно относится враждебно {Надо помнить, что религіозная свобода понимается англичанами въ; Индіи такъ же широко, какъ и въ Великобританіи. Дозволяя христіанскимъ миссіонерамъ проповѣдывать, англійскій законъ разрѣшаетъ также индусамъ бороться легальными путями съ этою проповѣдью.}. Арія-Самаджъ стоитъ за широкія соціальныя и религіозныя реформы. Основатели этого религіознаго движенія опираются на Веды и утверждаютъ, что ихъ ученіе является только возвращеніемъ къ первобытной вѣрѣ арійцевъ. Проповѣдники ученія стараются пробудить національное чувство. Они говорятъ объ одномъ Верховномъ существѣ, осуждаютъ идолопоклонство, паломничество, купанье въ священныхъ ручьяхъ и рѣкахъ, а также другіе обряды. но какъ только реформаторы, проявляющіе такую смѣлость во всѣхъ этихъ вопросахъ, доходятъ до догмата о вторичномъ рожденіи и воплощеніи, они становятся робкими. Что же касается до вопроса о кастахъ, то реформаторы приближаются къ нему съ великою боязнью. Они, повидимому, сознаютъ, что кастовая система не совмѣстима съ возрожденіемъ Индіи; но въ то же время страшатся возстановить противъ себя состоятельные средніе классы, къ которымъ по преимуществу обращаются.
   Кастовую систему отрицаетъ также воинственная секта сиховъ (sikh), насчитывающая теперь до пяти милліоновъ послѣдователей.
   Въ настоящее время ни буддизмъ, ни близкій къ нему джайнизмъ не имѣютъ сколько-нибудь значительнаго вліянія на населеніе Индіи. Главнымъ образомъ буддизмъ преобладаетъ въ Бирмѣ; что же касается населенія Индіи, то послѣдователями этой религіи, по преимуществу, являются монгольскія расы въ той части Гималаевъ, которая граничитъ съ Тибетомъ. Ученіе, проповѣданное когда-то Гаутамой, имѣетъ очень мало общаго съ нынѣшнимъ буддизмомъ. Въ этомъ отношеніи религія индѣйскаго царевича подверглась такой же метаморфозѣ, какъ и другой великій культъ, основатель котораго явился черезъ пять вѣковъ послѣ Гаутамы. Будда проповѣдывалъ суровое ученіе, основанное на самоотреченіи. Онъ училъ, что существованіе зло и что только полнымъ уничтоженіемъ желанія можно порвать великую цѣпь. Такимъ образомъ возникло ученіе о нирванѣ и о существованіи, исчезающемъ, Дакъ пламя потушенной лампы. Нирвана, по ученію Гаутамы, достигается не обрядами, не молитвами, возносимыми черезъ посредство священнослужителей, а самообузданіемъ и состраданіемъ. Приходится только изумляться тому, что изъ этой суровой философіи выросла религія, исповѣдуемая теперь третью человѣческаго рода. Буддизмъ подвергся такой же эволюціи, какъ и другой. культъ, основатель котораго отрицалъ храмы и священниковъ: обѣ религіи превратились въ обрядовыя. Въ Бирмѣ буддизмъ представляетъ собою тонкій слой философскаго лака, прикрывающій; собою грубое идолопоклонство и почитаніе демоновъ. Въ самой Индіи, какъ я сказалъ, буддизмъ далеко не имѣетъ такого вліянія, какъ другія религіи.
   Магометанское населеніе держится обособленно отъ индусскаго, въ особенности это наблюдается въ городахъ. По малѣйшему поводу могутъ возникнуть столкновенія между представителями обѣихъ религій. "Въ большинствѣ городовъ -- говоритъ современный наблюдатель индѣйской жизни -- магометане и индусы живутъ отдѣльными кварталами. Брамины и муллы пользуются всякимъ случаемъ, чтобы поднять своихъ послѣдователей противъ иновѣрцевъ". Надо прибавить, что до послѣдняго времени примѣру браминовъ и муллъ слѣдовали также англійскіе администраторы. Въ особенности это относится къ Бенгаліи. Раздѣленіе этой провинціи на двѣ части, совершившееся въ 1905 г., когда у власти стояло консервативное министерство, раздѣленіе, породившее революціонное броженіе въ Бенгаліи, имѣло спеціальной цѣлью бросить магометанъ и индусовъ въ отдѣльные враждующіе лагери. Вице-король разсчитывалъ, что въ такомъ случаѣ легче будетъ справиться съ населеніемъ. Выдѣленіе магометанъ и индусовъ въ отдѣльные лагери было потомъ признано ошибкой, и въ 1912 г. Бенгалія снова была объединена..:.
   Рядомъ съ магометанами, индусами и буддистами въ Индіи живутъ грубыя, примитивныя племена, представляющія собою обломокъ эпохи, отдѣленной отъ нынѣшней геологическими переворотами. По офиціальной терминологіи, эти первобытныя племена именуются анимистами. По послѣдней переписи, въ Индіи ихъ около десяти милліоновъ.
   "Вы видите, какъ пестръ племенной составъ Индіи,-- говорятъ англичане, защищающіе свою политику тамъ.-- Вы видите 360 милліоновъ людей, говорящихъ на разныхъ языкахъ, исповѣдующихъ разныя вѣры, ненавидящихъ иногда другъ друга. Передъ нами міръ, построенный на кастовой системѣ. Подавляющее большинство населенія живетъ своими собственными интересами, не думая совершенно о политическомъ самоуправленіи. Послѣднее занимаетъ, главнымъ образомъ, браминовъ, отстаивающихъ кастовую систему и стремящихся къ той власти, которую они уже имѣютъ, прибавить еще новую". Такъ говорятъ англичане, отстаивающіе по отношенію къ Индію систему просвѣщеннаго деспотизма. Дальше мы увидимъ, что этотъ взглядъ далеко не вѣренъ; я приведу факты, доказывающіе, что нынѣшнее движеніе въ Индіи гораздо глубже, чѣмъ признается нѣкоторыми офиціальными источниками. Мы убѣдимся, что не только одни брамины захвачены движеніемъ.
   На основаніи изученія священныхъ книгъ индусовъ и долгаго знакомства съ Индіей, Хольдернессъ приходитъ къ заключенію, что индуизмъ (во всякомъ случаѣ, въ наиболѣе распространенной формѣ его) представляетъ собою нѣчто другое, чѣмъ наше обычное понятіе о религіи. Индуизмъ это -- соціальная система, основанная, безъ сомнѣнія, на Ведахъ и на послѣдующихъ священныхъ книгахъ, но далеко отошедшая отъ нея. Отъ этихъ книгъ въ системѣ осталось почитаніе браминовъ, кастовая система, ученіе о кармѣ и переселеніи душъ, а также признаніе, что корова священное животное. Вся система держится на одной доктринѣ: на признанія священныхъ правъ браминовъ. Индусу разрѣшается не вѣрить въ индѣйскую троицу; ему дозволяется вводить въ пантеонъ новыхъ боговъ, для почитанія которыхъ ему разрѣшается придумывать наиболѣе отвратительныя оргіи. Дѣлая все это, онъ будетъ оставаться индусомъ; но онъ обязанъ почитать и кормить браминовъ, повиноваться всѣмъ предписаніямъ кастовой системы и воздерживаться отъ оскверняющаго прикосновенія къ человѣку отверженной касты.
   Индуизмъ -- одна изъ самыхъ распространенныхъ религій на земномъ шарѣ, но у нея нѣтъ ни первосвященника, ни духовнаго совѣта, ни религіознаго центра. Въ Индіи есть города, какъ Бенаресъ, Маттра или Танджоръ, извѣстные своими учеными, но авторитетъ послѣднихъ ограниченъ извѣстнымъ радіусомъ. Поклонники Вишну, напр., считаютъ для себя необязательными толкованія ученыхъ,; признающихъ Сиву, и наоборотъ. Такимъ образомъ, индуизмъ, насколько дѣло идетъ о внутреннемъ порядкѣ, представляетъ собою хаосъ. Въ силу этого браманизмъ постоянно измѣняется, дробится на секты, принимаетъ новыя божества и устанавливаетъ новыя формы почитанія. Ортодоксальные индусы, напр., раздѣляются на сиваистовъ, или поклонниковъ Сивы, и на вишнуитовъ, или почитателей Вишну. Поклонники Сивы, извѣстнаго подъ именемъ Магадео (великій богъ), во время богослуженія обращаются къ одной изъ женъ его, богинѣ. Самъ Магадео довольствуется, вмѣсто жертвоприношенія, нѣсколькими цвѣтами и стаканомъ воды. Жены его неизмѣримо болѣе требовательны. Такъ, напр., одной изъ женъ Сивы является почитаемая въ Бенгаліи ужасная богиня Кали, требующая человѣческихъ жертвъ. Въ той же провинціи почитается другая жена Сивы, требующая отъ своихъ послѣдователей выполненія отвратительныхъ обрядовъ. Вишнуиты могутъ почитать одно изъ безчисленныхъ земныхъ олицетвореній божества: Раму, Кришну или Джаганнату. Кромѣ великихъ боговъ и богинь, признанныхъ браминами съ незапамятныхъ временъ, деревенская Индія имѣетъ своихъ мѣстныхъ покровителей. Въ сущности говоря, каждая деревня имѣетъ своихъ божковъ, не надѣленныхъ ни именемъ, ни опредѣленными функціями. Обыкновенно это камень, выкрашенный красной краской и помѣщенный у околицы подъ скалой или деревомъ. Этимъ мѣстнымъ божкамъ женщины приносятъ въ жертву молоко, цвѣты и фрукты. Ночью передъ изображеніями боговъ зажигаются лампады. Одни изъ этихъ божковъ надѣляются добрыми качествами, а другіе -- злыми. И, такъ какъ отъ расположенія ихъ зависитъ судьба стадъ, поля и дома, то крестьяне чтутъ этихъ божковъ неизмѣримо больше, чѣмъ великихъ боговъ. Чѣмъ выше стоитъ индусъ, чѣмъ почетнѣе его каста, тѣмъ неукоснительнѣе слѣдуетъ онъ предписаніямъ браминовъ. Онъ велитъ читать себѣ священные тексты (піастры), которыхъ не понимаетъ; онъ даетъ гостинцы браминамъ, отправляется на поклоненіе къ священнымъ мѣстамъ, связаннымъ съ именами Сивы, Вишну или ихъ воплощеніемъ. Въ опредѣленные дни онъ купается въ Гангѣ и тщательно слѣдитъ за тѣмъ, чтобы не оскверниться при пріемѣ пищи. Всѣ поступки и всѣ движенія предопредѣлены извѣстнымъ, строго выработаннымъ ритуаломъ. Избранная часть населенія, знающая священныя книги, признаетъ болѣе совершенныя формы почитанія божества и осуждаетъ грубое суевѣріе. Эти избранные признаютъ Браму созидателемъ, Вишну -- сохранителемъ, а Сиву -- разрушителемъ всего; всѣ три божества составляютъ одно, постигаемое молитвами и размышленіемъ. Но почитатели камня, выкрашеннаго красной краской, страшной богини Кали, требующей человѣческой крови, или тріединаго божества, создающаго, сохраняющаго и разрушающаго жизнь, одинаково признаютъ незыблемость кастовой системы.
   

III.

   Мы подходимъ къ одному изъ главныхъ аргументовъ, выставляемыхъ англичанами, защищающими порядокъ, установленный въ Индіи. Политическое самоуправленіе Индіи отстаивается теперь мѣстной интеллигенціей, или "бабу", которая, по преимуществу, принадлежитъ къ кастѣ браминовъ. Какъ доказывалъ мнѣ еще недавно англичанинъ, долго служившій въ Индіи, "эти "бабу", настоятельно требующіе, чтобы Индіи была дана такая же конституція, какую имѣетъ Канада, сами горой стоятъ за неприкосновенность кастовой системы. Конституція означала бы, что въ руки браминовъ попала бы, помимо религіозной власти надъ низшими кастами, еще власть политическая. Манифестомъ 1858 года корона торжественно обѣщала индусамъ полную религіозную свободу и неприкосновенность ихъ обычаевъ. У насъ считаютъ абсолютно невозможнымъ то, что дѣлается иногда на континентѣ, т. е. неисполненіе торжественныхъ обѣщаній, данныхъ въ манифестахъ. Для введенія конституціоннаго строя въ Индіи необходимо предварительно уравненіе индусовъ путемъ разрушенія кастъ; но до этой системы Англія не можетъ даже и дотронуться".
   Дальше я подробно разберу этотъ аргументъ и покажу, что конституціонное и революціонное движеніе въ Индіи захватило не только браминовъ. Я постараюсь также привести факты, доказывающіе, что во всякомъ случаѣ, нѣкоторые просвѣщенные брамины теперь мѣняютъ свои взгляды на кастовую систему. Но предварительно посмотримъ, что такое она представляетъ собою теперь. Какъ всѣмъ извѣстно, при кастовой системѣ рожденіе опредѣляетъ на всю жизнь соціальное и семейное положеніе человѣка. Онъ долженъ ѣсть, пить, одѣваться, жениться и женить потомъ своихъ дѣтей согласно правиламъ той касты, въ которой родился. Цѣлью касты является строгое раздѣленіе общества на постоянныя группы и предупрежденіе ихъ амальгамированія. Съ этою цѣлью особенно строго соблюдается правило о томъ, съ кѣмъ членъ касты можетъ вступать въ бракъ. "Если мы спросимъ у правовѣрнаго индуса, какъ зародилась кастовая система,-- говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ,-- то услышимъ ссылку на законы Ману, составленные лѣтъ за двѣсти до Рождества Христова". Согласно этимъ законамъ, какъ извѣстно, есть три священныхъ касты "дважды рожденныхъ": врамины, родившіеся отъ головы Брамы, кшатріи или воины, родившіеся отъ рукъ, и ваисіи, или земледѣльцы, родившіеся отъ чреслъ. Первоначальные законы признавали еще четвертую касту -- судровъ, члены которой не допускаются ни къ жертвоприношеніямъ, ши къ чтенію Ведъ. Обязанностью судровъ было служить дважды рожденнымъ. Впослѣдствіи появилось много кастъ, стоящихъ ниже судровъ. Членами этихъ кастъ было потомство, происшедшее отъ смѣшанныхъ браковъ. Затѣмъ появились "отверженные" (out-castes), группирующіеся теперь въ длинный рядъ кастъ.
   Каково первоначальное происхожденіе кастъ? Мы различаемъ уже въ законахъ Ману три причины: 1) желаніе прославить браминовъ и выдвинуть ихъ на первый планъ; 2) стремленіе сохранить чистоту крови; 3) стремленіе сдѣлать занятіянаслѣдственными и распредѣлить ихъ на болѣе и менѣе почетныя. О происхожденіи кастъ писали въ Англіи сэръ Дензилъ Иббетсонъ (Ibbetson), а во Франціи извѣстный оріенталистъ Сонаръ (Senart). Послѣдній доказывалъ, что у всѣхъ народовъ индоарійскаго происхожденія мы находимъ дѣленіе на семейства, классъ и племя (gens, curia, tribus). Въ сущности говоря, въ Римѣ и въ Греціи мы находимъ одно время законы, воспрещавшіе членамъ одного класса вступать въ бракъ съ представителями другого класса. Въ Римѣ, напр., плебеи вели долгую войну, покуда получили право вступать въ бракъ съ патриціанками. Въ Греціи и въ Римѣ были также отверженные, лишенные "огня и воды". Арійскіе завоеватели и засельщики принесли съ собою въ Индію свои исконныя привычки, -- доказываетъ Сенаръ.-- Такъ какъ на новой родинѣ арійцы очутились среди громаднаго моря туземнаго населенія, стоявшаго ниже по своему развитію, то завоеватели для сохраненія чистоты крови должны были особенно настаивать на сохраненіи законовъ о томъ, съ кѣмъ можно и съ кѣмъ нельзя вступать въ бракъ. Повидимому, завоеватели сперва брали себѣ въ жены дравидокъ; но метисы, гордясь, своимъ происхожденіемъ отъ арійцевъ,-- говоритъ Сенаръ -- тоже стали заботиться о сохраненіи чистоты крови.
   Какъ бы тамъ ни было, мы теперь видимъ въ Индіи, кромѣ высшихъ кастъ, указанныхъ въ законахъ Ману, великое множество низшихъ кастъ. По послѣдней переписи 1911 года, такихъ кастъ 2300. Большинство кастъ опредѣляется занятіями: перепись отмѣчаетъ касты писцовъ, пастуховъ, доильщиковъ коровъ, кузнецовъ, ночныхъ сторожей и т. д. Въ извѣстной степени такая каста представляетъ собою трэдъ-юніонъ или гильдію и имѣетъ самоуправленіе. Выборные представители слѣдятъ за тѣмъ, чтобы членъ касты не занимался унижающимъ дѣломъ, не бралъ за работу меньше, чѣмъ другіе, не ѣлъ запрещенной закономъ пищи и чтобы онъ не бралъ въ жены дѣвушку изъ другой касты. Высшимъ наказаніемъ является изгнаніе изъ касты. Въ такомъ случаѣ изгнанный подвергается полному бойкоту: никто не будетъ ни ѣсть, ни пить съ нимъ; никто не посѣтитъ его и не возьметъ въ жены его дочь. Браминъ не совершитъ для отверженнаго жертвоприношенія, деревенскій цырульникъ не будетъ брить его, портомойщикъ (они составляютъ особую касту) не возьметъ его бѣлья въ стирку и т. д.
   

IV.

   Мы имѣемъ уже нѣкоторое представленіе о племенномъ составѣ Индіи. Посмотримъ теперь, какова экономическая жизнь населенія. Защитники правительственной системы въ Индіи, говоря объ экономическомъ положеніи народовъ, населяющихъ эту имперію, настоятельно совѣтуютъ читателямъ не подходить къ ней съ мѣркой, пригодной для другихъ странъ. "Нѣтъ ничего труднѣе, какъ судить по внѣшнимъ признакамъ объ экономическомъ положеніи массъ въ чужой странѣ",-- говоритъ сэръ Фредерикъ Тривсъ въ своемъ путешествіи по Индіи. Не смотря на его убѣжденіе, что восточная имперія благоденствуетъ подъ англійскимъ владычествомъ, сэръ Фредерикъ Тривсъ рисуетъ необычайную картину. Путешественникъ видѣлъ милліоны мужчинъ, женщинъ и дѣтей, "стоящихъ нѣсколько ниже самаго примитивнаго комфорта и нѣсколько выше, но только чуть-чуть, надъ линіей, отдѣляющей отъ голодной смерти".Индѣйскія деревни производятъ впечатлѣніе "будто въ нихъ нѣтъ человѣческаго жилья". Онѣ имѣютъ "крайне печальный видъ", такъ какъ состоятъ "изъ ряда жалкихъ мазанокъ, слѣпленныхъ изъ грязи и жмущихся у пруда, берега котораго совершенно голы".
   Другой наблюдатель, сэръ Джонъ Страчи, долго служившій въ Индіи, напротивъ, старается доказать, что "райотамъ" живется гораздо лучше, чѣмъ массамъ въ европейскихъ странахъ. "Не подлежитъ сомнѣнію, что въ годы со среднимъ урожаемъ сельское населеніе въ Индіи менѣе нуждается, чѣмъ, напримѣръ, масса въ Англіи. Домъ крестьянина представляетъ собою, съ индусской точки зрѣнія, чистый и удобный кровъ. Правда, у райота очень мало платья {Въ дѣйствительности, оно состоитъ изъ широкаго пояса да тюрбана.}, но въ жаркой странѣ излишняя одежда только мѣшаетъ. Зимою крестьянинъ не особенно страдаетъ отъ холода. Въ нормальное время крестьянинъ имѣетъ достаточно пищи, во всякомъ случаѣ той, которую онъ употребляетъ: поле даетъ ему чечевицу, просо, ячмень и рисъ. Собственная буйволица доставляетъ ему молоко для изготовленія "чи", или сыра. Если у него есть деньги, онъ можетъ купить еще табаку, сахару и пряностей, которыя очень дешевы въ Индіи. Жена крестьянина часто имѣетъ праздничный нарядъ, украшенный серебромъ, потому что, послѣ покупки предметовъ первой необходимости, у райота иногда остаются еще деньги. На серебряныя же украшенія крестьяне смотрятъ какъ на форму сбереженія" {Sir John. Strachey, "India, its Administration and Progress" p. 49-50.}. Словомъ, сэръ Джонъ Страчи видитъ въ Индіи, подобно нашимъ пѣвцамъ крѣпостного права въ русской деревнѣ, какъ "каждый скачетъ, чуть не пляшетъ, не мозолитъ рукъ".
   Сэръ Томасъ Хольдернессъ пытается быть объективнымъ, когда говоритъ объ экономическомъ положеніи Индіи. "Съ одной стороны, мы видимъ въ Индіи жизненный уровень и заработную плату, которыя съ европейской точки зрѣнія кажутся невѣроятно ничтожными,-- говоритъ онъ;-- мы постоянно слышимъ про бѣдственныя засухи, про голодъ и про помощь населенію, организованную въ самыхъ широкихъ размѣрахъ. Съ другой стороны, неопровержимые факты доказываютъ, что торговля Индіи съ другими странами стремительно растетъ, что съ каждымъ годомъ ввозъ предметовъ роскоши увеличивается, что пассажирское движеніе и перевозка грузовъ по желѣзнымъ дорогамъ возрастаетъ и что сѣть оросительныхъ каналовъ распространяется. Всюду въ странѣ возникаютъ громадныя промышленныя предпріятія, предъявляющія большой спросъ на рабочія руки. Количество золота и серебра, идущаго къ населенію, увеличивается. Мы имѣемъ точныя указазанія, что населеніе Индіи теперь лучше одѣвается и удобнѣе живетъ, чѣмъ въ былое время. Затѣмъ, не подлежитъ также сомнѣнію, что теперь райоты неизмѣримо лучше могутъ помочь себѣ въ неурожайные годы, чѣмъ раньше".
   Какъ объясняетъ все это сэръ Томасъ? Три четверти всего многомилліоннаго населенія Индіи живутъ земледѣліемъ. Точныхъ данныхъ, показывающихъ площадь обработанной земли въ Индіи, нѣтъ (обусловливается это тѣмъ, что статистическія свѣдѣнія вассальныхъ государствъ въ Индіи не полны); но по приблизительному разсчету на душу приходится около 1 1/3 акра (1/2 десятины). Надо помнить также, что индѣйскій райотъ, какъ и русскій крестьянинъ, не потребляетъ самъ всего хлѣба, выращиваемаго имъ; часть хлѣба продается и вывозится за границу. Изъ Индіи вывозится теперь много риса, пшеницы и сѣмянъ для выжиманія масла. Какъ и Россія, Индія покрываетъ свои счеты и платитъ проценты по долгамъ, главнымъ образомъ, путемъ вывоза своихъ земледѣльческихъ продуктовъ за-границу. Затѣмъ, значительная площадь земли въ Индіи занята плантаціями хлопчатника, такъ какъ теперь по вывозу хлопка эта страна занимаетъ второе мѣсто въ мірѣ. Вслѣдствіе всего этого можно сказать, что, въ среднемъ, на мужскую и женскую душу въ Индіи приходится по 2/3 акра (1/4 десятины). Другими словами, эту площадь райотъ обрабатываетъ для собственнаго употребленія. Населеніе Индіи кормится и, въ значительной степени, одѣвается тѣмъ, что могутъ доставить на душу 2/3 акра. Къ землѣ такимъ образомъ предъявляются большія требованія, но, говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ мы имѣемъ передъ собою наличность трехъ фактовъ: 1) земля въ тѣхъ частяхъ Индіи, гдѣ дожди обильны или гдѣ проведено искусственное орошеніе, очень плодородна; 2) индѣйскій земледѣлецъ очень искусенъ и крайне трудолюбивъ и 3) крестьянское населеніе крайне воздержно и довольствуется ничтожнымъ количествомъ пища
   Доходъ крестьянъ очень невеликъ. Съ европейской точки зрѣніи доходъ крестьянской семьи, состоящей изъ пяти душъ и имѣющей пять акровъ земли (менѣе двухъ десятинъ), ничтоженъ; но съ индѣйской точки зрѣнія такая семья живетъ великолѣпно,-- говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ.-- Крестьянская семья не нанимаетъ батраковъ; она не платитъ за избу; райотъ не знаетъ ни подоходнаго, ни квартирнаго налоговъ. Если онъ собственникъ, то уплачиваетъ государству земельный налогъ, равный приблизительно 1/12 доходности ея. Если крестьянинъ арендуетъ свой участокъ, то рента, во всякомъ случаѣ, не меньше 1/6 доходности {Земельный налогъ въ Индіи, какъ показываетъ О'Доннелъ въ своей книгѣ "The Causes of Present Discontent in India", прогрессивно возрастаетъ съ каждымъ годомъ, что доказывается слѣдующими цифрами:
   Въ 1905--6 году налогъ этотъ составлялъ 18.129,572 ф. ст.
   " 1906-7 " " " " 19.066,832 " "
   " 1907--8 " (голодный годъ) 17.982,592 " "
   " 1908--9 " " " " 18.945,800 " "
   " 1909--10 " " " " 20.162,000 " "
   "Изъ четырехъ провинцій, опустошенныхъ чумой и изнуренныхъ голодомъ, Англія желаетъ выколотить въ этомъ году 18 милліоновъ рупій,-- писалъ О'Доннелъ въ 1909 году.-- И Англія требуетъ еще лояльности отъ индусовъ!" ("Land Taxation in India!". "Daily News", VIII, 14, 1909). Этихъ фактовъ я коснусь дальше.}. Слѣдующей крупной статьей расхода будетъ прокормленіе пары воловъ. Смерть одного изъ нихъ означаетъ для крестьянина раззореніе и закабаленіе деревенскому ростовщику. Имѣя земельный участокъ въ пять акровъ, райотъ, въ концѣ концовъ, какъ-нибудь извернется, если у него нѣтъ долговъ. Быть можетъ, такой крестьянинъ будетъ даже откладывать рупіи въ кубышку, которую потомъ закапываетъ. Но не вся земля въ Индіи плодородна и хорошо орошена и далеко не всѣ крестьяне имѣютъ пять акровъ. Нѣкоторые имѣютъ гораздо больше, но очень многіе -- неизмѣримо меньше. И тѣ райоты, у которыхъ меньше пяти акровъ, очень бѣдны даже съ индѣйской точки зрѣнія,-- говоритъ сэръ Томасъ Хольдернессъ.-- Затѣмъ въ индѣйской деревнѣ мы находимъ много совершенно безземельныхъ. Таковы батраки, затѣмъ гончаръ, кузнецъ, цырульникъ, портомойщикъ, сторожъ, сапожникъ. Всѣ они во время жатвы получаютъ на свою долю извѣстную часть урожая.
   Трудно представить себѣ другую общину, въ которой взаимопомощь была бы такъ развита, какъ въ индѣйской деревнѣ,-- говоритъ сэръ Томасъ.-- Деревенская община въ Индіи представляетъ собою маленькій, совершенно обособленный міръ. Не смотря на всѣ усилія англичанъ, старавшихся разрушить общинное землевладѣніе, какъ "остатокъ варварства", передѣлъ земли въ значительной степени сохранился до сихъ поръ. Въ 1830 году извѣстный крупный чиновникъ индѣйской службы, сэръ Чарльсъ Меткафъ писалъ слѣдующее объ индѣйской деревнѣ. "Деревенская община въ Индіи оказалась гораздо устойчивѣе монархій. Падали династіи; перевороты слѣдовали за переворотами. Послѣдовательно властелинами Индіи становились индусы, патаны, монголы, сихи, англичане, а деревенская община оставалась такою же, какъ прежде. Кто-нибудь приносилъ вѣсть, что съ сѣвера идетъ непріятель. Какое дѣло было общинѣ добираться до того, кто этотъ непріятель и откуда онъ явился? Крестьяне собирали свои стада, загоняли ихъ за палисадъ (каждая деревня была укрѣплена) и пропускали непріятеля. Если завоеватели проявляли стремленіе грабить, крестьяне убѣгали со своими стадами въ горы, въ лѣсъ, въ сосѣднія дружественныя деревни. И, когда гроза проходила, деревня снова принималась за свою обычную работу... Каждая деревенская община представляетъ собою отдѣльный независимый міръ. Она, больше, чѣмъ какая-либо другая причина, содѣйствовала сохраненію въ неприкосновенности индусскаго народа, дала ему ту долю радости и счастья, которую онъ знаетъ". До самаго послѣдняго времени всѣ политическія движенія въ Индіи даже не затрагивали деревни, въ которыхъ живетъ 9/10 всего населенія. Въ индѣйской деревнѣ мы находимъ много знакомыхъ намъ, русскимъ, чертъ, не смотря на громадную разницу въ географической широтѣ.
   "Смертность, а въ особенности дѣтская, очень высока. Свирѣпствуютъ болѣзни, которыя въ Англіи вытѣснены совершенно послѣ улучшенія жилищъ, проложенія дренажа и общаго улучшенія санитарныхъ условій. Въ Англіи чума извѣстна теперь только по смутнымъ преданіямъ XVII в. Въ Индіи же она унесла въ 14 лѣтъ семь милліоновъ жертвъ, т. е. больше, чѣмъ населеніе всего Лондона. Холера, оспа и малярія являются эпидемическими болѣзнями и уносятъ милліоны жертвъ... Большинство заболѣвшихъ умираетъ безъ всякой медицинской помощи. Еще больше жертвъ, чѣмъ чума, уноситъ голодъ, хотя въ этомъ отношеніи положеніе дѣлъ немного улучшилось за послѣдніе годы. Судьба урожая въ Индіи зависитъ всецѣло отъ дождей, приносимыхъ муссономъ. Порой эти дожди недостаточно часты, а иногда ихъ почти не бываетъ. Иногда муссонъ не сопровождается достаточно обильными дождями только въ одной области; но иногда страдаетъ цѣлая провинція или даже большая территорія. Никогда не бываетъ такъ, чтобы дождя не было во всей Индіи. Такимъ образомъ даже въ годы общихъ засухъ есть мѣста въ Индіи, гдѣ урожай обиленъ. Сравнительно недавно еще это обстоятельство не имѣло никакого значенія для голодныхъ мѣстъ вслѣдствіе отсутствія дорогъ. Каждая деревня была отрѣзана отъ всего міра. "При такихъ условіяхъ -- говоритъ Томасъ Хольдернессъ -- засуха приносила съ собою непоправимыя несчастья. Населеніе неурожайныхъ мѣстъ испытывало всѣ ужасы голода, умирало тысячами или убѣгало. Будь у насъ лѣтопись какой-нибудь индѣйской деревни за послѣднія триста лѣтъ, мы увидѣли бы, что населеніе періодически вымирало отъ голода и пополнялось новыми переселенцами".
   По мнѣнію защитниковъ правительственной системы, такой голодъ въ Индіи болѣе невозможенъ. "Слово голодъ употребляется еще въ офиціальныхъ докладахъ, но оно означаетъ теперь только засуху, безработицу и дороговизну съѣстныхъ припасовъ. Слово это не означаетъ уже больше,-- говоритъ защитникъ англійскаго правительства, -- что въ данной провинціи нѣтъ хлѣба и что поэтому, населеніе будетъ умирать съ голода. Улучшеніе положенія обусловливается желѣзными дорогами и оросительными каналами, сооруженными индѣйскимъ правительствомъ. Теперь въ Индіи 31 тысяча миль желѣзныхъ дорогъ. Каналами орошена площадь въ 23 милліона акровъ. Такимъ образомъ, съ одной стороны, значительная площадь застрахована отъ неурожая, а, съ другой, всегда возможно доставить хлѣбъ изъ урожайныхъ мѣстъ въ неурожайныя. Затѣмъ въ неурожайныхъ мѣстахъ немедленно открываются въ самыхъ широкихъ размѣрахъ общественныя работы (большею частью, копаніе оросительныхъ каналовъ). Индѣйское правительство тщательно выработало планъ этихъ общественныхъ работъ, которыя приносятъ заработокъ голодающимъ и гарантируютъ страну отъ дальнѣйшихъ неурожаевъ. Такимъ образомъ -- говорятъ защитники англійскаго правительства -- Индія не только въ состояніи прокормить свое увеличивающееся населеніе, но можетъ вывозить еще ежегодно на 100 милл. ф. ст. сырыхъ продуктовъ. Во второй статьѣ мы услышимъ и другое мнѣніе.
   Девять десятыхъ всего населенія Индіи живетъ въ деревняхъ и занимается земледѣліемъ. Промышленная революція въ этой громадной имперіи только что еще начинается. Ткацкія фабрики сконцентрированы, главнымъ образомъ, близъ Бомбея. За послѣднія пять лѣтъ число станковъ увеличилось на 24 тысячи (79 тысячъ, вмѣсто 55 тысячъ). Подъ Калькуттой растетъ число джутовыхъ фабрикъ. Естественныя богатства Индіи очень велики и все доказываетъ, что фабричное дѣло должно стремительно развиться здѣсь. Въ самомъ дѣлѣ, въ Индіи мы имѣемъ отличный хлопокъ, хорошій каменный уголь (въ Бенгаліи въ прошломъ году добыто 12 милліоновъ тоннъ) и безграничный запасъ трудолюбивыхъ, способныхъ и трезвыхъ рабочихъ. Такъ какъ эти рабочіе довольствуются тремя пенсами въ день, то англійскіе капиталисты открываютъ фабрики въ Бомбеѣ, которыя съ теченіемъ времени будутъ конкурировать съ ланкаширскими.
   

V.

   Мы видѣли, какъ разноязычно населеніе Индіи {По вычисленіямъ полковника Чарльза Гранта, въ Индіи 220 милліоновъ индо-арійскаго происхожденія говорятъ на 22 языкахъ, 56,5 милліоновъ дравидовъ -- на 14 различныхъ языкахъ; тибето-бирманскія племена (численность 9,5 милл.) имѣютъ 79 языковъ, племена "мунда" говорятъ на 10 языкахъ (численность 3.179,275) и т. д. Всего въ Индіи населеніе говоритъ на 147 разныхъ языкахъ, -- говоритъ полковникъ Грантъ. Многіе изъ этихъ языковъ не имѣютъ письменности; но за то другіе имѣютъ громадную литературу. Въ самое послѣднее время на туземныхъ языкахъ, не имѣвшихъ письменности, начали выходить народныя газеты.}. Нѣкоторые изъ туземныхъ языковъ пріобрѣли письменность подъ вліяніемъ миссіонеровъ, а, главнымъ образомъ, отцовъ-іезуитовъ. Такимъ образомъ, напримѣръ, іезуиты въ XVII вѣкѣ сдѣлали тамильскій языкъ литературнымъ. Книги, написанныя тогда іезуитами на этомъ языкѣ, считаются теперь туземными авторами классическими. Высшая каста очень неодобрительно относилась всегда къ превращенію туземныхъ языковъ въ литературные и къ распространенію грамоты среди массъ. Этотъ взглядъ захватилъ и англичанъ. Въ началѣ XIX вѣка, если возникали въ Индіи высшія школы, то только для изученія индѣйской философіи или корана. Таковы были мэдрэсъ, основанный для магометанъ въ Калькуттѣ, колледжъ для изученія санскрита, основанный тамже въ 1824 г., колледжъ въ Бенаресѣ и т. д.
   Въ самомъ концѣ двадцатыхъ годовъ въ англійскомъ парламентѣ поднятъ былъ вопросъ о необходимости высшихъ школъ въ Индіи и о томъ, какого образца онѣ должны быть. Консерваторы говорили, что, если школа вообще нужна, она должна быть на туземномъ языкѣ и учить туземнымъ наукамъ. Либералы стояли за европейскую школу, въ которой преподаются современныя науки на англійскомъ языкѣ. Самымъ краснорѣчивымъ защитникомъ школы подобнаго типа явился лордъ Маколей. "Вопросъ сводится къ слѣдующему, -- доказывалъ онъ.-- Должны ли мы учить на англійскомъ языкѣ или на туземныхъ, на которыхъ нѣтъ книгъ, могущихъ хотя бы въ отдаленной степени выдержать сравненіе съ нашими? Должны ли мы преподавать европейскую науку или нѣчто совершенно дикое? Слѣдуетъ ли намъ преподавать здоровую философію и дѣйствительную исторію и ли же насаждать на счетъ плательщиковъ налоговъ медицинскія теоріи, которыхъ устыдился бы даже деревенскій коновалъ, астрономію, которая разсмѣшила бы въ Англіи ученицу втораго класса, исторію, изобилующую царями въ 30 локтей ростомъ, правленіе которыхъ продолжалось тридцать тысячъ лѣтъ и географію, признающую моря изъ коровьяго масла и океаны изъ патоки?"
   Оппоненты отвѣчали лорду Маколею, что онъ не желаетъ признавать привязанности индѣйскаго народа къ своимъ старымъ книгамъ и родному языку. Англичане могутъ быть спокойны, покуда вся мысль туземцевъ сконцентрирована на этихъ старинныхъ книгахъ. Новыя науки и новый языкъ должны принести съ собою индусамъ новыя идеи. "Высшая школа англійскаго типа оторветъ индусовъ отъ того берега, у котораго они были ошвартованы столько вѣковъ, и толкнетъ ихъ въ бурное море западно-европейскихъ идей". Такъ говорили тори. Лордъ Маколей отвѣчалъ, что въ Индіи высшая школа европейскаго типа необходима въ интересахъ англичанъ. Разноплеменное населеніе должно знать англійскій языкъ, иначе англичанамъ трудно будетъ удержаться въ странѣ. Необходимо, чтобы хоть образованное населеніе понимало языкъ, на которомъ издаются законы. Затѣмъ, чтобы держаться прочнѣе, англичанамъ необходимы помощники туземцы, иначе немыслимы будутъ ни судъ, ни администрація, ни мѣстное самоуправленіе. А такихъ помощниковъ надо сперва провести черезъ англійскую высшую школу. Доводы лорда Маколея показались до такой степени убѣдительными, что въ Калькуттѣ, Мадрасѣ, Бомбеѣ, Аллагабадѣ и Лагорѣ основаны были послѣдовательно университеты англійскаго типа. Такъ какъ при основаніи учебныхъ заведеній имѣлись въ виду интересы, прежде всего, государства, а не туземнаго населенія (другими словами, Англія нуждалась въ помощникахъ изъ туземцевъ на второстепенныя должности), то все вниманіе было сконцентрировано на среднихъ и высшихъ школахъ. Даже въ настоящій моментъ начальное образованіе поставлено необыкновенно плохо въ Индіи. Наличность пяти университетовъ не гармонируетъ съ тѣмъ, что на населеніе въ 360 милліоновъ только 4 1/2 мил. дѣтей посѣщаетъ народныя школы. Только 28% всѣхъ мальчиковъ школьнаго возраста обучается грамотѣ. Что же касается дѣвочекъ, то процентъ еще ниже (4,6%).
   Внѣ сомнѣнія, англичане добились того, къ чему стремились при основаніи индѣйскихъ университетовъ, и это обстоятельство признается теперь какъ либералами, такъ и консерваторами. И, тѣмъ не менѣе, когда въ Индіи началось политическое броженіе, консерваторы сразу нашли необыкновенно простое объясненіе: "во всемъ виноваты университеты, которые принесли бабу идеи совершенно другого порядка". "Университеты познакомили бабу (т. е. туземную интеллигенцію изъ высшихъ кастъ) съ англійскими идеями о свободѣ ои о самоуправленіи. Естественно, что бабу захотѣли примѣнить то, о чемъ вычитали въ книгахъ". Какъ видите, объясненіе крайне просто. Эту мысль постоянно развиваетъ "Times", когда ему приходится обсуждать террористическія выступленія, ставшія теперь нерѣдкимъ явленіемъ въ Индіи {Приведу нѣкоторые факты послѣдняго времени. Въ январѣ 1909 года взорванъ студентомъ сельскохозяйственной академіи памятникъ королевѣ Викторіи въ Натурѣ; 15 ноября того же года въ Ахмадабадѣ была брошена бомба въ лорда Минто; 23 декабря въ Насикѣ убитъ слѣдственный судья Джэксонъ; въ январѣ 1910 года убитъ въ Калькуттѣ начальникъ полиціи (магометанинъ); въ томъ же мѣсяцѣ открыта попытка устроить вооруженное возстаніе въ Калькуттѣ же; 22 декабря 1910 г. въ вице-короля, торжественно въѣзжавшаго въ Дели, брошена бомба, убившая нѣсколько человѣкъ и ранившая лорда Хардинджа и т. д.}.
   "The Britannica Year Book" даетъ то же объясненіе, но только расширяя его: по мнѣнію упомянутаго изданія, безпорядки въ Индіи, "всколыхнувшіе обычно спокойную поверхность страны", объясняются "японскими побѣдами надъ Россіей, раздѣломъ Бенгаліи, расовой антипатіей, зажигательными рѣчами, мятежной литературой и плохо усвоеннымъ образованіемъ" {The Britannica Year Book, 1913, стр. 607.}. Непонятно только одно. Даже и теперь число индусовъ, читающихъ и понимающихъ по-англійски, очень невелико: ихъ всего лишь милліонъ (на 360 мил. населенія). Что же касается числа лицъ, получившихъ высшее образованіе, то оно еще меньше. Трудно понять даже, какимъ образомъ эта горсточка людей всколыхнула громадный этническій океанъ. Интересно, что "Britannica Year Book", усматривающій въ броженіи дѣйствіе "бабу", признаетъ тутъ же, что коренное населеніе имѣетъ какія-то причины быть недовольнымъ. "Отвѣтственныя лица всегда признавали наличность все растущаго національнаго самосознанія, выражавшагося между прочимъ въ требованіи населенія, чтобы администрація относилась къ нему съ большею симпатіею". За послѣдніе годы, т. е. съ тѣхъ поръ, какъ у власти стоитъ либеральное правительство, Англія сдѣлала извѣстныя уступки Индіи. Защитники политики Англіи склонны считать эти уступки, имѣющія цѣлью дать населенію извѣстную долю въ управленіи, очень большими.
   Посмотримъ, въ чемъ заключаются реформы, введенныя нынѣшнимъ либеральнымъ правительствомъ. Во главѣ индѣйскаго правительства въ Лондонѣ стоитъ статсъ-секретарь, являющійся членомъ кабинета и отвѣтственный передъ парламентомъ. Теоретически, такимъ образомъ, британскій парламентъ имѣетъ полный контроль надъ дѣйствіемъ административной машины въ Индіи. При статсъ-секретарѣ имѣется "Совѣтъ по дѣламъ Индіи", вѣдающій исключительно финансы страны. Совѣтъ состоитъ изъ 10--15 человѣкъ, назначаемыхъ статсъ-секретаремъ на срокъ въ семь лѣтъ. Не меньше девяти членовъ этого совѣта должны быть отставными чиновниками, прослужившими въ Индіи по крайней мѣрѣ десять лѣтъ. До недавняго времени весь Совѣтъ состоялъ изъ англичанъ. При либеральномъ правительствѣ, въ 1907 году впервые назначены въ Совѣтъ два туземца: магометанинъ и индусъ. Во главѣ исполнительной власти въ Индіи стоитъ вице-король, назначаемый на пять лѣтъ. Намѣстника посылаетъ король по "совѣту" перваго министра. При вице-королѣ въ Индіи состоитъ "правительственный совѣтъ" изъ шести членовъ, которые представляютъ собою совѣтъ министровъ. Члены эти, или министры, назначаются короной (т. е. кабинетомъ). Въ совѣтѣ министровъ принимаетъ также участіе главнокомандующій всѣхъ войскъ въ Индіи. До 1909 года туземцы не могли быть министрами. Либеральное правительство постановило, что министромъ юстиціи долженъ быть адвокатъ-индусъ.
   До 1910 г. "Совѣтъ" состоялъ изъ министровъ: иностранныхъ дѣлъ, внутреннихъ дѣлъ, финансовъ, юстиціи, военныхъ дѣлъ, земледѣлія и промышленности. Три года тому назадъ присоединенъ къ совѣту новый членъ: министръ народнаго просвѣщенія. Министромъ иностранныхъ дѣлъ является самъ вице-король, но каждый документъ долженъ быть скрѣпленъ секретаремъ. Кромѣ правительственнаго совѣта, при вице-королѣ состоитъ еще законодательная палата. Сперва члены ея были только по назначенію и состояли лишь изъ европейцевъ (т. е. англичанъ). На основаніи Indian Council Act, принятаго Британскимъ парламентомъ въ 1909 году, число членовъ палаты увеличено до 60. Изъ нихъ 25 депутатовъ избираются, а 35 по назначенію. Система выборовъ разсчитана на то, чтобы дать магометанамъ и индусамъ пропорціональное число представителей. Депутаты имѣютъ широкое право запросовъ, могутъ обсуждать и критиковать детали бюджета и вырабатывать законы. Резолюціи, проведенныя въ палатѣ, принимаются, впрочемъ, правительствомъ только къ свѣдѣнію. Такъ какъ совѣтъ министровъ и депутаты засѣдаютъ вмѣстѣ, то правительство всегда имѣетъ обезпеченное большинство голосовъ. Когда состоялись въ 1912 году выборы по новому закону, то въ палату попали 12 индусовъ, 9 магометанъ, два англичанина, одинъ парсъ и одинъ буддистъ изъ Бирмы. Изъ 35 депутатовъ по назначенію -- 26 чиновниковъ. Въ числѣ назначенныхъ -- два индуса и два магометанина.
   Индія представляетъ собою страну, площадь которой равна всей Европѣ безъ Россіи. Въ административномъ отношеніи, кромѣ туземныхъ государствъ, имѣющихъ подобіе самоуправленія, она раздѣляется на пятнадцать провинцій. Изъ нихъ два "президентства" (Мадрасъ и Бомбей) и пять "губернаторствъ", во главѣ которыхъ стоятъ намѣстники, имѣютъ свои совѣты при представителяхъ центральной власти. Члены "совѣта" назначаются. Въ самое послѣднее время туземному населенію разрѣшено посылать въ совѣты по одному, по два представителя. Такимъ образомъ, если въ администраціи сдѣланы реформы, то онѣ имѣютъ значеніе не абсолютное, а только въ сравненіи съ тѣмъ, что было раньше. Если безусловные защитники всего того, что англичане дѣлаютъ въ Индіи, говорятъ теперь объ "индѣйской федераціи", то эти слова надо понимать крайне условно. Туземное населеніе и послѣ реформы 1909 года не имѣетъ никакого контроля ни надъ индѣйскими дѣлами, ни надъ администраціей. Депутаты могутъ, конечно, безпрепятственно дѣлать запросы (даже въ Индіи не додумались еще до привлеченія депутатовъ къ суду за запросы); но критикой дѣйствій администраціи и исчерпывается вся роль выборныхъ представителей. Высшая администрація, состоящая изъ чиновниковъ, служащихъ въ Индіи уже давно, смотритъ косо на реформы и не можетъ отдѣлаться отъ взгляда, что для укрѣпленія власти необходимо совершенно устранить туземцевъ отъ государственной дѣятельности. Высшая администрація убѣждена, что для сохраненія престижа необходимо, чтобы англійскіе чиновники всегда оказывались правыми. И этимъ взглядомъ проникаются въ Индіи иногда даже судьи. Приведу два примѣра. Въ 1907 году слѣдственный судья въ Калькуттѣ лично обыскалъ домъ, въ которомъ наканунѣ было сдѣлано террористическое покушеніе. Слѣдственный судья искалъ оружіе, но не нашелъ его. Послѣ безрезультатнаго обыска владѣлецъ дома, индусъ, привлекъ къ суду слѣдственнаго судью за нарушеніе неприкосновенности жилища. Судъ въ Калькуттѣ призналъ нарушеніе и приговорилъ въ пользу индуса съ слѣдственнаго судьи 33 ф. ст. Вторая инстанція (High Court) утвердила приговоръ. Въ іюлѣ 1912 года высшая инстанція (Judicial Committee) отмѣнила рѣшеніе на томъ основаніи, что слѣдственный судья, производя лично обыскъ, дѣйствовалъ правильно, какъ судъ первой инстанціи.
   Второй случай произошелъ въ Миднапурѣ въ 1908 году. Слѣдственный судья арестовалъ нѣсколько индусовъ по подозрѣнію въ устройствѣ заговора. Индусовъ продержали нѣсколько недѣль въ тюрьмѣ, а затѣмъ выпустили за отсутствіемъ уликъ. Какъ видите, съ русской точки зрѣнія, совершенно обычное явленіе. "Выпустили, и слава Богу". Но освобожденные индусы, проникнутые англійскими взглядами, не разсуждали такимъ образомъ. Они привлекли къ суду за неправильный арестъ слѣдственнаго судью и двухъ полицейскихъ чиновниковъ. Судебная палата въ Калькуттѣ разбирала дѣло 200 дней и, наконецъ, присудила въ пользу арестованныхъ съ отвѣтчиковъ 66 ф. ст. Слѣдственный судья и полицейскіе чиновники перенесли дѣло въ высшую инстанцію, которая не только отмѣнила рѣшеніе судебной палаты, но возложила на индусовъ судебныя издержки въ размѣрѣ 20 тысячъ ф. ст.
   Мы выслушали все то, что могутъ сказать горячіе защитники англійской системы въ Индіи. Приведемъ теперь аргументы другой стороны,

Діонео.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru