Бываютъ кровавыя революціи, замѣчательныя громадной затратой энергіи и крови, но ничтожныя по своимъ конечнымъ результатамъ. Страны культурныя, съ широко развитой общественной жизнью, къ счастью для нихъ, знаютъ другія революціи, проходящія мирно, безъ всякихъ трагическихъ декорацій, но великія по своимъ послѣдствіямъ. Де Бональ сказалъ когда то, что "каждая революція есть усиліе, дѣлаемое обществомъ, чтобы возвратиться къ порядку". Революція, происходящая теперь въ Англіи, наиболѣе подходитъ подъ это опредѣленіе. Со словомъ "революція" ассоціируется всегда представленіе о великой гекатомбѣ головъ.
Opfer fallen hier,
Weder Lamm noch Stier,
Aber Menschenopfer-unerhoert.
Въ Англіи теперь, когда говорятъ о "Menschenopfer" революціи, то только фигурально. Да и то эти рѣчи Можно встрѣтить лишь въ Пончѣ. Въ Шекспировской хроникѣ "Король Ричардъ III" есть сцена, когда Кетсби приноситъ королю вѣсть про гибель мятежныхъ лордовъ. Пончъ, пародируя эту сцену, посылаетъ послѣ битвы (выборовъ) Кетсби (Черчилля) къ Ричарду III (Аскиту).
О результатѣ январскихъ выборовъ я писалъ уже. Министерство обратилось къ странѣ съ просьбой утвердить проектъ "парламентскаго билля", и избиратели высказались за реформу. У власти стали въ третій разъ либералы, располагающіе большинствомъ въ 126 голосовъ. Какъ извѣстно, партія, на которую опирается въ парламентѣ Аскитъ, представляетъ собою коалицію, состоящую изъ либераловъ, ирландцевъ и рабочихъ. Шестого февраля открылся новый парламентъ, и министерство въ первую голову выставило билль объ уничтоженіи veto лордовъ, или "парламентскій билль", какъ его называютъ. О содержаніи его я писалъ уже, Поэтому напомню только о немъ въ нѣсколькихъ словахъ. "Парламентскій билль" содержитъ, прежде всего, вступленіе или "preamble", о которомъ было много споровъ. Вступленіе признаетъ необходимость Верхней палаты. Затѣмъ самъ билль сводится къ слѣдующему:
Если лорды не даютъ своего согласія на денежный билль, принятый коммонерами и отправленный въ Верхнюю палату, то такой законопроектъ черезъ мѣсяцъ представляется премьеромъ королю и, получивъ его утвержденіе, становится закономъ.
Спикеръ палаты по своему усмотрѣнію опредѣляетъ, является ли представленный билль денежнымъ, или нѣтъ.
Если какой либо другой билль, не денежный, трижды, въ трехъ послѣдовательныхъ сессіяхъ, былъ принятъ Нижней палатой, на отвергнутъ лордами, то онъ представляется премьеромъ королю и, въ случаѣ утвержденія, становится закономъ. Промежутокъ не меньшій, чѣмъ два года, долженъ пройти между моментомъ перваго внесенія билля въ парламентъ и королевскимъ утвержденіемъ послѣ того, какъ палата приметъ законопроектъ въ третій разъ. Продолжительность парламента уменьшается съ семи лѣтъ до пяти лѣтъ.
Консерваторы сперва упорно защищали лордовъ и доказывали, что наслѣдственная Верхняя палата является палладіумомъ гражданской свободы. На выборахъ 1910 года (въ январѣ и декабрѣ) консерваторы могли убѣдиться, что массы крайне скептически относятся къ тезису, что самыми вѣрными друзьями демократіи являются лорды. Результатомъ явились проекты реформы Верхней палаты, намѣченные лордами Розбери и Лансдауномъ. Объ этихъ проектахъ я писалъ въ декабрской книжкѣ "Русскаго Богатства". Проекты эти, какъ извѣстно, вводятъ въ Верхнюю палату избирательный элементъ. Для разрѣшенія сложныхъ вопросовъ предлагается референдумъ. Послѣ декабрскихъ выборовъ явился новый проектъ реформы Верхней палаты, намѣченный лордомъ Керзономъ. Суть проекта слѣдующая. Число перовъ сокращается до 300. Одна треть ихъ выбирается лордами, одна треть муниципальными и графскими совѣтами, пятьдесятъ перовъ назначаются премьеромъ, а остальные пятьдесятъ засѣдаютъ exofficio. Керзоновскій проектъ, какъ и планъ Лансдауна, удерживаетъ референдумъ. Я приводилъ уже тѣ возраженія, которыя выставляются либералами противъ такихъ проектовъ, изготовленныхъ въ Верхней палатѣ. Надо прибавить еще, что противъ этихъ проектовъ абсолютно высказываются также рядовые лорды, или "backwoodsmen", какъ ихъ называютъ теперь. Теперь каждый лордъ у всѣхъ на виду. Онъ, конечно, рѣдко ходитъ въ Верхнюю палату, но можетъ дѣлать это, когда захочетъ. Рядовой лордъ теперь "кузенъ короля". О передвиженіяхъ лорда, объ его автомобиляхъ и лошадяхъ пишутъ газеты. Рядовой лордъ, наконецъ, имѣетъ опредѣленную цѣнность на американскомъ брачномъ рынкѣ. Такъ, "backwoodsman"''всегда можетъ поправить разстроенныя дѣла женитьбой на дочери милліонера, которой лестно носить коронку и горностаевую мантію на пріемахъ въ Букингэмскомъ дворцѣ. Реформа, намѣченная лордомъ Розбери или лордомъ Лэнсдауномъ, превратилъ бы "backwoodsman'"а въ "das reine absolute Nichts", какъ сказалъ бы философъ, или въ "ничто, недоумѣніе, эфиръ", какъ выражается чеховскій землемѣръ Караваевъ. Правда, пройди билль Розбери или Лэнсдауна, не одинъ либеральный лордъ не былъ бы избранъ въ новую Верхнюю палату. Но что до этого "backwoodsmann'"у, если его не выберутъ! А онъ доподлинно знаетъ, что его непремѣнно всегда оставятъ за флагомъ. Кончена тогда извѣстность! Исчезнетъ даже мѣновая цѣнность на американскомъ брачномъ рынкѣ. И "backwoodsman" угрюмо говоритъ: "не надо никакихъ реформъ! Пусть все останется по прежнему! Необходимо отклонить "парламентскій билль", когда онъ пойдетъ въ Верхнюю палату".
Backwoodsmen'oвъ поддерживаютъ непримиримые консерваторы, какъ, напримѣръ. Гарвинъ или Баумэнъ въ Fortnightly Review, который не находитъ достаточно сильныхъ словъ для осужденія лордовъ, помышляющихъ о реформѣ. "Будущій историкъ напрасно станетъ искать проявленіе народнаго гнѣва или военныя силы, объясняющія самоубійство лордовъ. И, наконецъ, онъ вынужденъ будетъ заявить недовѣрчивому и насмѣшливому потомству, что лорды декритировали свою собственную гибель по собственной волѣ, а не уступая насилію. Послѣ того, какъ императоръ Генрихъ валялся въ ногахъ Гильдебранда, простоявъ предварительно четыре дня въ снѣгу у воротъ Каноссы,-- свѣтъ не видалъ болѣе унизительнаго зрѣлища, чѣмъ позоръ британскихъ пэровъ. Они валяются въ ногахъ черни (populace), когда должны стоять, вытянувшись во весь ростъ. "Всемилостивѣйшій народъ-властелинъ,-- говорятъ всѣми своими поступками лорды,-- мы, твои недостойные слуги, собравшись въ Верхней палатѣ, молимъ тебя принять изъ нашихъ рукъ тѣ права, которыя даны были намъ шесть вѣковъ тому назадъ и которыя мы поддерживали такъ честно и славно. Мы со скорбью душевной заявляемъ, что недостойны больше владѣть этими правами, и смиренно признаемъ, что мы люди слабые и малодушные. И если нашему властелину Народу благоугодно будетъ назначить нѣкоторыхъ изъ наименѣе недостойныхъ изъ насъ членами будущаго сената, то мы сочтемъ это за великую честь. Покуда же мы молимъ тебя отпустить съ миромъ твоихъ слугъ". Развѣ такъ должны говорить пэры Англіи?-- восклицаетъ съ негодованіемъ Баумэнъ. Развѣ такой языкъ приличествуетъ Бедфорду, Девонширу, Норфольку, Марлборо, Нельсону, Веллингтону, Монтрозу, Гамильтону, Аргайлю или Армонду?" и т. д. {"Fortnightly Review", February 1911.}. Напрасно подстегиваетъ Баумэнъ "ничтожныхъ потомковъ великихъ отцовъ". Они рады были бы потягаться силами съ "Гильдебрандомъ", если бы не знали доподлинно, что при первой же попыткѣ будутъ позорно разбиты.
"Парламентскій билль" объединилъ коалицію и сплотилъ разнородныя силы въ одну дружную армію. Не только рабочіе и ирландцы дѣйствуютъ за одно съ радикалами, но, что болѣе удивительно, "рэдмондисты" и "обрайенисты", ненавидящіе другъ друга, голосуютъ вмѣстѣ.
Почему именно "парламентскій билль" сплотилъ коалицію? Ирландцы съ нетерпѣніемъ ждутъ областного сейма. Тѣ серьезныя основанія, вслѣдствіе которыхъ многіе англичане были противъ гомруля четверть вѣка тому назадъ, теперь уже не существуютъ. Двадцать лѣтъ тому назадъ помѣщики могли опасаться, что ирландцы, получивъ самоуправленіе, первымъ дѣломъ проведутъ законъ объ отчужденіи всѣхъ земель. "Первымъ шагомъ ирландскаго парламента будетъ врученіе помѣщикамъ билета въ одинъ конецъ въ Англію", говорили противники гомруля. Теперь подобнымъ опасеніямъ уже нѣтъ мѣста, такъ какъ почти вся земля въ Ирландіи выкуплена. Двадцать лѣтъ тому назадъ возстававшіе противъ гомруля доказывали, что ирландцы захватятъ въ свои руки города и земства и, такимъ образомъ, всѣ школы. Ирландія имѣетъ полное земское самоуправленіе вотъ уже тринадцать лѣтъ, и никакіе ужасы не произошли. Враги гомруля, наконецъ, утверждали, что самоуправленіе поведетъ къ господству католицизма (Hom rule means Rome rule, -- говорятъ консерваторы). Ирландцы возра жаютъ, Что поповская партія никогда не возьметъ верхъ. Вождями ирландцевъ часто бывали протестанты. Стоитъ лишь назвать Парнелля. Когда папа издавалъ энциклики противъ національнаго движенія въ Ирландіи, страна не обращала на нихъ вниманія. Итакъ, всѣ серьезныя возраженія противъ гомруля потеряли теперь значеніе. Сами консерваторы говорятъ про то, что Британская имяерія должна быть основана на принципѣ федераціи. Отстаивая отдѣльный парламентъ для Южной Африки, нельзя, оставаясь логичнымъ, отрицать за Ирландіей право имѣть свой областной сеймъ, Когда-то консерваторы говорили, что гомруль поведетъ къ отпаденію Ирландіи; но ирландцы убѣдительно доказываютъ, что отпадать имъ не для чего и невыгодно. Они хотятъ федерацію съ имперіей. Министерство вполнѣ столковалось съ ирландцами. При открытіи парлеманта Аскитъ заявилъ, что правительство намѣрено внести въ 1912 году билль объ областномъ сеймѣ для Ирландіи. Сеймъ этотъ будетъ вѣдать всѣ мѣстныя дѣла и находиться подъ верховнымъ контролемъ имперскаго парламента. Но за то контроль Ирландіи надъ своими дѣлами будетъ полный, она будетъ имѣть свое министерство, отвѣтственное передъ сеймомъ. Вожди ирландской партіи вполнѣ удовлетворились обѣщаніями премьера. Такимъ образомъ, судьба гомруля въ Нижней палатѣ обезпечена. Но ирландцы отлично знаютъ, что Верхняя палата въ нынѣшнемъ составѣ своемъ ни въ коемъ случаѣ не пропуститъ билля о гомрулѣ. И націоналисты, забывъ всѣ раздоры между сооою, какъ одинъ человѣкъ, готовы поддерживать "парламентскій билль", отнимающій у наслѣдственныхъ законодателей право абсолютнаго veto.
Робочая партія желала бы видѣть немедленное осуществленіе ряда реформъ (отмѣна рѣшенія лордовъ по поводу дѣла Осборна, жалованье коммонерамъ, избирательныя реформы); но доподлинно знаетъ, что лорды не пропустятъ законопроектовъ. И вотъ рабочіе дружно поддерживаютъ "парламентскій билль", хотя сильно возстаютъ противъ вступленія его (preamble), въ которомъ говорится о необходимости крѣпкой и демократической Верхней палаты. Рабочіе думаютъ, что вторая палата будетъ всегда консервативна. Вотъ почему они за одну палату; но считаютъ реформу неосуществимой теперь.
II.
Линія поведенія всѣхъ партій по отношенію къ "парламентскому биллю" выяснилась еще до открытія палаты. Консерваторы утверждали, что они ничего не имѣютъ противъ реформы Верхней палаты. "Что можетъ имѣть противъ демократизаціи парламента партія, которая всегда отстаивала демократическія реформы"?-- говорили вожди консерваторовъ. И кто бы могъ предположить, питая эти увѣренія, что всего лишь шестьдесятъ пять лѣтъ тому назадъ англійскіе консерваторы отрицали самый принципъ представительнаго правленія! "Мы за реформы,-- продолжали вожди консервативной партіи.-- Возстаемъ мы только противъ реформы, стремящейся ввести въ Англіи однопалатную систему. Если такая мѣра осуществится, то не будетъ никакого контроля надъ слишкомъ поспѣшнымъ законодательствомъ. Въ моментъ увлеченія или ослѣпленія Англія пошлетъ въ парламентъ крайнихъ радикаловъ, которые въ одну сессію націонализируютъ все, что возможно, разрушатъ всѣ устои, до церкви и брака включительно, и откроютъ дорогу соціализму. Кто тогда остановитъ слишкомъ поспѣшное законодательство, если радикалы предварительно уничтожатъ Верхнюю палату?"
-- Ваши страхи напрасны!-- отвѣчали либералы. Дѣйствительно плохо, если Верхней палаты нѣтъ; но однопалатная система существовала въ Англіи съ 1895--1906 г.г., т. е. все время, покуда у власти стояли консерваторы. Лорды тогда закоченѣли и пропускали всякую мѣру, принятую Нижней палатой. За то лорды пробудились, какъ только у власти стали либералы. Консерваторы, разбитые на выборахъ, тѣмъ не менѣе сохранили контроль надъ законодательнымъ аппаратомъ, такъ какъ Верхняя палата пропускала только законопроекты, угодные оппозиціи. Такимъ образомъ, либералы, имѣя въ Нижней палатѣ безпримѣрное въ парламентскихъ анналахъ большинство, оставались совершенно безсильными. Такой порядокъ не можетъ продолжаться. Либералы не желаютъ упразднить Верхнюю палату. Они хотятъ только провести "парламентскій билль", чтобы сдѣлать волю народа верховной.
Послѣ исхода выборовъ многіе консерваторы признали, что теперь никто не можетъ помѣшать министерству провести "парламентскій билль". Консервативный Spectator выразилъ эту мысль очень образно: "Теперь никакія силы не могутъ помѣшать Шейлоку получить отъ Антоніо фунтъ мяса". Журналъ хотѣлъ бы только, чтобы Шейлокъ удовлетворился точно однимъ фунтомъ.
Тѣ самые аргументы, которые высказывались по поводу "парламентскаго билля" до открытія парламента, мы находимъ въ рѣчахъ коммонеровъ, когда начались историческіе дебаты. Возьмемъ, напр., первое чтеніе "парламентскаго билля", состоявшееся 21 февраля. Обыкновенно при первомъ чтеніи дебатовъ не бываетъ; но оппозиція рѣшила бороться до крайности противъ "парламентскаго билля". Вотъ почему дебаты продолжались два дня. Первымъ защитникомъ билля выступилъ премьеръ. Было время, когда радикалы съ крайнимъ недовѣріемъ относились къ товарищу лорда Розбери не "Имперской лигѣ". Теперь недовѣріе разсѣялось въ значительной степени. Аскитъ не подвинулся влѣво, какъ, напр., покойный Кэмпбель-Баннермэвъ. Онъ -- адвокатъ, которому поручили важное дѣло. Вполнѣ возможно, что оно не вполнѣ по душѣ адвокату; но на первый планъ выступаютъ практическія соображенія всякаго рода, а затѣмъ -- профессіональная добросовѣстность. Аскитъ не влагаетъ въ борьбу за парламентскій билль такой страстности, какъ, напр., Черчилль или же Ллойдъ-Джорджъ. Страстность вообще чужда премьеру, но онъ излагаетъ свое дѣло ясно, логично и очень убѣдительно. Въ палатѣ есть много ораторовъ болѣе талантливыхъ, чѣмъ Аскитъ. Стоитъ назвать только вождя оппозиціи, Бальфура. Но въ парламентѣ нѣтъ никого, который могъ бы изложить новый и крайне сложный билль такъ просто и такъ убѣдительно, какъ первый министръ. Онъ никогда не захватитъ коммонеровъ и не вызоветъ въ нихъ энтузіазма; но за то, выслушавъ рѣчь Аскита, они скажутъ: "это такъ просто и понятно, что тутъ спорить не о чемъ". Внося "парламентскій билль", Аскитъ напомнилъ коммонерамъ, что конституціонный кризисъ вызванъ отклоненіемъ бюджета лордами. Когда то лорды имѣли право контроля надъ финансами страны, но это было очень давно, три вѣка тому назадъ. Съ тѣхъ поръ право это пришло въ забвеніе. Верхняя палата не можетъ требовать себѣ такихъ же правъ, какъ и Нижняя, такъ какъ состоитъ изъ представителей, которыхъ никто не выбираетъ. Изъ 600 съ лишнимъ членовъ Верхней палаты-500 консерваторовъ или юніонистовъ. Все это пристрастные противники Нижней палаты, когда тамъ у власти стоятъ либералы. Лорды не отвѣтственны передъ страной. Корона не можетъ распустить Верхнюю палату, какъ распускаетъ Нижнюю. И такой пристрастной, неотвѣтственной палатѣ довѣрено право измѣнять, задерживать и отклонять законопроекты, выработанные избранными представителями народа. Немыслимо, чтобы демократическая страна мирилась съ олигархіей. Бывали, конечно, доброжелательные автократы и проницательныя, безкорыстныя олигархіи, но свободная страна не можетъ мириться съ элементомъ случайности. Правительство стоитъ за двухпалатную систему. Однопалатная система существовавала тогда, когда у власти стали консерваторы. Когда страна избрала либераловъ, лорды проявили свое полное презрѣніе къ Нижней палатѣ. Они отклонили рядъ важныхъ законопроектовъ и, наконецъ, 30 ноября 1909 года отвергли бюджетъ. "Въ этотъ день,-- продолжалъ премьеръ,-- палата лордовъ, какъ знали и наши предки, совершила политическое самоубійство"... Мы слишкомъ много терпѣли отъ однопалатной системы. Какъ показываетъ вступленіе (preamble) къ "парламентскому биллю", мы признаемъ вторую палату. Въ основѣ ея долженъ лежать не наслѣдственный, а выборный принципъ. Аскитъ совершенно отрицательно отнесся къ референдуму, предлагаемому консерваторами. "Англія ни въ коемъ случаѣ не должна принять мѣру, выработанную якобинцами и Наполеономъ". Премьеръ дальше пояснялъ, что "парламентскій билль", устанавливая верховную волю выборныхъ народныхъ представителей, обезпечиваетъ въ то же время отъ слишкомъ поспѣшнаго законодательства. Билль, вызывающій большіе споры, можетъ стать закономъ не раньше, какъ черезъ два года, послѣ того, какъ впервые внесенъ въ Нижнюю палату. За, это время такой билль дважды обсуждался въ обѣихъ палатахъ. Печать подвергла законопроектъ тщательной критикѣ. Ораторы на митингахъ ознакомили всѣхъ съ мельчайшими подробностями. Такимъ образомъ, спорный билль будетъ извѣстенъ наиболѣе глубокимъ слоямъ народа. Можно ли въ такомъ случаѣ сказать, что министерство дѣйствуетъ слишкомъ поспѣшно? Затѣмъ, такъ какъ продолжительность парламента сокращается съ семи до пяти лѣтъ, то каждый спорный билль, дважды отклоненный лордами, вѣроятно, подвергнется приговору населенія на общихъ выборахъ {Тіmes, February 22, 1911. P. 12.}.
Первымъ противъ "парламентскаго билля" выступилъ Бальфуръ. Въ Нижней палатѣ, богатый талантами, по всей вѣроятности, онъ одинъ изъ самыхъ образованныхъ, умныхъ и талантливыхъ коммонеровъ; но умъ у Бальфура своеобразный. Нѣтъ въ Нижней палатѣ другого коммонера, кромѣ Бальфура, который могъ бы такъ тонко анализировать мысль противника; но мало также было вождей, которые такъ плохо вели бы своихъ послѣдователей. Обусловливается это многими причинами. Бальфуръ больше литераторъ, чѣмъ политическій вождь. Затѣмъ, что самое главное, онъ принадлежитъ по происхожденію и воспитанію къ школѣ старыхъ консерваторовъ, относящихся враждебно и недовѣрчиво къ демократіи. Условія заставили Бальфура выставить демократическія реформы, включительно до якобинскаго референдума. Теоретически Бальфуръ былъ фритредеромъ. Партія заставила его быть протекціонистомъ.
При наличности такихъ условій очень трудно вѣрить и увлекать за собою. Бальфуръ трижды подърядъ потерпѣлъ, какъ вождь партіи, пораженіе на выборахъ, что въ современной исторіи Англіи является безпримѣрнымъ. Молодые тори очень недовольны Бальфуромъ и желали бы другого вождя, но такого нѣтъ. Бальфуръ не только самый умный и талантливый коммонеръ въ рядахъ оппозиціи, но одинъ изъ самыхъ выдающихся парламентскихъ дѣятелей вообще. Аналитическій умъ Бальфура дѣлаетъ его незамѣнимымъ, какъ вождя оппозиціи. Нѣтъ другого коммонера теперь, который такъ быстро замѣтилъ бы трещину въ тезисѣ, излагаемомъ другою стороною. Нѣтъ никого въ парламентѣ, кромѣ Бальфура, который такъ ловко умѣлъ бы вогнать въ эту трещину клинъ, заставивъ, такимъ образомъ, стройную систему распасться на части. Когда Бальфуру приходится излагать свои взгляды, онъ вялъ. Если онъ пробуетъ быть патетическимъ, то отнюдь не потрясаетъ слушателей: голосъ Бальфура тогда становится пискливымъ; ораторъ прибѣгаетъ къ шаблоннымъ избитымъ образамъ, что совершенно непонятно со стороны такого умнаго, талантливаго и литературно образованнаго оратора. За то, когда Бальфуръ анализируетъ и разбираетъ чужое мнѣніе, онъ чувствуетъ вполнѣ свою силу.
То же самое въ книгахъ Бальфура. Очень трудно, напр., опредѣлить собственные взгляды автора въ его книгѣ "Defence of Philosophic Doubt". Его убѣжденіе
И путаетъ, и вьется, и ползетъ,
Скользитъ изъ рукъ.
Когда мы уловимъ, наконецъ, это "вьющееся и ползущее", оно оказывается ничтожнымъ и жалкимъ. За то великолѣпенъ анализъ чужихъ взглядовъ. Книги Бальфура оставляютъ такое впечатлѣніе, что ихъ писалъ философскій нигилистъ, притворяющійся вѣрнымъ сыномъ англиканской церкви.
Возражая Аскиту, Бальфуръ прежде всего скептически отнесся къ утвержденію премьера, что либералы получили на выборахъ полномочія покончить съ veto Верхней палаты. Общіе выборы, по мнѣнію Бальфура, это -- оракулъ, къ которому всѣ обращаются. Въ отвѣтахъ этого оракула каждый старается найти, что ему необходимо. Можно подумать,-- продолжалъ саркастически Бальфуръ,-- что избирательный округъ, высказавшись за X, а не за У, вмѣстѣ съ этимъ одобряетъ рядъ однѣхъ мѣръ и осуждаетъ другія, хотя всѣмъ извѣстно, что рѣшеніе избирателей обусловливается многочисленными причинами. Это рѣшеніе отнюдь не означаетъ утвержденія или отрицанія какихъ-либо законопроектовъ. Общіе выборы, не могутъ быть признаны приговоромъ избирателей по поводу одного какого-нибудь вопроса. Для полученія подобнаго приговора надо было бы ввести референдумъ.
Эта теорія, высказанная Бальфуромъ, является новостью въ Англіи. До сихъ поръ всѣ партіи, въ томъ числѣ и консерваторы, постоянно утверждали, что исходъ выборовъ является осужденіемъ или одобреніемъ со стороны избирателей той или другой правительственной мѣры. Самъ Бальфуръ не разъ развивалъ въ парламентѣ тотъ взглядъ, что на выборахъ 1895 года избиратели выразили строгое осужденіе либераламъ за ихъ попытку ввести гомруль.
На послѣднихъ выборахъ,-- продолжалъ Бальфуръ,-- въ манифестѣ ирландцевъ говорилось, напр., про гомруль.
Рэдмондъ поправляетъ Бальфура и указываетъ, что главнымъ пунктомъ избирательной программы націоналистовъ было уничтоженіе veto лордовъ.
Бальфуръ свалилъ отвѣтственность за отклоненіе лордами бюджета на либеральное министерство, которое стало искать ссоры съ Верхней палатой, какъ только стало у власти въ 1906 году. Теперь первый министръ,-- по мнѣнію Бальфура,-- выставляетъ совершенно новую теорію. Изъ того факта, что палата общинъ является представительнымъ учрежденіемъ, первый министръ выводитъ заключеніе, будто каждое дѣйствіе ея сдѣлано самимъ населеніемъ. Подобное заключеніе, по мнѣнію Бальфура, никогда не приходило въ голову государственнымъ дѣятелямъ прошлаго. "Бёркъ, напр., былъ бы скандализированъ подобной теоріей". Утвержденіе, что все, сдѣланное Палатой общинъ, сдѣлано народомъ и для народа,-- подрываетъ, по мнѣнію Бальфура, конституціонную теорію, ибо такой тезисъ исключаетъ совершенно корону и Палату лордовъ. При нынѣшней системѣ Нижней палатой управляетъ кабинетъ, представляющій собою "институтъ абсолютныхъ властелиновъ". Вслѣдствіе этого Нижняя палата расходится иногда совершенно съ волей народа. Чтобы положить конецъ абсолютной власти кабинета,-- продолжалъ Бальфуръ,-- необходимо введеніе плебисцита. Референдумъ имѣетъ то громадное преимущество, что выдѣляетъ одинъ вопросъ и даетъ возможность населенію сосредоточиться на немъ. Двухкамерная система необходима. Если министерство дѣйствительно желаетъ дать Нижней палатѣ рѣшающій голосъ, то для этого не надо основывать Верхнюю палату на выборномъ принципѣ. Часто выборная Верхняя палата, какую проектируетъ первый министръ, несовмѣстима, по мнѣнію Бальфура, съ господствомъ Нижней палаты. Такимъ образомъ министерство дѣлаетъ безумный поступокъ, уничтожая наслѣдственную Верхнюю палату. "Парламентскій билль" чреватъ самыми серьезными послѣдствіями. Правительство желаетъ измѣнить отношенія между двумя палатами раньше, чѣмъ реформируетъ Верхнюю палату. Такимъ образомъ получится интервалъ, во время котораго въ Англіи, въ сущности, не будетъ Верхней палаты. Этимъ промежуточнымъ временемъ правительство желаетъ воспользоваться, чтобы ввести революціонныя реформы, не утвержденныя пока избирателями (то есть гомруль). Правительство намѣрено ввести измѣненія въ конституціи, носящія характеръ революціи. По мнѣнію Бальфура, Палату лордовъ трогать нельзя, такъ какъ она охраняетъ интересы демократіи. (При этомъ утвержденіи въ палатѣ раздался ироническій смѣхъ). Компромиссъ между партіями совершенно невозможенъ, если правительство будетъ настаивать на своемъ "парламентскомъ биллѣ". Оппозиція не приметъ на себя отвѣтственности за такое измѣненіе конституціи, которое не было утверждено избирателями. Нельзя допустить, чтобы революція была сдѣлана по приказу небольшой группы ирландскихъ націоналистовъ, которымъ нѣтъ никакого дѣла до британской конституціи. Оппозиція не поможетъ правительству осуществить "парламентскій билль". Она сочла бы себя опозоренной, если поступила бы иначе.
Рѣчь Бальфура была истолкована въ томъ смыслѣ, что консерваторы не только станутъ бороться въ Нижней палатѣ съ "парламентскимъ биллемъ", но подадутъ еще совѣтъ лордамъ отклонить законопроектъ. Теперь почти внѣ сомнѣнія, что премьеръ, раньше чѣмъ согласился составить кабинетъ, взялъ у короля "гарантіи", т. е. имѣетъ согласіе короны на назначеніе новыхъ пэровъ, если лорды не согласятся утвердить парламентскій билль. Полученіе "гарантій" казалось раньше консерваторамъ force majeure, которой надо подчиниться. Другими словами, консерваторы не находили возможнымъ отклоненіе парламентскаго билля. Но вотъ въ Observer'ѣ выступилъ Гарвинъ, являющійся идейнымъ вдохновителемъ консерваторовъ. онъ сталъ доказывать, что лорды обязаны отклонить "парламентскій билль", несмотря на всѣ послѣдствія. "Хуже не будетъ", тогда какъ, уступивъ правительству, "лорды покроютъ себя презрѣніемъ". У Гарвина нашлись послѣдователи. Наконецъ, повидимому, самъ вождь оппозиціи пришелъ къ заключенію, что лорды могутъ еще разъ сдѣлать революціонное выступленіе. Правда, съ обычною увертливостью вождь оппозиціи сказалъ "на-двое". Интересна рѣчь вождя парламентской Рабочей партіи въ защиту билля объ уничтоженіи veto лордовъ. Рамсэй Макъ-Дональдъ выразилъ сожалѣніе по поводу того, что большинство министерской партіи стоитъ за двухпалатную систему. Если Нижняя палата, уничтоживъ нынѣшнюю Палату лордовъ, замѣнивъ ее сильнымъ Сенатомъ, состоящимъ изъ богатыхъ и вліятельныхъ людей, то попадетъ только изъ огня въ полымя. Рабочая партія хотѣла бы имѣть одну палату, но если вторая камера уже такъ необходима, то пусть она состоитъ изъ лордовъ, у которыхъ вырваны зубы. Рабочая партія противъ "вступленія" (preamble) парламентскаго билля, но будутъ поддерживать билль. Она ничего не имѣетъ противъ того, чтобы лорды были декоративнымъ элементомъ, въ родѣ тѣхъ гнѣдыхъ жеребцовъ, которыхъ впрягаютъ въ королевскую золотую карету при торжественныхъ случаяхъ.
Правительству надоѣло уже до смерти то, что законопроекты его отклоняются лордами,-- сказалъ одинъ изъ министровъ.-- Теперь оно твердо рѣшило не становиться никогда у власти до тѣхъ поръ, покуда не будетъ имѣть увѣренности, что билли его превратятся въ законы. Проекты реформы Верхней палаты, намѣченные Розбери, Лэнсдауномъ и Керзономъ имѣютъ цѣлью только усиленіе этого института. Назначеніе новыхъ пэровъ является единственной гарантіей, которую теперь страна имѣетъ противъ невыносимаго деспотизма Палаты лордовъ. И правительство никогда не откажется отъ этой гарантіи, покуда главенство Нижней палаты въ законодательной работѣ не будетъ твердо установлено.
Самую энергичную рѣчь въ защиту парламентскаго билля произнесъ министръ внутреннихъ дѣлъ, котораго теперь консерваторы ненавидятъ такъ же, какъ Ллойдъ-Джорджа. Канцлеру казначейства не могутъ простить, что "внукъ уэльскаго мужика", "сынъ бродячаго учителя" и "племянникъ сапожника" является теперь самымъ вліятельнымъ членомъ правительства. Ллойдъ-Джорджа въ частныхъ разговорахъ, со скрежетомъ зубовнымъ, обзываютъ "выскочкой", "недоучкой", "мужикомъ" и "неумытымъ". Уинстону Черчиллю тѣ же консерваторы не могутъ простить, что онъ внукъ герцога, что онъ принадлежитъ по роднѣ къ высшей аристократіи. И Ллойдъ-Джорджа, и Черчилля одинаково называютъ "революціонерами", "анархистами", "поджигателями", "разрушителями" и другими страшными именами. Въ Палатѣ общинъ консерваторы выработали цѣлую систему мелочныхъ запросовъ, чтобы отравлять существованіе министру внутреннихъ дѣлъ. Они разсчитываютъ при этомъ на пылкій темпераментъ Черчилля и на его горячность, которыя могутъ поставить министра въ затруднительное положеніе. О мелочности запросовъ можно получить представленіе хотя бы по слѣдующему. Министръ внутреннихъ дѣлъ велѣлъ освободить стараго безобиднаго каторжника-клептомана. Консерваторы куда-то увезли этого старика и теперь все допытываются у министра, не знаетъ ли онъ мѣстопребыванія "дартморскаго пастуха?" (кличка каторжника). И запросы о старикѣ дѣлаются изо дня въ день... Черчилль, конечно далеко еще не установился. Никто не можетъ предсказать, какую эволюцію продѣлаетъ онъ; но несомнѣнно также, что министръ внутреннихъ дѣлъ -- одинъ изъ самыхъ талантливыхъ современныхъ коммонеровъ. Онъ очень уменъ, краснорѣчивъ, быстро усваиваетъ {Черчилль -- офицеръ: но теперь считается однимъ изъ лучшихъ знатоковъ государственнаго хозяйства въ Англіи. Фритредеры нашли въ немъ краснорѣчиваго и необыкновенно освѣдомленнаго защитника.} и, кромѣ того, надѣленъ большимъ темпераментомъ.
Черчилль выяснилъ прежде всего, кто является виновникомъ конфликта между обѣими палатами. Невѣрно, -- сказалъ министръ,-- что нынѣшнее правительство, ставъ у власти, начало искать ссоры съ лордами. Либеральная партія стала у власти въ 1906 году, послѣ того, какъ десять лѣтъ пробыла въ оппозиціи и послѣ того, какъ, фактически, двадцать лѣтъ не имѣла никакой власти... Повидимому, консерваторы должны были бы удовлетвориться столь продолжительнымъ пребываніемъ у власти. Между тѣмъ, первый же билль, внесенный либералами, билль, обсуждавшійся въ продолженіе цѣлой сессіи, былъ отклоненъ лордами. То не былъ революціонный законопроектъ (дѣло шло о народныхъ школахъ). Даже такой умѣренный государственный дѣятель, какъ покойный герцогъ Девонширскій, совѣтовалъ лордамъ принять билль; но Верхняя палата, тѣмъ не менѣе, отвергла законопроектъ. Такимъ образомъ погибла работа цѣлой сессіи.
По мѣрѣ того, какъ нація прогрессируетъ,-- продолжалъ Черчилль -- по мѣрѣ того, какъ растетъ и крѣпнетъ демократія, абсолютно необходимо, чтобы контроль пэровъ надъ государственнымидѣлами уменьшился. И въ тотъ именно моментъ, когда выяснилась сила демократіи, лорды, по совѣту своихъ друзей въ Нижней палатѣ, предъявили притязанія на старинныя привилегіи, пришедшія давно уже въ забвеніе. Консервативныя партіи, подавъ такой совѣтъ, совершили безумный поступокъ: онѣ захотѣли передать аристократіи управленіе современнымъ демократическимъ государствомъ. Говорятъ,-- продолжалъ Черчилль,-- правительство желаетъ ввести революціонную реформу; но что можетъ быть революціоннѣе референдума, предлагаемаго теперь консерваторами? "Я вполнѣ согласенъ, что референдумъ не остановилъ бы многихъ демократическихъ реформъ. Если бы референдуму, напр., подвергнутъ былъ законопроектъ о несправедливомъ распредѣленіи богатства въ Соединенномъ Королевствѣ или о націонализаціи всей земли, то, вѣроятно, большинство населенія сказало бы да, а не нѣтъ... Будь мы демагогами, какъ вы насъ называете, мы бы ухватились за референдумъ. Мы противъ этой системы не потому, что она слишкомъ демократична, а потому, что она вредна и непригодна въ нашей странѣ. При референдумѣ масса вынуждена принимать постоянное и рѣшающее участіе въ законодательной работѣ. Каждый законопроектъ тогда пришлось бы формулировать, какъ пунктъ избирательной программы. По поводу каждаго билля мы имѣли бы въ Англіи избирательную борьбу. Пришлось бы поступать указаннымъ образомъ съ каждымъ параграфомъ законопроекта. Надо себѣ только представить, во что бы превратилась тогда политическая жизнь въ Англіи. Мы вѣчно жили бы въ заряженной электричествомъ атмосферѣ затянувшейся выборной компаніи. Воздухъ былъ бы насыщенъ взаимными обвиненіями. Вмѣсто спокойныхъ парламентскихъ дебатовъ мы имѣли бы серію избирательныхъ митинговъ. Сторонники референдума полагаютъ, что министерство можетъ остаться у власти, если населеніе выскажется противъ законопроекта, который правительство считаетъ абсолютно необходимымъ. Парламентская жизнь была бы сметена якобинствомъ, цезаризмомъ и анархіей. И мѣру, которую такъ любилъ Наполеонъ III, оппозиціи рекомендуютъ ея вождь и консервативный представитель Оксфордскаго университета". О компромисѣ теперь не можетъ быть рѣчи,-- продолжалъ Черчилль.-- Пойди правительство на компромиссъ съ оппозиціей, оно потеряло бы половину сторонниковъ. Абсолютное veto лордовъ должно быть уничтожено. {Times, February 23. P. R. 14, 15, 16.}
Въ первомъ чтеніи парламентскій билль принятъ большинствомъ въ 124 голоса. Дебаты по поводу второго чтенія продолжались четыре дня (27, 28 фев. и 1, 2 марта). Ораторы повторяли тѣ же аргументы, которыя приведены уже выше. Во второмъ чтеніи билль принятъ большинствомъ въ 125 голосовъ, что вызвало бурныя ликованія въ рядахъ министерской партіи. Теперь предстоитъ комитетская работа и третье чтеніе, которое произойдетъ въ концѣ апрѣля или въ началѣ мая.
Какова будетъ судьба парламентскаго билля? Рѣшатся ли его стклонить лорды? Придется ли премьеру пустить въ ходъ гарантіи, т. е. "посовѣтовать" королю, чтобы тотъ назначилъ 500 новыхъ лордовъ? Логика за то, что парламентскій билль пройдетъ въ Верхней палатѣ; но нельзя учесть такой факторъ, какъ настроеніе "дикихъ лордовъ", т. е. "backwoodsmen". Во всякомъ случаѣ, дополнительные выборы показываютъ, что въ округахъ покуда нѣтъ перемѣны настроенія. Новые выборы, вѣроятно, дали бы такіе же результаты, какъ январскіе и декабрскіе выборы 1910 года.