ШИРЯЕВЕЦ (псевдоним, настоящая фамилия -- Абрамов), Александр Васильевич [2(14).IV.1887, с. Ширяево Сызранского у. Симбирской губ. (ныне Куйбышевская обл.) 15.V.1924, Москва] -- поэт. Родился в крестьянской семье. В автобиографии Ш. писал: "Мать неграмотна, отец выучился грамоте самоучкой, кое-как. Был приказчиком по полевым работам... лесным объездчиком, одно время торговал камнем" (Заволокин П. Я. Современные рабоче-крестьянские поэты. В образцах и автобиографиях с портретами.-- Иваново-Вознесенск, 1925.-- С. 203): "Дед крепостной... Служил усердно барам, / Был лесником, пыхтел в глуши лесной. / А я торгую песенным товаром, / А я у песен тоже крепостной" ("Дед и я"). Ш. окончил церковноприходскую школу, два года занимался в Самарском городском училище, но умер отец, и ему пришлось пойти работать. Стихи начал писать с 7--8 лет. Влияние оказали песни волжских бурлаков и грузчиков, а также русская классическая и современная ему литература. В 1905 г. уехал в Туркестан, где до 1922 г. служил в почтово-телеграфном ведомстве, но переписывался с родными и часто наведывался в с. Ширяево. Печататься начал в 1908 г. В 1911 г. в Ташкенте в сборнике трех поэтов опубликовал цикл "Ранние сумерки. Стихи и песни", предпослав ему эпиграф из К. Фофанова. Стихи в основном подражательные, ученические, чувствуется влияние разных поэтов: Некрасова, Кольцова, Бунина, Надсона, Городецкого, символистов. Песни написаны под влиянием устного народного поэтического творчества.
С первого же стихотворения автор предсказывает краткость своего жизненного пути: "И свою судьбу я знаю,-- / Будет путь недолог мой, / Белой пеной я растаю / И навек сольюсь с волной..." ("Льдина"). Лирический герой сродни есенинскому поэту из его стихов 1910--1913 гг.: он страдает от тяжести жизни, его охватывает "злая грусть", "тоска неясная", потому что над ним "Жизнь насмехается, жизнь издевается", "счастья нет", "Рвется сердце на простор", и поэту хочется "В мир иной уйти от этой / Жизни, счастьем не согретой" ("Омут"), О настроениях поэта и его героя говорят и названия др. стихов этого сборника: "В тюрьме", "Смерть", "Похороны", "На кладбище", "Последний путь", "Элегии" и т. п. В 1913--1916 гг. Ш. печатается в петербургских журналах "Весь мир", "Ежемесячный журнал", в поэтических сборниках и альманахах. В декабре 1914 г. заочно стал членом "Суриковского литературно-музыкального кружка" в Москве, а с января 1915 г. начинается его переписка и дружба с Есениным, который в письме Ш. сообщал: "...я Вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения...
Очень рад за Вас, что Вашу душу девушка-царевна вывела из плена городского. Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны...
Со стихами моими Вы еще познакомитесь. Они тоже близки Вашего духа и Клычкова" (VI, 54--55). Есенин сразу же заметил фольклорно-крестьянский и антигородской характер поэзии Ш. В 1916 г. в Ташкенте выходит первый сборник стихов Ш. "Запевка". Его лирический герой -- удалый молодец из народной песни, "разбойник", ненавистник всякого угнетения и произвола. Основной мотив книги -- любовь к русской земле, к ее народу. Есть в сборнике стихи, посвященные Клюеву, Городецкому, Бунину, прогрессивному издателю В. С. Миролюбову. Возникает здесь, как у многих крестьянских поэтов, и образ легендарного Китежа. В отличие от "Ранних сумерек" в "Запевке" преобладает мажорный тон, поэт, избегая стилизации, следует жанровым образцам устного народного поэтического творчества -- песне, частушке, сказу. Пишет Ш. и антивоенный цикл стихов "Песни о войне". Поэт радостно встречает Октябрьскую революцию. В 1917 г. выходят две книги Ш.: в Ташкенте -- "О музыке, о любви. Лирика", в Петрограде -- Москве -- "Алые маки. Песни последних дней. Весна". В них он развивает мотивы предыдущего сборника. "Русь, вставай! Довольно муки!/Нет ни тюрем, ни оков! / Слышишь радостные звуки / Вечевых колоколов!" ("Родине"). Наряду с темой России большое место в поэтическом мире Ш. занимает образ ее главной реки -- Волги, Жигулей, народной вольницы. После революции в его поэзии разрастается тема Востока (сб. "Край солнца и чимбета (Туркестанские мотивы)".-- Ташкент, 1919).
Не все равноценно в стихах Ш. Об этом в 1920 г. в письме к нему прямо писал Есенин: "Пишешь ты очень много зрящего, особенно не нравятся мне твои стихи о Востоке. Разве ты настолько уж осартился или мало чувствуешь в себе притока своих родных почвенных сил?" (VI, 97). Есенин критикует также архаические образы и мотивы в лирике Ш.: "Потом брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами. Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества" (Там же). Поводом для этой резкой критики послужила посвященная Есенину сказка в 3 действиях, 5 картинах "Об Иване, крестьянском сыне, ненаглядной красоте и Кощее бессмертном" (Ташкент, 1919).
В 1922 г. Ш. переезжает в Москву, где выходит несколько его книг.
Соч.: Ранние сумерки. Стихи и песни // Прошин Л. Ширяевец А. и др. Стихи.-- Ташкент, 1911; Запевка. Песни и стихи.-- Ташкент, 1916; Волжские песни. Стихотворения.-- М.. 1928; Избранное (Стихи и поэмы "Мужикослов" и "Палач"),-- Куйбышев, 1961; Песня о Волге. Стихи и поэмы.-- Куйбышев, 1960.
Лит.: Львов-Рогачевский В. Александр Васильевич Ширяевец (Александр Васильевич Абрамов). Критико-биографический очерк // Ширяевец А. Волжские песни. Стихотворения.-- М., 1928.-- С. 5--22; Красильников В. А. Певец Волги. Поэзия Александра Ширяевца // Ширяевец Александр. Избранное.-- Куйбышев, 1961.-- С. 3--34.