Шиллер Франц Петрович
Вильденбрух

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ВИЛЬДЕНБРУХ Эрнст, фон [Ernst von Wildenbruch, 1845--1909] -- немецкий драматург и поэт, отпрыск древнего дворянского рода, прусский офицер, юрист и дипломат. Участвовал в франко-прусской войне, которую воспел в поэмах "Vionville" [1874] и "Sedan" [1875]; автор сборников стихов -- "Die Söhne der Sybillen und Nornen" [1872], где противопоставляются романская и германская расы, "Lieder und Balladen" [1877] и др. Но основной своей задачей В. считал создание новой национальной драмы. Первый крупный успех имели его "Karolinger" [1882], затем "Mennonit" [1882], "Harold" и "Christopher Marlow" [1884]. Наиболее известны его "исторические" драмы, с сюжетами, почерпнутыми из истории Бранденбурга (Пруссии), прославлявшие династию Гогенцоллернов ("Die Quitzows", 1888; "Der Generalfeldoberst", 1889 г. и "Der neue Herr", 1891). С развитием натурализма В. принялся за социальные темы; в "Die Haubenlerche" фабрикант проповедует социальные реформы, однако осуществление их составляет задачу не общества или государства, но отдельного человека, и они должны сводиться к развитию национального самосознания "народных" масс. В "Meister Balzer" дана картина гибели ремесленного искусства, вытесненного фабричным производством. Но В. чувствовал, что натурализм и социальные проблемы современности враждебны его мировоззрению: он написал жестокую, но неудачную сатиру на натурализм -- сказочную "Heiliges Lachen", а также пытался противопоставить натурализму античность ("Meister von Tanagra"). Под конец В. снова возвращается к "исторической" драме ("Heinrich und Heinrichs Geschlecht", 1896; "Tochter des Erasmus", 1900; "König Laurin"; "Die Rabensteinerin", 1907 и др.). В. -- яркий представитель прусского юнкерства (типа Бисмарка), выражающий с крикливым пафосом идеологию помещика, ставшего капиталистическим предпринимателем. Почти для всех своих драм В. берет сюжеты из "трудных времен отечественной истории" (тридцатилетняя война, войны 1806 и 1813 и т. д.).
   Ось творчества В. -- союз "народа с князьями", являющимися, по мнению автора, носителями национальной идеи, возвещающими величие Пруссии. "Историческими" его драмы можно назвать лишь условно, так как их действие определено целями национал-шовинистской и монархической пропаганды и развертывается не на основе динамики исторических, классовых или др. факторов изображаемой эпохи, а под углом зрения прусского юнкера конца XIX века. В формально-художественном отношении В. удавались лишь массовые народные сцены, но в целом он не справлялся с материалом. В. написал также ряд романов и новелл ("Novellen", 1883; "Kindertränen", 1884 и др.).

Библиография: I.

   На русск. яз. переведено: Еще одна, Повесть, журн. "Изящная лит-pa", СПБ., 1884; Две розы, Сказка, журн. "Северный вестник", 1885, IV; Жертва признания, перев. Э. Ватсон, СПБ., 1888; Франческа да-Римини, Повесть, СПБ., 1894; Werke, 17 тт., с биограф., изд. B. Litzmann, 1911--1924; Auswahl, 4 Bde, Augs., 1923.
   II. Фриче B. M., Немецкие писатели и франко-прусская война, журн. "Голос минувшего", 1915, II; Röhr, Wildenbruch als Dramatiker, 1908; Litzmann Berth., E. von Wildenbruch, 2 Bde, 1913--1916.

Ф. Ш.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 230--231.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-2301.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru