ВИНБАРГ Лудольф [Ludolff Wienbarg, 1802--1872] -- немецкий писатель, сын кузнеца, учился в Кильском и Боннском университетах, воспитывался на идеях Шлейермахера и Гейне. Его первое произведение "Holland in den Jahren 1831 und 1832" -- "Голландия в годах 1831 и 1832" [1833] -- плод наблюдений за время службы в Голландии -- написано в стиле "Путевых картин" Гейне. В 1834 В. читал лекции по эстетике и немецкой литературе в Кильском университете. Изданные в том же году под заглавием "Aesthetische Feldzüge" (Эстетические походы), они являются программным и вообще самым значительным теоретическим произведением "Молодой Германии". Это произведение сразу сделало автора популярным писателем и знаменоносцем литературы молодого буржуазного поколения. От его посвящения ("Тебе, молодая Германия, я посвящаю эти речи") все движение и получило свое название. В. ставит вопрос о переоценке всех ценностей: эстетика, поэтические формы, как и нормы морали, -- не вечны; общественная жизнь и лит-pa должны сливаться воедино; писатель, не отражающий духа времени, немыслим. В. резко выступил против художественных традиций, против угнетения ума и личности, против остатков феодализма во всех областях общественной жизни, особенно же против романтизма во всех областях культуры. Поэта, по утверждению В., должны занимать преимущественно вопросы социально-политические. В соответствии с этими требованиями нового содержания В. выдвинул и требование новой формы: резко ополчаясь против лирики романтизма, он учит, что "колоссальному, соединяющему все звуки инструменту прозы" принадлежит будущее; наиболее удачной формой для выражения нового содержания он признает новеллу и газетный фельетон. Не случайно, конечно, что эти требования, ставшие основными принципами "Молодой Германии", совпали с открытием скоропечатания и огромным расширением газетного дела в Германии. Идеология В. выражает стремления поднимающегося немецкого бюргерства 30-х гг.
На В. молодая лит-pa возлагала большие надежды, он считался лучшим стилистом. Однако быстрое разложение "Молодой Германии" вследствие слабости капиталистических элементов в Германии 30-х годов надломило творчество В.: на немногочисленных его произведениях после 1835 (когда постановлением Союзного совета его сочинения были запрещены) лежит отпечаток фрагментарности и раздвоенности ("Tagebuch von Helgoland" -- "Гельголандский дневник", 1838; "Wanderungen durch den Tierkreis" -- "Путешествия через Зодиак", 1835; "Dramatiker der Jetztzeit", 1839; "Vermischte Schriften oder Quadriga", 1840, и другие). Во время революции 1848 В. участвовал добровольцем в шлезвиг-гольштинской войне и описал ее в "Darstellungen aus den schleswig-holschteinischen Feldzügen" (2 Bde, 1850--1851). Кроме того он опубликовал "Das Geheimnis des Worts" (Тайна слова, 1852) и "Die Geschichte Schleswig-Holschteins" (История Шлезвиг-Гольштейна, 2 тт., 1862). К концу жизни В. все более проявлял признаки психического расстройства и период времени с 1868 до смерти провел в сумасшедшем доме.
Библиография:
II. Вейнберг П. И., Страницы из истории западных литератур, СПБ., 1907; Kühne G., Portraits und Silhouetten, 1843 (автобиогр.); Schweitzer V., L. Wienbarg als jungdeutscher Aesthetiker und Kunstkritiker, 1896; Houben H., Jungdeutscher Sturm und Drang, 1911.
Ф. Шиллер
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 235--236.