Шиллер Франц Петрович
Вернер Захария

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   BEPHEP Захария [Zacharias Werner, 1768--1823] -- немецкий писатель-романтик, друг Э. Т. А. Гофмана (см.), автор многочисленных исторических драм и стихотворений, с 1793--1805 -- прусский чиновник. В. долго колебался между аскетическим мистицизмом и чувственностью, пока не обрел "спасения" в лоне католической церкви [1811]. В первый период своего творчества В. разделял взгляды Новалиса (см.). Любимой темой драм В. является столкновение язычества с христианством ("Das Kreuz an der Ostsee" -- "Крест на Балтийском море", 1806) и католичества с протестантизмом ("Martin Luther und die Weihe der Kraft" -- "Мартин Лютер и освящение силы", 1807, и др.). В. -- крупный драматург, но у него везде выступает на первый план проповеднический элемент, превращающий нередко сцену в амвон ("Die Söhne des Tals", 1803; "Attila", 1812; "Wanda, Königin der Sarmaten" -- "Ванда, королева сарматов", 1810; "Kunigunde die Heilige" -- "Св. Кунигунда", 1815; "Die Mutter der Makkabäer" -- "Мать Маккавеев", 1820); драматизм В. часто доходит до экзальтации. В истории романтической драмы В. является главным представителем так наз. "открытой формы" (offene Form -- пьеса с символическим толкованием событий). В формально-художественном отношении драмы В. -- прекрасные в деталях -- громоздки и страдают длиннотами; идеология их полна противоречий, неясностей. Основное значение В. в том, что он создал так наз. "Schicksalstragödie" -- романтическую трагедию рока ("Der 24 Februar", 1815; написано по совету Гёте, старавшегося направить В. на путь строгой драматической формы).
   Последняя обычно признается специфической драмой романтизма, соответствующей его пассивному миросозерцанию; она имела многих последователей (например Мюлльнер, молодой Грильпарцер и др.). Трагедии В. значительно отличаются от "Schicksalstragödie" немецкого классицизма: он строил ее на примирении с небом и вере в божественную справедливость. Вернер -- типичный представитель эпохи разложения немецкого романтизма.

Библиография:

   I. На русск. яз. переведено: Из трагедии "Аттила", перев. А. Шишкова; из трагедии "Двадцать четвертое февраля", перев. А. Струговщикова, см. Гербель Н., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877; Ausgewählte Schriften, 13 тт., 1841 и 2 тт. биогр.; Briefe, 2 Bde, hrsg. von Floeck, 1918.
   II. Hitzig, Lebensabriss Z. Werners, 1823; Düntzer, Zwei Bekehrte -- Z. Werner und Sophie von Schardt, 1873; Poppenberg, Z. Werner, Mystik und Romantik in den "Söhnen des Tals", 1893; Degenhart, Beiträge zur Charakteristik des Stils in Werners Dramen, 1900; Fränkel, Z. Werners "Weine der Kraft", 1904; Hankamer P., Z. Werner, 1920.

Ф. Ш.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 181--182.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1811.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru