ВЕРМЕЙЛЕН Август [August Vermeylen, 1872--] -- современный фламандский писатель, один из главных организаторов и руководителей младофламандского мелкобуржуазно-национального движения в литературе, девиз которого был: "Мы хотим быть фламандцами, чтобы стать европейцами". Будучи еще студентом, В. издавал маленький журнал "Jong Vlaanderen" [1889] для пропаганды этих идей. Молодое движение ставило себе те же цели, что и голландское "De Nieuwe Gids": оно проповедывало идеи раннего натурализма. В. с группой товарищей основал для этого [1893] лит-ый журнал "Van Nu en Straks" (Сегодня и завтра), где опубликовал повесть "Heimwee" (Тоска по родине). Поскольку редакция состояла из представителей разных слоев мелкобуржуазной интеллигенции, этот журнал не имел определенной программы: в нем печатались работы христианского, символико-эстетического и др. направлений. Очутившись в Берлине, куда В. поехал для изучения европейской литературы, он попал под влияние Гауптмана, Бруно Вилле, Дж. Г. Маккая и др. Особенно сильное влияние оказал на В. анархо-индивидуалист Макс Штирнер, определивший в дальнейшем его мировоззрение. В Берлине и Вене В. написал ряд литературно-критических статей. Возвратившись в Бельгию [1896], он придал журналу и всему движению "Van Nu en Straks" ультраиндивидуалистическое направление. Излагая на страницах этого журнала свою новую программу, В. высказывался против участия в парламенте и защищал философский индивидуализм в своей нашумевшей статье "Kritiek der Vlaamsche Beweging", вызвавшей полемику, к-рая длилась ряд лет. В 1901 журнал "Van Nu en Straks" прекратил свое существование. В 1903 В. основал новый журнал "Maandschrift voor Vlaamsche Letterkunde". Впоследствии В. стал профессором Брюссельского университета по кафедре истории искусства. Его перу принадлежат литературно-критические работы: "Van Gezelle to Timmermans" [1923] и "La poésie flamande de 1880 à 1910". Но самым характерным произведением как для В. и группы "Van Nu en Straks", так и для фламандского раннего натурализма вообще, является роман В. "De wandelende Jood" (Вечный жид, 3-е изд., 1918), где на фоне большого города изображаются страдания Христа. "Вечный жид" В. -- это трагедия социально-неустойчивой, стремящейся укрепиться и вновь падающей мелкой буржуазии.
Библиография:
II. Bock Eug., de, Beknopt overzicht van de Vlaamsche Letterkunde, hoofdzakelijk in de 19-e eenw., Amsterdam, s. a.
Ф. Ш.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 178.