Шиллер Франц Петрович
Меркер

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МЕРКЕР Пауль [Paul Merker, 1881--] -- немецкий литературовед; с 1917 -- профессор в Лейпциге, с 1921 -- в Грейфсвальде; редактор (совместно с В. Штамлером) "Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte", энциклопедии терминов теории и истории лит-ры, изучаемых почти исключительно в плане их отношения к немецкой лит-ре [с 1924], и журн. "Zeitschrift für deutsche Philologie" [с 1926]. Представитель так наз. социологического метода в немецком литературоведении, М. противопоставляет этот метод "чисто исторически-суммирующему исследованию", т. е. биографизму. С произведения единичного, с отдельной личности центр тяжести в исследовании переносится на societas litterarum, на общую духовную и лит-ую "структуру" эпохи. Весь комплекс проблем искусства и лит-ры охватывается, по М., пятью факторами: 1. Каждая эпоха имеет свой стиль, причем он не является постоянным, но меняется, ибо новое и старое, чистые и перекрещивающиеся моменты стиля сосуществуют или проникают друг в друга. Однако основное направление перевешивает настолько, что о нем можно говорить как о "типическом формальном характере данной эпохи". 2. Важным фактором является вкус эпохи. Если история стиля исследует историко-генетические истоки лит-ого произведения, то история лит-ого вкуса изучает воспринимающую публику и взаимное влияние лит-ого производства и потребления. 3. Теория поэзии данной эпохи так же дает толчок поэтической практике, как и программы и платформы лит-ых группировок. 4. Весьма существенный фактор -- влияние иностранных лит-р, т. к. между народами происходит постоянный оживленный обмен идеями, сюжетными импульсами и формальными тенденциями. М. требует поэтому создания "литературоведческой географии путей сообщения". 5. Связь лит-ры  с остальными областями искусства, наукой, философией и т. п. отраслями культуры данной эпохи. М. строит свою схему обусловленности художественного произведения в такой последовательности: мировоззрение эпохи, стиль всех искусств эпохи, теория поэзии, влияние иностранной литературы, лит-ый стиль эпохи, произведение писателя. Решающим фактором, базисом, по М., является господствующее мировоззрение. Исходя из этого, искусствовед не может ограничиваться исследованием произведений "высокого стиля", он должен привлечь и такие искусства, как садоводство, мебельная техника и т. д., ибо и для всех этих "искусств", как и для лит-ры, основой является преобладающее мировоззрение. Из аналогий различных областей искусства эпохи, преимущественно на основании повторяющихся формальных признаков, Меркер конструирует стиль эпохи.
   "Социально-литературный" метод М. имеет свои корни в современной немецкой буржуазной социологии, наиболее видными представителями которой были Макс Вебер и Эрнст Трёльш. Будучи плюралистом, М. не отделяет экономического базиса как основу развития всего общественного процесса от правовых, религиозных, культурных и др. явлений идеологической надстройки; для М. "первичный" фактор -- это "всеобщее современно-историческое", куда входят наравне с экономикой и право, философия, религия и т. п. эпохи, создающей "господствующее мировоззрение" и общекультурный комплекс. Этот "первичный" комплекс порождает и определяет произведения искусства -- явления "вторичного, обусловленного" порядка. М. в сущности не идет дальше исследования "духовной и общекультурной структуры" эпохи и ее господствующего мировоззрения (рассматриваемого не как мировоззрение класса). Весь его "общекультурный комплекс", служащий базисом его "социально-литературного" метода, представляет по существу явление надстроечное, возвышающееся над действительным базисом, до понимания к-рого М. как идеалист не дошел. Правда, он не рассматривает стиль эпохи как нечто застывшее, пытаясь понять его в процессе возникновения, развития и отмирания, но эти процессы мыслятся им в пределах единичного идеального явления, к-рым и является для него стиль эпохи.
   В последние годы М. стремится к компромиссу с тем направлением духовно-исторической школы, к-рое представлено Унгером (см.); это получило свое выражение и в "Reallexikon'е": методология последнего не выдержана ни в одном определенном направлении, а сохранила лишь наиболее характерные для позлевоенного немецкого буржуазного литературоведения черты -- отказ от биографизма и чистого формализма. -- М. известен также своими исследованиями по средневековой немецкой лит-ре и как редактор многочисленных специальных изданий.

Библиография:

   I. Probefahrten, Erstlingsarbeiten an dem deutschen Seminar in Leipzig, hrsg. von Alb KЖster; Studien zur althochdeutschen Legendenbildung, Lpz., 1906; Hans Sachs ausgew. Werke, 1911; O. Ludwigs Sämtliche Werke, 1912--1927; Murner-Studien, 1917; Reformation und Literatur, Lpz., 1921; Neue Aufgaben der deutschen Literaturgeschichte, Weimar, 1920.
   II. Шиллер Ф. П., Современное литературоведение в Германии, "Литература и марксизм", 1928, I; Benda O., Der gegenwärtige Stand der deutschen Literaturwissenschaft, Wien, 1928.

Ф. Шиллер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 222--224.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-2221.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru