ГУЦКОВ Карл [Karl Gutzkow, 1811--1878] -- немецкий писатель, главный представитель "Молодой Германии". Сын придворного слуги, он провел свои юные годы в Берлине, где имел возможность наблюдать первые зачатки будущего индустриального города. Его лит-ое образование базировалось на последних произведениях классицизма и позднем романтизме. Июльская революция во Франции и ее отзвуки в Германии возбудили в Г. интерес к политической жизни и сочувствие делу пробуждающейся буржуазии, и он начал все более и более подпадать под влияние публицистики Л. Бёрне. В 1831 году Г. переехал в Южную Германию, где в то время происходила борьба вокруг требований, выдвинутых либеральной буржуазией. Здесь он становится "адъютантом" националистического демократа-буршеншафтера В. Менцеля и сотрудником его "Лит-ого листка" -- "Literaturblatt" [1832--1834]. Но по мере того как Г. знакомится с идеями прогрессивной буржуазии по произведениям Бёрне и Гейне, а также утопического французского социализма (Сен-Симон, Ламенэ, Ж. Санд и др.), он отходит от романтическо-националистического мировоззрения и становится глашатаем складывающейся идеологии немецкой революционной буржуазии, пропагандируя свободу совести, личности, печати, эмансипацию женщины и т. п. В романе "Maha Gura, Geschichte eines Gottes" (Мага Гура, история одного бога, 1833) он восстает против церковно-религиозных верований, а в следующем своем знаменитом, хотя и слабом романе "Валли сомневающаяся" (Wally die Zweiflerin, 1835) он излагает мысли об эмансипации плоти и свободной любви в духе Ж. Санд и Байрона. В это же время Гуцков вместе с другими представителями молодой литературы собирается издавать журнал "Deutsche Revue" (Немецкое обозрение), но Менцелю, объявившему "Валли" произведением антиморальным, посягающим на основы христианского государства и церкви, удалось натравить реакционные германские правительства на писателей так наз. "Молодой Германии". В 1835 Союзный совет запретил все их произведения (не только вышедшие, но и те, к-рые когда-либо будут написаны), а Г. даже пришлось сидеть за свою "Валли" три месяца в тюрьме. Написанное там сочинение "Zur Philosophie der Geschichte" (K философии истории, 1836) означает известный перелом в творчестве Г. в сторону примирения с существующим. После отбытия наказания он оказался во главе "Молодой Германии". Осенью 1836 начал издавать "Frankfurter Börsenzeitung" (Франкфуртскую биржевую газету), а когда она в начале 1837 года прекратила свое существование, превратил ее приложение "Телеграф" в самостоятельный орган, издание к-рого с 1838 перешло к известной фирме "Гофман и Кампе" в Гамбурге. Годы редактирования этого журнала [1838--1842] являются апогеем славы и литературно-общественной деятельности Г. Он сумел собрать вокруг себя наиболее талантливых представителей молодой немецкой лит-ры (в их числе был и молодой Ф. Энгельс), образовав так наз. "праворейнскую" группировку "Молодой Германии", приверженцев Бёрне, которую противопоставлял "леворейнской" (Мундт, Лаубе и др. -- сторонники Гейне). Но Г. не понимал движущих сил революционно-буржуазной мысли (левогегельянского движения), и спор "Молодой Германии" выродился в литературную склоку. Г. попытался было оздоровить движение ремесленным коммунизмом Вейтлинга, но вскоре вообще ушел со сцены общественной жизни.
Основная заслуга Г. -- в создании немецкой буржуазной драмы ("Werner", 1840, "Ottfried", 1854, и др.). В "Richard Savage" [1839] он восстает во имя буржуазной свободы против угнетения бюргерства; в "Patkul" [1843] -- против княжеского деспотизма; в главной и лучшей своей драме "Uriel Akosta" (Уриэль Акоста, 1847), переведенной на все европейские языки, Г. защищает свободу мысли от гнета церкви, в других он восхваляет буржуазные добродетели и патриотизм [отметим здесь его "Wullenweber", 1848, "Zopf und Schwert" (Косица и меч), 1844, "Pugatscheff", 1846, "Das Urbild des Tartüffe" (Прообраз Тартюфа), 1847].
В революции 1848 Г. не принимал активного участия; уже с 1852--1862 он издает журнал "Unterhaltungen am hДuslichen Herde" (Беседы у домашнего очага) в жанре высмеянной им когда-то литературы для "семейного чтения". От драмы Г. теперь переходит к роману, к жанру, который был им надолго оставлен после "Blasedow und seine Söhne" [3 тт., 1838]; он -- пионер реалистического стиля, отражающий настроения разочарованной революцией либеральной интеллигенции. Так в грандиозной картине немецкой общественной послереволюционной жизни -- "Die Ritter vom Geiste" (Рыцари духа, 1850--1852) как господствующие, так и угнетенные классы изображены испорченными и вся надежда возложена на интеллигенцию, "на рыцарей духа". В другом обширном романе "Der Zauberer von Rom" (Римский волшебник, 9 тт., 1858--1861) Г. указывает на опасность, грозящую со стороны католицизма. Но дальнейшие его романы, напр. "Hohenschwangau" [1867], очень слабы. Как немецкая либеральная буржуазия, так и ее идеолог Г. примиряется после 1848, из страха перед пролетариатом, с реакцией и становится противником рабочего движения, социализма и коммунизма; этот "человеколюбивый демократ" теперь советует "ответить на требования рабочих винтовкой наготове". И бывший борец за свободу мысли заключает мир с протестантской церковью. Таким образом Гуцков прошел все стадии развития немецкой либеральной буржуазии, отражая в своем обширном художественном творчестве смену последних проявлений классицизма и романтизма буржуазной драмой и реализмом.
Библиография:
I. Вернер, или сердце и смерть, Драма, перев. Н. П. М., "Пантеон", 1842, V--XII; Нерон, Трагикомед., перев. Буренина В., "Вестн. Европы", 1869, III, V--VII; Дети Песталоцци, Роман, СПБ., 1870; Немецкое общество после франко-прусской войны, "Вестн. Европы", 1877, VIII--X; Рыцари духа, Соц.-полит. и бытовой роман в 3 тт. и 9 кн., СПБ., 1871; Сквозь мрак к свету, Повесть, "Отеч. записки", 1870, IX--XI; Фриц Эльродт, Роман, СПБ., 1872; Уриэль Акоста, перев. Вейнберга П. И., "Отеч. записки", 1872, II, XI, XII [отд. изд. Ледерле, СПБ., 1895; изд. "Вятск. т-ва", СПБ., 1910; изд. Скирмунта (4-е), СПБ., 1905; Гиз, 1920 (Театр. отд. НКП), с предисл. П. С. Когана]; Пугачев, П., 1918; Gesammelte Werke, 12 Bde, 1870--1878; Reihe dramat. Werke, 4 Bde; Полн. собр. сочин., 20 тт., 1880; Избран. сочин., H. Hauben, 12 тт., 1903; изд. Gensel, 2 тт., 1908; изд. Р. Müller, 4 тт., 1911.
II. В. М. Р., Из истории немецкой литературы XIX в., "Русск. мысль", 1890, VIII; Брандес Г., Главные течения литературы XIX в. Немецкая литература, М., 1881 (и в собр. сочин. изд. "Просвещение"); Фогт М. и Кох М., История немецкой литературы от древнейших времен до настоящего времени, СПБ., 1901; Фриче В. М., Немецкие писатели и франко-прусская война, "Голос минувшего", П., 1915; Proelss Joh., Das Junge Deutschland, 1892; Houben H., Studien über die Dramen K. Gutzkows, 1899; Его же, Gutzkow-Kunde, 1901; Его же, К. Gutzkow. Leben und Schaffen, 1908; Caselmann A., K. Gutzkow. Stellung zu den religiöseethischen Problemen seiner Zeit, 1909; Dreseh J., Gutzkow et la jeune Allemagne, 1904; Metis E., K. Gutzkow als Dramatiker, 1915; Maenner L., K. Gutzkow und der demokratische Gedanke, 1921 (и многочисленные работы на немецком и русск. яз. о "Молодой Германии"); Schinnerer O. P., Women in the life and work of Gutzkow, 1924; Palgen R., Hebbel und Gutzkow, 1925.
Ф. П. Шиллер
Источник текста:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 102--104.