ГОРТЕР Герман [Gorter, 1864--1927] -- голландский поэт и критик. Получил классическое образование; одно время был учителем гимназии. Г. -- один из руководителей лит-ого движения 80-х гг., вызванного некоторым экономическим и политическим подъемом, пережитым в то время голландской мелкой буржуазией. Тогда же написано и его лучшее произведение -- лирический эпос "Mei" (Май, 1889). Это -- романтическая мечта о вечной юности и счастливом единении человека с природой, музыкальная симфония "мировой души". "Май" во многом напоминает "Освобожденного Прометея" Шелли и "Эндимиона" Китса. Первый период творчества Г. отмечен сильным влиянием Шелли и английского мелкобуржуазного романтизма; как Шелли, так и Г. в начале своей деятельности полагал, что настоящая поэзия не связана с трудовым процессом, вообще с жизнью общества, а создается интуицией, свободной и независимой. У Г. та же влюбленность в природу, то же стремление проникнуть в самую глубину ее, всецело раствориться в "мировой душе", но, считая себя частицей природы, Г. пытается поднять ее на более высокую ступень путем одухотворения и персонификации, представляя ее в образе богов и богинь: преходящая красота, богиня "Май", хочет себя увековечить браком со слепым, но вечным богом Бальдером. "Май" является величайшим лирическим произведением новой голландской лит-ры, произведением, принесшим своему автору славу первого после Вонделя голландского лирика.
В 1892 Г. выпустил сборник стихов "Verzen"; в них уже нет того энтузиазма, цельного мировоззрения и веры в лучшее будущее, к-рые так выделяют "Май". "Verzen" -- несвязные мысли и думы поэта-индивидуалиста. К тому времени группа писателей, представлявших движение 80-х гг., распалась. Одна ее часть -- Клос, Вервей и др. -- вступила на путь эстетизма, "чистого искусства", другая -- во главе с Г. и Роланд-Гольстом, пришла к социализму; в 1897 Г. вступил в соц.-дем. партию, примкнув к левому, ортодоксально-марксистскому крылу, основавшему ежемесячник "De Nieuwe Tijd" (Новое время). В нем Г. опубликовал свой первый большой марксистский очерк "Kritick op de litterairie Beweging van 1880 in Holland". В течение следующего десятилетия, в период "осознания самого себя", Г. почти не пишет художественных произведений; в 1906 появилась его песенка о героической борьбе" (Een kleen Heldendicht), к-рая открыла новый период поэтического творчества Г. -- певца рабочего класса. В творчестве Г. исчезли как-будто индивидуализм, эстетизм и неустойчивая идеология, появились -- ясная цель, желание сделать яз., мысли и образы близкими социалистическим рабочим. Но в этой же "Песенке" сказалась и двойственность Г., гибельная для него в дальнейшем: идеологически "Песенка" выдержана, но психология эстета-интеллигента прорывается почти на каждой странице. Это -- не сочетание искусства великого мастера слова с простотой чувств рабочего, а параллелизм того и другого, чем и объясняется слабый успех "Песенки" у рабочих.
Лучшие свои силы Г. тратил на борьбу с оппортунизмом. В течение 10 лет [1897--1907] вокруг руководимого Гортером, Роланд-Гольстом и Ант. Панекуком журнала "De Nieuwe Tijd" группировалось марксистско-революционное ядро соц.-дем. партии; в этом же журнале печатали свои стихи и критические работы пролетарские писатели. В 1907 эта группа основала еженедельник "Tribune", являющийся сейчас органом голландской компартии. Самое выдающееся поэтическое произведение социалистического периода творчества Г. -- "Пан"; в нем он возвращается к стилю "Мая". Как раньше он воспевал природу, так в "Пане" он воспевает социализм: Пан, старый бог музыки и природы, должен стать созвучным духу свободного, бесклассового человечества. Но и здесь, как и в "Песенке", получился разрыв. Г. не смог соединить "симфонию природы" и "борьбу против темных сил капитала". Лучшие места "Пана" -- описания природы; более слабые -- страницы о борьбе рабочего класса. "Пан", так. обр., не оправдал своего назначения -- стать "героической песней о пролетариате".
После объявления мировой войны, Г. вплоть до 1918 всецело защищал ленинскую тактику и примыкал к циммервальдской левой. Но с победой пролетарской революции в России его воззрения резко изменились: союз рабочего класса с крестьянством он воспринял как гибель пролетарской революции. С 1919 у него наметилась ультралевая ориентация, изложенная в "Открытом письме к Ленину" [1921]. Отклоненная II Конгрессом Коминтерна, она привела Г. к основанию с Роланд-Гольстом и Панекуком так наз. "Коммунистической рабочей партии". После развала этой организации Г. замкнулся в самом себе и отдался художественному творчеству: до самой кончины он работал над большим социалистическим поэтическим произведением, которое осталось незаконченным и неопубликованным.
Г. написал также ряд работ по политическим вопросам, историческому материализму и т. д. Его же перу принадлежит много пропагандистских стихов. Но он никогда не мог отрешиться целиком от мелкобуржуазной психологии; поэтому Г., несмотря на огромные заслуги перед рабочим классом, нельзя признать пролетарским поэтом. Он любил пролетариат, но не таким, каким он был в действительности, а таким, каким он его хотел видеть. Г. -- один из величайших лириков голландской лит-ры, но лучшую долю своего поэтического творчества он отдал не рабочему классу, а индивидуалистическому, мелкобуржуазному радикализму и эстетизму.
Библиография:
II. Луначарский А. В., Западная интеллигенция, "Печать и революция", 1922, V--VI; Hugenholtz R. H., Gorters "Mei", Amsterdam, 1904; Vooys P., de, De dichter Herman Gorter, "De Beweging", 1905, IV; Welders J., Gorter de socialist, "De Stem", Nov. 1927.
Ф. П. Шиллер
Источник текста:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 641--643.