ГЕЙЕРМАНС Герман [Herman Heijermans, 1864--1924] -- голландский писатель, один из главных представителей натурализма в голландской литературе; сын журналиста. Ко времени выступления Г. в лит-ре голландский мелкобуржуазный радикализм 80-х годов уже разложился: одна часть его сторонников примкнула к приверженцам эстетизма и "чистого искусства", другая -- пришла к социализму. Г. сблизился с последней группой, вступил в соц.-дем. партию и основал ежемесячный художественный журнал "De jonge Gids", в к-ром и опубликовал свои первые рассказы и драмы. Излюбленной темой Г. является гибель мелкой буржуазии под напором крупного капитала. Г. и обрушивается в своих многочисленных драмах (некоторые из них переведены на русский яз.) на капитализм, вскрывая методы капиталистической эксплоатации, как напр. в драмах -- "Ghetto" (Гетто, 1898) или "О Hoop van "Zegen"" (Гибель "Надежды", 1900); в драме "Het Zevende Gebod" (Седьмая заповедь) разоблачается вся ложь буржуазного брака, а в "Allerzielen" (Всех скорбящих) -- фальшь церковного учения. Особенно заострены социальные проблемы в "Schakels", "Uitkomst" и "Eva Bonheur". Иногда герои Г. -- иронизирующие, смеющиеся сквозь слезы философы (например Мотейс в "De opgaande Zon" -- "Восходящее солнце"), или наивно детские натуры (старик Панкрас в "Schakels", больной Ян в "Uitkomst"). Некоторые персонажи его драм погибают молчаливо и покорно, другие, -- как Рафаэль в "Гетто", матрос Геерт в "Гибели "Надежды"", -- протестуют против гнета и призывают к сопротивлению.
Кроме драм Г. написал ряд романов и рассказов: "Trinette" [1893]; "IntИrieurs" [1897]; "Kamert jeszonde" [1898]; "Diamandstad" [1903] и 19 томиков рассказов -- "Schetsen van Falkland" [1896--1915].
Сила Г. -- в реалистическом изображении бедственного положения и страданий мелкобуржуазных слоев (особенно еврейских) и рабочих: рыбаков в "Гибели "Надежды"", горняков в "GlЭck auf", земледельческих рабочих в "Ora et labora", городского пролетариата в "Diamandstad" и "Droomkonnikje". Но по существу Г. в своих социальных воззрениях остается мелкобуржуазным протестантом. Он не понимал исторической роли рабочего класса и в его произведениях напрасно искать классово-сознательного промышленного пролетария.
Как художник-натуралист Г. любит детали, стремится к точному и всестороннему воспроизведению среды, в которой выросли и действуют его герои. Его стиль слагался гл. обр. под влиянием французского натуралистического романа, сохраняя однако свои особенности. Драмы Г. отличаются сжатым построением, меткими характеристиками и живыми диалогами. Он является самым крупным драматургом в новейшей голландской литературе. На русской сцене шли: "Гибель "Надежды"" и "Всех скорбящих".
Библиография:
I. Седьмая заповедь, Бытовая ком., перев. под ред. М. Гельрота, изд. "Джалита", Ялта, 1904; Гибель "Надежды", Драма из жизни голландских рыбаков, перев. под ред. В. Засулич, изд. "Новый мир", СПБ., 1906 (переиздано "Театр. отд. Нар. ком. по просв.", П., 1918); Всех скорбящих, Драма, перев. А. Израильсона, изд. "Антик", М., 1907; То же, перев. Матерна и Воротникова, изд. "Театр. биб-ки Губполитпросвета МОНО"; То же, изд. "Моск. театр. изд-ва", М., 1925; Глаза, или необычайные переживания Иоба, изд. "Вестн. ин. лит-ры", СПБ., 1911; Город бриллиантов (сокр. изд.), перев. С. Ж., под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда, изд. "Всемирная лит-pa", П., 1920.
II. Ankersmit J. F., Ein sozialdemokratischer Theaterkritiker, В., "Neue Zeit", XIX, 1901, стр. 811--814; Егоже, In memoriam H. Heijermans, "De socialist. Gids", дек., 1924, стр. 1025--1029.
Ф. Шиллер
Источник текста:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 429--430.