Шиллер Франц Петрович
Дильтей

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДИЛЬТЕЙ Вильгельм [Wilhelm Dielthey, 1833--1911] -- немецкий философ, историк и литературовед, введший впервые понятие так наз. наук о духе (Geisteswissenschaft), оказывающее огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и др.). В своем главном сочинении "Введение в науки о духе" (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в "Построении исторического метода в науках о духе" (Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Д. резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к к-рым Д. относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью -- переживанием -- и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность ее заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Д. противопоставляет "предметному" или "естествоведческому" объяснению явлений свой метод "понимания" или "толкования" жизни -- описательную психологию. Жизнь, по Д., -- в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, -- ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно твердые общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений. История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные ее эпохи, замкнутые в себе "культурные системы" индивидуальной структуры.
   Методологически "наука о духе" Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Д. хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Д. применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй -- особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем -- к идеализму. Теории Д. больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования -- биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к "созидающему синтезу", он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в "метафизическом переживании" гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития -- метафизику. Однако Д., мировоззрение к-рого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше -- Шпенглер.
   Применяя свое мировоззрение, страдающее дуализмом, к литературоведению, Д. прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и др. стремилась свести изучение лит-ых явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Д., наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Д., от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); так. образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения -- установить связь между поэзией и переживанием писателя. Д. писал очень много на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса [1865] и кончая Гельдерлином [1905]. Основные темы его работ: "Фантазия и психология в поэзии" ("Ч. Диккенс и гений повествовательной лит-ры" -- "Charles Dickens und das Genie der erzählenden Dichtung", 1876--1877; "Воображение поэта" -- "Die Einbildungskraft des Dichters", 1877; "Поэтическое воображение и безумие" -- "Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn", 1886; "Материал для построения поэтики" -- "Bausteine für eine Poetik", 1887; "Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи" -- "Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe", 1892; "Переживание и творчество" -- "Erlebnis und Dichtung", 1905).
   Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и др.). Но все они исходят из того идеалистического положения Д., что "история духа", или "наука о духе", должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.

Библиография:

   I. Das Leben Schleiermachers, 1870; Gesammelte Schriften, 2 Aufl., hrsg. von Mulert H., I--VII Bde, 1922--1928.
   II. Шиллер Ф. П., Духовно-историческая школа в немецком литературоведении, "Лит-pa и марксизм", 1929, кн. IV; Erdmann В., Gedächtnisrede auf Dilthey, 1912; Spranger E., W. Dilthey, eine Gedächtnisrede, 1912; Krakauer H., Dilthey's Stellung zur theoretischen Philosophie Kants, 1913; Heynen W., Dilthey's Psychologie des dichterischen Schaffens, 1916; Unger Rud., Weltanschauung und Dichtung. Zur Gestaltung des Problems bei Dilthey W., 1917; Cremer H., Die Begriffe "Romantik" und "romantisch" in den "Schriften" W. Dilthey's, 1922; Unger R., Literaturgeschichte als Geistesgeschichte. Zur Frage geisteshistorischer Synthese mit bes. Berücksichtigung auf Dilthey W., 1924; Hoff B., Die Psychologie Dilthey's W., 1926.

Ф. П. Шиллер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 307--309.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-3071.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru