Скоро осенний сезон выкинет свои разноцветные флаги в витринах. Книги опять польются водопадом, толстые и тонкие, смелые и робкие и чаще всего ненужные, скучные. Во время летнего перерыва мне хочется подвести маленькие итоги. Весна не прошла бесследно. Много огорчений доставила она верящему в поэзию. Удручали символисты, усыпляли реалисты, огорчали акмеисты -- только футуристы обрадовали, наобещав и кое-что уже исполнив. Не стоит перечислять весь цикл поэтов, выпускающих книги бесцельно, случайно. Ну что можно говорить обо всех этих К<р>ачковских, Эльснерах и других, несомненно овладевших метром и рифмой, беспоэзных поэтах? Ведь ни одна отрасль жизни не может быть изолирована от бриллиантов "Тета". Символисты замолкли. Отдельные их книги -- траурные объявления о смерти молодого символизма. Мы слишком ценили в свое время молодого Белого, Блока, Брюсова и др., чтобы не отделить их теперь от дешевки, издаваемой книгоиздательствами "Мусагет", "Лирика", отчасти "Альциона". Клычков, Бобров, Анисимов, С. Соловьев -- о, печальная судьба символизма! Можно ли забывать, что книги -- это депеши, которые шлет наш век будущему?! Впрочем, виноваты ли мы в безграмотности телеграфистов или отправителей! Ведь пометка книг молодых символистов "1913" годом -- это подлог, подтасовка: они должны были быть изданы лет 8-10 тому назад. Приумолкли и лидеры. Заглох Блок, Белый. Маленькая книга В. Иванова не вплетет новых лавров в его венок. Следует отметить новые собрания сочинений Брюсова и Сологуба в издании "Сирин". К сожалению, эта работа подвигается слишком медленно. Ветровая мельница К.Бальмонта перемалывает без устали старое. Акмеисты завяли, не расцветши. Начав скучно в "Аполлоне", скудно работая в "Гиперборее", они совсем компрометируют себя "цехом поэтов". Из всех их изданий можно отметить только брошюру Грааля-Арельского (<">Летейский берег<">), в которой при больших усилиях можно найти две-три интересные пьесы. Ахматова и Гумилев, обакмеистившись, стали гораздо слабее. Городецкий остался как всегда неприлично нудным. Об остальных акмеистах (Зенкевиче, Мандельштаме и др.) ничего одобрительного сказать нельзя. Подает по-прежнему надежды Георгий Иванов -- но ведь нельзя же вечно только подавать надежды. Среди книг футуристов следует отметить поразительно хорошую книгу Северянина (<">Громокипящий кубок<">) и отдельные альманахи "Глашатая" (<">Бей, но выслушай<">, <">Всегдай<">); из отдельных книг выдвинулись: "В и вне" П.Широкова, <">Стихи<"> Нелли и более чем обещающее "Самосожжение" Рюрика Ивнева; последний при работе, вероятно, одарит нас чем-нибудь замечательным. Увы! Необходимо сказать хоть два слова о макулатуре гг. Крученых, Хлебникова и прочих "псевдофутуристов". Их издания расходятся с поразительной быстротой и только доказывают еще раз, что публика, неподготовленная к истинному футуризму, принимает за него всякую кривляющуюся бездарь. Вот и все -- такие печальные итоги! Конечно, я отбросил стихотворный мусор из "Русского богатства", "Современного мира" и других толстых журналов. Чем будет для нас осень -- златополднем или прежней безвкусной банальщиной -- сказать не решаюсь. Хочется верить, что футуризм хоть немного отвлечет публику от Ратгаузовщины. А впрочем, что поэзам до публики и что публике до поэз!? Одно знаю вполне определенно: не видно того горизонта, где будут смыты облака литературщины футуристическим ураганом!
Печатается по: В.Шершеневич. За полгода // Нижегородец. 1913. No 254 (22 августа). С. 2. Владимир Николаевич Крачковский, поэт, в 1913 г., в Петербурге выпустил книгу "Стихотворения". Владимир Юрьевич Эльснер (1886--1964), поэт, в 1913 г. в изд-ве "Альциона" выпустил книгу стихов "Выбор Париса". "Маленькая книга" Вячеслава Иванова -- это его стодвадцатистраничная "Нежная тайна; Лепта" (1912). Книгу Грааля-Арельского (Стефана Стефановича Петрова, 1888?--1938?) "Летейский берег" (1913) Шершеневич снисходительно похвалил, поскольку Грааль-Арельский некогда был эгофутуристом, как и другой перебежчик из стана эгофутуризма, Георгий Иванов. См. ниже в нашей подборке рецензию Шершеневича на книгу Грааля-Арельского. Даниил Максимович Ратгауз (1868--1937), поэт, автор многочисленных стихотворений, пользовавшихся успехом у непритязательного, массового читателя.