ЩЕРБИНА, Николай Федорович [2(14).XII.1821, близ Таганрога -- 10(22).IV.1869, Петербург] -- поэт. Родился в семье обедневшего донского помещика. Детство провел в имении родителей близ Таганрога. Огромное влияние на формирование духовного мира Щ. оказала мать, связанная родством с пелопонесскими греками. Она привила сыну глубокую любовь к древнегреческой культуре и языку. В десятилетнем возрасте он уже читал "Илиаду" Гомера в подлиннике. В 1829 г., совершенно разорившись, семья Щ. переехала в Таганрог, где он начал учиться сначала в приходском и уездном училищах, а затем в гимназии. Поэтическая одаренность Щ. проявилась рано. В гимназические годы он пробует силы в высокой поэзии (пишет поэму "Сафо", которая не сохранилась, драмы "Осада Инсары", "Ксанфо" и др.), а также приобретает известность среди сверстников своими остротами, шутками. Обе эти тенденции, отразившие особенности его поэтической индивидуальности, получили развитие и в зрелом творчестве. В 1838 г. произошло событие, чрезвычайно знаменательное для начинающего поэта: его сонет "К морю" был напечатан в журнале "Сын отечества". Ранний успех определил дальнейшую судьбу Щ. В 1839 г., не закончив полного курса гимназии, он уехал из Таганрога, чтобы поступить в Московский университет. Но надежды его не оправдались. Оставшись в чужом городе без средств и поддержки, Щ. попал в тяжелое положение, ему пришлось столкнуться с нуждой, перебиваться случайными заработками. Но в то же время в Москве ему удалось завязать знакомства с писателями А. Ф. Вельтманом, М. Н. Загоскиным, этнографом В. В. Пассеком -- товарищем А. И. Герцена, которые приняли участие в судьбе молодого человека. Впоследствии Щ. тепло вспоминал это нелегкое для него время.
Осенью 1839 г. Щ. по совету своих новых московских друзей переехал в Харьков, где прожил до 1849 г. Материальное положение его оставалось крайне тяжелым. В автобиографии он писал, что поступил в Харьковский университет на юридический факультет, но оставил учебу из-за недостатка средств. Документы же этого факта не подтверждают. Известно, что Щ. сдал экзамены на звание домашнего учителя и в течение нескольких лет скитался по Украине, зарабатывая на жизнь уроками детям помещиков, работая преподавателем в женских пансионах. Однако он не теряет веры в свои силы и упорно идет избранной дорогой: сближается с кругом образованной молодежи, увлекающейся искусством и литературой, особенно греческой, глубоко изучает античность, много читает. Большое влияние оказали на него статьи В. Г. Белинского, где ВД. нашел импонирующую ему концепцию античности. Печатается он в эти годы не часто. Так, в "Отечественных записках" появилось его стихотворение "Клефты" (1841), посвященное греческим борцам за свободу, в журнале "Маяк" -- статья о новогреческих песнях с переводом некоторых из них (1844), в альманахе "Молодик" -- довольно много его стихотворений, подписанных в большинстве своем псевдонимами (1843--1844), в журнале "Москвитянин" -- стихотворения "Эллада", "Ночь в Венеции" (1845). Харьковское десятилетие стало для Щ. периодом интенсивного духовного роста и формирования характера, на который отложили отпечаток беспросветная нужда и лишения, унижения и оскорбления, связанные с бедностью, а также отвергнутая любовь. Скрытность и недоверчивость, мнительность и желчность сочетались в нем с крайней ранимостью, чуткостью к человеческому горю, мечтательностью и обостренной жаждой счастья и красоты. В эти годы он обращается к гражданской поэзии, делает первые шаги в области сатиры, создает значительные произведения в антологическом жанре, заняв совершенно особое место среди поэтов, развивавших эту традицию. Интерес к античности в русской поэзии имел глубокие корни. В творчестве М. В. Ломоносова, Н. И. Гнедича, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина есть прекрасные образцы антологических стихотворений. В 40 гг. жанр получил развитие в творчестве Я. П. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Щ. и др., их увлечение античностью, символизирующей непреходящую красоту, стало осознаваться демократической критикой как движение в сторону идеологии "чистого искусства". Во II половине 40 гг., когда сложилась школа "чистых" эстетиков, боровшихся против "гоголевского направления" (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин и др.), антологические произведения Щ. и Майкова были подняты ими на щит как воплощение эстетических концепций этой школы. Отдельные стихотворения Щ. позднее стали объектом пародий
Козьмы Пруткова, которые были направлены не столько против поэта, сколько против "искусства для искусства" в целом.
Но именно антологические стихотворения принесли Щ. настоящий и громкий успех. Это произошло после его переезда в 1849 г. в Одессу, где он сблизился с Я. П. Полонским, Г. П. Данилевским, одесским писателем О. А. Рабиновичем, стал бывать в доме Л. С. Пушкина, познакомился с П. А. Вяземским. Здесь ему удалось издать свою первую книгу стихов под названием "Греческие стихотворения" (1850). Успех сборника превзошел все ожидания. В "Отечественных записках", "Москвитянине", "Сыне отечества", "Библиотеке для чтения" были напечатаны одобрительные рецензии. Дружинин писал в "Современнике": "Мы смело причисляем Щербину к числу замечательных русских поэтов и даем ему одно из первых мест между теми из них, которые еще пишут в наше время" (1850.-- No 6). В 1850--1851 гг. Щ. становится одним из самых популярных поэтов. Его наперебой приглашают сотрудничать журналы самых различных направлений, для него наконец открылись двери лучших литературных салонов. Секрет успеха "Греческих стихотворений" определялся принципиально новым подходом поэта к античной теме. В послесловии к книге сам автор попытался раскрыть сущность своего новаторства. В стихотворениях, по словам поэта, отразились "мысли и чувства, которые может внушить греческий мир человеку нашего времени" (С. 98). Античный мир в стихотворениях Щ. впервые стал не предметом изображения, а фоном для раскрытия чувств и мыслей лирического героя. Не уход от жизни, а, напротив, сближение с ней, обращение к духовному миру своего современника -- вот что определило огромный интерес к книге. Но несмотря на это за Щ. на долгие годы прочно утвердилась слава поэта "чистого искусства".
В 1850 г. окрыленный успехом Щ. переехал в Москву, где получил место помощника редактора газеты "Московские губернские ведомости". Государственная служба и частные уроки избавили его от постоянной нужды, дали возможность погрузиться в творчество. Щ. много работает, печатается. В 1851 г. вышла еще одна книга его стихов -- "Новые греческие стихотворения". Живя в Москве и активно сотрудничая в "Современнике", "Москвитянине", а также в "Отечественных записках", он не сблизился ни с одним из них. Щ. высказывал острую неприязнь к западникам, резко критиковал славянофилов, называя их "кликушами", которые бредят "татарской стариной". Особенно несправедливыми были его выпады против А. Н. Островского. Проявляя подчеркнутое равнодушие к общественным группировкам и литературной жизни Москвы, Щ. занял позицию одинокого правдоискателя.. Выступая как гуманист, поборник гармонии и красоты, он утверждал непреходящую ценность личности, аира души в противовес "мелочности" окружающей жизни. Эта концепция сложилась у Щ. под влиянием тяжелых обстоятельств, когда ему приходилось искать убежища от невзгод только в самом себе. Абстрактность и умозрительность идеалов в сочетании с расплывчатостью социальных и политических ориентиров проявились в крайне неустойчивой общественной позиции Щ. в дальнейшем. И в то же время проблемы современной жизни глубоко его волновали. Щ. возмущала несправедливость, глумление над правдой и узаконенная ложь николаевского режима. Эти настроения нашли отражение в его гражданской поэзии и сатире.
В 1855 г., сразу после смерти Николая I, вызвавшей в обществе надежды на улучшение общественно-политической обстановки, Щ. переехал в Петербург. Здесь он некоторое время занимал место чиновника особых поручений в министерстве народного просвещения при товарище министра П. А. Вяземском, состоял рецензентом Академии наук для разбора сочинений на соискание Уваровской премии, потом служил в министерстве внутренних дел, где составлял обзоры русской периодики.
В 1857 г. опубликовал двухтомник стихотворений, который подвел итоги его творческой работы за 15 лет. В него были включены не только антологические, но и "гражданские" стихотворения, объединенные в особый цикл под названием "Ямбы и элегии". Хотя в него вошли стихотворения разных лет, цикл- воспринимается как единый ансамбль, проникнутый общим настроением, общей идеей. Поэта прежде всего волнует вопрос о Человеке: о смысле его существования, месте в обществе, праве на счастье, на творчество. Своеобразие цикла определялось гаммой настроений: мотивы душевной усталости, апатии, скорбь и щемящее отчаяние звучат в стихах Щ. Такие стихотворения, как "Ямб", "Песня века", "Признание пророка", знала наизусть вся читающая Россия. "Я гляжу,-- и мне подумать стыдно, / Что живем мы в варварское время, / Что поруган человек обидно, / Что гниет напрасно духа семя..." ("Битва", 1856) -- вот один из характерных фрагментов, отражающий эмоциональный настрой всего цикла.
Публикация привлекла внимание общественности. На нее откликнулся Н. Г. Чернышевский статьей "Стихотворения Николая Щербины" (Современник.-- 1857.-- No 3). Он писал: "Развитие человека в поэте составляет великое преимущество г. Щербины перед многими: он не может не быть гуманен, не может не сочувствовать живым вопросам современности". В то же время, отмечая несомненный поэтический талант Щ., Чернышевский критикует его за рассудочность и отвлеченность идей, за абстрактность образов.
В 1861 г. Щ. отправился в путешествие по
странам Западной Европы, о котором мечтал с юности. Приехав в Париж, он пытался встретиться с Герценом, вступил с ним в переписку, встречался с др. политическими эмигрантами. Но, вопреки ожиданиям, полгода, проведенные за рубежом, вызвали у него глубокое разочарование. Последний лирический цикл Щ., написанный под впечатлением от увиденного ("Русские песни на чужбине", 1861), проникнут мучительными ностальгическими настроениями поэта, отразившими его неприятие европейской жизни и крушение надежд на духовное обновление.
Вернувшись на родину, Щ. отказывается от своих прежних политических взглядов и симпатий. Если раньше он яростно критиковал славянофилов, то теперь становится столь же яростным их сторонником. Он порвал с "Современником", стал выступать с резкими нападками на Чернышевского и весь передовой лагерь. Переориентация Щ. в эти годы была связана с растерянностью и страхом перед стремительно нараставшими общественными катаклизмами, а неустойчивость политических ориентиров привела его в конечном итоге в лагерь противников освободительного движения. Резкую оценку этой новой позиции Щ. дал Н. К. Михайловский. В статье "Из литературных и журнальных заметок 1874 года" он писал: "Он (Щ.-- Т. С.) вдруг круто оборвался и полетел вниз <...> В нем не осталось ничего, кроме злобного, узкого, бессмысленно на все стороны огрызающегося я..." (Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи.-- С. 55).
В последний период жизни Щ. чрезвычайно ярко раскрылась еще одна сторона его дарования -- талант юмориста и эпиграмматиста. Сатирические стихи Щ., претендовавшего на роль "бича общественного", отличались остротой и меткостью. Многие из них проникнуты критическим отношением к правительству, царским сановникам, напр. эпиграмма на Николая I: "Он меж холопьями считался мудрецом / За то, что мысль давить была его отрада; / Он был фельдфебелем под царственным венцом / И балетмейстером военного парада". В то же время его сатирическое творчество не было последовательным: он нападал то на правительство, обвиняя его в "либерализме", то на лагерь демократов. Многие эпиграммы, как признавал он сам, были написаны под впечатлением момента и носили слишком субъективный характер.
Сатирические произведения Щ. составили два больших цикла: "Альбом ипохондрика. Собрание эпиграмм, ксений и ямбов и всякого сатирического школьничества", куда вошли произведения 1841 --1860 гг., и "Сатирическая летопись. Ямбы, ксений, эпиграммы", состоящие из произведений 1861 --1869 гг. Кроме того, его сатирические произведения в прозе также составили два цикла: "Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному "Соннику Мартына Задеки" (1857) и "Доморощенные наброски русского ленивца и ипохондрика" (1857--1867). Все эти произведения появились в печати только после смерти Щ.
В 50--69 гг. Щ. неоднократно выступал как литературный критик. В 1865 г. он подготовил к печати много раз переиздававшийся сборник "для народного чтения" под названием "Пчела", который заслужил одобрение правительственных кругов своей "благонамеренностью". В нем были собраны отрывки из произведений славянских писателей, в которых утверждалась мысль о прогрессивной роли культурной и политической гегемонии самодержавной России в славянском мире.
Умер Щ. неожиданно от удушья, вызванного полипом в горле. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Соч.: Греческие стихотворения.-- Одесса, 1850; Новые греческие стихотворения Н. Ф. Щербины (1850--1851).-- М., 1851; Стихотворения; В 2 т.--Спб., 1857; Поли. собр. соч.-- Спб., 1873; Из неизданных стихотворений Н. Ф. Щербины.-- Спб., 1907; Альбом ипохондрика / Ред. и примеч. Р. В. Иванова-Разумника.-- Л., 1929; Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. И. Айзенштока.-- М.; Л., 1937; Поэты 1840--1850-х годов / Вступ. ст. и общ. ред. Б. Я. Бухштаба; Библ. справки, примеч. В. С. Киселева.-- М.; Л., 1962; Избр. произв. / Вступ. ст. И. Д. Гликмана; Сост., подгот. текста и примеч. Г. Я. Галагана.-- Л., 1970.
Лит.: Чернышевский Н. Г. Стихотворения Н. Щербины // Полн. собр. соч.-- М., 1948.-- Т. IV; Бельский Л. Поэзия и жизнь Щербины // Почин. Сб. Общества любителей русской словесности на 1896 г.-- М., 1896; Юнге Э. Ф. Воспоминания (1843-1863).-- М., 1914; Бухштаб Б. Я. Эстетизм в поэзии 40--50-х годов и пародии Козьмы Пруткова // Труды Отдела новой русской литературы.-- 1948.-- T. I; Литературное наследство.-- М., 1955.-- Т. 62; Магина Р. Г. Стихотворный цикл "Ямбы и элегии" Н. Ф. Щербины // Уч. зап. МГПИ.-- М., 1968.-- Т. 256.-- Ч. 2; Михайловский Н. К. Из литературных и журнальных заметок 1875 года // Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи.-- М., 1975.