Шеллер-Михайлов Александр Константинович
Полное собрание сочинений А. К. Шеллера (А. Михайлова). Том I

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Полное собраніе сочиненій А. К. Шеллера (А. Михайлова). Томъ I. Спб., 1894 г. Цѣна 2 рубля. Имя Шеллера, пишущаго подъ псевдонимомъ А. Михайловъ, давно пользуется у насъ очень почетною и заслуженною извѣстностью, начало которой положено еще въ шестидесятыхъ годахъ. Ихъ традиціямъ уважаемый писатель остается неизмѣнно вѣренъ и до сихъ поръ. Основа же этихъ традицій и прекрасное въ нихъ заключается въ постоянномъ призывѣ всѣхъ, умѣющихъ слышать и понимать, къ справедливости и къ доброжелательству по отношенію къ ближнимъ, къ самодѣятельности и къ труду, къ нравственному подъему и совершенствованію не ради достиженія личнаго счастья и ублаготворенія собственной гордыни, а для того, чтобы наибольшему числу людей жить было хорошо, чтобы легче стало всему обществу. Этими добрыми призывами опредѣляются и высокое значеніе произведеній г. Шеллера, и ихъ вліяніе въ свое время на читателей, и то, что нерѣдко принималось за ихъ недостатки. Такъ, въ вину автору ставилось отсутствіе въ нихъ захватывающихъ положеній и пламенныхъ тирадъ и страницъ, такъ сказать, простота повѣствованій и заурядность спокойно разсказываемыхъ событій. Относительно подобныхъ упрековъ мы остаемся при особомъ мнѣніи и полагаемъ, что въ сѣренькой жизни самыхъ обыкновенныхъ людей найдется всегда больше поучительнаго и полезнаго для общества, чѣмъ во многихъ блистательныхъ подвигахъ героевъ и героинь, поставленныхъ авторскимъ вымысломъ въ исключичельныя положенія. Весьма старо, что героизма или геройствованія никто и ни отъ кого не вправѣ требовать, что общество состоитъ не изъ героевъ, а изъ людей разнообразныхъ, но одинаково тихихъ профессій, на уровнѣ которыхъ всѣ могутъ и обязаны поступать такъ, чтобы никому не мѣшать жить и кому возможно -- помогать жить безъ обидъ и униженій. На безконечно повторяемый вопросъ: "что дѣлать?" -- г. Шеллеръ не даетъ такихъ отвѣтовъ, которые имѣли бы значеніе универсальнаго средства отъ всѣхъ золъ, портящихъ жизнь отдѣльныхъ лицъ и цѣлыхъ обществъ. Въ пророки и проповѣдники онъ никогда не лѣзъ, за то всегда былъ и остается добрымъ учителемъ, популяризующимъ и спокойно проводящимъ въ сознаніе очень большого круга читателей здоровыя идеи широко захватывающей любви и гуманности, глубоко сочувствуя правымъ и искренно жалѣя неправыхъ,-- абсолютно виноватыхъ у него нѣтъ, и это одна изъ очень симпатичныхъ особенностей его творчества. Не давая такого, какъ мы выше сказали, отвѣта на вопросъ: "что дѣлать?" -- г. Шеллеръ всегда указываетъ въ каждомъ данномъ случаѣ, что дѣлать лучше, и очень опредѣленно, очень убѣдительно говоритъ, чего дѣлать не должно, дабы не портить жизнь себѣ и людямъ, всему обществу и государству. Первое мѣсто въ Полномъ собраніи сочиненій г. Шеллера занимаетъ повѣсть Гнилыя болота, исторія безъ героя, за нею слѣдуетъ романъ Господа Обносковы, книга заканчивается шестью небольшими разсказами: Желчь, Vanitas vanitatum, Сила, слабость и неразуміе, Поврежденный, Пучина и Письма человѣка, сошедшаго съ ума. Повѣсть Гнилыя болота помѣчена 1863 годомъ, время написанія остальныхъ произведеній, къ сожалѣнію, не обозначено, а это было бы, по многимъ соображеніямъ, очень желательно. Съ тѣхъ поръ, какъ описаны наши Гнилыя болота, прошло тридцать лѣтъ и таковыя же описывались множество разъ, но и теперь повѣсть эта не утратила своего значенія; мы думаемъ, напротивъ, оно возросло, и повѣсть сдѣлалась болѣе интересною и поучительною, какъ вѣрная картина воспитанія дѣтей въ давно прошедшіе годы, какъ правдивое изображеніе порядковъ, настолько живучихъ, что и теперь, послѣ всякихъ реформъ и перереформъ въ воспитательно-учебномъ дѣлѣ, измѣнилось въ немъ кое-что съ внѣшней стороны, "гниль" же, по существу своему и въ глубинѣ, осталась почти нетронутою. Много времени прошло и съ тѣхъ поръ, какъ живымъ людямъ житья не было отъ формально безукоризненныхъ "господъ Обносковыхъ", легально-правыхъ охранителей, неизмѣнно и во всемъ поступающихъ "на законномъ основаніи"; много за это время произошло перемѣнъ во взглядахъ общества, на этотъ разъ даже по существу. Но и теперь, перечитывая романъ г. Шеллера, -- перечитывая не безъ серьезнаго волненія, -- мы думаемъ, большинство придетъ къ заключенію, что перемѣнъ произошло недостаточно, что на сторонѣ "господъ Обносковыхъ" все еще остается такая сила, которая гнетомъ своимъ, на тѣхъ же "законныхъ основаніяхъ", давитъ, калѣчитъ и изводитъ молодыя силы и ихъ добрыя стремленія, если таковыя направляются не по программѣ, установленной прописною и условною моралью архивнаго консерватизма. Да, измѣнилось многое подъ неотразимымъ вліяніемъ самой жизни, но не одной только жизни, а того болѣе подъ вліяніемъ роста идей и ихъ распространенія путемъ печати, берущей факты изъ жизни, выносящей ихъ на свѣтъ Божій и показывающей ихъ обществу освѣщенными мыслью, ищущею правды. И въ этомъ дѣлѣ г. Шеллеръ своими произведеніями сослужилъ очень большую службу русскому обществу. Молодежь жадно читала ихъ и хорошо сдѣлаетъ, если станетъ опять читать, начиная съ перваго тома, не опасаясь того, будто тамъ все "старыя исторіи". Во-первыхъ, и "старыя" исторіи почитать полезно; во-вторыхъ, это исторіи далеко не устарѣвшія по ихъ смыслу и значенію для настоящаго времени, когда рядомъ съ очень странными и часто нехорошими идеями "fin de siècle" ползутъ наверхъ сужденія, почерпнутыя "изъ забытыхъ газетъ временъ очаковскихъ и покоренья Крыма", поученія, заимствованныя изъ Домостроя, и блестящіе парадоксы "о непротивленіи злу" и "о недѣланіи". А затѣмъ, старое легко и скоро забывается, хорошее забывать не слѣдуетъ и, чтобы не забыть его, должно его повторять. Для современной же молодежи чтеніе произведеній г. Шеллера не будетъ даже повтореніемъ, и въ нихъ читатель найдетъ многое такое, что окажется для него совсѣмъ новымъ и, повторяемъ, въ высокой степени поучительнымъ,-- бодрящимъ, зовущимъ идти впередъ, искать и честно завоевывать себѣ и людямъ счастье. По вопросу о томъ, "что такое счастье", въ послѣднее время говорено и писано не мало; но въ чемъ бы кто ни видалъ счастье, заполучить его и наслаждаться имъ нельзя въ одиночку или своею семьей, своимъ маленькимъ кружкомъ, когда кругомъ насъ люди страдаютъ и гибнутъ. Одинъ изъ основныхъ взглядовъ г Шеллера на человѣческія отношенія таковъ: "прежде чѣмъ сдѣлаться членомъ въ своей семьѣ, вы сдѣлались гражданиномъ, членомъ обширной, неумирающей семьи -- общества" "Если бы насъ научили съ пеленъ любить общество и считать себя, прежде всего, его членомъ то никогда въ жизни мы не потеряли бы жажды жить, не осиротѣли бы"... "не было бы границъ нашей дѣятельности, и никогда не знали бы мы. что значитъ скука, отчаяніе и безцѣльность жизни". Теперь же повсюду рознь и вражда изъ-за выгодныхъ мѣстъ, изъ-за платы за трудъ изъ-за тщеславія. Г. Шеллеръ говоритъ такимъ людямъ. "Являясь проповѣдникомъ извѣстныхъ идей, писателемъ, вы топчете въ грязь именно тѣхъ, кто проповѣдуетъ ваши идеи: вы видите въ немъ человѣка, могущаго стать выше васъ по своему значенію Служба, трудъ, идеи,-- это все только средства для васъ достигнуть личнаго, узенькаго, подлаго счастья для себя и для своей семьи" (стр. 257 и 258). Шестидесятые годы выдвинули впередъ важнѣйшій въ жизни общества вопросъ о независимости и самостоятельности женщины. Съ тѣхъ поръ для рѣшенія этого вопроса кое-что сдѣлано, и въ сдѣланное свою долю честнаго идейнаго труда внесъ г. Шеллеръ, не забывая отмѣтить ошибки, иногда увлекавшія дѣятелей и дѣятельницъ того времени въ сторону отъ прямого пути къ рѣшенію вопроса У насъ,-- говоритъ г. Шеллеръ,-- мало или совсѣмъ не цѣнится работа женщины, какъ хозяйки и какъ матери. "Если мужъ приноситъ извѣстное количество рублей, то на нихъ не много пріобрѣлъ бы онъ, если бы ему пришлось платить за трудъ экономкѣ, за шитье бѣлья швеѣ, за первоначальное обученіе дѣтей гувернанткѣ. Женщина, исполняющая все это въ домѣ мужа, можетъ сказать, что она ѣстъ не его хлѣбъ, а живетъ на свой счетъ. Не вполнѣ еще это ясно для всѣхъ"... Не для всѣхъ яснымъ остается это и до сихъ поръ, за то вполнѣ доказано, что женщина, покинутая мужемъ или вынужденная его покинуть, остается, въ большинствѣ случаевъ. безпомощною или обреченною на самый тяжелый и неблагодарный трудъ, по милости даннаго ей недостаточнаго образованія, что обусловливается отсутствіемъ у насъ такихъ учебныхъ заведеній, которыя давали бы женщинамъ равное съ мужчинами образованіе. Г Шеллеръ -- одинъ изъ самыхъ бодрыхъ противниковъ "недѣланія", "непротивленія" или пассивнаго противленія злу. Онъ не признаетъ даже такъ называемыхъ безвыходныхъ положеній: "Надо дѣйствовать и добиться счастья, надо искать исхода... Онъ есть вездѣ для всего. Лѣнивые и трусы только не находятъ его" (стр. 333 и 334). И авторъ смѣло указываетъ на необходимость упорнѣйшей борьбы со всякою ложью, "прикрытою маской нравственности, набожности и серьезности"... Таковы главнѣйшія и основныя положенія, развитію которыхъ посвящены всѣ произведенія г. Шеллера, вошедшія въ первый томъ собранія его сочиненій, причемъ съ особенною яркостью отмѣчены дурныя, вредныя для отдѣльныхъ лицъ и для общества стороны воспитанія дѣтей въ семьѣ и школѣ, остающіяся въ силѣ до сегодня. Книга издана очень хорошо, и отзывъ нашъ о ней былъ бы не полонъ, если бы мы не отмѣтили заявленія автора о томъ, что, какъ при жизни его, такъ и послѣ смерти, будутъ выходить въ свѣтъ только дополнительные томы къ этому собранію сочиненій, то-есть пріобрѣтающіе нынѣ выходящее изданіе будутъ всегда имѣть возможность пополнять его послѣдующими произведеніями автора, когда бы таковыя ни были впредь напечатаны.

"Русская Мысль", кн.III, 1894

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru