Шеллер-Михайлов Александр Константинович
Сочинения А. Михайлова. Том VI. Спб. 1875. Тип. П. Меркульева

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Сочиненія А. Михайлова. Томъ VI. Спб. 1875. Тип. П. Меркульева. 8 д. л. Стр. 290 и 232. Изданіе А. И. Бартневскаго. Ц. 3 р.
   Наша современная безцвѣтная quasi-критика отнеслась крайне недобросовѣстно къ произведеніямъ талантливаго беллетриста А. Михайлова (Шеллера); долгое время, по поводу ихъ она упорно отдѣлывалась молчаніемъ и только по выходѣ въ свѣтъ, въ 1873 году пяти томовъ сочиненій этого писателя, въ журналѣ "Дѣло" появилась объемистая статья, въ которой г. П. Т., съ высоты своего мнимаго величія, третировалъ литературную дѣятельность г. Михайлова, какъ беллетриста, огуломъ сдѣлавъ осужденіе всѣмъ его произведеніямъ и не найдя въ нихъ ничего, кромѣ узкой тенденціозности. Мы живемъ въ такую глухую, печальную пору, когда наша литература, -- это зеркало общественной жизни, сладко дремлетъ и безсвязно лепечетъ во снѣ, подъ звуки Оффенбаховскихъ мотивовъ и иныхъ скабрезныхъ шансонетокъ, -- когда фривольность и полнѣйшая безсодержательность являются ея отличительными признаками. Когда многострадательная критика наша, обезцвѣтилась, -- то нисколько неудивительно, что г. Боборыкинъ считается отличнымъ беллетристомъ и художникомъ, г. Глѣбъ-Успенскій возводится чуть ли не въ геніи и сравнивается съ Дикенсомъ, -- а г. Михайловъ-Шеллеръ удостаивается лишь сухаго отзыва и полупрезрительнаго названія тенденціознаго романиста. Повторяемъ, насъ это нимало не удивляетъ; мы знаемъ, что подобные отзывы ни на волосъ не умалятъ истинныхъ достоинствъ и заслугъ А. К. Михайлова, который почти пятнадцать лѣтъ плодотворно трудится на скользкомъ и неблагодарномъ поприщѣ литературы россійской. Та значительная часть общества, которая не отупѣла еще, подъ вліяніемъ разныхъ "знаменій нашего времени", считаетъ автора "Гнилыхъ болотъ" и "Жизни Шупова",-- своимъ любимымъ, даровитымъ писателемъ и съ наслажденіемъ перечитываетъ симпатичныя, глубокопрочувствованныя произведенія его. Мы знаемъ, что многія изъ этихъ произведеній выдержали по нѣскольку изданій,-- фактъ безпорно служащій лучшимъ доказательствомъ ихъ серьезнаго значенія и не мимолетнаго интереса, который они имѣютъ въ средѣ читающаго люда. Г. Михайловъ, по своему таланту, рѣзко выдѣляется изъ цѣлой массы тѣхъ заурядныхъ романистовъ, которые или "повторяютъ зады" или занимаются исключительно штудированьемъ мелкихъ людскихъ чувствованьицъ, подробнѣйшимъ описаніемъ всѣхъ перипитій "амурныхъ отношеній" между прекраснымъ и непрекраснымъ поломъ. Въ основаніи каждаго, хотя бы и самаго мелкаго, произведенія г. Михайлова, напротивъ, прежде всего лежитъ болѣе или менѣе серьозная идея; характеры дѣйствующихъ лицъ его романовъ всегда, болѣе или менѣе, вѣрны дѣйствительности. Глубина, искренность чувства, не переходящаго въ приторную сентиментальность, вѣрность и тонкость психологическаго анализа,-- главныя отличительныя качества таланта г. Михайлова. Вышедшій недавно VI-й томъ "Сочиненій А. Михайлова", заключаетъ въ себѣ переводныя и оригинальныя стихотворенія и прозу: отрывокъ изъ романа "Въ чаду глубокихъ соображеній", называющійся "Бѣдные углы большаго дома" и повѣсть "Грачевы изъ Грачовки". Размѣры нашихъ библіографическихъ замѣтокъ недозволяютъ намъ много распространяться о характерѣ и достоинствахъ поэтическаго таланта г. Михайлова; скажемъ только, что первыя стихотворенія его появились въ "Современникѣ" 1863 и "Русск. Словѣ" 1865--66 гг.-- лучшихъ журналахъ того времени, и были замѣчены публикой. Стихи, помѣщенные въ вышедшемъ теперь томѣ, относятся къ 1873--1875 гг. и печатались преимущественно въ "Дѣлѣ", кромѣ нѣсколькихъ маленькихъ поэмъ, появляющихся въ печати,-- если не ошибаемся,-- въ первый разъ. Переводы изъ иностранныхъ поэтовъ сдѣланы, за весьма немногими исключеніями, весьма удачно; оригинальныя же стихотворенія замѣчательны по силѣ и гладкости стиха, по своей задушевности и теплотѣ; таковы, напримѣръ, пьесы: "Безсиліе", "Искушеніе", "Моя пѣсня", "Сонъ", "Моя судьба", "У моря" и мн. др. Отрывокъ изъ романа "Въ чаду глубокихъ соображеній", первоначально былъ помѣщенъ въ "женскомъ Вѣстникѣ" 1867 г. и обратилъ на себя серьозире вниманіе. Въ романѣ этомъ выведено нѣсколько типичныхъ женскихъ лицъ, изъ которыхъ особенно выдается личность круглой сироты Вари, подростка-дѣвушки высшей степени энергичной, неглупой, честно смотрящей на жизнь, но глубоко озлобленной противъ людей, съ самаго ранняго возраста, подъ вліяніемъ нищеты и другихъ грустно сложившихся обстоятельствъ. Мастерски обрисованы и характеры старой дѣвы Скрипицыной,-- содержательницы пансіона и Ольги Васильевны Суздальцевой, "жиденькой гувернантки" или "трезора", какъ ее называетъ ея воспитанница; завѣтная мечта этого "трезора" -- сдѣлать всѣхъ людей счастливыми; плохо образованная, мало развитая, но съ чрезвычайно хорошей, доброй, открытой душой, женщина эта отказываетъ себѣ въ самомъ необходимомъ, послѣднемъ кускѣ, унижается до подачи просьбъ о вспомоществованіи,-- и вообще дѣлаетъ всевозможныя самопожертвованія лишь бы доставить удобства и средства къ образованію сиротѣ Варѣ, которая взята ею на воспитаніе. Недурны вышли и мелкіе типы этого романа, въ родѣ, напримѣръ, богатаго аристократическаго юноши Дикобразова, или семейства барышень Гребешковыхъ, юноши кадета Василія Николаевича Скрипицына, развращеннаго уже до мозга костей и др. Независимо отъ его главныхъ достоинствъ, романъ замѣчателенъ по блестящему слогу, живости и,-- какъ злая сатира на многія житейскія явленія; касаясь въ немъ "женскаго вопроса", авторъ вполнѣ справедливо замѣчаетъ, между прочимъ, что "процессъ мысли большей части женщинъ сложился въ какой то чадъ глубокихъ соображеній, напоминающихъ логику жалкой помѣщицы Коробочки". Повѣсть "Грачевы изъ Грачовки" имѣетъ воспитательное значеніе. Герой ея -- молодой Антонъ Грачовъ, потомокъ древняго рода, юноша богато одаренный способностями, съ хорошей, воспріимчивой и честной натурой, умирающій въ полномъ разцвѣтѣ лѣтъ, вслѣдствіе нелѣпаго воспитанія и слѣпой любви своей маменьки (нѣмки родомъ), помѣшанной на аристократизмѣ, сословныхъ предразсудкахъ и на извѣстномъ "que dira le monde?" Эта "примѣрная" мать превращаетъ свою любовь къ сыну въ полный деспотизмъ и разстраиваетъ счастье молодого человѣка, который платитъ ей глубокой ненавистью и умираетъ съ этимъ чувствомъ, непростивъ матери, изуродовавшей и разбившей его жизнь. Эта повѣсть написана живо, увлекательно и полна горькой правды; она производитъ чрезвычайно грустное, тяжелое впечатлѣніе.

"Живописное Обозрѣніе", No 4, 1875

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru