Въ чрезвычайномъ засѣданіи санктпетербургскаго земскаго собранія 13-го мая предсѣдатель предложилъ на общее голосованіе вопросъ: "настала-ли пора уничтожить послѣднее остающееся различіе между сословіями податными и неподатными и распространить на всѣхъ гражданъ, безъ различія происхожденія, обязанность участвовать въ уплатѣ всѣхъ государственныхъ податей". Собраніе единогласно отвѣчало: "да, настала".
Вслѣдъ за петербургскимъ земствомъ такъ-же отвѣчали на этотъ вопросъ и земства нѣкоторыхъ другихъ губерній.
Еще раньше, лѣтъ пятнадцать назадъ, правительство предприняло цѣлый рядъ реформъ.
Реформы эти представляютъ законченную серію мѣръ одного порядка, въ которыхъ элементъ нравственный и политическій, пересиливалъ элементъ земскій и экономическій. Иначе и быть не могло; обнять и разрѣшить все вдругъ было невозможно. Потому-то въ экономическомъ отношеніи крестьянская реформа представляла пробѣлы, ожидавшіе дополненій. Несоотвѣтствіе источниковъ народно-экономической производительности новымъ общественнымъ формамъ обнаружилось немедленно, парализовавъ дѣятельность земства. Земство повсюду начало весьма широко, обнявъ своими проектами улучшеній всѣ отрасли и вѣтви земскаго хозяйства; по исполненіе этихъ проектовъ оказалось невозможнымъ по недостатку средствъ. Еще нынче въ докладѣ чрезвычайному петербургскому земскому собранію было заявлено, "что ежегодно повторяются случаи, когда три-четыре управы въ губерніи пріостанавливаютъ выдачу содержанія въ теченіи нѣсколькихъ мѣсяцевъ, членамъ управъ, мировымъ посредникамъ, мировымъ судьямъ, содержателямъ земскихъ станцій и т. п. за неимѣніемъ наличныхъ суммъ и за непоступленіемъ земскихъ сборовъ". И это по по одной петербургской губерніи.
Разсматривая цифры губернскихъ и уѣздныхъ земскихъ расходовъ по губерніямъ, въ которыхъ введены земскія учрежденія, мы находимъ, что въ 1868 году расходы эти были слѣдующіе:
На мѣстное гражданское управленіе 669,000 руб.
" мировыя крестьянскія учрежденія 2,160,000 "
" судебныя мировыя учрежденія 1,925,000 "
" содержаніе управъ и непредвидѣнные расходы 2,797,000 "
" подводная повинность 2,458,000 "
" дорожная повинность 1,906,000 "
" квартирная повинность 1.18,000
" устройство медицинской части 1,204,000 "
" народное образованіе 738,000 "
" разные расходы и долги 562,000 "
Всего 14,569,000 "
Въ процентномъ отношеніи эти расходы распредѣляются въ такомъ порядкѣ:
На квартирную повинность 0,8 проц. всего расхода.
" разные расходы и долги 3,8 "
" мѣстное гражданское управленіе 4,6 "
" народное образованіе 5,1 "
" медицинскую часть 8,3 "
" дорожную повинность 13,1 "
" судебныя мировыя учрежденія 13,2 "
" мировыя крестьянскія учрежденія 14,9 "
" подводную повинность 17,0 "
" управы и непредвид. расходы. 19,2 "
100 проц.
Такимъ образомъ, содержаніе земской администраціи (мѣстное гражданское управленіе, судебныя мировыя и крестьянскія мировыя учрежденія и на управы) составляетъ 51,9% всего расхода; 21,6% процента идутъ не на надобности земства (квартирная и подводная повинность и разные расходы и долги); на прямыя-же пужды земскаго населенія сходитъ 26,5% (народное образованіе 5,1%, медицинская часть 8,3%, дорожная повинность 13,1%), т. е. 3,848,000 р. Если-же къ этой суммѣ присоединить около 500,000, которые на тѣ-же предметы расходуются въ губерніяхъ, гдѣ еще нѣтъ земскихъ учрежденій, то получится цифра -- 4,348,000 р. Это все, чѣмъ располагаетъ земство для удовлетворенія нравственныхъ и хозяйственныхъ нуждъ всего русскаго населенія въ 80 милліоновъ человѣкъ, раскинувшагося на пространствѣ 374,349 кв. географическихъ миль.
Чтобы опредѣлить ближе степень достаточности приведенной суммы, мы попытаемся указать хотя приблизительно размѣръ главныхъ неотложныхъ земскихъ нуждъ.
По положенію о земскихъ учрежденіяхъ, земству предоставлено попеченіе о народномъ образованіи, о народномъ здравіи и о тюрьмахъ. Всѣхъ народныхъ школъ въ 35 коренныхъ русскихъ губерніяхъ считается 9,955 и въ нихъ учениковъ 280,000; по отношенію ко всему населенію одна школа приходится на 4,700 человѣкъ и 1 учащійся на 168 жителей. Предполагая умѣренныя требованія, т. е., что земство желало-бы предоставить народному образованію такія средства, какія давала ему у себя Европа въ началѣ нынѣшняго столѣтія и придерживаясь разсчету князя Васильчикова ("о самоуправленіи" ч. II, стр. 174--177) т. е. 7--8 учениковъ на сто жителей и 1 школа на 1,000 жителей, получимъ отъ 4,200,000 до 4,800,000 учениковъ и 60,000 начальныхъ школъ, на устройство и содержаніе которыхъ нужно 12,600,000 рублей, теперь-же земство тратитъ 738,000 рублей ніина 1,600% меньше того, что-бы нужно по размѣру потребностей народнаго образованія.
Для организаціи земской медицины въ такихъ размѣрахъ, чтобы она могла удовлетворять обыкновенному народному заболѣванію (исключая заразъ и эпидемій), по наиболѣе скудному разсчету, нужно 1 врачъ на 50,000 жителей, 1 фельдшеръ на 10,000, 1 лечебница и 1 аптека на 75,000, 1 оспопрививатель на 5,000, 1 акушерка на 5,000. По разсчету 80,000,000 населенія расходы составятъ:
На 1,600 врачей по 1,000 р. каждому -- всѣмъ 1,600,000 р.
" 8,000 фельдшеровъ, но 300 р 2,400,000 р.
" 1,066 лечебницъ и аптекъ по 2,500 р. 2,665,000 р.
" 16,000 оспопрививателей по 100 р. 1,600,000 р.
" 16,000 акушерокъ по 100 р. 1,600,000 р.
Всего 9,865,000 р.
Земство-же тратитъ 1,204,000 р. или на 820% меньше, чѣмъ-бы нужно.
Въ нашъ разсчетъ не входитъ леченіе сифилиса, отъ котораго въ нѣкоторыхъ губерніяхъ, напримѣръ, полтавской, орловской, костромской страдаютъ сплошь цѣлыя волости, а иногда и уѣзды. Не входитъ и ветеринарная часть и поставленное въ обязанность земству "содѣйствіе къ предупрежденію падежей скота, а также по охраненію хлѣбныхъ посѣвовъ и другихъ растеній отъ истребленія саранчею, сусликами и другими вредными насѣкомыми и животными".
Земству предоставлено "устройство и содержаніе принадлежащихъ земству зданій, другихъ сооруженій и путей сообщенія, содержимыхъ на счетъ земства". О важности устроенныхъ путей сообщенія на экономическій бытъ сельскаго населенія, легче всего судить по цѣнамъ на хлѣбъ. У насъ бываетъ, что въ портахъ цѣны на хлѣбъ поднимаются до 12 и болѣе рублей и въ то-же время во внутреннихъ губерніяхъ онѣ держатся на 2 р. 70 к. и 3 рубляхъ, напримѣръ, въ тамбовской и пензенской губерніяхъ въ 1867 г., и въ оренбургской въ 1868 г. Перевозка хлѣба по желѣзнымъ дорогамъ на 3,000 верстъ можетъ сдѣлать разницу между портовой и мѣстной цѣной только на 5 рублей, слѣдовательно 4 р. 30 к. составляютъ надбавку за дурные пути сообщенія, падающую прямымъ убыткомъ на земледѣльческое населеніе. Если мы допустимъ, что дурныя дороги причиняютъ разницу въ цѣпѣ четверти только на 2 рубля, то при 12,000,000 четвертей, отпускаемыхъ за границу, наше сельское населеніе теряетъ 24,000,000 руб. Такимъ образомъ, вопросъ о дорогахъ является однимъ изъ важнѣйшихъ вопросовъ народнаго хозяйства.
Первыя правительственныя мѣры къ улучшенію сухопутныхъ сообщеній принадлежатъ 1816 году, когда для этой цѣли была учреждена особая комиссія. Всѣ дороги были раздѣлены на классы и рѣшено -- въ направленіяхъ болѣе важныхъ строить шоссе.
Мѣры эти могли оказать благодѣтельное вліяніе только на почтовые пути между болѣе главными центрами, по существеннаго вліянія на торговлю обнаружить не могли, и грузы по прежнему двигались по водянымъ путямъ, открытымъ только полгода, и по испорченнымъ проселкамъ. Но и устройство главныхъ путей превышало средства страны. Комитетъ 1816 года призналъ возможнымъ обратить въ шоссе только государственную дорогу между Петербургомъ и Москвою, остальныя-же дороги оставались грунтовыми и всѣ мѣры ограничивались кое-какимъ исправленіемъ полотна и мостовъ. Въ царствованіе императора Николая I указомъ 20 сентября 1826 года запрещено устраивать въ губерніяхъ новыя дороги, и все дорожное дѣло начинаетъ сосредоточиваться въ главномъ управленіи путей сообщенія. Въ 1852 г., когда возникъ вопросъ о постройкѣ московской желѣзной дороги, шоссе отодвинулись на второй планъ и постройка ихъ правительствомъ почти прекратилась -- наступилъ періодъ желѣзныхъ дорогъ. Только нынче снова обращено вниманіе на шоссе. Первенствующей роли при желѣзныхъ дорогахъ шоссе конечно играть не могутъ, но они важны, какъ боковые или мѣстные пути, служащіе питательными вѣтвями желѣзныхъ дорогъ. Въ этомъ смыслѣ они должны быть предметомъ непосредственнаго вѣденія земства.
Протяженіе всей сѣти сухопутныхъ сообщеній Россіи слѣдующее:
Почтовыя дороги 82,631 верста
Шоссе 7,965 "
Желѣзныя дороги 10,775 "
Длина проселковъ неизвѣстна даже приблизительно.
Предположивъ, что земство сочло возможнымъ превратить всѣ почтовыя дороги и часть главныхъ проселковъ въ шоссе, разсчитывая цѣнность версты въ 10,000 р. и срокъ окончанія работъ 10 лѣтъ -- устройство дорогъ потребовало-бы 900,000,000 руб. или въ годъ 90,000,000 руб. Нынче-же земство-тратитъ на дороги. 1,906,000 руб. или на 4,621% менѣе, чѣмъ-бы нужно.
И такъ только по тремъ самымъ главнымъ статьямъ: дороги, медицинская часть и народное образованіе, земству нужно-бы расходовать въ годъ 112,465,000, а оно имѣетъ возможность расходовать лишь 3,848,000 или въ 29 разъ меньше того, что нужно.
Нельзя сказать, чтобы земство не принимало мѣръ къ возможно большему увеличенію своихъ доходовъ. Предъ открытіемъ земскихъ учрежденій земскіе сборы составляли 5,168,000 руб, но дѣйствительной-же раскладкѣ 1868 года они составляли 12,824,519 руб., или въ 5 лѣтъ возвысились на 148%.
II.
Кромѣ непосредственныхъ земскихъ нуждъ, земскій сборъ долженъ удовлетворять часть государственныхъ потребностей. Поэтому земскія повинности раздѣляются на государственныя, губернскія и частныя.
Въ сущности государственныя земскія повинности -- суть казенныя подати, которыя, кромѣ общихъ государственныхъ потребностей, идутъ и на мѣстныя губернскія нужды и въ назначеніи, распредѣленіи и частію въ употребленіи которыхъ участвуютъ мѣстныя учрежденія и представители сословій.
Земскія повинности развивались у насъ паралельно съ общими государственными повинностями и существовали еще въ до-петровскую эпоху. Онѣ имѣли тогда характеръ повинностей по преимуществу натуральныхъ, и по мѣрѣ развитія государственныхъ нуждъ ложились на народъ все большею и большею тяжестію.
Такъ при Алексѣѣ Михайловичѣ правительство учреждаетъ для содержанія почтъ постоянные ямы, какъ земскую повинность. Повинность эта. разрастаясь по мѣрѣ развитія почтовыхъ сообщеній pce болѣе и болѣе, обнимаетъ, наконецъ, все государство и становится общею государственною повинностію. Но участіе въ ней разныхъ мѣстностей оказывается неодинаковымъ. Въ глухихъ она легче для народа, въ мѣстностяхъ съ сильно проѣздными трактами она тяжелѣе, такъ-что однѣ губерніи платили на содержаніе почтъ по 20 к. съ души, другія -- по 3 рубля. Съ 1800 года начинается перечисленіе ямщиковъ въ другія сословія и постепенное отнесеніе почтовой повинности на денежный земскій сборъ. Съ 1853 года раскладка этого сбора дѣлается уже не по губерніямъ и для уравнительности -- по всей имперіи.
Содержаніе дорогъ составляло еще до XVII столѣтія земскую повинность. Селенія, прилегавшія къ ямскимъ дорогамъ, обязаны были ихъ чинить и содержать. При Петрѣ I повинность эта усилилась, какъ и всѣ остальныя, ибо увеличившіяся государственныя надобности требовали и увеличенія средствъ для ихъ удовлетворенія. На постройки новыхъ дорогъ Петръ употреблялъ мѣстныхъ жителей. При Екатеринѣ II всѣ дороги содержались на счетъ земства. Въ царствованіе императоровъ Александра I и Николая I, когда были изданы особыя постановленія о путяхъ сообщенія и приступлено къ постройкамъ шоссе, дорожная повинность приводится въ систему. Въ 1833 году однѣ изъ дорогъ, первоклассныя, назначено содержать на счетъ казны, большія дороги на счетъ земскихъ сборовъ, а обыкновенныя дороги -- губернскія, уѣздныя и проселочныя -- натуральною повинностію.
Постоянно усиливавшіеся расходы на содержаніе войска еще въ XVIII столѣтіи привели къ цѣлой системѣ натуральныхъ военныхъ повинностей. Сюда принадлежали: помѣщеніе воинскихъ чиновъ, отопленіе и освѣщеніе воинскихъ квартиръ, довольствіе войскъ въ извѣстныхъ случаяхъ провіантомъ и фуражомъ, снабженіе подводами. Отправленіе воинской повинности натурою падало весьма неуравнительно на однѣ мѣстности сравнительно съ другими. Поэтому уже въ прошедшемъ столѣтіи правительство старалось переводить часть натуральныхъ воинскихъ повинностей въ денежныя, обращая ихъ на государственный или губернскій земскій сборъ. Уставомъ 1851 года военная повинность была приведена въ довольно стройную систему, по возможности устранявшую прежній произволъ и неуравнительность; но тяжесть ея, особенно для земскаго населенія, не стала меньше.
Содержаніе и препровожденіе арестантовъ составляло натуральную повинность еще въ XVIII столѣтіи. Съ изданіемъ въ 1817 году новаго устава и съ организаціей новаго этапнаго порядка, на губернскій земскій сборъ отнесено устройство и содержаніе этапныхъ помѣщеній. Впослѣдствіи часть арестантскихъ расходовъ -- содержаніе арестантскихъ ротъ гражданскаго вѣдомства и снабженіе подводами арестантовъ -- отнесены на государственный земскій сборъ.
Наконецъ, земскими сборами удовлетворяются потребности мѣстнаго гражданскаго управленія. На счетъ земскихъ средствъ устраивались помѣщенія, давалось содержаніе чинамъ и подводы для разъѣздовъ по службѣ.
Изъ этого перечня видно, что государственныя земскія повинности составляли прямое пособіе государственному казначейству и піли на удовлетвореніе прямыхъ потребностей правительства, покрыть которыя изъ непосредственныхъ источниковъ казначейства не было возможности. / Отъ этого-то всякая земская повинность въ первоначальной своей формѣ есть повинность натуральная, которая только впослѣдствіи переходитъ въ повинность денежную. Дѣленіе повинностей на государственныя, губернскія и частныя есть не больше какъ административная Классификація, представляющая удобства для финансовой отчетности, но неимѣющая никакого значенія для самихъ плательщиковъ.
Такъ-какъ государственный земскій сборъ являлся поддержкою казначейства и такъ-какъ государственныя потребности, возрастая постоянно, требовали и большаго удовлетворенія, то долженъ былъ рости постепенно и государственный земскій сборъ.
Постепенное возрастаніе государственныхъ земскихъ повинностей видно изъ слѣдующей таблицы.
Такимъ образомъ государственные земскіе сборы, составлявшіе въ періодъ 1814--1816 года 3,884,000, втеченіи 50 лѣтъ возросли до 28,159,000 рублей или увеличились на 725%.
Но эта цифра не выражаетъ еще дѣйствительнаго размѣра всей государственной повинности, потому-что кромѣ денежной существуетъ еще и повинность натуральная. По офиціальнымъ свѣденіямъ оказывается, что въ 1814 году натуральныя повинности составляли 1,301,990 руб. или 16 к. на душу; въ 1848 г.-- 12,766,216 руб. или 75 коп. на душу; въ періодъ 1860--62 г. около 12,000,000 р. или по 50 к. на душу. Присоединяя эту цифру къ денежному исполненію но послѣдней смѣтѣ, получимъ, что общій итогъ государственной земской повинности составляетъ 40,159,000 рублей.
Въ то-же время росли и прямые государственные доходы. Они представляли слѣдующее поступленіе.
Громадное приращеніе доходовъ отъ желѣзныхъ дорогъ не должно быть взято во вниманіе мри разсмотрѣніи этой таблицы, точно также какъ и косвенные налоги на табакъ и сахаръ, и почтовый и телеграфный доходы, ибо увеличеніе ихъ произошло отъ увеличенія сѣти желѣзныхъ дорогъ, отъ развитія свеклосахарной промышленности, увеличенія потребленія табаку и отъ усилившейся корреспонденціи. Иное представляетъ увеличеніе прямыхъ и личныхъ налоговъ. Ихъ возвышеніе произошло не столько отъ увеличенія населенія, сколько отъ прямого усиленія платежей. Съ 1832 по 1870 годъ населеніе Россіи увеличилось на 33,3%, а подати увеличились:
Подушная на 253 проц.
Оброчная " 55 "
Налогъ торговый " 354 "
Или подушная и оброчная подати увеличивались въ шесть разъ скорѣе, чѣмъ росло народонаселеніе.
III.
Изъ сравненія государственныхъ доходовъ съ расходами за сто лѣтъ оказывается, что наши средства были всегда очень ограничены и стояли ниже потребностей.
Въ 1722 году государственный доходъ составлялъ 14,536,000 руб. а расходъ -- 14,873,000 руб., слѣдовательно дефицитъ равнялся 337,000 руб.
Въ 1765 г. доходъ равнялся 21,403,000 руб., расходъ -- 22,991,000 руб.; дефицитъ -- 1,588,000 руб.
Въ 1800 г. доходъ -- 65,700,000 руб. расходъ -- 63,100,000 рублей.
Въ 1869 г. доходъ -- 457,496,000 р. расходъ -- 468,797,000 р.; дефицитъ -- 11,301,000 руб.
Слѣдовательно съ 1722 но 1800 годъ государственный доходъ увеличился на 364%; а съ 1800 по 1869 годъ на 603%.
Дефицитъ, бывшій почти постояннымъ спутникомъ нашей государственной росписи въ прошедшемъ столѣтіи, остался такимъ-же и въ нынѣшнемъ. Въ теченіи 69 лѣтъ излишекъ доходовъ встрѣчается 15 разъ и только въ первой четверти текущаго столѣтія; съ 1832 года и по настоящее время не было ни одного года безъ дефицита. Общая сумма дефицита составляетъ 1,634,244,000 р. Общая сумма излишка дохода надъ расходами -- 81,252,000 руб. или дефицитъ относится къ излишку какъ 1:0,05.
Особенно выдающіеся дефициты начинаются съ 1834 года; въ этомъ году, въ первый разъ во все столѣтіе, дефицитъ вступилъ въ десятки милліоновъ (21 м.); самый большой дефицитъ является въ трехлѣтіе съ 1854--56 годъ, именно: въ 1854 году -- 123,218,000 руб., въ 1855 г.-- 261,850,000 р. и въ 1856 г.-- 265,778,000 р.
Но однимъ дефицитомъ не опредѣляется еще балансъ доходовъ и расходовъ. Уже при императрицѣ Екатеринѣ II средства страны оказывались до того недостаточными для удовлетворенія потребностей государства, что приходилось прибѣгнуть къ займамъ. Въ 1786 г. сдѣланъ первый безпроцентный долгъ, введеніемъ ассигнацій; а въ 1773 и 1748 году -- первый внѣшній заемъ (голландскій). Съ тѣхъ поръ система долговъ является постояннымъ спутникомъ нашего государственнаго хозяйства и и долги ростутъ въ слѣдующей постепенности:
1817 г. Срочные внѣшніе 28,842,000 р.
" внутренніе 18,408,359 "
безсрочные внутренніе 46,355,906,
кредит. учрежденіями 20,000,000 "
безпроц. кред. билет. 238,857,000 "
352,462,265 р.
1827 г. срочные внѣшніе... 25,992,000 "
" внутренніе 10,225,832 "
безсрочн. внѣшніе 70,980,180 "
" внутренніе 74,551,316 "
кредит. учрежденіями 24,000,000 "
безпроц. кред. билет. 170,221,828 "
376,971,156 р.
1837 г срочные внѣшніе... 45,645,250 "
" внутренніе 42,471,820,
безсрочные внѣшніе 105,594,720 "
" внутренніе. 72,726,918 "
кредит. учрежденіями. 127,359,000 "
билет. государс. казн. 11,428,571 "
безпроц. кредита, билет. 170,221,228 "
575,447,507 р.
1847 г. срочные внѣшніе 37,251,121 "
" внутренніе.. 53,714,212 "
безсрочные внѣшніе 160,409,000
" внутренніе 73,909,000 "
кредит. учрежденіями 266,528,000 "
билет. государе. казн. 45,000,000 "
безпроц. кредит. билет. 171,686,918 "
808,498,251 р.
1857 г. срочные внѣшніе 47,369,000 "
" внутренніе.. 151,530,113
" безсрочные внѣшніе } 319,434,894 "
" внутренніе }
кредит. Учрежденіями. 320,000,000
" билет. государс. казн.. 93,000,000 "
безпроц. кредит. билет. 612,458,889 "
1,543,792,896 р.
1867 г. срочные внѣшніе 211,129,500 "
" внутреннее 209,130;000
" безсрочные внѣшніе 278,925,160 "
" внутренніе 203,863,685
" кредит. учрежденіями 37,119,000 "
билет. государс. Казнач. 216,000,000
" по выкупнымъ операц. 216,889,358
" госуд. банка 5% бил. 258,356,000
" безпроц. кред. билеты 568,467,027 "
2,199,879,730 р.
Такимъ образомъ, перевѣсъ потребностей надъ средствами, считая дефицитъ и долги, составляетъ въ теченіи нынѣшняго столѣтія 3,833,123,732 р., иначе сказать, наши внутреннія производительныя силы и слѣдовательно податная способность, на всю эту сумма стояли ниже постепенно возроставшихъ государственныхъ потребностей.
Разсматривая въ частности государственные расходы, т. е. на какіе именно предметы они производились, мы находимъ, что по росписи 1870 года:
На платежи государств. долга назначено 78,375,000 р.
по остальн. министер. и главн. управленіямъ 112,015,000 "
Всего 449,461,000 р.
Изъ этой вѣдомости видно, что содержаніе военныхъ силъ поглощаетъ 35,5% всѣхъ расходовъ; уніата долговъ и процентовъ -- 17,4%, министерство иностранныхъ дѣлъ 0,5%, высшее управленіе, внутренняя администрація и издержки взиманія 30,2%, удовлетвореніе нравственныхъ потребностей и частію экономическихъ нуждъ (святѣйшій синодъ, образованіе, юстиція, пути сообщенія, телеграфы) 16,4%.
Соединяя расходы въ болѣе широкія группы -- государственнаго и политическаго управленія, и государственно-политическаго народнаго удовлетворенія -- получаемъ для первой группы 83,6% и для второй 16,4%.
Чтобы получить общій итогъ всѣхъ расходовъ и общэе процентное отношеніе, нужно присоединить сюда государственные и губернскіе земскіе расходы. Мы ихъ раздѣлимъ на такія-же двѣ группы.
На управленіе и прямыя государственныя нужды изъ 28,15 9,000 р., государственнаго земскаго сбора сходитъ (повинности: военная, этапная и арестантскія роты и содержаніе мѣстныхъ гражданскихъ управленій) -- 12,480,000 р. На государственно-народныя нужды (почтовая и дорожныя) 12,875,000 рублей.
Изъ губернскаго земскаго сбора:
На управленіе и государственныя потребности (мѣстное гражданское управленіе, судебныя и мировыя учрежденія, содержаніе управъ, повинности подводная и квартирная) 10,721,000 р.
На народныя нужды (народное образованіе, медицинская часть, дорожная повинность) -- 4,348,000 р.
Такимъ образомъ, общій расходъ на все государство составляетъ: 489,885,000 руб. и въ томъ числѣ расходы первой группы -- 398,800,000 р. или 81,4% и расходы второй группы -- 91,085,000 р. или 18,6%.
IV.
Цифры приведенныя въ предыдущей главѣ, взятыя безотносительно, не говорятъ ничего. Мы видимъ только, что государственные расходы постоянно превышаютъ доходы, что дефицитъ относится къ излишку какъ 1: 0,05, что расходы собственно на государственныя потребности относятся къ расходамъ на народныя нужды какъ 81,4 къ 18,6 и что въ теченіи нынѣшняго столѣтія доходы увеличились на 603% и еще въ большей пропорціи увеличились государственные расходы.
Чтобы получить вѣрное понятіе о значеніи всѣхъ этихъ цифръ, нужно посмотрѣть, что дѣлалось въ то-же самое время съ государственными росписями другихъ европейскихъ государствъ.
Въ 1815 году государственные доходы всѣхъ государствъ Европы составляли 4,012,800,000 франк.
Въ 1863 году они дошли до -- 9,150,700,000,-- слѣдовательно въ теченіе 48 лѣтъ увеличились на 128%.
Доходы Россіи въ этотъ-же срокъ увеличились съ 144,240,000 р. до 418,974,000 р. или на 190%, т. е. на 62% больше средняго европейскаго возвышенія.
Въ это-же самое время доходы другихъ европейскихъ государствъ увеличились:
въ Испаніи на 317 проц.
" Италіи " 240 "
" Австріи .. " 230 "
" Франціи"162 "
" Пруссіи " 149 "
" Великобританіи " 32 "
Громадное, несоотвѣтственное увеличеніе доходовъ оказывается въ Испаніи, Италіи и Австріи, гдѣ доходы возросли въ 230 -- 317%, тогда какъ народонаселеніе увеличилось въ 30--40%.
У насъ народонаселеніе въ тотъ-же 48-лѣтній періодъ увеличилось на 73%, а доходъ на 190%.
Въ той-же соразмѣрности росли и расходы.
Общіе расходы европейскихъ государствъ за пятилѣтіе 1860-- 1864 г. составляли среднимъ числомъ 2,508,737,500 руб. По государствамъ они распредѣляются:
Франція (среднее за трехлѣтіе 1862--1864) 549,250,000 руб.
Великобританія (1861--63). 433,575,000
" Россія (1864) 412,064,000 "
Австрія (1860--1863) 302,850,000
" Италія (1863) 233,825,000 "
Испанія (1863) 156,925,000 "
Пруссія (1863) 131,375,000 "
Церковная область (1862) 13,375,000 "
Монако (1862) 50,000 "
На каждаго европейскаго жителя среднимъ числомъ падаетъ государственныхъ расходовъ 9 р. 88 к.
въ герцогствѣ Монако 20 р.-- к.
" Церковной области 17 " 67 "
" Англіи 14 " 85 "
" Франціи 14 " -- "
" Италіи 10 " 70 "
" Испаніи 9 " 75 "
" Австріи 8 " 65 "
"Пруссіи 7 " 15 "
" Россіи 5 " 72 "
Въ общемъ расходѣ европейскихъ государствъ расходы на армію и флотъ, содержаніе дворовъ, государственные долги и содержаніе полиціи составляютъ 1,472,461,000 р. или 64,3%.
Отдѣльно по государствамъ эти пять расходныхъ статей составляютъ:
въ Великобританіи. 80 проц. всего расхода
" Австріи 58,9 "
" Россіи 57,3 "
"Италіи 57,3 "
" Франціи 51,5 "
" Пруссіи 44,7 "
" Испаніи 41,1 "
Расходы по остальнымъ предметамъ составляютъ слѣдующій процентъ общихъ расходовъ: