Леонтьев-Щеглов Иван Леонтьевич
О народном театре, Ивана Щеглова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   О народномъ театрѣ, Ивана Щеглова. Москва, 1895 г. Цѣна 1 руб. Вопросъ о томъ, нуженъ ли и полезенъ ли народный театръ, рѣшенъ и, кажется, окончательно въ положительномъ смыслѣ, но до сихъ поръ люди, очень искренно сочувствующіе этому дѣлу, не могутъ сговориться въ томъ, что такое "народный" театръ и какія пьесы пригодны для "народнаго" театра. Г. Щегловъ -- горячій сторонникъ народнаго театра и иныхъ развлеченій для народа, ничѣмъ не отличающихся отъ обычныхъ гуляній и спектаклей, какими пользуются зажиточные люди, кромѣ продажи въ буфетахъ спиртныхъ напитковъ, да еще болѣе осмотрительнымъ выборомъ предлагаемыхъ публикѣ зрѣлищъ. Авторъ даетъ довольно живую картину народныхъ увеселеній на Варгунинскомъ гуляньѣ и въ Васильеостровскомъ театрѣ для рабочихъ въ Петербургѣ и театра "Скоморохъ" въ Москвѣ. Давались пьесы Островскаго и переводныя мелодрамы, Ревизоръ Гоголя и пьесы изъ народнаго быта. Зрители одно одобряли, другое -- нѣтъ, но относились ко всему очень чутко и вполнѣ сознательно, разумно. Судя по наблюденіямъ г. Щеглова, всего менѣе нравятся публикѣ народнаго театра драмы изъ "народнаго" быта. И это понятно и естественно: свою, "народную", жизнь рабочій знаетъ лучше всякаго драматурга, и въ видѣ развлеченій преподносить ему въ праздникъ его собственную повседневность, да еще съ самой мрачной ея стороны, просто глупо. Какую ни пристегивай къ этому мораль, изъ этого ничего не выйдетъ, какъ изъ старой, прискучившей прописи. Наоборотъ, примѣры геройства, смѣлой и самоотверженной борьбы со зломъ, дѣйствуютъ на простыхъ людей въ высшей степени благотворно, отражаются на всей публикѣ энергичнѣйшимъ подъемомъ духа и являются, именно, такимъ поученіемъ, какого только можно желать въ театрѣ. Г. Щегловъ настаиваетъ на томъ, что Шекспиръ, Мольеръ и Викторъ Гюго должны непремѣнно занимать подобающее имъ мѣсто въ репертуарѣ народнаго театра, и г. Щегловъ правъ безусловно, говоря, что не бѣда, если произведенія ихъ будутъ разыграны не первоклассными артистами. Достаточно, чтобы не были они изуродованы и загублены отсутствіемъ ансамбля. Въ знаніи ролей и въ ансамблѣ главная суть дѣла и залогъ успѣха передъ зрителями, не набалованными виртуозностью. Очень серьезныя и длинныя замѣчанія дѣлаетъ авторъ антрепренерамъ театровъ относительно постановки пьесъ въ декоративномъ отношеніи и, вообще, съ внѣшней ихъ стороны. "Русскій народъ,-- говоритъ авторъ, -- менѣе, чѣмъ какой-либо, требователенъ насчетъ обстановки, и развращать его блескомъ и пестротою декорацій -- не значитъ ли подрывать дѣло народнаго театра въ самой его сущности?" Извѣстный французскій критикъ Фр. Сарсэ держится того же мнѣнія и крѣпко стоитъ за сценическую простоту стариннаго театра. Авторъ приводитъ, какъ примѣръ, достойный подражанія, упрощенную постановку произведеній Шекспира на мюнхенской сценѣ. Сущность пьесъ отъ такой простоты ничего не теряетъ, а скорѣе выигрываетъ, и уже во всякомъ случаѣ выигрываютъ зрители тѣмъ, что избавляются отъ длинныхъ антрактовъ. Выигрываютъ антрепренеры, такъ какъ, при дешевизнѣ постановки, могутъ давать большее число новыхъ пьесъ, отъ чего опять-таки въ выигрышѣ останется публика. Нужны ли какія-либо особливыя пьесы для народнаго театра? Г. Щегловъ въ концѣ книжки говоритъ, что для народнаго театра надо разыскивать старыя, забытыя пьесы, сложенныя самимъ народомъ (вродѣ Кедрилъ-Обжора, Царь Максимиліанъ и непокорный сынъ его Адольфъ и т. под.), которыя сохранились гдѣ-то въ спискахъ и могутъ быть заново передѣланы для сцены. Авторъ находитъ, что эти пьесы, хотя и грубы, но веселы и подходятъ подъ вкусы "народа". Ничего нельзя возразить противъ возобновленія такихъ пьесъ съ тѣмъ, однако, чтобы веселое изъ нихъ было заимствовано, а грубое откинуто. Мы думаемъ, что не слѣдуетъ тѣшить народъ "грубостями". Во всякомъ же случаѣ изъ существующихъ пьесъ, изъ старыхъ, заброшенныхъ большими сценами водевилей и комедій можно составить очень хорошій репертуаръ для народнаго театра, и такихъ пьесъ хватитъ на нѣсколько лѣтъ. Вся задача въ томъ, чтобы распорядители театровъ относились къ дѣлу съ любовью и разумно, не превращали бы народный театръ въ кафе-шантанъ и въ оперетку, не развращали-бы народъ дрянными куплетами, гадкими анекдотцами, неподходящими стихотвореніями и не удручали бы нытьемъ изъ "народнаго быта". Люди, интересующіеся народнымъ театромъ, найдутъ въ книжкѣ г. Щеглова не мало дѣльныхъ и полезныхъ замѣчаній.

"Русская Мысль", кн.IV, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru