Шашков Серафим Серафимович
Индустан и англичане

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИНДУСТАНЪ И АНГЛИЧАНЕ.

III.

   Переходъ, власти надъ Индіей въ руки правительства не избавилъ страну отъ деспотизма: ею неограниченно начало управлять индійское министерство, контролировать дѣйствія котораго парламентъ не въ состояніи. Новые правители ни въ чемъ существенномъ не измѣнили старой системы, и уничтоженіе Компаніи вовсе не было кореннымъ переворотомъ для Индіи.
   Военные грабежи, о которыхъ мы говорили въ первой статьѣ, медленно, но постепенно регулировались и переходили въ мирную и систематическую эксплуатацію страны. Чиновникамъ назначалось громадное жалованье, акціонерамъ выдавался произвольно возвышенный дивидендъ, остъ-индское управленіе все больше и больше входило въ долги и платило за нихъ милліоны процентовъ, численность арміи увеличилась и содержаніе ея въ 1871 г. стоило уже 16,500,000 фунтовъ. Система налоговъ, изобрѣтенная англичанами по отношенію къ Индіи, ничѣмъ не уступала тѣмъ "денежнымъ набѣгамъ", которые совершалъ Гэстингсъ. Главные доходы въ Индіи получаются съ земли и съ монополій соли, опія и другихъ предметовъ; разныя случайности, напр., неурожаи, засухи подвергаютъ количество этихъ доходовъ сильнымъ колебаніямъ. Поэтому англичане постоянно отыскивали новые и новые предметы обложенія и возвышали сборы до такой степени, что нерѣдко доводили народъ до открытаго бунта. Въ 181.0 г. лордъ Минто ввелъ налогъ на окна. Народъ заволновался. Жители Бенареса; индусы и мусульмане, брамины и судры, женщины и дѣти, даже всѣ уличные воры, въ числѣ 200,000 человѣкъ, заперли лавки и прекратили рѣшительно всѣ занятія, объявивъ, что они не возвратятся къ нимъ, пока несправедливый налогъ не будетъ отмѣненъ. Его принуждены были отмѣнить. Лордъ Торрингтонъ, въ свое кратковременное управленіе Цейлономъ (1847 -- 1850 г.), возвысилъ гербовыя пошлины, обложилъ крупными налогами собакъ, охотничьи ружья, лавки, магазины и ввелъ поголовную дорожную повинность натурой. Все это произвело кровопролитное возстаніе 1848 г. Въ Ориссѣ исторія англійскаго владычества началась грабежами и народными волненіями. Каждый годъ правительство получало длинные списки собственниковъ, которые отбивались отъ сборщиковъ съ оружіемъ въ рукахъ или бѣжали отъ нихъ въ лѣса и тростниковыя заросли. Въ 1830 г. администрація Ориссы стоила 150,000, а въ 1870 году -- 316,852 ф. ст. Въ такой-же степени увеличились и налоги. Нѣкоторые изъ нихъ сильно возвышаютъ цѣны на первыя жизненныя потребности. Таковъ налогъ на соль. Въ Бевгалѣ соль стоитъ собственно около 6 копеекъ центнеръ, а налогъ на нее составляетъ
   2 рубля 62 копейки! Народъ, вслѣдствіе этого, употребляетъ очень мало соли, а это вредно отзывается на благосостояніи всего населенія. Вообще индійскіе расходы въ 1856 г. составляли 33,378,000 ф. ст., а въ 1870 г. возвысились до 50,782,000 фунтовъ. Въ такой-же степени нозрасли налоги и увеличилась бѣдность. Съ перваго взгляда сумма индійскихъ налоговъ не велика, потому что, раздѣливъ ее на число жителей, оказывается, что каждый изъ нихъ платитъ въ годъ не болѣе 7 шиллинговъ, т. е. 2 рублей и 14 коп., между тѣмъ какъ каждый англичанинъ уплачиваетъ ежегодно не меньше 19 рублей. Но надо принять во вниманіе слѣдующее обстоятельство. Англія, производительность которой опредѣляется въ 900,000,000 ф. ст., платитъ налоговъ 72,000,000, а Индія, производя ежегодно меньше, чѣмъ на 300,000,000, уплачиваетъ болѣе 50,000,000. Слѣдовательно, съ каждаго фунта стерлинговъ уплачивается въ Индіи 3 ш. 4 пенса, а въ Англіи 1 ш. 8 п. Эта разница становится еще ощутительнѣе оттого, что 19/20 англійскихъ налоговъ снова обращаются въ тотъ-же народъ, съ котораго взяты, а большая часть денегъ, взимаемыхъ съ Индіи, увозится въ Англію. Кромѣ налоговъ, съ Индіи выжимается ежегодно отъ 6 до 8 милліоновъ процентовъ за долгъ, не говоря уже о тѣхъ неисчислимыхъ, но громадныхъ убыткахъ, которые терпитъ бѣдный народъ, входя въ долги для уплаты податей и попадая вслѣдствіе этого въ кабалу къ сборщикамъ щ, другимъ спекулаторамъ, сосущимъ эту страну.
   Налоги разорили народную массу еще во второй половинѣ прошлаго вѣка, и лордъ Корнуэльсъ настаивалъ на необходимости коренной реформы, которая "могла-бы возстановить благоденствіе страны и дать ей возможность приносить существенныя выгоды британскимъ интересамъ и власти въ этой части міра".
   Выла произведена поземельная реформа. Во многихъ мѣстностяхъ южной и западной Индіи до сихъ поръ сохранилась еще сельская община. Первоначально вся индійская земля находилась въ общинномъ владѣніи и считалась собственностью обработывавшихъ ее лицъ. Община управлялась сама собой, выбирала свои власти, вступала въ союзы съ другими общинами для отраженія непріятеля и уплачивала правительству 1/6, 1/8 или 1/12 своихъ продуктовъ, смотря по производительности земли. Мусульманскіе завоеватели, считавшіе государя единственнымъ владѣльцемъ земли, значительно измѣнили эту систему землевладѣнія. Для сбора налоговъ они назначали или выборныхъ или опредѣленныхъ правительствомъ чиновниковъ, которые назывались земиндарами или талукдарами. Нѣкоторымъ изъ нихъ жаловались земли; другіе завладѣвали землями сами, взимали вынужденную дань и, наконецъ, вступивъ въ соглашеніе съ правительствомъ, вступали въ роль управителей; третьи, благодаря смутамъ и злоупотребленіямъ, изъ простыхъ сборщиковъ податей превращались въ феодальныхъ деспотовъ; четвертые, взявъ на откупъ налоги, также присвоили себѣ власть надъ подвѣдомственною землею. Всѣ эти сборщики, правители, арендаторы и помѣщики стремились превратить свои права въ наслѣдственныя, хотя собственно въ теоріи никогда по признавалось за ними права собственности и землею владѣлъ обработывавшій ее народъ.
   Англичане рѣшились воспользоваться земиндарами, чтобы реформировать Индію по своему аристократическому шаблону и ввести въ нее крупное землевладѣніе. Исполнителемъ этой реформы былъ выбранъ лордъ Корнуэльсъ, который сначала безуспѣшно боролся противъ освобожденія Соединенныхъ Штатовъ, а потомъ порабощалъ Ирландію. Въ 1.793 г. 30,000.000 жителей Бенгала, Ба гора и Ориссы однимъ почеркомъ пера лишены были земель, которыми владѣли они и ихъ предки. Сборщики и откупщики податей, лица, считавшіяся владѣтелями земли, благодаря восточной анархіи и обману, обращены въ наслѣдственныхъ землевладѣльцевъ, обязанныхъ представлять англичанамъ всѣ налоги съ земледѣльцевъ, низведенныхъ въ жалкое положеніе арендаторовъ. На югѣ полуострова, гдѣ мусульмане никогда не достигали полнаго господства и гдѣ древнеиндійскія общинныя учрежденія сохранились въ цѣлости, англичане, несмотря на всѣ свои усилія, никакъ не могли найти даже и такой тѣни крупныхъ землевладѣльцевъ, какъ земиндары. Здѣсь стали давать землевладѣльческія права каждому, кто соглашался принять ихъ вмѣстѣ съ обязанностью принять однажды навсегда установленный налогъ. Народъ былъ ограбленъ и его земля отдана разнымъ кулакамъ и тунеядцамъ. Это возмутило даже мирныхъ и раболѣпныхъ индусовъ. Они упорно отказывались повиноваться вновь испеченнымъ помѣщикамъ, не платили имъ налоговъ и начинали съ ними нескончаемыя тяжбы, несомнѣнно доказывавшія, что всѣ мнимыя права этихъ ланд-лордовъ основаны на произвольномъ захватѣ, на недоразумѣніи и обманѣ. Дѣла запутались въ высшей степени. Противъ одного земиндара велось однажды 3,000 процессовъ, Земледѣльцы не платили; земиндары тоже оказывались несостоятельными передъ правительствомъ, и ихъ права продавались новымъ землевладѣльцамъ, власть которыхъ надъ земледѣльцами была значительно расширена. Народъ былъ окончательно разоренъ. Крупные землевладѣльцы жили въ большихъ городахъ, а ихъ агенты опустошали помѣстья и въ ихъ, и въ свою пользу. Народъ разбѣгался въ разныя стороны, усилились разбои, начались голодовки.
   Несмотря на это, система Корнуэльса съ нѣкоторыми видоизмѣненіями была введена почти во всѣ индійскія провинціи,-- въ Аудѣ и Бенгалѣ заведены крупные землевладѣльцы; въ сѣверозападныхъ и центральныхъ провинціяхъ -- менѣе крупные; въ Пенджабѣ -- мелкопомѣстные, и только въ Мадрасѣ да Бомбеѣ владѣльцами земли оставлены большею частію сами крестьяне за опредѣленный налогъ.
   Крупные землевладѣльцы, накупивъ какъ можно больше земли, почти никогда но посѣщаютъ своихъ помѣстій, а живутъ въ большихъ городахъ, окруженные всею роскошью, выписанною изъ Парижа и Лондона. Само собою понятно, что ихъ прикащики и управляющіе не церемонятся съ народомъ. Но послѣднему въ крупныхъ помѣстьяхъ все-таки нѣсколько лучше, чѣмъ въ мелкихъ, на которыя больше и больше раздробляется индійская земля. Помѣщики дѣлятъ свои земли между родственниками, отказываютъ ихъ монастырямъ и другимъ религіознымъ учрежденіямъ, жалуютъ ихъ во временное пользованіе своимъ служителямъ, любовницамъ и т. д. Въ концѣ концовъ выходитъ страшная путаница: одной и той-же землей пользуется на разныхъ правахъ нѣсколько владѣльцевъ; арендные участки до того мельчаютъ, что крестьянинъ дѣлается арендаторомъ двухъ-трехъ помѣщиковъ; бѣднѣетъ народъ, бѣднѣютъ и землевладѣльцы. Въ провинціи Орисса было
   Къ числу самыхъ крупныхъ и самыхъ вредныхъ землевладѣльцевъ принадлежитъ духовенство. Въ Ориссѣ нѣтъ почти ни одной деревни, часть земли которой не принадлежала-бы монастырю или храму. Сотни монастырей въ провинціи владѣютъ землями, моющими не менѣе 4,000,000 фун. и получаютъ съ нихъ ежегоднаго дохода болѣе 150,000 ф. Кромѣ того есть цѣлыя деревни, съ лучшими въ странѣ угодьями, которыя до сихъ поръ принадлежатъ аристократическимъ браминскимъ фамиліямъ.
   Такимъ образомъ Индія подвергнута всѣмъ невыгодамъ и бѣдствіямъ крупнаго и мелкаго помѣщичьяго землевладѣнія.
   Земледѣльцы раздѣляйся на арендаторовъ и наемниковъ. Крестьяне дѣлятся на наслѣдственныхъ и временныхъ или перехожихъ (migratory). Первые пользуются землей на правахъ наслѣдованія, но за то и платятъ больше, чѣмъ пришлые. Кромѣ аренды, съ нихъ взимаются еще и другіе налоги, число которыхъ въ округѣ Чилка простирается до 23. Если сынъ или дочь помѣщика вступаетъ въ бракъ, крестьянинъ платитъ; онъ платитъ, когда помѣщикъ умираетъ; платитъ ему за право сходить на поклоненіе святымъ, мѣстамъ, за право развести сахарный тростникъ, водвитуть какую-нибудь постройку и т. д. Перехожіе или кочующіе землепашцы вовсе по имѣютъ дома или имѣютъ его въ другой деревнѣ и за право построить его платятъ особый налогъ; землевладѣлецъ можетъ всегда согнать ихъ съ земли; они даже за плату не могутъ пользоваться принадлежащими деревнѣ пастбищами и топливомъ. Еще хуже положеніе многочисленныхъ безземельныхъ пролетаріевъ, число которыхъ постепенно увеличивается и часть которыхъ работаетъ на пашнѣ въ качествѣ поденьщиковъ. Народъ плохо питается, животъ въ дурныхъ помѣщеніяхъ, скотъ плохъ до того, что во многихъ мѣстахъ два вола не въ силахъ тащить плуга. Подати и налоги выплачиваются съ грѣхомъ пополамъ. Крестьяне входятъ въ неоплатные долги разнымъ кабалителямъ. Въ деревняхъ живутъ обыкновенно хлѣботорговцы и ихъ прикащики, которые скупаютъ или забираютъ за долгъ весь хлѣбъ, еще неснятый съ ноля. Даже защитникъ англо-индійской системы, Гёнтеръ, сознается, что всѣ эти эксплуататоры -- "продуктъ. британскаго управленія". Англичане хвалятся, что они прорыли великій индійскій и другіе каналы, проложили новые пути сообщенія, прорѣзали страну желѣзными дорогами; по все это, увеличивъ вывозъ индійскаго сырья и въ частности хлѣба, самымъ гибельнымъ образомъ отозвалось на народной массѣ и усилило значеніе упомянутыхъ спекуляторовъ. "Скупщики хлѣба, говоритъ тотъ-же Гёнтеръ, воспользовались англійскою предпріимчивостью. Новые капиталы были пущены въ это дѣло. Вывозъ увеличивается съ каждымъ годомъ и страна лишается запаса, необходимаго для такихъ. бѣдственныхъ эпохъ, какъ голодный 1860 годъ". Большинство землепашцевъ живетъ въ неоплатныхъ долгахъ у этихъ скупщиковъ, у землевладѣльцевъ и у деревенскихъ ростовщиковъ.
   Положеніе землепашцевъ еще не самое худшее. Милліоны индійскаго безземельнаго пролетаріата живутъ подъ ежедневнымъ страхомъ голодной смерти. Они принадлежатъ къ многочисленнымъ, болѣе или менѣе презираемымъ кастамъ, напр. солеваровъ, кожевниковъ, кузнецовъ, гончаровъ и т. д. Въ округѣ Пури такихъ отверженныхъ кастъ 57 названій, въ Баласорѣ 49 и т. д. Все это люди крайне бѣдные, полунагіе, большею частію бездомные. Они работаютъ, какъ вьючныя животныя и получаютъ за. это нищенскую плату. Впрочемъ, задѣльная плата постепенно возвышается. Въ Баласорѣ поденьщикъ земледѣлецъ получалъ въ сутки въ 1850 году около 3 1/2 копеекъ, а въ 1871 г. 7 1/2 коп., плотникъ въ 1850 г. получалъ 7 1/2 коп., а въ 1871 г.-- 12 1/2 коп., кузнецы и каменьщики въ 1850 г.-- 8 коп., а теперь -- 15 коп. Но это возвышеніе платы только призрачное, потому что въ то-же время болѣе чѣмъ удвоились цѣны на всѣ жизненныя потребности. Поденщикъ земледѣлецъ, получавшій въ 1850 г. отъ 12 до 15 фунтовъ хлѣба, и теперь получаетъ столько-же. Плата натурой не увеличилась, а денежная въ сущности даже нѣсколько уменьшилась при всемъ своемъ номинальномъ возвышеніи. Въ Баласорѣ, напр., втеченіи послѣднихъ двадцати лѣтъ цѣнность народной пищи почти удвоилась, а задѣльная плата увеличилась на одну треть съ небольшимъ... Въ настоящее время сотни тысячъ этихъ пролетаріевъ заняты въ общественныхъ работахъ, при постройкѣ желѣзныхъ дорогъ, при рытьѣ каналовъ и т. д. Что будетъ съ ними, когда кончатся эти временно усиленныя работы? Даже голодная смерть и эпидеміи не въ состояніи избавить отъ нихъ Индію. Вовремя голода 1866 г. нѣкоторыя касты вымерли вовсе, а изъ пролетаріевъ вообще умерло больше половины; но теперь уже всѣ погибшіе замѣщены новыми. Вообще, несмотря на всѣ бѣдствія, народонаселеніе Индустана увеличивается. Въ Ориссѣ, напр., въ 1822 г. было жителей 1,296,000, а въ 1869 г. 2,319,000.
   Такимъ образомъ поземельная реформа во многихъ отношеніяхъ ухудшила, положеніе народа сравнительно съ періодомъ, предшествовавшимъ англійскому владычеству. Такъ, напр., была превращена чуть не въ пустыню цвѣтущая земля роилловъ. Майзоръ, по словамъ знаменитаго историка Индіи, "подъ властью Типпо Саиба былъ самою обработанною страною, а его жители самымъ счастливымъ народомъ въ Индіи. Подъ англійскцмъ-же управленіемъ жители Карнатика и Ауда сдѣлались самыми несчастными людьми на землѣ, и даже Бенгалъ подвергся всѣмъ бѣдствіямъ, какія только можетъ навлечь самое дурное правительство" (Mill). "Мусульмане, говоритъ Шоръ, гораздо больше заботились о благѣ народа, чѣмъ мы. Одинъ только султанъ Фирусъ Тохлакъ построилъ 50 рѣчныхъ плотинъ для орошенія полей, 40 мечетей, 30 учебныхъ заведеній, 100 каравансараевъ, 30 бассейновъ для сохраненія воды внутри страны, 1.00 больницъ, 150 мостовъ, 100 общественныхъ бань и множество другихъ полезныхъ заведеній. Его примѣру слѣдовали Акберъ, Шахъ Джеханъ и др. Всѣ эти учрежденія подъ англійскимъ владычествомъ превратились въ развалины". Съ тѣхъ поръ англичане кое-что сдѣлали въ этомъ отношеніи, но далеко еще не вознаградили страну за разрушенныя ими магометанскія сооруженія. Они занимаются главнымъ образомъ дорогами и каналами, выгодными преимущественно для торгующаго класса, и мало обращаютъ вниманія на плотины, отводные и оросительные каналы, запасные водные бассейны, безусловно необходимые для предотвращенія вредныхъ послѣдствій засухъ и наводненій, весьма частыхъ въ Индіи. Въ Баласорѣ въ памяти живущаго теперь поколѣнія было четыре гибельныхъ засухи, въ 1836, 1839. 1840 и 1865 гг. Въ Каттакѣ наводненія, сопровождаемыя ужаснымъ голодомъ, были въ 1832, 1835, 1849, 1852, 1857, 1858, 1863, 1867 гг., а не менѣе ужасныя засухи въ 1834, 1837, 1840, 1841, 1866 гг.! Голодовки, производимыя этими естественными бѣдствіями и человѣческими злоупотребленіями, не имѣютъ ничего подобнаго себѣ въ новой исторіи. Въ 1870 году въ Бенгалѣ умерло съ голода около 10,000,000 человѣкъ и треть страны опустѣла въ цѣлые двадцать лѣтъ. Въ 1865--1866 г. въ одной только провинціи Орисса изъ 2,600,000 жителей умерло отъ голода болѣе 1,000,000 человѣкъ.
   Другой ужасный бичъ народа -- болѣзни, эпидемическія и эндемическія. Главная причина, ихъ въ экономическомъ запустѣніи страны и народной бѣдности. Вотъ, напр., округъ Пури. Жители пьютъ вонючую воду, вовсе не ѣдятъ мяса и почти вовсе -- масла; соли, но ея дороговизнѣ, потребляютъ очень мало; одежда состоитъ изъ лохмотьевъ, едва прикрывающихъ тѣло. Вслѣдствіе этого одна часть народонаселенія постоянно страдаетъ изнурительными лихорадками, другая неизлечимо поражена элефантіазисомъ, третья ежегодно страдаетъ кровавымъ поносомъ, четвертая ежегодно погибаетъ отъ холеры, пятая часто подвергается оспѣ. Эпизоотіи похищаютъ нерѣдко отъ 50 до 90% скота.-- Округъ Баласоръ. Гигіеническія условія народной жизни тѣ-же самыя, и вотъ результаты:
   Вольныхъ элефантіазисомъ отъ 25 до 50%
   " водяной грыжей 25%
   " сифилисомъ 40%
   Независимо отъ этого въ сильной степени и постоянно свирѣпствуютъ лихорадки, ревматизмы, поносы, такъ что на каждаго жителя среднимъ числомъ приходится не менѣе двухъ серьезныхъ болѣзней, кромѣ эпидемическихъ!.. Всѣ эти болѣзни поражаютъ преимущественно низшіе классы народа. Холера, эта ужасная и постоянная гостья Индіи, приписывается дурной рисовой пищѣ, которая, превращаясь въ экскременты, дѣлаетъ ихъ заразительными. Дурная-же пища, и питье порождаютъ и большую часть другихъ болѣзней, которыя свирѣпствуютъ съ особенною силою въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ болѣе скучивается народа. Въ этомъ отношеніи разиня религіозныя празднества и пилигримства служатъ одною изъ главныхъ причинъ смертоносныхъ эпидемій. Такъ, напр., на праздники стекается отъ 50 до 300 тысячъ пилигримовъ. Они живутъ и питаются здѣсь очень скудно, и отправляются назадъ почти нагими, безъ куска хлѣба. Отъ голода и эпидемій въ Пури и на обратномъ пути ежегодно умираетъ ихъ отъ 10 до 50 тысячъ... А такихъ благословенныхъ мѣстъ, такихъ праздниковъ и такой религіозной смертности въ Индіи не мало!
   Поземельная реформа, водворившая въ странѣ экономическую неурядицу и бѣдность, не могла быть осуществлена вполнѣ. Семьдесять лѣтъ англичане поддерживали ее всѣми правдами и неправдами и все-таки, наконецъ, пришли къ убѣжденію, что она и не осуществима, и вредна, какъ для народа, такъ и для финансовыхъ цѣлей самого правительства. Общинное землевладѣніе, правда, въ измѣненной и испорченной формѣ, было возстановлено въ сѣверозападныхъ провинціяхъ и Пенджабѣ. Но зло, произведенное поземельною реформой, до сихъ поръ продолжаетъ тяготѣть надъ большею частью Индіи. Не менѣе зла нанесла послѣдней и торговая политика Англіи. Вся торговля съ Индустаномъ, какъ и съ другими колоніями, была захвачена, англичанами, которые постарались сдѣлать индійцевъ своими поставщиками сырья и покупателями своихъ мануфактурныхъ издѣлій, выдѣланныхъ большею частью изъ того-же индійскаго сырья. До англійскаго владычества Индія славилась своими мануфактурами. Выдѣлкою тканей, и грубыхъ и самыхъ утонченныхъ, занималась цѣлая половила жителей Индустана. Англичане погубили всю эту промышленность, которая давала жизнь цвѣтущимъ городамъ и средства для существованія милліонамъ людей. Они обложили тяжелыми налогами всѣ машины, всѣ орудія производства. "Маслобойня, печь гончара, инструменты золотыхъ дѣлъ мастера, пила лѣсопильщика, наковальня кузнеца, топоръ плотника, ткацкій станокъ, лодка рыбака -- все было подвергнуто налогу. Не пропущена ни одна какая-бы то ни было машина" (Кэри). Облагая самыми высокими пошлинами индійскія мануфактуры, не допуская въ Индію никакихъ англійскихъ техниковъ, Англія, наконецъ, вовсе запретила ввозъ машинъ въ нее. Индійскія мануфактуры были окончательно убиты и народъ принужденъ былъ сосредоточить весь свой трудъ на земледѣліи, при самыхъ невыгодныхъ условіяхъ аристократической поземельной реформы. Городская жизнь развита очень плохо, и въ то время, какъ сельское населеніе увеличивается, городское во многихъ случаяхъ уменьшается. Даже Калькутта до настоящаго столѣтія была сборищемъ нѣсколькихъ деревень (Hunter, II, 131, Appendix, 11). Въ главномъ городѣ Валасора до сихъ поръ преобладаетъ сельская жизнь и'каждый почти житель имѣетъ за городомъ свою пашню.
   Систематическое уничтоженіе мануфактурной и промышленной дѣятельности въ Индіи отдало страну въ безусловное распоряженіе англійскихъ фабрикантовъ. Индіецъ отдавалъ англичанину фунтъ хлопка за 1 1/2 копейки и получалъ его обратно въ переработанномъ видѣ на англійскихъ фабрикахъ за 45--50 коп. Обработка дешеваго сырья и дорогая плата за англійскія мануфактуры разорили Индію не менѣе, чѣмъ поземельная реформа... Такія бѣдствія едва-ли когда нибудь бывали въ исторіи торговли; равнины Индіи бѣлѣютъ костями ткачей хлопчатой бумаги", писалъ въ 1835 г. генералъ-губернаторъ. За то сбытъ британскихъ произведеній въ Индію возрасталъ съ изумительною силою. Въ нее ввозилось:
   Англійская юстиція также не мало содѣйствовала разоренію и угнетенію Индіи. Судебный произволъ временъ Гастингса и Импи не повторялся болѣе въ такихъ размѣрахъ, но взяточничество и торговля правосудіемъ не исчезли даже вплоть до настоящаго времени. "Лжеприсяга, говоритъ Гентеръ, была существенною принадлежностью каждаго процесса. Одинъ обвиняемый въ убійствѣ подсудимый заявляетъ, что его обвинитель подкупленъ 36-ю центнерами риса, и потомъ требуетъ, чтобы онъ въ доказательство своего доноса подержалъ руку въ кипящемъ маслѣ. Въ другомъ судебномъ документѣ читаемъ: "уплачено одной браминской женщинѣ за свидѣтельство подъ присягой, по приказанію комитета. 9 фунтовъ 10 шиллинговъ". Одинъ судья вовсе заперъ судъ и, получая жалованье, занимался торговлей; другой всегда рѣшалъ дѣла въ пользу той стороны, которая представляла ему болѣе длинную просьбу; судьи сплошь и рядомъ брали съ обѣихъ сторонъ и обвиняли ту, отъ которой получали меньше; судьи и полиція находились въ стачкѣ съ ворами и разбойниками и т. д. Туземцы избѣгали суда, потому что онъ былъ слишкомъ дорогъ, медленъ и несправедливъ, а англійскіе законы, въ большинствѣ случаевъ, шли въ разрѣзъ съ индійскими обычаями и понятіями. Въ 1834 г. была образована въ Лондонѣ комиссія для составленія индійскаго кодекса; но эти законы, выработанные знатоками индійской жизни, не были введены въ практическую жизнь, благодаря противодѣйствію Компаніи. Теперь по уголовнымъ дѣламъ европейцы въ Индіи судятся по англійскимъ, а туземцы по индійскимъ законамъ, съ участіемъ присяжныхъ изъ туземцевъ, которые даютъ спой приговоръ и по многимъ гражданскимъ дѣламъ. Суды высшей инстанціи состоятъ изъ англичанъ, а низшихъ инстанцій -- или изъ англичанъ и туземцевъ или изъ однихъ туземцевъ. Европейскіе судьи назначаются исключительно изъ воспитанниковъ юридической коллегіи въ Гэлэбери. Адвокаты держатъ весьма серьезный экзаменъ въ комиссіи, состоящей изъ индійскихъ и туземныхъ юристовъ.
   Англичане не могутъ нахвалиться, что они уменьшили въ Индіи разбои, въ особенности морскіе. Дѣйствительно, они разрушили множество поселеній морскихъ разбойниковъ и тѣмъ до нѣкоторой степени водворили миръ на морѣ; но съ другой стороны они и голландцы, своими притѣсненіями создавая многочисленный пролетаріатъ, заставляли его удаляться изъ общества и тѣмъ чрезвычайно усилили разбойничьи шайки малайскаго моря. Что-же касается материка, то здѣсь воровства и разбои не только не уменьшились, но по временамъ даже усиливались. Такъ, напр., въ первой половинѣ настоящаго столѣтія по всему Индустану раскинула свою организацію каста пиповъ, или воровъ, состоявшая изъ отщепенцевъ всѣхъ кастъ, имѣвшая свой особый языкъ, свои школы, даже свою богиню,-- богиню смерти. Разбои и убійства таговъ, таинственность, которою была облечена вся жизнь ихъ, дикій видъ этихъ совершенно нагихъ людей, вооруженныхъ кинжалами, наполнили ужасомъ всю страну. "Ужели не укоряетъ тебя совѣсть за убійство столькихъ невинныхъ людей"? спросили одного атамана таговъ.-- "Нисколько, отвѣчалъ онъ. Развѣ можетъ человѣкъ чувствовать угрызенія совѣсти при отправленіи своего ремесла? Не указало-ли провидѣніе особое ремесло каждому изъ насъ? Я никогда не убивалъ: я только орудіе чьей-то воли, которая присуждаетъ къ смерти за грѣхи".-- "Я никого не обижалъ, говорилъ другой разбойникъ,-- кто добровольно отдавалъ мнѣ свое имущество. Если-же онъ сопротивлялся, то я наказывалъ его и убивалъ. Развѣ вы, англичане, поступаете иначе? Мы дѣлаемъ въ малыхъ размѣрахъ то-же самое, что вы въ большихъ; вѣдь вся ваша власть основана на произволѣ и насиліи!.."
   Успѣхи христіанскихъ миссій въ Индіи до сихъ поръ такъ-же ничтожны, какъ и въ Японіи и въ Китаѣ. Христіанскіе миссіонеры являлись въ Индіи еще въ первые вѣка нашей эры и не оставили послѣ себя почти никакихъ слѣдовъ. Католическіе миссіонеры, пришедшіе съ португальцами, также не могли подѣлать ничего и, имѣя въ виду главнымъ образомъ только распространеніе власти своей церкви, начали поддѣлываться къ индійскимъ понятіямъ и обычаямъ. Такъ, напр., іезуитъ Нобили (1577--1656), принявъ имя всевѣдущаго (Tatwa Bodhi), выдавая себя за брамина и раджу, поддѣлалъ будто-бы древній санскритскій документъ, доказывающій, что римскіе брамины старше индійскихъ и происходятъ по прямой линіи отъ Брамы. Побили велъ жизнь брамина, толковалъ Веды, творилъ чудеса и, перемѣшивая браманизмъ съ христіанствомъ, проповѣдывалъ ученіе какой-то четвертой Веды, будто-бы открытой имъ. Другіе католическіе миссіонеры дѣйствовали подобнымъ-же образомъ и своими наглыми обманами возбуждали въ индусахъ только одно отвращеніе къ себѣ. Католицизмъ рѣшительно не прививался къ Индіи. Протестантскія секты, миссіонеры которыхъ чрезвычайно распространились въ Индіи съ конца прошлаго столѣтія, также не имѣли успѣха, хотя и находили усердную поддержку въ правительствѣ. Дошло до того, что, назначая въ Индію епископовъ и другихъ духовныхъ, правители заставляли магометанъ, индусовъ и буддистовъ содержать ихъ! На Цейлонѣ въ 1848 г. туземцы платили на содержаніе англиканскаго духовенства 10,220, а на училища только 8,817 ф. ст. Въ 1851 г. Жители Индустана, браманисты и магометане, уплачивали въ пользу того-же духовенства 112,425, а на школы только 66,993 фунт. Духовенство Англіи, такимъ образомъ, получало извѣстную долю въ индійской добычѣ... Обращенныхъ въ христіанство такъ мало, что даже сами миссіонеры откровенно признаютъ безплодность своихъ трудовъ. Брамины и муллы противодѣйствуютъ имъ на каждомъ шагу, возбуждая фанатизмъ въ народной массѣ и распространяя между людьми образованными индусскіе переводы сочиненій Штрауса и Ренана... Безплодныя усилія миссіонеровъ только поддерживаютъ фанатическую ненависть туземцевъ къ англичанамъ и содѣйствуютъ тому, что каждое возстаніе принимаетъ характеръ священной войны противъ невѣрныхъ. Поэтому лучшіе знатоки Индіи всегда совѣтовали правительству не раздражать народъ съ этой самой чувствительной стороны и не поддерживать миссіонерской дѣятельности.
   

IV.

   Угнетеніе и разореніе страны давно уже поселили въ туземцахъ заклятую ненависть къ британцамъ. Возстанія идутъ черезъ всю исторію англійскаго владычества и значительная часть двухсотмилліоннаго народонаселенія находится въ постоянномъ, традиціонномъ заговорѣ противъ "рыжихъ варваровъ." Различныя племена и вѣроисповѣданія Индіи питаютъ другъ къ другу самую фанатическую ненависть, по англійское владычество значительно ослабило эту взаимную вражду и обратило на себя соединенныя силы всѣхъ вѣроисповѣданій. Жители Цейлона, подъ сѣнію своего палладіума, зуба Будды, совершали серьезные мятежи въ 1817, 1823, 1834, 1843 и 1848 годахъ, причемъ буддистское духовенство стояло всегда во главѣ возстанія. Племя сейковъ также исповѣдывало всегда религію войны противъ невѣрныхъ. Вялые индусы до сихъ поръ ненавидятъ христіанъ, считая ихъ нечистыми животными, отверженными Брамой. Одинъ браминъ, сопровождавшій путешественника Бёриса, по своемъ возвращеніи, былъ отвергнутъ обществомъ, какъ нечистая тварь, какъ парія. Еще сильнѣе фанатическая ненависть магометанъ къ англичанамъ. Кромѣ общихъ причинъ, возбуждающихъ эту ненависть во всѣхъ жителяхъ Индіи, мусульмане имѣютъ еще много особенныхъ побужденій къ заклятой ненависти къ британскимъ гяурамъ. Мусульманская аристократія, владѣвшая и управлявшая прежде страной, теперь отодвинута англичанами на задній планъ. Ни въ военной, ни въ гражданской службѣ магометане не получаютъ видныхъ должностей. Въ 1871 г. въ Бенгалѣ, напр., изъ 2,111 гражданскихъ чиновниковъ было европейцевъ 1,338, индусовъ 681 и мусульманъ только 92. Отчасти религіозные предразсудки, отчасти распоряженія самого правительства повели къ тому, что магометане несравненно меньше индусовъ пользуются средствами народнаго просвѣщенія. Въ 1860--1862 г. въ англо-индійскихъ школахъ на 10 индусовъ приходился только 1 магометанинъ. Англичане на деньги, завѣщанныя однимъ мусульманиномъ на "благочестивыя дѣла", основали гуглійскую коллегію, въ которой нѣсколько лѣтъ назадъ изъ 300 воспитанниковъ не было и 3-хъ мусульманъ! Каликутская магометанская коллегія, существующая уже девяносто лѣтъ, также не принесла мусульманамъ никакой существенной пользы. Въ 1819 г., вслѣдствіе злоупотребленій магометанскаго начальства, начальникомъ коллегіи назначенъ англичанинъ, потомъ заведеніе значительно преобразовано. Оно до сихъ поръ остается лучшимъ и высшимъ въ Индіи учебнымъ заведеніемъ для мусульманскихъ юношей. Но послѣдніе выходятъ изъ него такими-же невѣждами и фанатиками, какими и поступаютъ въ него. Они считаютъ верхомъ премудрости и абсолютной истиной все, чему учатъ арабскія логика, право и грамматика. Они знаютъ, что самыя обширныя страны: во-первыхъ, Аравія, потомъ Англія, Франція и Россія, а послѣ Мекки. Медины и Каира самый обширный городъ Лондонъ; наконецъ, что англичане -- собаки и на томъ свѣтѣ будутъ корчиться на самомъ горячемъ огнѣ. Мусульмане не расположены учить своихъ дѣтей ни въ индусскихъ, ни въ англійскихъ народныхъ школахъ, а своихъ школъ у нихъ очень мало. Невѣжество поддерживаетъ фанатизмъ, равнодушіе англичанъ къ мусульманскимъ школамъ возбуждаетъ въ магометанахъ сильное недовольство, а существующія мусульманскія школы только поддерживаютъ въ народѣ фанатизмъ и невѣжество.
   Пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ одинъ воинственный фанатикъ основалъ магометанскую колонію, лежащую въ неприступныхъ мѣстностяхъ на границахъ Пенджаба. Въ эту колонію стекались со всей Индіи тысячи недовольныхъ мусульманъ и на нее до настоящаго времени обращены взоры всѣхъ индійскихъ поклонниковъ Магомета. Колонисты пользовались каждымъ случаемъ, чтобы начинать священную войну противъ невѣрныхъ англичанъ и индусовъ. Эта война начиналась въ 1820--1824, 1827, 1828--1830, 1852, 1857--1858, 1863, 1868 годахъ и нерѣдко ставила, англичанъ въ самое затруднительное положеніе. Но не столько страшна для правительства колонія этихъ бунтовщиковъ, сколько то вліяніе, какое она имѣетъ на магометанское народонаселеніе Индіи. По всей странѣ путешествуютъ или живутъ постоянно агенты этой колоніи, проповѣдуя священную войну, пророчествуя объ ея успѣхѣ и собирая на нее постоянный и организованный налогъ со всѣхъ магометанъ. Эта пропаганда породила цѣлую обширную литературу, которая въ формѣ богослов. скихъ и юридическихъ трактатовъ, прокламацій, стихотвореній проповѣдуетъ, что "священная война есть обязанность всѣхъ мусульманъ и дѣло въ высшей степени выгодное; какъ дождь приносить пользу всѣмъ людямъ, животнымъ и растеніямъ, такъ и всѣ правовѣрные должны участвовать въ выгодахъ священной войны противъ невѣрныхъ". Эти революціонныя сочиненія открыто продаются въ городахъ и селахъ. Еще опаснѣе для англичанъ агитація проповѣдниковъ войны, проникающихъ въ самыя отдаленныя захолустья. Опасность тѣмъ больше, что этотъ непрерывный мусульманскій заговоръ тѣсно соединенъ съ реформаціоннымъ ученіемъ вагабитовъ, которые очистили магометанство отъ всей обрядовой и церковной внѣшности и возвели его до чистаго деизма. Вагабитское движеніе давно уже идетъ по всей Азіи, а въ Индіи оно имѣетъ чисто-демократическій характеръ. Въ Индіи, какъ и вездѣ, клерикальные и землевладѣльческіе интересы взаимно связаны, и магометанскій землевладѣлецъ такой-же ревностный приверженецъ мечети, какъ англійскій -- государственной церкви. Вагабиты-же, это -- анабаптисты въ религіи, радикалы въ политикѣ. Оли ведутъ войну и противъ мечетей, и противъ землевладѣльцевъ, какъ магометанскихъ, такъ и индусскихъ; исповѣдуя полное равенство людей и происходя главнымъ образомъ изъ низшихъ классовъ народа, они имѣютъ самыя крайнія стремленія. Благодаря только тому, что ихъ направленіе возбуждаетъ реакцію въ высшихъ магометанскихъ классахъ, пропаганда ихъ до сихъ поръ не имѣла блестящихъ успѣховъ. Ужасный мятежъ 1857 г. показалъ, что не только магометанскія секты, но даже магометане съ индусами могутъ примиряться на-время для войны съ британцами {Объ этомъ возстаніи читатель найдетъ не мало интересныхъ статей въ русскихъ журналахъ 1858 и 1859 годовъ.}. Возстаніе потоплено въ крови мятежниковъ, но это только усилило ненависть туземцевъ къ побѣдителямъ, и съ тѣхъ поръ не проходило года, чтобы правительство не открывало болѣе или менѣе обширнаго магометанскаго заговора, въ которомъ участвовали лица всѣхъ классовъ общества. По-прежнему агитаторы собирали революціонные налоги, проповѣдывали священную войну и т. д.; а правительство судило ихъ, ссылало, казнило, отмѣнило въ 1868 г. дѣйствіе акта habeas corpus и тѣмъ открыло возможность своимъ агентамъ злоупотреблять властью. Полиція начала выдумывать измѣны и заговоры, чтобы только обогащаться на счетъ обвиняемыхъ. Это еще болѣе возбуждало народную ненависть. Въ 1871 году одинъ мусульманинъ убилъ главнаго судью Бенгала, а въ 1872 г. самъ вице-король, лордъ Майо, погибъ подъ ножомъ другого мусульманина. Англичане успокоились тѣмъ, что по судебному слѣдствію эти два убійцы оказались фанатиками, непршіадлежащиміг ни къ какому заговору. Но это только показываетъ, что даже магометане, непринадлежащіе ни къ какому заговору, исполнены того-же враждебнаго духа къ англичанамъ, которымъ одержимы заговорщики и который волнуетъ все мусульманское народонаселеніе. Въ 1871 г. должна была начаться поголовная священная война. Вопросъ о ней разбирался и въ Индіи, и въ Меккѣ первостепенными магометанскими теологами и законовѣдами. Вслѣдствіе упомянутой уже опозиціи вагабитамъ съ одной стороны, и вслѣдствіе сознанія неблагопріятныхъ для успѣха обстоятельствъ съ другой стороны, вопросъ этотъ рѣшенъ отрицательно, но въ такомъ смыслѣ, что магометане должны пока повиноваться англійскому правительству. Но это повиновеніе только временное и даже въ самыхъ благопріятныхъ для англичанъ отвѣтахъ заявляется, что священная война обязательна для всѣхъ магометанъ, какъ скоро обстоятельства измѣнятся и магометанству будетъ грозить опасность. Возстаніе, такимъ образомъ, отсрочено лишь до тѣхъ поръ, пока магометанскіе авторитеты не найдутъ возможнымъ заявить, что религіи ихъ угрожаетъ опасность...
   Но не одни магометане, какъ мы уже говорили, готовы воспользоваться каждымъ благопріятнымъ случаемъ для возстанія. "Чувства недовольства и опозиціи господствуютъ во всѣхъ классахъ общества, какъ между европейцами, такъ и между туземцами, по поводу постояннаго возвышенія налоговъ, писалъ въ концѣ 1870 г. генералъ-губернаторъ, лордъ Майо.-- Я убѣжденъ, что это составляетъ величайшую политическую опасность. Мы никогда, даже на одну минуту, не могли разсчитывать на сохраненіе спокойствія; но я думаю, что положеніе дѣлъ въ настоящее время серьезнѣе, чѣмъ когда-нибудь"... Серьозность этой опасности заключается лишь въ томъ, что возстаніе произведетъ страшное потрясеніе и разстройство индійскихъ дѣлъ. Что-же касается возможности скораго сверженія англійскаго ига, то въ нее не вѣрятъ ни англичане, ни тѣ туземцы, которые свободны отъ фанатическихъ увлеченій. Но при всемъ этомъ, въ болѣе или менѣе отдаленномъ будущемъ освобожденіе Индустана отъ англичанъ представляется неизбѣжнымъ. Европейская цивилизація, развивающаяся въ Индіи, даетъ ей силы для борьбы и самостоятельнаго существованія.
   

V.

   Въ средѣ англійскаго народа всегда было не мало личностей, которыя совершенно правильно смотрѣли на англійскую политику въ Индіи и старались направить ее на должный путь. "Провидѣніе, говоритъ Чарльзъ Грантъ,-- даровало намъ власть надъ Индіей совершенно для другихъ цѣлей, чѣмъ обыкновенно думаютъ наши лорды. Мы должны воспитать этотъ народъ для цивилизаціи. Индусы и мусульмане подъ нашимъ руководствомъ должны постепенно пріучиться къ самоуправленію". "Задерживать народъ въ его стремленіи къ цивилизаціи совершенно недостойно просвѣщеннаго правительства и великой націи, говоритъ Камеронъ.-- Остановить такое стремленіе даже невозможно. Напротивъ, слѣдуетъ заботиться о примиреніи и равенствѣ побѣжденныхъ съ побѣдителями. Если индусы, буддисты, мусульмане, цивилизовавшись, захотятъ избавиться отъ нашей власти, то тѣмъ лучше: всемірно-историческая задача Великобританіи заключается въ томъ, чтобы рождать и воспитывать народы".
   Хотя англійскіе правители, за исключеніемъ лорда Бентинка, никогда систематически не держались этихъ принциповъ, но при всемъ томъ англичане неизбѣжно должны были вносить въ Индію свою цивилизацію и просвѣщать туземцевъ. Во всѣхъ покоренныхъ ими странахъ они уничтожали рабство, и хотя разные спекулянты продолжали еще долго послѣ того поддерживать его въ формѣ добровольной кабалы, ни въ 1842 -- 1844 гг. всѣ рабовладѣльческія права и работорговля были окончательно запрещены. Поддерживая полную свободу совѣсти, англичане внесли въ Индію принципъ вѣротерпимости, который, съ помощью цивилизаціи, постепенно водворяется въ образованныхъ слояхъ общества. Въ прошломъ году въ Индіи введенъ гражданскій бракъ, и въ него вступаютъ уже многіе разновѣрцы. Во многихъ мѣстностяхъ англичане совершенно искоренили варварскій обычай избивать дѣтей, особенно женскаго пола. Сожженіе вдовъ съ трупами мужей ихъ было однимъ изъ самыхъ упорныхъ обычаевъ индійской жизни. Даже сами женщины были за сохраненіе этой религіозной традиціи и борьба противъ нея англичанъ возбуждала серьезное волненіе въ странѣ; но они такъ энергически взялись за дѣло, что вдовосожженіе, постепенно ослабѣвая, теперь почти вовсе прекратилось въ Индіи. Каналы, желѣзныя дороги, почты и телеграфы, приводя туземцевъ въ постоянныя сообщенія съ европейцами, имѣютъ большое цивилизующее вліяніе. Живя рядомъ съ англичанами и путешествуя въ Европу, туземцы мало-по-малу усвоиваютъ понятія, привычки и обычаи цивилизованнаго міра. Вотъ, напр., дикіе жители Деканала, ходящіе полунагими. Въ 1871 г. магараджа. Деканала, уже достаточно цивилизованный, убѣдилъ ихъ носить бѣлье и платье. Нѣсколько сотъ семействъ получило отъ него одежду даромъ. Вслѣдъ затѣмъ къ англійскому резиденту является 1900 женщинъ со множествомъ дѣтей и заявляетъ желаніе также ходить въ платьѣ. Правительство одѣло всѣхъ ихъ. Такъ цивилизація увлекаетъ даже дикихъ жителей горъ и лѣсовъ. Что-же касается горожанъ, то въ высшихъ и среднихъ слояхъ общества европеецъ встрѣчаетъ множество банкировъ, землевладѣльцевъ, медиковъ, адвокатовъ, ученыхъ, которые ничѣмъ въ сущности не отличаются отъ англичанъ или нѣмцевъ, занимающихся тѣми-же профессіями. Даже женщины начинаютъ освобождаться изъ своего восточнаго рабства. Въ Калькуттѣ есть эмаиципаціонное общество, издастся на индійскомъ языкѣ эманципаціонный журналъ "Другъ женщинъ", а нѣкоторыя индусски начали даже читать публичныя лекціи объ освобожденіи и образованіи женщины. Участіе туземцевъ въ управленіи страной постепенно усиливается, хоть и встрѣчаетъ сильное противодѣйствіе со стороны англичанъ. Дордъ Бситинкъ во время своего управленія первый постарался открыть туземцамъ доступъ ко всѣмъ профессіямъ. Въ настоящее время мы видимъ туземцевъ судьями, адвокатами, членами губернаторскихъ совѣтовъ, акцизными и полицейскими чиновниками, медиками, аптекарями, инженерами, учителями, смотрителями тюремъ и богоугодныхъ заведеній и т. д. Большая часть этихъ чиновниковъ -- индусы, но теперь англичане хлопочутъ уже о такомъ-же привлеченіи на службу и магометанъ, равно какъ и о правѣ туземцевъ на занятіе всѣхъ должностей безъ исключенія, чего до сихъ поръ еще нѣтъ. Ограниченность служебныхъ правъ возбуждаетъ въ туземцахъ, особенно въ магометанахъ, сильное неудовольствіе, для устраненія котораго правительство уже рѣшилось уничтожить послѣднія служебныя привилегіи европейцевъ.
   Мы уже видѣли, что низшія и высшія магометанскія школы не столько развиваютъ, сколько отупляютъ учащихся, набивая ихъ головы нелѣпостями допотопныхъ учебниковъ и тонкостями мусульманской схоластики. Но въ лучшемъ положеніи находятся индусскія школы, посредствомъ которыхъ брамины распространяютъ въ народѣ свои суевѣрія и покоряютъ умы своей безграничной власти. Магометанство и браманизмъ, при всѣхъ своихъ различіяхъ, въ концѣ концовъ приводятъ къ одному результату,-- къ умственному и политическому рабству. Своекорыстные англійскіе политики прежнихъ дней понимали это и старались противодѣйствовать распространенію европейскаго образованія между своими индійскими подданными. Въ парламентѣ не разъ раздавались самыя горячія рѣчи, доказывавшія, что индусовъ учить ничему не слѣдуетъ. "Образованные индусы, говорилось, напр., въ 1853 г. въ палатѣ общинъ,-- злѣйшіе противники христіанства и враги нашего владычества. Изучивъ исторію и узнавъ, какими способами мы утвердили свою власть надъ Индіей, европейски образованные индусы начинаютъ краснѣть отъ стыда за позоръ своего отечества. Жажда свободы и мести наполняетъ сердца ихъ, когда они видятъ, что милліоны индійцевъ управляются какими-нибудь 50,000 христіанъ и вся ихъ страда эксплуатируется въ пользу метрополій. Если мы лишимся Индіи, то въ этомъ будутъ виноваты учебныя заведенія". Во время компанейскаго управленія подобныя тенденціи были въ большомъ ходу и много приходилось бороться съ ними друзьямъ Индіи. При лордѣ Уэльсли были основаны высшее учебное заведеніе въ Калькуттѣ и коллегія въ фортѣ Уильяма для англичанъ и азіатовъ. Въ 1819 г. была открыта индусская коллегія въ Пупѣ. Просвѣтительная дѣятельность лорда Бентипка началась съ того, что при его содѣйствіи многіе индусы начали ѣздить въ Англію для изученія медицины и естественныхъ наукъ, а потомъ открыты для туземцевъ медицинскія академіи въ Калькуттѣ и Бомбеѣ (1826 г.). Вскорѣ появились на разныхъ индійскихъ нарѣчіяхъ оригинальныя и переводныя сочиненія по медицинѣ и естествознанію. При Бентинкѣ-же основано много общеобразовательныхъ школъ, на поддержаніе которыхъ индусы дѣлали богатыя пожертвованія. Потомъ были открыты училища для инженеровъ и архитекторовъ въ Рурки, Мадрасѣ, Бомбеѣ. Среднеучебныхъ коллегій и профессіональныхъ школъ, медицинскихъ, юридическихъ, техническихъ теперь довольно много во всѣхъ значительныхъ городахъ Индіи {Въ Бенгалѣ и сѣверо-западныхъ провинціяхъ еще въ 1853 г. било 40 учительскихъ семинарій, а въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ училось на каленный счетъ до 24,000 туземцевъ.}. Для высшаго образованія служатъ университеты въ Калькуттѣ, Бомбеѣ, Мадрасѣ. Въ коллегіяхъ туземцы изучаютъ европейскую литературу, исторію, математику, географію, туземные и европейскіе языки, философію. Вотъ, напр., какія темы даются имъ для сочиненій: комментаріи на Гамлета; значеніе Бэкона; о землевладѣніи въ Индіи; англійскія партіи въ XVI вѣкѣ и т. д. Какъ благотворно дѣйствуютъ на туземцевъ эти заведенія, можно видѣть изъ слѣдующаго письма одного воспитанника гуглійской коллегіи: "Распространеніе англійскаго языка въ Индіи есть одно изъ самыхъ знаменательныхъ событій нашего вѣка. Посредствомъ англійскаго языка вашъ народъ воспитывается и знакомится съ науками. Индія была нѣкогда колыбелью цивилизаціи... Распространеніе англійскаго языка служитъ средствомъ для ея возрожденія. Мы уже испытываемъ вліяніе на нашъ духъ Шекспировъ, Мильтоновъ и Бэконовъ. Это вліяніе сдѣлалось уже неискоренимымъ; оно будетъ все усиливаться и распространяться по всей обширной странѣ отъ Гималаи до океана. Знакомство съ англійскою литературой научило насъ, индусовъ, свободно мыслить и порядочно жить. Это счастливое столкновеніе замѣчательныхъ способностей нашей націи съ міросозерцаніемъ, свѣденіями и стремленіями мощнаго европейскаго духа, будетъ имѣть чрезвычайныя послѣдствія не только для самой Индіи, но и для прогресса всего рода человѣческаго. Знакомство съ англійскимъ языкомъ и литературой сдѣлаетъ насъ со временемъ способными на все... "
   Достаточно было появиться въ Индіи такому просвѣщенному и гуманному человѣку, какъ лордъ Бентинкъ, чтобы внушить туземцамъ высшихъ и среднихъ классовъ сильное стремленіе къ европейскому образованію. Но въ массѣ народа европейскія школы до сихъ поръ возбуждаютъ одно только фанатическое отвращеніе, поддерживаемое духовенствомъ всѣхъ туземныхъ вѣроисповѣданій. Къ тому-же и сами англичане не очень заботятся о народныхъ школахъ. Вслѣдствіе этого, такихъ училищъ чрезвычайно мало и большинство народа по-прежнему остается подъ невѣжественной и хищной опекой муллъ и браминовъ, а милліоны пролетаріевъ чужды даже и этого жалкаго образованія. Въ Ориссѣ, при 3,000,000 жителей, въ 1849 г. было только 9 школъ и 279 учениковъ, въ 1869 г.-- 63 школы и 4,043 ученика, въ 1871 г.-- 121 школа.
   Просвѣтительное вліяніе коллегій, университетовъ и профессіональныхъ училищъ дополняется множествомъ ученыхъ и литературныхъ обществъ, въ которыхъ участвуютъ индусы, парсы и европейцы. Цѣль этихъ обществъ -- знакомство съ европейскою литературою и распространеніе полезныхъ свѣденій. На индійскихъ нарѣчіяхъ давно уже есть переводы замѣчательныхъ произведеній европейской поэзіи и науки,-- Шекспиръ, Вольтеръ, Гумбольдтъ, Гиббонъ, англійская энциклопедія и т. д. Періодическая печать въ Индіи начала развиваться послѣ того, какъ въ 1838 г. на эту страну было распространено дѣйствіе закона о свободѣ слова. Вмѣстѣ съ англійскими явились многіе и туземные журналы, какъ, напр., "Индійское Солнце", на языкахъ персидскомъ, индійскомъ, англійскомъ, урдускомъ и бенгальскомъ. {Еще въ 1851 г. въ Индіи вышло 110 оригинальныхъ туземныхъ сочиненій а въ Калькуттѣ было 40 туземныхъ типографій.}
   За исключеніемъ немногихъ личностей, англичане не очень хлопотали о распространеніи въ Индіи европейскаго образованія. Но сами индусы сознали его необходимость и оно уже привело ко многимъ результатамъ, вовсе не желательнымъ для тѣхъ англичанъ, которые желаютъ продлить свое господство надъ Индіей, опираясь на невѣжество и отупленіе массы. Въ основѣ индійской цивилизаціи лежитъ браминская религія. Европейская наука постепенно подрываетъ ее, и британцы тревожно смотрятъ на быстро увеличивающееся число образованныхъ индусовъ, отстающихъ отъ своей религіи и непристающихъ ни къ какой другой. Изъ этихъ индиферентистовъ составляются разныя общества, занимающіяся не одной только философіей, но и политикой. Даже истые поклонники Брамы превращаются подъ европейскимъ вліяніемъ въ скептиковъ, которые уже не удовлетворяются нелѣпостями браманизма и смѣло нападаютъ на привилегіи браминской касты. Въ многочисленныхъ туземныхъ памфлетахъ давно уже требуется секуляризація монастырскихъ и церковныхъ имуществъ, доходы съ которыхъ должны быть обращены на устройство больницъ, богадѣленъ и школъ для бѣдныхъ. Роскошь и развращенность браминовъ возбуждаютъ сильное негодованіе въ обществѣ. Въ 1868 году въ Ориссѣ, этой святой землѣ Индустана, составилась исключительно изъ туземцевъ комиссія для изслѣдованія монастырскихъ и церковныхъ имуществъ. Въ своемъ докладѣ правительству комиссія говоритъ, что монастыри совершенно уклонились отъ своего первоначальнаго назначенія, что имущества, пожертвованныя имъ для помощи больнымъ, бѣднымъ и пилигримамъ, расточаются монахами на развратъ и роскошь и что индійское общество, исполненное чувствъ глубочайшаго негодованія, не можетъ болѣе терпѣть такихъ безобразій...
   Возникшее подъ вліяніемъ европейской мысли прогрессивное движеніе началось въ Индіи болѣе семидесяти лѣтъ назадъ. Первымъ представителемъ его былъ браминъ Рамогунъ Рой (род. въ 1774 г.). Познакомившись еще въ ранней молодости съ языками арабскимъ и персидскимъ и изучивъ коранъ, онъ отвергъ нелѣпое браманское язычество во имя чистаго монотеизма мусульманъ. Аристотель, Эвклидъ, Птолемей, хотя и въ арабскихъ передѣлкахъ, дали дальнѣйшій толчокъ его умственному развитію. Шестнадцати лѣтъ онъ уже издалъ сочиненіе противъ идолопоклонства и кастъ. Отправившись въ Тибетъ для изученія буддизма, и вернувшись вполнѣ разочарованнымъ въ этой религіи, Рамогунъ началъ изучать языки: еврейскій, латинскій, греческій и англійскій, чтобы познакомиться съ европейской наукой и съ развитіемъ христіанства. Въ 1814 г. онъ публично выступилъ въ Калькуттѣ въ качествѣ реформатора, окруженный многими сторонниками, изъ которыхъ Дварканатъ дѣлалъ громадныя пожертвованія на устройство больницъ, учебныхъ заведеній и развитіе туземной промышленности. Въ своихъ проповѣдяхъ... памфлетахъ и богослужебныхъ гимнахъ Рамогунъ пропагандировалъ чистый монотеизмъ, равенство всѣхъ людей и уничтоженіе кастъ. Ненависть браминовъ, муллъ и англійскихъ пасторовъ не устрашала его. Въ 1831 году Рамогунъ отправился въ Англію. Весь Индустанъ ужаснулся отъ такого нарушенія закона браминомъ; вся Англія удивлялась его уму и образованности. Іеремія Бейтамъ и другіе замѣчательные люди того времени сдѣлались его искренними поклонниками и друзьями. Въ своихъ показаніяхъ передъ парламентской комиссіей, къ своимъ докладныхъ запискахъ королю и парламенту Рамогунъ указывалъ на необходимость для Индіи коренныхъ реформъ, европейскаго образованія, свободы печати, улучшенія быта крестьянъ и т. д. Чрезмѣрные труды разрушили его здоровье и въ 1833 г. онъ умеръ, оставивъ множество послѣдователей. Изъ нихъ Дварканатъ также отправился въ 1843 году въ Англію, чтобы хлопотать объ европейскомъ образованіи своего народа. "Мы, говорилъ онъ,-- имѣемъ теперь въ разныхъ городахъ Индіи пятнадцать школъ; я и мои друзья жертвовали для нихъ много денегъ; но толку все-таки мало: у насъ нѣтъ порядочныхъ учебниковъ, нѣтъ хорошихъ учителей. Европа обязана помочь намъ. Если ежегодно тысячи полторы нашихъ молодыхъ браминовъ будутъ поступать въ ваши университеты, то Индія снова сдѣлается столь-же великою и цивилизованною, какою она была въ древности... Намъ необходимы свои чиновники, свое собственное законодательное собраніе, свой парламентъ". Достиженію всего этого содѣйствуетъ англійское владычество. Англичане прекратили въ Индіи всѣ внутреннія племенныя междоусобицы и обезопасили ее отъ внѣшнихъ враговъ. "Съ тѣхъ поръ, какъ я, говоритъ Дварканатъ, частью собственнымъ наблюденіемъ, а частью изъ книгъ, познакомился съ разными странами европейскаго материка, я считаю по истинѣ счастливымъ, что нахожусь подъ владычествомъ Великобританіи! Мы пользуемся безусловной свободой печати; Индія имѣетъ теперь 40 газетъ, издающихся на туземныхъ языкахъ; въ дѣлахъ вѣры мы совершенно предоставлены самимъ себѣ. Долго еще мой народъ будетъ нуждаться въ руководствѣ Англіи,-- по крайней мѣрѣ, еще сто лѣтъ, пока онъ не будетъ въ состояніи управляться самъ собой и вступить равноправнымъ членомъ въ среду цивилизованныхъ націй". Уже во времена, Рамогунъ Роя и Дварканата браминскіе правовѣры потеряли преобладающее значеніе во всѣхъ большихъ городахъ Индіи, и съ каждымъ подростающимъ поколѣніемъ увеличивалось число людей европейски-цивилизоваипьтхъ и свободно мыслящихъ. Подобное-же движеніе и въ то-же самое время началось между богатыми и сравнительно образованными парсами Индіи. Банкиръ Джамседжи Джиджибгой истратилъ много милліоновъ на больницы, школы, на изданіе газетъ и книгъ, на распространеніе европейской цивилизаціи между племенами Индіи. Въ 1842 г. правительство сдѣлало его пэромъ Англіи, а парсы поднесли ему собранную по подпискѣ значительную сумму на изданіе переводовъ лучшихъ европейскихъ сочиненій. Джиджибгой, истратившій на подобныя предпріятія почти все свое громадное состояніе, прибавилъ къ этой суммѣ еще 30,000 ф. Раціональный деизмъ, вѣротерпимость, идея равенства и братства, признаніе науки главнымъ факторомъ народнаго развитія -- вотъ главныя черты того умственно-религіознаго движенія индійскихъ парсовъ, однимъ изъ первыхъ представителей котораго былъ Джиджибгой. Это движеніе имѣетъ тотъ-же характеръ и направленіе, какъ и движеніе браманскихъ послѣдователей Рамогунъ Роя. Въ магометанствѣ, какъ мы уже видѣли, представляется подобное-же революціонное движеніе въ ученіи и пропагандѣ вагабитовъ. Но мусульмане вообще и вагабиты въ частности до сихъ поръ мало тронуты европейскимъ вліяніемъ, и вагабитизмъ, поэтому, не имѣетъ еще тѣхъ стремленіи къ общечеловѣческой цивилизаціи, какія мы видимъ между индусами и парсами и какія неизбѣжно должны возникнуть въ мусульманствѣ при дальнѣйшемъ сближеніи магометанъ съ европейцами и съ образованными туземцами Индіи...
   Умственное преобразованіе индійскаго общества вело за собой развитіе соціальной и полити ческой жизни. Передъ возобновленіемъ привилегій остъ-индской компаніи, въ 1852 и 1853 гг., англичане были сильно встревожены тою напряженною политическою дѣятельностью, какая обнаружилась между туземцами Индіи. Но всѣхъ значительныхъ городахъ возникли политическіе клубы, начались митинги, явились ораторы; множество новыхъ газетъ, брошюръ, памфлетовъ и изслѣдованій о положеніи индійскихъ дѣлъ наводнили страну; мѣстныя управленія и парламентъ были завалены петиціями индусовъ, парсовъ, мусульманъ, армянъ. Въ этомъ движеніи, въ этихъ митингахъ, этихъ петиціяхъ туземцы обнаруживали такую-же практическую опытность, умственное развитіе и политическія способности, какъ и сами англичане въ домашнихъ дѣлахъ. Они просили о реформѣ налоговъ и землевладѣнія, о мѣрахъ къ развитію туземной промышленности, объ основаніи школъ и университетовъ, о возобновленіи оросительныхъ сооруженій, павшихъ со времени магометанскаго владычества, о проведеніи дорогъ и каналовъ, о прекращеніи компанейскихъ монополій, о запрещеніи торговли опіемъ, о самоуправленіи. "До сихъ поръ, говорилось въ одной изъ этихъ петицій,-- милліоны жителей Индіи страдаютъ подъ игомъ самой хищной олигархіи, которая давитъ ихъ налогами, презираетъ и дурно управляетъ ими,-- олигархіи, которая, сложившись изъ самыхъ отвратительныхъ подонковъ общества, обладаетъ только въ самой ничтожной степени талантами, опытностью и честностью великой англійской націи". Парламентъ удовлетворилъ только немногимъ просьбамъ. Привилегіи остъ-индской компаніи были возобновлены. Въ Калькуттѣ и другихъ городахъ начались многочисленныя сборища, шумные митинги, революціонныя рѣчи. Правительство обвиняли въ коварствѣ, въ преднамѣренной лжи, въ томъ, что даже лучшіе изъ англичанъ считаютъ необходимымъ управлять Индіей деспотически и эксплуатировать ее въ пользу Великобританіи. Волненіе охватило и крестьянъ, и туземныя войска, а въ 1857 году послѣдовалъ окончательный взрывъ.
   Побѣда англичанъ надъ мятеженъ, усиливъ ненависть къ нимъ туземцевъ, убѣдила вожаковъ общественнаго мнѣнія въ томъ, что независимости можно достичь только посредствомъ цивилизаціи. Нѣкоторыя реформы, произведенныя правительствомъ, новыя учебныя заведенія, новыя тысячи европейски образованныхъ туземцевъ значительно подвинули съ тѣхъ поръ цивилизацію Ипдіи и еще больше усилили стремленіе къ независимости. Успѣхъ этого стремленія несомнѣненъ, но только тогда, когда Индустанъ сдѣлается вполнѣ цивилизованной страной. Въ этомъ убѣждены и англичане, и индусы. Двадцать лѣтъ назадъ лордъ Элленборо говорилъ въ парламентѣ о необходимости обратить серьезное вниманіе на новыя опасности, угрожающія англичанамъ въ Индіи. Эти опасности заключаются въ воспитаніи и образованіи туземцевъ. "Однажды я сказалъ Дваркапату, говорилъ онъ, что какъ скоро вполнѣ удадутся хлопоты тѣхъ господъ, которые стараются теперь о распространеніи цивилизаціи въ Индіи, то мы по процарствуемъ надъ ней и трехъ мѣсяцевъ." -- "Тогда вы не процарствуете надъ ней и трехъ недѣль, возразилъ мнѣ Дварканатъ, мудрость и знанія котораго извѣстны всѣмъ.-- Возвышать туземцевъ на степень господствующаго народа противорѣчитъ всѣмъ государственнымъ разсчетамъ. Цивилизованный народъ не снесетъ нашего владычества".
   Но стремленіе къ цивилизаціи такъ уже укоренилось въ индійскомъ обществѣ, что благоразумные политики Англіи считаютъ необходимымъ постепенно уступать ему, чтобы на возможно долгое время продлить свою власть надъ Индіей... Ея будущая независимость болѣе и болѣе начинаетъ входить въ общее сознаніе вмѣстѣ съ идеей о возрожденіи Востока. Предполагаемый трупъ начинаетъ оживать, и старая теорія о старчествѣ и смерти народовъ получаетъ рѣшительный подрывъ. Японія становится цивилизованной страной вводитъ у себя даже представительное правленіе. Китай начинаетъ ежегодно посылать въ Америку и Европу сотни мужчинъ и женщинъ для образованія. Обѣ эти, до послѣдняго времени столь изолированныя, страны захватываются потокомъ всемірной цивилизаціи и заимствуютъ отъ христіанскихъ народовъ только ихъ умственную и общественную культуру... Въ болѣе или менѣе отдаленномъ будущемъ Японія, Китай и Индустанъ сдѣлаются центрами общечеловѣческой цивилизаціи на Востокѣ...

С. Шашковъ.

ѣло", No 2, 1873

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru