Шашков Серафим Серафимович
Хроника женского дела

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ХРОНИКА ЖЕНСКАГО ДѢЛА *).

*) Женскіе журналы: 1) "The Revolution", ed. by Clarke, New Tork; 2) "Women's Suffrage Journal", ed. by Lidia Becker, Manchester; 3) "Neue Bahnen", von Louise Otto, Leipzig; 4) "Allgemeine Frauenzeilung", herausg. von Korn, Wien; 5) "L'Avenir des Femmes", red. par L. Richer, Paris; 6) "Woman", a weekly journal", ed. by Amelia Lewis, London.

   Въ предыдущей хроникѣ ("Дѣло", 1871 г., XI) мы уже указывали на Англію, какъ на страну, которая идетъ во главѣ европейскаго движенія по женскому вопросу. Дѣйствительно, послѣ Америки нигдѣ женскій вопросъ не имѣетъ столько шансовъ на скорѣйшее и благопріятное разрѣшеніе, какъ въ Англіи. Какъ въ пользу расширенія общественной дѣятельности, такъ и въ пользу политической равноправности половъ движеніе усиливается со дня на день во всѣхъ Соединенныхъ королевствахъ, и результаты прошлогодней поголовной переписи дали этой агитаціи новый сильный аргументъ въ пользу ея требованій. Оказалось, что женское народонаселеніе Англіи и Валлиса болѣе и болѣе превышаетъ своею численностью мужское народонаселеніе. Въ 1851 г., при населеніи въ 17,927,609 человѣкъ, женщинъ было болѣе мужчинъ на 365,159 душъ; въ 1871 г. все народонаселеніе составляло 22,704,108 ч., т. е. увеличилось въ двадцать лѣтъ на 27 %, между тѣмъ какъ перевѣсъ женскаго народонаселенія надъ мужскимъ увеличился на 70 %,-- женщинъ оказалось больше, чѣмъ мужчинъ на 623,302. Если это увеличеніе пойдетъ и впередъ въ такой-же прогрессіи, то черезъ сорокъ лѣтъ въ Англіи будетъ больше 2,000,000 незамужнихъ женщинъ, поставленныхъ внѣ семейной жизни. Что тогда будутъ говорить противники эманципаціи, отвергающіе равноправность на томъ основаніи, что женщина предназначена только для семейной жизни и что покровительство мужчины дѣлаетъ излишними для нея тѣ права выбора и представительства, въ которыхъ каждый гражданинъ имѣетъ гарантію своей жизни, свободы и собственности? Да и въ настоящее время эти 623,000 женщинъ, неимѣющихъ мужей, развѣ не имѣютъ права на упомянутую гарантію, развѣ ихъ политическая неправоспособность не является несправедливостью, если даже согласиться съ доводами тѣхъ, которые утверждаютъ, что замужняя женщина не нуждается въ политическихъ правахъ и не можетъ участвовать въ политической дѣятельности, не нанося тѣмъ ущерба интересамъ своего семейства.
   Незамужнія женщины и вдовы, удовлетворяющія требованіямъ избирательнаго ценза, уже пользуются правомъ муниципальныхъ выборовъ. Въ 1871 г. на этихъ выборахъ участвовало 123,432 избирателя, изъ которыхъ было 14,943 женщины. Кромѣ того, женщины въ качествѣ избирателей и избираемыхъ, участвуютъ въ выборахъ членовъ училищныхъ комитетовъ (School Board). Но участіе въ городскомъ самоуправленіи не только не удовлетворяетъ англичанокъ, но еще болѣе поджигаетъ ихъ добиваться расширенія признаннаго уже за ними въ принципѣ права. Политическая неправоспособность женщины постоянно подвергаетъ ихъ произволу и несправедливостямъ, которыя, впрочемъ, имѣютъ тотъ результатъ, что усиливаютъ энергію сторонниковъ равноправности половъ. Недавно Гладстону была представлена покрытая множествомъ подписей петиція вдовъ и незамужнихъ женщинъ города Бриджватера, которыя вынуждены платить довольно значительный налогъ на издержки слѣдственной комиссіи, учрежденной для раскрытія подкуповъ и другихъ злоупотребленій, бывшихъ въ этомъ городѣ при парламентскихъ выборахъ. Женщины не принимали въ нихъ никакого участія, онѣ ни въ чемъ не виновны, а между тѣмъ платятъ значительный налогъ, имѣющій характеръ штрафа за злоупотребленіе тѣмъ правомъ, которымъ онѣ не пользуются! Въ отвѣтъ на петицію, Гладстонъ выразилъ свое сожалѣніе, что онъ ничего не можетъ сдѣлать для просительницъ. Дѣйствительно, несправедливость въ данномъ случаѣ заключается не во взиманіи налога, который женщины обязаны платить наравнѣ съ собственниками-мужчинами, а въ томъ, что эти плательщицы лишены политическихъ правъ, принадлежащихъ по конституціи всѣмъ гражданамъ, платящимъ извѣстную сумму налоговъ.
   Агитація въ пользу билля равноправности въ 1871 г. значительно усилилась, сравнительно съ предшествовавшимъ годомъ. Въ 1870 г. въ парламентъ было подано 42 петиціи, а въ 1871 г. 75 петицій; подписей на нихъ было въ 1870 г. 184,561, а въ 1871 г.-- 186,976;^'митинговъ по этому вопросу было въ 1870 году 42, а въ прошломъ году 126, мѣстныхъ комитетовъ, дѣйствовавшихъ въ свази съ національнымъ обществомъ женской равноправности, было въ 1870 г. 16, а въ 1871 г.-- 48 и т. д. Въ настоящее время организація движенія вполнѣ закончена тѣмъ, что почти всѣ мѣстные комитеты поставлены въ связи съ лондонскимъ центральнымъ комитетомъ. Мѣстные комитеты обязаны собирать подписи къ петиціямъ, которыя ежегодно вносятся въ парламентъ, устраивать публичныя лекціи и митинги, привлекать на свою сторону мѣстныхъ членовъ парламента и т. д. Главнымъ, предметомъ дѣятельности комитетовъ въ первые мѣсяцы 1872 г. былъ сборъ подписей къ петиціи, имѣющей быть внесенною въ палату общинъ въ настоящую сессію. Въ январѣ и февралѣ по этому поводу собирались большіе митинги въ тридцати двухъ городахъ Соединенныхъ королевствъ. Изъ рѣчей и отчетовъ, читанныхъ на общемъ митингѣ центральнаго комитета 17 января и эдинбургскомъ митингѣ 22 января, оказывается, что женскій вопросъ дѣлаетъ болѣе и болѣе успѣховъ не только въ публикѣ, но и въ парламентѣ и въ кабинетѣ министровъ.,"Я смотрю на будущее съ полною надеждой, говорилъ на лондонскомъ митингѣ мистеръ Починъ.-- Не далѣе, какъ весною 1868 г. миссъ Беккеръ собрала въ Манчестерѣ первый митингъ для обсужденія этого вопроса. Въ качествѣ мэра я былъ предсѣдателемъ, и помню, что вмѣсто того, чтобы возбудить серьезное вниманіе къ нашему дѣлу, мы подвергались насмѣшкамъ. Но вопросъ перешелъ уже черезъ эту фазу, и мы можемъ прозрѣвать впереди успѣхъ. Вспомнимъ, съ какимъ успѣхомъ шли агитаціи, имѣвшія цѣлью хотя какое-нибудь измѣненіе въ законахъ. Сколько лѣтъ агитировали въ пользу отмѣны хлѣбныхъ законовъ прежде, чѣмъ піонеры свободной торговли не порѣшили съ ними окончательно! Какъ долго хлопотали о парламентской реформѣ! И по всей вѣроятности, никогда, ни одна агитація не имѣла такихъ успѣховъ и вѣстоль короткое время, какъ агитація въ пользу дарованія женщинамъ политическихъ правъ. Большое затрудненіе, повидимому, представляется оппозиціей. Но гдѣ можетъ возникнуть такая оппозиція, которая можетъ сдѣлаться серьезнымъ препятствіемъ на нашемъ пути? Со стороны оппозиціонной партіи въ палатѣ вовсе нѣтъ сильнаго сопротивленія, со стороны правительственной партіи въ палатѣ нѣтъ никакого рѣшительнаго противодѣйствія, да и въ самомъ правительствѣ мы не найдемъ ни одного непреклоннаго оппонента. Если-же обратимъ свои взоры на общество, то увидимъ, что наше дѣло совершило замѣчательны* успѣхи между образованными людьми обоихъ половъ,-- столь замѣчательные успѣхи, что, по всей вѣроятности, нашему комитету уже не долго остается работать".
   На одномъ митингѣ, бывшемъ въ Лондонѣ въ концѣ прошлаго года, Джонъ Стюартъ Милль отвѣчалъ на одно изъ самыхъ серьезныхъ возраженій, представляемыхъ въ Англіи противниками женской равноправности. "Многіе либеральные и просвѣщенные люди, говорилъ Милль,-- согласны были-бы оказать женщинамъ справедливость, еслибы только не боялись, что непосредственнымъ результатомъ дарованія имъ избирательныхъ правъ будетъ усиленіе клерикальнаго вліянія". Милль допускаетъ, что это возможно. "Но, говоритъ онъ,-- сильное вліяніе, какое въ настоящее время имѣетъ духовенство на умы женщинъ, зависитъ единственно отъ того обстоятельства, что послѣднія остаются внѣ другихъ вліяній, которыя t стимулируютъ мышленіе мужчинъ и формируютъ ихъ мнѣнія... Духовенство было до сихъ поръ единственнымъ классомъ, который хоть сколько-нибудь старался культивировать умъ женщинъ, который обращался къ нимъ, какъ къ существамъ самостоятельнымъ нравственно, какъ къ существамъ, душа и совѣсть которыхъ принадлежатъ имъ самимъ. Священники единственные люди, которые признаютъ, что мысли и чувствованія женщинъ могутъ дѣйствовать и внѣ домашней сферы. Оказывая такое уваженіе къ женщинамъ, они тѣмъ самымъ пріобрѣтаютъ громадное вліяніе на нихъ и будутъ имѣть его до тѣхъ поръ, пока люди другого рода не воспользуются тѣми-же самыми средствами вліянія, какими пользуются они. Если-бы отцы, братья, мужья этихъ женщинъ заботились такъ-же объ ихъ умственномъ развитіи; если-бы они возбуждали въ нихъ интересъ къ вопросамъ, которые занимаютъ ихъ, отцевъ, мужей и братьевъ, какъ это дѣлаетъ духовенство относительно предметовъ, которыми интересуется оно само; если-бы они внушали имъ, давъ избирательное право, что выработка, раціональныхъ мнѣній о вопросахъ общественныхъ служитъ для нихъ такимъ-же правомъ и такою-же обязанностью, какъ и для мужчинъ, то женщины скоро сдѣлались-бы болѣе компетентными и лучшими судьями этихъ вопросовъ, чѣмъ клерикалы, и вмѣстѣ съ тѣмъ онѣ вовсе избавились-бы отъ опасности всецѣлаго подчиненія своей мысли авторитету своихъ клерикальныхъ наставниковъ. Все, что есть чрезмѣрнаго и предосудительнаго во вліяніи поповъ на женщинъ, должно уменьшаться въ прямой пропорціи къ размѣрамъ участія послѣднихъ въ общественныхъ дѣлахъ. Поэтому, вмѣсто того, чтобы считать клерикальное вліяніе препятствіемъ къ дарованію женщинамъ избирательныхъ правъ, я считаю послѣднія самымъ дѣйствительнымъ средствомъ для освобожденія ихъ изъ подъ слишкомъ ужь исключительнаго вліянія пасторовъ. Но дажевъ такомъ случаѣ, если-бы эта опасность была гораздо больше, чѣмъ она есть въ дѣйствительности, то и тогда было-бы дѣломъ недостойнымъ, ради подобныхъ опасеній, отказывать цѣлой половинѣ рода человѣческаго въ средствахъ, необходимыхъ для защиты своей личности, въ средствахъ, столь высоко цѣнимыхъ другою половиною. Всѣ люди подвержены опасности заблужденія, и тотъ, кто вздумалъ бы отказывать въ избирательномъ правѣ другимъ, опасаясь ихъ ошибокъ и заблужденій, нашелъ-бы достаточныя основанія, чтобы лишить этого права всѣхъ, кромѣ самого себя!.."
   Размѣры того участія, какое принимаютъ англичанки въ умственной жизни своей страны, постепенно расширяются. Двѣ трети книгъ, вышедшихъ въ Англіи въ первые два мѣсяца 1872 г., написаны женщинами (Neue Bahnen, No 3, 5, 19)! На прошлогоднемъ конгрессѣ соціальныхъ наукъ принимали самое дѣятельное участіе г-жи Карпентеръ, Грей, Герней, Девисъ и Тукъ. Доктора медицины, мистриссъ Андерсонъ и миссъ Морганъ, учредили недавно въ Лондонѣ лечебницу для бѣдныхъ женщинъ, и въ короткое время успѣли подать пособіе 40,000 бѣдныхъ больныхъ. Эдинбургскій университетъ, въ которомъ занятія студентокъ были на время прерваны, снова открылся для женщинъ. Женская коллегія, основанная недавно въ Гичинѣ, вскорѣ будетъ перенесена въ ближайшее мѣсто къ кембриджскому университету, чтобы дать возможность ея ученицамъ пользоваться университетскими лекціями; есть надежда, что она даже совсѣмъ будетъ присоединена къ Кембриджу.
   Въ Парижѣ, въ концѣ прошлаго года, возобновился прекратившійся по случаю войны органъ женской партіи "L'Avenir des Femmes". Редакція этого журнала составила обширную петицію въ Національное собраніе французской республики объ отмѣнѣ или передѣлкѣ всѣхъ статей гражданскаго кодекса, поддерживающихъ до сихъ поръ въ самой странной формѣ гражданское неравенство половъ. Петиція эта, покрытая множествомъ подписей, представлена въ собраніе 20 января сенскимъ депутатомъ, извѣстнымъ писателемъ Лабуле. Петиція эта особенно интересна въ томъ отношеніи, что въ ней собраны всѣ гражданскіе законы, благодаря которымъ француженка до сихъ поръ носитъ на себѣ клеймо древней отверженности, и мужчина, достаточно безнравственный для того, чтобы пользоваться этими законами, имѣетъ полную возможность третировать свою подругу, какъ рабу. Читатель, вѣроятно, не безъ интереса пробѣжитъ слѣдующія выдержки изъ упомянутой петиціи, слишкомъ обширной для того, чтобы передавать ее здѣсь вполнѣ:
   "Господа депутаты! Со времени введенія наполеоновскаго кодекса совершились великія общественныя перемѣны. Идеи свободы и равенства глубоко проникли въ массу подъ вліяніемъ всеобщей подачи голосовъ. Отсюда произошли важныя измѣненія въ понятіяхъ и чувствахъ. Гражданское право во многихъ отношеніяхъ, и въ особенности касательно женщинъ, отстало отъ этого совершившагося прогресса. Основы семьи не находятся въ соотвѣтствіи съ основами демократическаго общества. Между тѣмъ одна только гармонія частныхъ чувствованій съ политическими принципами обезпечиваетъ безопасность государствъ. Въ видахъ удовлетворенія этихъ новыхъ нуждъ, мы просимъ васъ, господа, принять на себя въ средѣ Національнаго собранія иниціативу проекта законовъ, имѣющихъ измѣненіе или отмѣну статей... (перечисляется. 32 статьи гражданскаго кодекса.)
   "Кромѣ того мы просимъ возстановить расторженіе брака на совершенно равныхъ условіяхъ для обоихъ половъ".
   Петиція предлагаетъ измѣнить 37-ю статью, которая устраняетъ женщинъ отъ свидѣтельства по дѣламъ гражданскимъ.
   Петиція требуетъ вполнѣ уравнять легальныя отношенія отца и матери къ ихъ дѣтямъ.
   Статью 213-ю ("мужъ обязанъ покровительствовать женѣ, а жена повиноваться своему мужу") измѣнить такъ: "мужъ и жена обязаны оказывать другъ другу снисходительность и уступчивость".
   Статью 214-ю, которая обязываетъ жену "жить вмѣстѣ съ мужемъ и слѣдовать за нимъ всюду, гдѣ онъ заблагоразсудитъ жительствовать", а мужа -- содержать жену, измѣнить такъ: "Жилище и предметы необходимые для поддержанія жизни составляютъ общую собственность супруговъ. Ни тотъ, ни другой изъ нихъ не могутъ быть принуждаемы силой къ сожительству. Тотъ изъ супруговъ, который откажется отъ сожительства, несмотря на это, сохраняетъ право на принадлежащее ему имущество. Супругъ, которому будетъ отказано въ сожительствѣ, имѣетъ право требовать развода".
   Отмѣнить статьи 215--225-ю, по которымъ "жена не можетъ явиться въ судъ безъ формальнаго дозволенія мужа, исключая случаевъ уголовнаго и полицейскаго преслѣдованія; безъ письменнаго согласія мужа жена не можетъ ни продавать, ни дарить, ни другимъ какимъ-бы то ни было образомъ отчуждать даже свое отдѣльное имущество; въ извѣстныхъ случаяхъ, впрочемъ, согласіе мужа можетъ быть замѣнено дозволеніемъ судьи". Сущность измѣненій, проектированныхъ петиціей, заключается въ томъ, что если супруги условились имѣть общее имущество, то они владѣютъ и распоряжаются имъ по взаимному согласію; одинъ изъ нихъ управляетъ общимъ имуществомъ.
   Отмѣнить статью 340-го, запрещающую "отысканіе отцовства" незаконнорожденными дѣтьми. По проекту петиціи, "отысканіе отцовства дозволяется. Оно можетъ быть начато по просьбѣ матери, или совершеннолѣтнихъ дѣтей, или ихъ опекуновъ, или-же по инціативѣ прокурора или судьи. Если будетъ доказано, что извѣстный мужчина -- отецъ ребенка, то онъ обязанъ помогать матери послѣдняго въ добыванія средствъ жизни, въ содержанія и воспитаніи ребенка.
   Статью 373-ю (одинъ отецъ впродолженіи брака пользуется властью надъ дѣтьми) измѣнить такъ: "отецъ и мать пользуются властью по взаимному своему согласію".
   Измѣнить ст. 442-ю, устраняющую отъ опекунства женщинъ, кромѣ матери.
   Вмѣсто отмѣненныхъ вышеупомянутыхъ 215--225 статей, ввести статью 1,449-ю, измѣненную такимъ образомъ: "женщина, имѣющая, въ силу брачнаго договора, отдѣльное имущество, владѣетъ и распоряжается имъ безусловно".
   "Отмѣнить всѣ статьи наполеоновскаго кодекса, противорѣчащія предложеннымъ здѣсь измѣненіямъ".
   Въ свое время мы сообщимъ читателямъ, какой ходъ будетъ данъ этой петиціи въ Національномъ собраніи.
   Законы, объ отмѣнѣ которыхъ ходатайствуютъ петиціонеры, составляютъ одно изъ самыхъ существенныхъ золъ французской жизни; они смотрятъ на женщину, не какъ на подругу мужа, а какъ на рабу, и унижаютъ ее до того, что подчиняютъ каждый шагъ ея ревнивому надзору ея владыки. Замужняя француженка, напримѣръ, не имѣетъ права получать никакихъ писемъ безъ вѣдома мужа! Но эти законы все-таки менѣе вредно отзываются на положеніи женщины, чѣмъ пагубное вѣковое вліяніе католическаго духовенства и скудость средствъ для раціональнаго женскаго образованія. Хотя еще при Наполеонѣ III бывшій министръ народнаго просвѣщенія, Дюрюи, значительно ограничилъ власть духовенства надъ женскими школами, но попы до сихъ поръ имѣютъ и, вѣроятно, долго еще будутъ имѣть громадное вліяніе какъ на умы женщинъ, такъ и на воспитаніе дѣтей. Они не только губятъ нравственно молодое поколѣніе, но и развращаютъ его въ тѣснѣйшемъ значеніи этого слова. Въ послѣдніе годы было уже много случаевъ судебнаго преслѣдованія, въ которыхъ смиренные патеры играли самую неблаговидную роль... Въ Германіи, Англіи и Америкѣ женщина изъ самыхъ нисшихъ слоевъ народонаселенія получаетъ болѣе широкое элементарное образованіе, чѣмъ француженка средняго класса. Въ высшемъ обществѣ образованіе самое поверхностное; дѣвочкѣ достаточно заучить нѣсколько именъ королей изъ исторіи, нѣсколько названій растеній изъ ботаники и т. д., чтобы считаться образованной барышней, которая и безъ всякой научной подготовки съумѣетъ выполнить свое предназначеніе и поймаетъ жениха. Въ провинціяхъ до сихъ поръ образованіе дѣвочекъ поручается патерамъ. Дѣвушка не учится у нихъ ничему путному, но за то превосходно знаетъ о правахъ святѣйшаго отца, о тѣхъ гоненіяхъ, которымъ подвергается въ настоящее время св. католическая церковь и т. д., и конечнымъ результатомъ такого воспитанія является то, что женщина дѣлается послушнѣйшей прозелиткой, а нерѣдко и любовницей своего духовника. Дюрюи въ 1867 и 1868 годахъ организовалъ среднее женское образованіе во Франціи, и съ тѣхъ поръ главныя заботы друзей эманципаціи устремлены на его поддержку и распространеніе. Вмѣстѣ съ тѣмъ, эманципаціонная партія возобновила послѣ войны агитацію въ пользу политической равноправности половъ. Съ этоюцѣлью недавно сформирована "Ассоціація для постепеннаго освобожденія женщины", которая, впрочемъ, кромѣ литературной пропаганды, еще ничѣмъ не успѣла заявить себя. Современное политическое движеніе во Франціи, находящейся въ тревожномъ переходномъ состояніи, въ высшей степени неблагопріятно для женскаго дѣла, хотя всѣ передовые люди сознаютъ, что для просвѣщенія массъ и для нравственнаго возрожденія націи необходимо какъ можно скорѣе поднять уровень умственнаго развитія женщины и даровать ей свободу отъ старой крѣпостной зависимости.
   Въ то время какъ французскія женщины собираютъ и жертвуютъ десятки мильоновъ франковъ на уплату военной контрибуціи съ цѣлью скорѣйшаго очищенія страны отъ нѣмецкихъ войскъ, нѣмки наслаждаются плодами побѣдъ, одержанныхъ ихъ отцами, мужьями и братьями. Онѣ упиваются патріотическими восторгами и нѣжатся среди роскошной обстановки, добытой посредствомъ обобранія Франція. Въ "Revue des Deux Mondes" (1872, livr. 4-е) есть не дурная и очень близкая къ дѣйствительности сатира -- "Переписка Германа и Доротеи". Вотъ что пишетъ, напр., чувствительная нѣмочка своему возлюбленному: "Милый Германъ! Лизанька хотѣла-бы получить какой-нибудь подарокъ изъ Франціи; прошу тебя не забывать объ этомъ. Я ничего не прошу для себя, мнѣ достаточно твоей любви. Однакожъ, всѣ мои подруги завалены подарками своихъ мужей или жениховъ. Дочь профессора Штримма получила отъ своего брата Рудольфа полное приданое и превосходныя платья, который подстать любой принцессѣ; хотя все это узко для ея таліи, ко тѣмъ не менѣе она въ восторгѣ. Каждый членъ этого счастливаго семейства имѣетъ уже значительную долю добычи: профессоръ Штрнинъ фортепіано, мать -- постельный приборъ, младшая дочь -- галантерейныя вещицы". И въ то врежи, какъ Германія прокучиваетъ свою добычу и приготовляется къ новымъ набѣгамъ, ея владычица, Пруссія, почти нисколько не заботится объ умственномъ развитіи существъ "ткущихъ миръ", какъ называютъ нѣмцы своихъ подругъ. Въ старинныхъ провинціяхъ прусскаго королевства въ 1871 году было:

0x01 graphic

   Городскихъ женскихъ школъ также очень мало, въ Берлинѣ всего 4, кромѣ 33 частныхъ заведеній.
   Женскихъ учительскихъ семинарій также очень мало сравнительно съ мужскими:

0x01 graphic

   Въ женскихъ школахъ уровень образованія очень низокъ, вслѣдствіе скудости финансовыхъ средствъ, небольшого жалованья учителямъ, подборъ которыхъ, вслѣдствіе этого, довольно жалокъ, а главнымъ образомъ потому, что солдатское царство юнкеровъ считаетъ образованіе женщинъ предметовъ, нестоющимъ никакого вниманія (См. "Die Lösung der Socialen Frage durch die Frau. Von Julia Engell-Günther", Berlin, 1872. § 156--161. Книжка, впрочемъ, плохая, за исключеніемъ двухъ-трехъ страницъ, изъ которыхъ мы заимствовали вышеприведенныя данныя).
   Вообще, прусское правительство, за исключеніемъ наслѣднаго принца и его жены, не благоволитъ къ женскому вопросу. Одна нѣмка, читавшая въ Галле лекцію о женской эманципаціи, на другой день была приговорена полицейскимъ судьей къ двухсуточному аресту на хлѣбѣ и водѣ!..
   Не смотря на это, женское движеніе въ Германіи постепенно усиливается, выражаясь, главнымъ образомъ, въ распространеніи образованія. Въ Бреславлѣ открытъ женскій лицей. Въ Вѣнѣ одинъ изъ женскихъ Ферейновъ открылъ высшую женскую школу съ четырехгодичныхъ курсовъ и съ преподаваніемъ естественной исторіи, математики, физики, химіи, физіологіи, географіи, исторіи, логики, астрономіи, исторіи литературы, эстетики и живыхъ языковъ. Подобная-же школа открывается въ Черновицѣ, между тѣмъ какъ во многихъ другихъ мѣстахъ, напр., въ Дрезденѣ, учреждаются профессіональныя школы и публичныя лекціи. Съ начала нынѣшняго года выходитъ нѣсколько новыхъ женскихъ журналовъ, которые, впрочемъ, имѣютъ одинъ только мѣстный интересъ. Въ 1871 году 45 нѣмецкихъ газетъ издавались женщинами. Юлія Мосторфъ была делегатомъ отъ Гамбурга на археологическомъ съѣздѣ въ Болоньѣ. Многочисленные ферейны, о которыхъ мы уже говорили въ предыдущей хроникѣ, дѣйствуютъ не безъ пользы, открывая и поддерживая школы, дѣтскіе сады, публичныя лекціи, женскіе журналы. Всѣ они стремятся, главнымъ образомъ, къ тому, чтобы, расширивъ кругъ педагогической дѣятельности нѣмецкой женщины, поставить ее въ этомъ отношеніи въ такое-же видное и выгодное положеніе, въ какомъ находится американка. Нельзя не сочувствовать этимъ благороднымъ и вполнѣ раціональнымъ стремленіямъ нѣмецкихъ эманципаторовъ. Они полагаютъ, что если женщины будутъ развиваться и трудиться какъ слѣдуетъ, то однимъ своимъ нравственнымъ вліяніемъ онѣ разовьютъ массу, уничтожатъ пролетаріатъ, ослабятъ или даже искоренятъ проституцію; пролетаріи будутъ учиться въ школахъ, перестанутъ пьянствовать, будутъ дѣлать сбереженія изъ своего заработка, а опасныя теоріи соціалистовъ разлетятся прахомъ.
   Въ Цюрихѣ недавно высшая политехническая школа открыла для женщинъ свои аудиторіи, и въ нее немедленно поступила одна русская дѣвушка, которая занимается механикой. Въ цюрихскомъ университетѣ число студентокъ увеличилось по философскому факультету, лекціи котораго слушаютъ теперь 5 молодыхъ женщинъ: нѣмка, итальянка, русская и двѣ польки. Русская готовится открыть въ своемъ отечествѣ женскую учительскую семинарію, и поэтому спеціально изучаетъ дѣло народнаго образованія. Женщины составляютъ одну десятую часть всѣхъ студентовъ цюрихскаго университета.
   Послѣ того, какъ была написана наша статья "О женскомъ дѣлѣ въ Америкѣ" ("Дѣло" 1872, 1 и 2 кн.), до насъ дошло изъ этой страны нѣсколько интересныхъ извѣстій. Ретроградная партія въ Законодательномъ собраніи территоріи Йомингъ, женщины которой уже нѣсколько лѣтъ пользуются избирательными правами, внесла билль о лишеніи ихъ этихъ правъ, но потерпѣла рѣшительную неудачу. Вотъ что говоритъ въ своемъ посланіи по этому поводу губернаторъ Йоминга: "женщины этой территоріи обнаруживаютъ сильную, пламенную и разумную преданность высшимъ интересамъ ея. Онѣ относятся къ общественнымъ дѣламъ съ такимъ яснымъ пониманіемъ и здравымъ сужденіемъ, которыя достойны величайшаго удивленія и выше всякой похвалы. Совѣсть женщинъ во всѣхъ отношеніяхъ болѣе разборчива и чувствительна, чѣмъ у мужчинъ; ихъ чувство справедливости чисто и строго; ихъ любовь къ порядку вытекаетъ пряно изъ сердца. Все это -- превосходная совѣсть, возвышенное чувство справедливости и постоянная любовь къ порядку, вслѣдствіе освобожденія женщинъ, содѣйствуетъ хорошему управленію и благосостоянію нашей территоріи".
   Какъ успѣшно идетъ женская агитація въ Америкѣ посредствомъ митинговъ, публичныхъ лекцій, журналовъ и брошюръ, показываетъ слѣдующая корреспонденція "Revolution" изъ штата Небраски отъ 4 января настоящаго года. "Колесница прогресса съ величайшею скоростью мчитъ насъ не только къ полному уничтоженію политическихъ различій между полами, до также къ теоретическому и практическому признанію способности женщины ко всѣмъ отраслямъ человѣческой дѣятельности, отъ нисшихъ до самыхъ высшихъ профессій въ государствѣ. Всѣ препятствія и сопротивленія дѣлу эманципаціи постепенно падаютъ передъ разумными доказательствами, принципомъ и здравымъ сужденіемъ народа. Люди, бывшіе нѣкогда ярыми и суевѣрными противниками женскаго движенія, теперь находятся въ рядахъ самыхъ преданныхъ и искусныхъ сторонниковъ его. Самые замѣчательные адвокаты, ученые и мыслители нашего штата открыто и публично защищаютъ избирательную правоспособность женщины и ея право участія во всѣхъ отрасляхъ и занятіяхъ общественной жизни. Всѣ журналы штата находятся на сторонѣ женщины, за исключеніемъ двухъ или трехъ, принадлежащихъ въ нисшему разбору... И здѣсь почти всѣ убѣждены, что втеченіи настоящаго года, все женское народонаселеніе нашей страны будетъ облечено нравами свободныхъ и независимыхъ гражданъ и навсегда освобождено изъ своего настоящаго рабства.
   При совершеніи вѣнчальнаго обряда въ Америкѣ давно уже очень многія женщины отказываются давать обѣщаніе "повиноваться" мужу, и вслѣдствіе этого многіе пасторы различныхъ вѣроисповѣданій выбрасываютъ изъ своихъ служебниковъ вопросъ о повиновеніи. "Я -- пишетъ редактору "Revolution" одинъ пасторъ -- благословилъ уже 180 браковъ, и во всѣхъ случаяхъ исключалъ слово: "повиноваться".
   На Востокѣ женское движеніе сильнѣе всего проявляется въ Японіи, въ которой въ настоящее время совершается переворотъ не менѣе великій, чѣмъ какой былъ совершенъ въ Россіи Петромъ I. Недавно японскій микадо манифестомъ своимъ заявилъ Японіи, что существовавшая до сихъ поръ отверженность женщины, основанная на однихъ только нелѣпыхъ предразсудкахъ, должна кончиться, что женщина равна мужчинѣ и должна получать одинаковое съ нимъ образованіе. Нѣсколько молодыхъ японокъ уже отправились въ Соединенные Штаты для ученья. Въ самой Японіи нѣкоторыя американки открыли школы для дѣвочекъ.
   Въ Константинополѣ турецкое правительство основало нормальную женскую шкоду. Въ Іерусалимѣ на деньги баронесса Ротшильдъ основана школа дли еврейскихъ дѣвушекъ. Въ Калькутѣ одна индуска читала недавно публичную лекцію о необходимости солиднаго образованія для женщинъ и съ пафосомъ говорила объ ихъ современномъ крѣпостномъ положеніи, доказывая необходимость улучшить его.
   Обращаясь къ Россіи, мы не видимъ здѣсь такихъ крупныхъ признаковъ женскаго движенія, какъ, напр., въ Англіи или Америкѣ. Но при всемъ этомъ, мы однакожъ можемъ указать на два или на три чрезвычайно отрадныхъ явленія. Во-первыхъ, медицинскій факультетъ и совѣтъ московскаго университета ходатайствуютъ у министра народнаго просвѣщенія о допущенія женщинъ въ число студентовъ, такъ-какъ "предоставленіе женщинамъ пріобрѣтать основательныя познанія и заниматься медицинской практикой принесетъ имъ существенную пользу". Во-вторыхъ, въ Кіевѣ общество естествоиспытателей открыло для женщинъ публичныя лекціи по всѣмъ предметамъ гимназическаго курса. Въ Кіевѣ-же на прошлогоднемъ съѣздѣ натуралистовъ участвовало три женщины, изъ которыхъ одна, г-жа Волкова, была выбрана единогласно предсѣдательницей химическаго отдѣленія за свои обширныя познанія и замѣчательныя работы по химіи. Но не много мы можемъ сообщить читателю подобныхъ отрадныхъ фактовъ. Дѣло женскаго образованія находится у насъ въ незавидномъ положеніи. Женскія гимназіи далеко не достигаютъ своей цѣли, потому-что нуждаются и въ лучшихъ наставникахъ и въ болѣе широкихъ средствахъ; а главное, въ большемъ сочувствіи къ нимъ самого общества. Газеты то и дѣло сообщаютъ о нихъ самыя курьезныя извѣстія. Нѣкая дама, напр., обратилась къ начальницѣ одной изъ петербургскихъ женскихъ гимназій съ просьбой рекомендовать ей въ гувернантки дѣвицу, хорошо знающую русскій языкъ. Начальница пожала плечами и отвѣчала по-французски: "къ сожалѣнію, такихъ у насъ нѣтъ!" ("Новое время", No 18.) Вѣроятно, въ этой гимназіи давно уже держатся теоріи, недавно высказанной "Московскими Вѣдомостями", что основательное изученіе русскаго языка излишне для россіянъ... Но это еще не велика бѣда, если дѣвочекъ ничему серьезно не учатъ; случается, что ихъ подвергаютъ до сихъ поръ тѣмъ унизительнымъ наказаніямъ, отъ которыхъ женщины безусловно избавлены указомъ 17 апрѣля 1863 г.,-- дѣвочекъ сѣкутъ! Нѣкоторыя женскія школы не имѣютъ даже хоть сколько нибудь сноснаго помѣщенія. Въ Епифани, напр., женское училище помѣщается въ сыромъ и грязномъ домѣ; для классовъ отведены всего двѣ комнаты, въ которыхъ и сидятъ ученицы, размѣщаясь по двѣнадцати на одной лавкѣ. Зиною въ этой школѣ такой угаръ, что учащіе и учащіяся къ концу классовъ уходятъ домой съ страшной головной болью. Учительницы получаютъ нищенское содержаніе. Младшая учительница, напр., на обязанности которой лежитъ самая трудная часть преподаванія,-- именно азбука, письмо и начальное шитье, за свои ежедневныя занятія съ сотней дѣтей получаетъ всего 84 р. въ годъ ("Русск. Вѣдом.").
   Въ семейномъ положеніи женщины совершаются законодательнымъ путемъ два немаловажныхъ улучшенія. Во-первыхъ, крестьянскимъ женамъ, мужья которыхъ ссылаются въ Сибирь по волѣ обществъ, предоставляется такое-же право слѣдовать или ю слѣдовать за ними, какъ и женамъ лицъ, ссылаемыхъ на поселеніе по судебному приговору. Во-вторыхъ, въ составляемыхъ законоположеніяхъ о раскольникахъ, невѣнчанные раскольничьи браки признаются дѣйствительными. Такимъ образомъ, законъ допускаетъ для сектантовъ гражданскій бракъ, который до сихъ поръ былъ дозволенъ, да и то недавно, однимъ только забайкальскимъ буддистамъ.
   Законодательныя реформы семейнаго быта являются настоятельною необходимостью въ виду тѣхъ вопіющихъ семейныхъ преступленій, о которыхъ почти ежедневно извѣщаютъ газеты и которыя такъ часто разбираются въ новыхъ судахъ. Вотъ, напр., во Владимірскомъ окружномъ судѣ обвиняется въ покушеніи отравить мужа шестнадцатилѣтняя крестьянка. Подсудимая не задолго передъ этимъ была выдана за отвратительнаго пьяницу, за котораго она рѣшительно не хотѣла идти, и даже въ церкви на обычный вопросъ священника отвѣчала, что несогласна на бракъ съ нимъ. Мужъ тиранилъ обвиняемую, билъ ее даже за то, что она не хотѣла пьянствовать съ нимъ и, наконецъ, довелъ ее до покушенія на его жизнь. Несмотря на признаніе подсудимой, присяжные оправдали ее. Очень часто семейная жизнь порождаетъ и поддерживаетъ такую вражду между членами семейства, что самое незначительное обстоятельство способно произвесть взрывъ ненависти и довести до ужаснаго преступленія. Вотъ, напримѣръ, мѣщанинъ П. проситъ у своей жены хлѣба; та не даетъ ему. Начинается ссора, которая тотчасъ-же переходитъ въ ожесточенную драку; жена наноситъ мужу нѣсколько ударовъ топоромъ въ голову; мужъ ранитъ въ нѣсколькихъ мѣстахъ голову жены, наноситъ рану пятилѣтнему сыну и убиваетъ четырехлѣтнюю дочь, а назавтра самъ умираетъ отъ своихъ ранъ. Въ нѣсколько кинутъ совершается страшная развязка трагедіи, длившейся иного лѣтъ ("Правит. Вѣстникъ"). Или вотъ, отставной солдатъ Дашковскій, повздоривъ съ женой, пробиваетъ ей грудь ножницами, отчего раненая умираетъ черезъ два часа. Такіе факты, всплывающіе наружу, и множество другихъ, остающихся во тьмѣ, указываютъ на необходимость реформы въ семейныхъ отношеніяхъ,-- реформы законодательной и экономической. Мы убѣждены, что ни въ одной сферѣ мало-мальски прогрессивная реформа не можетъ оказать такого благотворнаго вліянія на всю общественную жизнь, какъ въ сферѣ семейной; нигдѣ духъ времени и современнаго развитія не требуютъ такой гармоніи съ существующимъ фактомъ, какъ въ этой обширной и самой серьезной сферѣ.
   Главная причина этихъ семейныхъ смутъ и преступленій заключается въ томъ, что для большинства русскихъ женщинъ бракъ не сдѣлался еще до сихъ поръ свободнымъ договоромъ вступающихъ въ него лицъ. Во-первыхъ, дѣвушку часто отдаютъ замужъ силою, осуждая ее на вѣчную зависимость отъ нелюбимаго или даже ненавистнаго ей человѣка. Во-вторыхъ, результатовъ этого нравственнаго насилія или собственныхъ ошибокъ лицъ, вступающихъ въ бракъ, невозможно устранить или исправить, вслѣдствіе недозволенности развода. Между тѣмъ, не только въ образованномъ обществѣ, но и въ необразованной массѣ народонаселенія чувствуется и сознается настоятельная потребность реформы, которая признала-бы бракъ свободнымъ договоромъ со всѣми вытекающими отсюда послѣдствіями. Освобожденіе крестьянъ отъ крѣпостной зависимости до извѣстной степени пробудило чувство свободы и самостоятельности и. въ крестьянкахъ. Интересныя свѣденія объ этомъ сообщаетъ мировой судья Назаровъ ("Въ глуши", "Вѣстн. Европы", 1872, кн. 11). Мужики жалуются, что послѣ положенія 19 февраля, уменьшившаго число женскихъ рабочихъ дней сравнительно съ мужскими, и особенно послѣ введенія мировыхъ судовъ, "бабы отъ рукъ отбились. Ты ей слово, а она ужъ и ловитъ слово-то,-- тоже хочется выше мужика быть. Ты ее дубкомъ, а она на судбище зоветъ: я право найду, за ударъ отвѣтишь, а меня какъ своихъ ушей не увидишь!..* Бабы сотнями бѣгутъ къ мировымъ судьямъ съ жалобами на мужей своихъ, и г. Назарьевъ передаетъ нѣсколько чрезвычайно характерныхъ казусовъ. Вотъ жалуется судьѣ на своего мужа крестьянка Ширданова. Супругъ билъ ее по нѣскольку разъ въ день. "Ты что сидишь!" -- хлопъ; "ты что на дорогѣ стоишь!" -- хлопъ; приставалъ изъ-за каждаго пустяшнаго дѣла. Удилами голову въ трехъ мѣстахъ прошибъ". Жаловалась Ширданова волостному старшинѣ и священнику, но мужъ ея подпоилъ сельскій сходъ, который и выпоролъ ее днемъ на улицѣ, публично, а черезъ недѣлю высѣкъ еще разъ. "Причастилась я, исповѣдалась и лежала въ пустой избѣ недвижимо, а мужъ караулилъ, чтобы я не смѣла ходить въ волость". Когда Ширданова поправилась, истязанія ея возобновились съ удвоенною силою. А вотъ, другая, еще болѣе несчастная жена,-- "вся кнутомъ избита, будто палачемъ изсѣчена,-- да нѣтъ, такъ и палачи не бьютъ! Мужъ-то хлыщетъ, хлыщетъ ее кнутомъ, да за косы къ столу привяжетъ, а раны-то солью натираетъ". "Припоминается, разсказываетъ г. Назарьевъ, еще одна сцена. Неистовствовала ноябрьская ночь. Говорятъ: "пришла просительница", а вслѣдъ затѣмъ растворились двери, и охая, полѣзло что-то черное, мокрое, круглое и, казалось, болѣе способное катиться, нежели идти. Оказалось, что это крестьянская баба въ мокромъ черномъ кафтанѣ и въ послѣднемъ періодѣ беременности пришла жаловаться на мужа, отставного солдата, пьющаго запоемъ и выгнавшаго ее на улицу вмѣстѣ съ четырьмя дѣтьми". Баба эта "ползкомъ проползла" до мирового судьи около 30 верстъ! Она въ особенности тужила о томъ, что не могла представить судьѣ матеріальнаго доказательства тиранніи мужа, своей косы, оторванной и потомъ украденной имъ. Множество подобныхъ просительницъ ходатайствуетъ о разводѣ, воображая почему-то, что мировые судьи могутъ расторгать бракъ. Случается, что дурно живущіе мужъ и жена добровольно соглашаются разойтись и представляютъ судьѣ на утвержденіе такого рода запись. "1871 г., іюля 13 дня, крестьянинъ-собственникъ Федоръ Федоровъ Солдатовъ и жена его Екатерина Алексѣева, находившіеся между собою во враждѣ, которую прекращаютъ между собою миролюбиво, согласившись другъ отъ друга удалиться навсегда, съ возвращеніемъ собственнаго ея движимаго имущества (перечисляется чего именно), при миролюбивомъ раздѣлѣ между собою, не взыскивая никакихъ другъ съ друга побей и неудовольствій, и впредь уже должны мы жить особыми домами. Состоявшійся сей миролюбивый актъ въ присутствіи волостного старшины, сельскаго старосты и рядовыхъ крестьянъ такихъ-то, "подписанъ за неграмотныхъ" такими-то.
   Сознаніе народной массы, такимъ образомъ, выработало уже свою теорію о женской независимости. Народъ собственнымъ умомъ дошелъ до того, что единственное спасеніе для человѣка при такихъ несчастныхъ бракахъ, какъ, напр., вышеупомянутые, заключается въ разводѣ. Добровольное расхожденіе супруговъ, принадлежащихъ къ простонародью, все больше и больше входить въ обычай не въ одной только поволжской глуши, описываемой г. Назарьевымъ, но и во многихъ другихъ мѣстностяхъ Россіи. И сколько семейныхъ преступленій, страданій, сколько ненависти и злобы, сплошь и рядомъ водворяющихъ въ семействѣ чистоадскую жизнь, било-бы устранено болѣе гуманными отношеніями между мужемъ и женой.

С. Шашковъ.

"Дѣло", No 5, 1872

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru