Шашков Серафим Серафимович
Царство мормонов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ЦАРСТВО МОРМОНОВЪ.

Mormonism, its rise, progress and present condition. Embracina, the narrative of mrs. Mary Ettie Y. Smith, of her residence and experience of fifteen years with the mormons; with other startling facts and statements, being а full disclosure of the rites, ceremonies and mysteries of polygamy, by N. W. Green. Hartford. 1870.

   Соединенные Штаты -- обѣтованная земля свободы и терпимости. Каждая секта, какъ-бы нелѣпа ни была она, каждое ученіе, каждая вѣра могутъ жить и развиваться здѣсь совершенно свободно. Но эта терпимость не касается мормоновъ. Общественное мнѣніе Америки требуетъ ихъ преслѣдованія, и но послѣднимъ газетнымъ извѣстіямъ, это преслѣдованіе уже началось: ихъ пророкъ и царь, Бранамъ Юнгъ, и многіе его послѣдователи арестованы по обвиненію въ многоженствѣ, а территорія ихъ занята американскими войсками. Вашингтонское правительство твердо рѣшилось дѣйствовать противъ полигаміи и отказалось входить въ какіе-бы то ни было компромиссы съ святыми многоженцами.
   Если судить о мормонахъ по извѣстному русской публикѣ описанію Диксона, то ничѣмъ нельзя оправдать насильственныхъ мѣръ противъ этого въ высшей степени трудолюбиваго, честнаго, трезваго и совершенно мирнаго народа, превратившаго пустыню въ цвѣтущую, обработанную, промышленную страну. Положимъ, что полигамія такъ-же возмутительна, какъ и рабство негровъ, четыре милліона которыхъ освобождены недавно посредствомъ военнаго разгрома, но употреблять тѣ-же самыя средства для освобожденія женщинъ совершенно нецѣлесообразно, особенно въ странѣ, гдѣ репрессивныя мѣры употребляются только въ крайнихъ случаяхъ. Но дѣло въ томъ, что не одна полигамія, а весь строй жизни мормоновъ дѣлаетъ ихъ ненавистными цивилизованнымъ гражданамъ Америки. Диксонъ и другіе путешественники видѣли только наружную сторону сенаторской жизни и не имѣли никакой возможности проникать въ тайны этого строго-замкнутаго царства, быстро развивающагося на территоріи великой республики. Изъ нижеслѣдующаго изложенія читатель увидитъ, что ненависть американцевъ къ мормонамъ имѣетъ свои глубокія основанія, что царство святыхъ многоженцевъ угрожаетъ Штатамъ опасностью, въ родѣ недавняго отложенія юга, и что военное столкновеніе мормоновъ съ республиканцами рано или поздно неизбѣжно.
   Мормонство возникло въ концѣ двадцатыхъ годовъ настоящаго столѣтія среди тѣхъ сенаторскихъ движеній, которыя въ то время сильно волновали нью-йоркскій и сосѣдніе штаты. Фанатикъ Джозефъ Смитъ, воспитавшійся подъ вліяніемъ этихъ мистическихъ движеній, изъ обыкновеннаго вора сдѣлался пророкомъ и основателемъ новой религіи. Безграмотный, неотличавшійся никакими умственными способностями, бывшій тридцать девять разъ, подъ судомъ, онъ былъ силенъ только своимъ фанатизмомъ, энергіей своего характера да наглою рѣшимостью на всякій обманъ ради успѣховъ своего рискованнаго предпріятія. Богъ удостоилъ Смита многихъ откровеній и указалъ ему на закопанную въ землѣ книгу, писанную неизвѣстнымъ алфавитомъ на золотыхъ листахъ. Таково происхожденіе Золотой Библіи или Книги Мормоновъ. Безграмотный Смитъ, но наитію свыше, перевелъ на англійскій языкъ эту книгу, заключающую въ себѣ лѣтописи евреевъ, будто-бы переселившихся въ Америку задолго до P. X. и сдѣлавшихся родоначальниками американскихъ туземцевъ. Въ сущности-же Книга Мормоновъ есть ничто иное, какъ сочиненный въ началѣ XIX в. нѣкоимъ Спальдингомъ, историческій романъ, слишкомъ плохой для того, чтобы найти издателя; рукопись этого романа какъ-то попала въ руки Смита и его пособниковъ и выдана ими за откровеніе. Община мормоновъ, состоявшая первоначально изъ тридцати человѣкъ, росла не по днямъ, а по часамъ. Съ помощью фальшивой монеты и разнообразныхъ мошенничествъ (р. 429), мормоны быстро богатѣли, не стѣсняясь проповѣдывали о своей будущей "имперіи" и возбудили къ себѣ такую ненависть въ жителяхъ штата Огайо, что въ 183S г. принуждены были, будто-бы но голосу откровенія, бѣжать въ штатъ Миссури. Въ это время Смитъ имѣлъ уже лейбъ-гвардію изъ двухсотъ хорошо вооруженныхъ и дисциплинированныхъ солдатъ, которая впослѣдствіи превратилась въ страшный отрядъ разбойниковъ и шпіоновъ, извѣстный подъ именемъ данитовъ, или "ангеловъ истребленія". Въ Миссури эти фанатики продолжали прежній образъ жизни, быстро размножались и изъ жалкихъ пролетаріевъ превращались въ людей богатыхъ, зажиточныхъ, промышленная дѣятельность которыхъ возбуждала зависть въ "язычникахъ", какъ называютъ мормоны всѣхъ, непринадлежащихъ къ ихъ сектѣ. Проповѣдуя, что откровенія пророка выше законовъ республики, что между мормонами и ненавидящими ихъ язычниками должна быть борьба на жизнь и на смерть, что мормоны заберутъ современемъ въ свои руки всѣ Соединенные Штаты, что они "должны внести войну въ дома и семейства враговъ своихъ", и если понадобится, то "залить кровью все пространство отъ Скалистыхъ горъ до Атлантическаго океана",-- мормоны окончательно вооружили противъ себя правительство штата, которое собрало милицію, арестовало мормонскихъ вождей, хотѣло истребить всѣхъ мормоновъ, но ограничилось тѣмъ, что лишивъ ихъ всей собственности, на сумму до 2,000,000 долларовъ, прогнало ихъ въ Иллинойсъ, гдѣ они основали быстро развившійся городъ Науво, который въ 1841 г. имѣлъ уже 10,000 жителей, слѣпо преданныхъ своему пророку; всѣ мужчины были отличными солдатами; правительство штата даровало городу много привиллегій; Смитъ, основатель этой фанатической общины сдѣлался пророкомъ, мэромъ города, генералъ-лейтенантомъ утвержденнаго правительствомъ наувскаго легіона и богачомъ. Многоженство, запрещаемое "Золотой Библіей", было постепенно вводимо главами новой церкви, но возбудило сильную оппозицію, особенно въ женщинахъ и было одною изъ главныхъ причинъ той ненависти, какую всегда питали въ мормонамъ язычники. Эта ненависть возбуждалась и поддерживалась не однимъ многоженствомъ. Поселившись въ Науво, мормоны продолжали попрежнему фабриковать и распространять фальшивую монету и наживаться посредствомъ воровства, которое было однимъ изъ главныхъ ихъ промысловъ, даже большой колоколъ ихъ храма былъ украденъ съ колокольни какой-то церкви въ Сен-Люи. Мормоны промышляли въ особенности отгономъ скота и грабежомъ скототорговцевъ, гонявшихъ стада въ сѣверныя поселенія и на восточные рынки.
   Все это дѣлалось съ вѣдома ихъ пророка и санкціонировалось доктриною, что по отношенію къ язычникамъ "святому" все дозволено. Покушеніе на жизнь миссурійскаго губернатора, ненавистнаго мормонамъ, еще болѣе возбудило противъ нихъ общественное мнѣніе. Вскорѣ правительству штата представился случай вмѣшаться въ дѣла святого города. Оппозиція многоженству, представляемая Фостеромъ и Ло, основала въ Науво свой органъ, Expositor. Мормоны, возбужденные пророкомъ, напали на редакцію, разрушили домъ и типографію. Фостеръ и Ло бѣжали въ Карфагенъ. Правительство велѣло арестовать Смита и десять другихъ мормонскихъ старѣйшинъ. Но святые воспротивились исполненію этого приказа, и представители власти были изгнаны изъ города. Штатъ собралъ свою милицію, мормоны также вооружились, но Смитъ и другіе старѣйшины предупредили войну, добровольно отдавшись подъ арестъ. Смитъ былъ убитъ въ карфагенской тюрьмѣ взбунтовавшеюся чернью 27-го іюня 1844 г. Пророкомъ былъ избранъ Бранамъ Юнгъ. Мормоны еще до этихъ событій рѣшились выселиться куда-нибудь въ необитаемую мѣстность, а теперь обстоятельства вынуждали ихъ переселиться какъ можно скорѣе. Въ 1845 году правительство лишило г. Науво его привиллегій и понуждало ихъ къ выселенію. Въ сентябрѣ милиція штата, послѣ трехдневнаго бомбардированія города, выгнала изъ него штыками всѣхъ святыхъ, вмѣстѣ съ ихъ семействами. Начался "исходъ" святыхъ на западъ, напоминавшій собою исходъ евреевъ изъ Египта. Тысячи святыхъ съ своими женами и дѣтьми прошли по совершенно безлюднымъ пустынямъ вдвое большее разстояніе, чѣмъ какое раздѣляетъ Египетъ отъ Іерусалима, страдая отъ холода и голода, погибая массами отъ холеры и другихъ болѣзней. Въ іюлѣ 1847 г. пророкъ Юнгъ съ партіей святыхъ, а въ концѣ 1848 г. остальные мормоны прибыли въ Утахъ и основали здѣсь быстро развившееся теократическое царство. Сорокъ пять лѣтъ назадъ мормоновъ было только 86 человѣкъ, а теперь ихъ въ одномъ только Утахѣ 150,000. Ихъ столица на Соленомъ озерѣ, съ 20,000 жителей, и сто двадцать девять другихъ городовъ и селеній поражаютъ своимъ богатствомъ, красотою и порядкомъ; ихъ территорія больше Испаніи; они превосходно обработываютъ 160,000 акровъ земли, на одно только орошеніе которой затрачено ими до 11,000,000 долларовъ; вся ихъ страна усѣяна фермами, мельницами, фабриками, водопроводами и при своемъ благословенномъ климатѣ, не даромъ называется земнымъ раемъ; 20,000 отличныхъ солдатъ готовы защищать ее отъ внѣшняго врага; кромѣ того, каждый мормонъ хорошій воинъ, всегда имѣетъ запасъ боевыхъ принадлежностей, и по голосу пророка можетъ мгновенно возстать вся мормонская земля съ такою-же вѣрою въ побѣду и съ такимъ-же фанатическимъ энтузіазмомъ, благодаря которымъ аравитяне сдѣлались нѣкогда обладателями Востока. Но магометанство развивалось и усиливалось далеко не такъ быстро, какъ мормонство, которое и теперь уже проповѣдуетъ о покореніи своему авторитету всего американскаго континента, пылая фанатическою ненавистью и заклятою местью ко всѣмъ язычникамъ и мечтая о томъ блаженномъ времени, когда президентъ Соединенныхъ Штатовъ будетъ чистить сапоги святымъ многоженцамъ. Но пока еще не настало время всеобщаго мормонскаго царства, пока не пробилъ часъ войны съ язычниками, мормоны ограничиваютъ свои дѣйствія относительно послѣднихъ религіозною пропагандою. По слову пророка, каждый мормонъ, не медля ни одного дня, долженъ отправиться на проповѣдь туда, куда пошлетъ его святѣйшій.
   Ихъ апостоловъ можно встрѣтить во всѣхъ частяхъ свѣта, но преимущественно въ большихъ городахъ Европы и Америки. Мормонская церковь принимаетъ въ свое лоно людей всѣхъ національностей, кромѣ "проклятаго племени" негровъ, рабскій трудъ которыхъ доставилъ столько богатствъ святымъ многоженцамъ; что-же касается индѣйцевъ Америки, то они пользуются особеннымъ расположеніемъ мормоновъ, причисляющихъ ихъ къ богоизбранному израильскому племени, распространяющихъ между ними свое ученіе и раздувающихъ давнишнюю ихъ ненависть къ вашингтонскому правительству. Общество мормоновъ увеличивается, главнымъ образомъ, посредствомъ европейскихъ эмигрантовъ. Въ лачугахъ европейскихъ пролетаріевъ, въ средѣ людей угнетенныхъ бѣдностью, погрязшихъ въ дикомъ невѣжествѣ, мормонскіе апостолы вербуютъ всѣхъ своихъ неофитовъ. Богатымъ и образованнымъ людямъ нечего искать въ святомъ царствѣ, и ихъ вовсе нѣтъ и никогда не бывало въ немъ. Невѣжественная, подавленная предразсудками и нуждой народная масса, главнымъ образомъ великобританская, видитъ въ мормонствѣ, особенно при помощи искусной пропаганды, идеалъ человѣческаго счастія. Бѣдняку, полунагому, голодному, презрѣнному бѣдняку, который въ добавокъ къ своимъ земнымъ страданіямъ, долженъ бояться еще ада, мормонскій апостолъ проповѣдуетъ вѣру, которая дозволяетъ ему всѣ земныя удовольствія, рекомендуетъ развратъ въ формѣ многоженства, обѣщаетъ ему вполнѣ безбѣдное существованіе подъ кровомъ и властью церкви, и въ добавокъ ко всему, обѣщаетъ послѣ его смерти сдѣлать его богомъ. Естественно, что онъ всѣмъ сердцемъ отдается такой религіи, бѣжитъ въ Америку и здѣсь съ первыхъ-же шаговъ видитъ, что обѣщанія апостола не были обманомъ. Переселенцамъ оказываются всевозможное содѣйствіе и чисто братское участіе при ихъ появленіи и первоначальномъ устройствѣ на обѣтованной почвѣ Утаха. Влеченіе двадцати лѣтъ на этихъ эмигрантовъ истрачено мормонскою общиною до 5,000,000 долларовъ. Церковь третируетъ этихъ неофитовъ съ чрезвычайнымъ тактомъ, производящимъ неизгладимое впечатлѣніе на умы ихъ; она относится съ полною терпимостью къ остаткамъ ихъ прежнихъ вѣрованій, не навязываетъ имъ своихъ, предоставляя ихъ религіозное воспитаніе постепенному вліянію ихъ новой обстановки, и прежде всего заботится о здоровьѣ, благосостояніи, удобствахъ этихъ бѣдныхъ людей, знавшихъ до тѣхъ поръ одни только лишенія. Вотъ, напримѣръ, какою проповѣдью встрѣтилъ Юнгъ одну партію европейскихъ эмигрантовъ. "Братья и сестры о Господѣ Іисусѣ Христѣ! вы избраны Богомъ изъ міра и приведены Его милосердіемъ въ эту горную долину для вспомоществованія намъ при созиданіи его царства. Вы утомились и изнемогли отъ долгаго странствованія, отдохните-же день-два, потомъ встаньте, оглянитесь и рѣшите, какъ будете жить. Не мучьте себя сомнѣніями относительно вашихъ религіозныхъ обязанностей; вы избраны для этого дѣла, и Богъ будетъ печься о васъ. Ободритесь и не унывайте. Посмотрите на эту долину, въ которую вы призваны изъ міра. Ваша первая обязанность научиться садить капусту, лукъ, томаты и сладкій картофель; потомъ научиться кормить свиней, строить дома, разводить сады, ходить за скотомъ, печь хлѣбъ, однимъ словомъ -- ваша первая обязанность жить. Вторая обязанность -- научиться англійскому языку всѣмъ пришельцамъ, которые не знаютъ его, ибо это языкъ Божій, языкъ Книги Мормоновъ, языкъ послѣднихъ дней. Вотъ чему вы обязаны научиться прежде всего; остальное-же дастся вамъ, когда придетъ время. Да благословитъ васъ Богъ и да будетъ миръ Господа нашего Іисуса Христа со всѣми вами"! Матеріальная обезпеченность болѣе всего привязываетъ мормоновъ къ ихъ церкви, ученіе которой, будучи искусно прививаемо къ ихъ умамъ, дѣлаетъ изъ нихъ настоящихъ фанатиковъ, чуждыхъ всякаго скептицизма и всегда готовыхъ по слову своего пророка идти въ огонь и воду. Быстрые успѣхи мормонства, чудеса и пророчества его старѣйшинъ, вліяніе фанатическаго общественнаго мнѣнія, искуство учителей, ловко умѣющихъ разрѣшать всякія сомнѣнія -- все это отлично подчиняетъ умы игу этой нелѣпой доктрины. Дѣло доходитъ до того, что даже люди, душа которыхъ возмущается многоженствомъ и злодѣяніями святыхъ, только жалѣютъ, что она истинна, какъ выражается мистриссъ Смитъ {Мы не намѣрены излагать подробно догматики мормоновъ, главныя положенія которой состоятъ въ слѣдующемъ: Богъ есть лицо съ видомъ и плотью человѣка; каждый истинный мормонъ послѣ своей смерти дѣлается богомъ и водворяется въ своемъ царствѣ, состоящемъ изъ его женъ, дѣтей, ангеловъ "язычниковъ; боговъ, поэтому множество, а Богъ библейскій, который также былъ нѣкогда человѣкомъ, есть ничто иное, какъ "Президентъ Боговъ"; Христосъ -- одинъ изъ этихъ боговъ; человѣческихъ душъ множество и каждая изъ нихъ ищетъ земного вмѣстилища, тѣла; первая обязанность мормона -- надѣлать какъ можно болѣе этихъ плотскихъ вмѣстилищъ для душъ.}.
   De jure государственное устройство мормоновъ представляется демократическимъ; даже самъ святѣйшій ихъ пророкъ избирается всѣмъ народомъ; но de facto это царство служитъ образцомъ теократической деспотіи, такой абсолютной деспотіи, какой никогда не бывало ни въ Тибетѣ, ни въ папскомъ Римѣ, ни въ арабскихъ калифатахъ.
   Пророкъ мормоновъ -- святѣйшій, непогрѣшимый учитель ихъ, будущій богъ, спаситель, владѣющій "ключами царства небеснаго"; безъ его соизволенія никто не можетъ спастись; онъ производитъ мормоновъ нетолько въ чины епископовъ и генераловъ, но и въ достоинство святыхъ. Этотъ папа, этотъ нерпосвященникъ, этотъ сильнѣйшій изъ монарховъ имѣетъ самую неограниченную власть и надъ душами, и надъ тѣлами своихъ подданныхъ; онъ женитъ ихъ, выдаетъ замужъ, располагаетъ ихъ имуществомъ; онъ думаетъ за нихъ, его воля -- божественный законъ для каждаго мормона, совѣсть котораго должна всецѣло подчиняться велѣніямъ пророка, какъ-бы преступны и безнравственны ни были они. Нынѣшній пророкъ, Юнгъ,-- человѣкъ простой, необразованный, но чрезвычайно даровитый. Онъ отлично знаетъ людей и управляетъ ими не столько страхомъ, сколько умѣньемъ эксплуатировать въ пользу церкви ихъ душевныя наклонности и внушать имъ безграничную вѣру въ свою божественность. Онъ никогда не является жестокимъ тираномъ, самодуромъ, непреклоннымъ деспотомъ, а всегда разыгрываетъ роль строгаго, но любвеобильнаго отца, свыше просвѣщаемаго пророка, всѣ помыслы котораго направлены къ одной цѣли, -- къ славѣ церкви и къ вѣчному спасенію людей. Онъ никогда, никому не приказываетъ, а только "совѣтуетъ"; но горе тому, кто-бы вздумалъ не послѣдовать его "совѣтамъ"!
   У пророка есть два совѣтника, которые вмѣстѣ съ нимъ составляютъ такъ-называемое "первое президентство".
   Затѣмъ слѣдуютъ "коллегія двѣнадцати апостоловъ" и "соборъ семидесяти", занимающіеся дѣлами пропаганды.
   Патріархъ мормоновъ, не имѣя никакой власти, пользуется однакожъ величайшимъ почетомъ, играя роль раздавателя благословеній,-- нѣчто въ родѣ государственнаго знахаря.
   За первосвященникомъ слѣдуютъ старѣйшіе священники и наконецъ простые священники; каждый истинный мормонъ, имѣющій нѣсколько женъ, есть священникъ, который по смерти дѣлается божествомъ.
   Высшимъ разрядомъ административныхъ чиновниковъ служатъ епископы. Мормонская столица раздѣляется на двадцать четыре прихода, и каждымъ изъ нихъ управляетъ епископъ. На подобные-же административные участки раздѣлены и всѣ другія поселенія святого царства. Епископъ есть въ одно и то-же время религіозный учитель, судья, сборщикъ податей, квартальный надзиратель и всесторонній опекунъ своего прихода. У него есть помощникъ, который называется учителемъ. Епископы подчинены верховному совѣту, избираемому изъ старѣйшихъ священниковъ.
   Всѣ эти власти, начиная съ пророка и кончая послѣднимъ помощникомъ епископа, избираются посредствомъ всенароднаго голосованія на шесть мѣсяцевъ, по истеченіи которыхъ они снова переизбираются. И таковъ ихъ духовный деспотизмъ надъ умами мормоновъ, такъ сильна вѣра послѣднихъ въ ихъ божественность, что Юнгъ, вотъ уже болѣе двадцати лѣтъ, не встрѣчая никакой оппозиціи своему управленію, два раза въ годъ избирается единогласно народомъ; а вслѣдъ за нимъ точно также избираются снова и снова всѣ другіе святые чиновники!
   Кромѣ хорошо организованной явной полиціи, у мормоновъ, какъ мы уже говорили, есть корпусъ тайной полиціи; это даниты, или "ангелы истребленія",-- превосходные шпіоны, отличные солдаты, образцовые сыщики, люди, напрактикованные во всевозможныхъ преступленіяхъ, начиная съ грабежа и убійства и кончая сбытомъ фальшивой монеты. Система шпіонства развита у мормоновъ чрезвычайно и пророку извѣстно нетолько все то, что дѣлается въ его столицѣ, но и то, что ему нужно знать относительно мормоновъ во всѣхъ другихъ участкахъ. Въ корпусъ ангеловъ истребленія поступаютъ самые испытанные мормоны, которые, участвуя въ церковныхъ мистеріяхъ, посвящаются во всѣ секреты ученія и политики мормонской церкви. При этихъ мистеріяхъ, по увѣренію нѣкоторыхъ, даже приносятъ людей въ жертву, но если это несправедливо, то во всякомъ разѣ здѣсь постоянно проповѣдуютъ о необходимости и спасительности человѣческихъ жертвопринотеній (р. 164). Когда дочь одного мормонскаго апостола, во время его отсутствія, вышла за язычника, и Юнгъ почему-то посмотрѣлъ на это сквозь пальцы, то отецъ, узнавъ о такомъ ея отступничествѣ, писалъ пророку, что она должна быть "принесена въ жертву" (р. 315). Каждому отступнику отъ мормонства угрожаетъ смерть (р. 83). Нѣкто Гартди, образованный язычникъ, поселившись на Соленомъ озерѣ, перешелъ въ мормонство. Его заподозрили, что онъ сдѣлалъ это съ цѣлью изучить мормонство и описать его для язычниковъ. Юнгъ въ собраніи церковныхъ старѣйшинъ обвинилъ его въ ереси и присудилъ къ "препровожденію въ адъ". Гартли бѣжалъ, но дорогою былъ убитъ ангелами истребленія (р. 309). Для совершенія подобныхъ "казней" даниты большею частью одѣваются индѣйцами и, убивая намѣченную жертву гдѣ-нибудь на дорогѣ, сваливаютъ вину на дикарей.
   Мы упомянули выше, что даниты посвящены во всѣ тайны религіозныхъ мистерій. Эти мистеріи имѣютъ нѣсколько степеней, и въ первую степень посвящаются всѣ мормоны. Чтобы судить о характерѣ этихъ мистерій, достаточно сказать, что весь смыслъ первой степени состоитъ въ возбужденіи полового инстинкта и въ поученіи первой сектаторской обязанности -- имѣть какъ можно больше дѣтей. Въ мистеріяхъ второй степени всѣ мужчины и женщины дѣйствуютъ нагишомъ и здѣсь разыгрываются самыя циничныя сцены. Въ составъ мистерій входитъ также посвященіе церкви всей собственности каждаго истиннаго мормона. Это посвященіе совершается публично; собственность легальнымъ порядкомъ передается пророку, который предоставляетъ собственнику одно только право временнаго пользованія. Пророкъ, поэтому, въ сущности является единственнымъ собственникомъ въ своемъ святомъ царствѣ, и во время своего многолѣтняго управленія послѣднимъ,
   Юнгъ нажилъ 25,000,000 долларовъ, которые лежатъ у него въ англійскомъ банкѣ.
   Кромѣ того, каждый мормонъ употребляетъ десятую часть своего рабочаго времени въ пользу церкви и платитъ ей десятину со всѣхъ своихъ доходовъ.
   Независимо отъ этихъ явныхъ и легальныхъ доходовъ, мормонское государство имѣетъ еще темные и преступные источники обогащенія. О фабрикаціи и сбытѣ фальшивой монеты мы уже говорили. Мы также упоминали о грабежахъ и разбояхъ. Мормоны зорко слѣдятъ за богатыми путешественниками и не упускаютъ случая пощупать ихъ карманы, если только видятъ, что преступленіе не будетъ открыто язычниками. Шайки мормонскихъ головорѣзовъ постоянно шатаются по штатамъ, особенно по территоріи своего царства, и съ вѣдома старѣйшинъ церкви, обираютъ язычниковъ, даже открыто грабятъ и убиваютъ ихъ.
   Такъ, напр., былъ убитъ данитами нѣкто Браунъ (р. 138); такъ былъ убитъ неизвѣстный, трупъ котораго, съ отрубленною головой, случайно увидѣла мистрисъ Смитъ (р. 189); такъ былъ ограбленъ и, по всей вѣроятности, убитъ докторъ Робертсъ.
   Будучи другомъ отца г-жи Смитъ, Робертсъ хотѣлъ помочь ей освободиться изъ мормонской неволи, изъ которой она напрасно старалась вырваться нѣсколько лѣтъ. Онъ написалъ ей письмо, предлагая увезти ее отъ мормоновъ. Пророкъ посредствомъ своихъ шпіоновъ узналъ все это и потребовалъ къ себѣ Смитъ.
   Она явилась. Юнгъ объявилъ ей, что д-ръ Робертсъ, склоняя, ее къ побѣгу, совершилъ тѣмъ самымъ ужасное преступленіе противъ общества святыхъ, что онъ -- "отпрыскъ сатаны и долженъ быть уничтоженъ". "Я вамъ посовѣтую, какъ поступить съ нимъ. Признаюсь, что это большой подвигъ для женщины; но вы можете и должны совершить его". Юнгъ заставилъ г-жу Смитъ отвѣчать на письма Робертся въ такомъ тонѣ, что она согласна на побѣгъ и назначаетъ ему мѣсто и время встрѣчи, послѣ которой они должны отправиться съ Соленаго озера; г-жа Смитъ должна была выпытать и донести пророку, сколько денегъ у Робертса. На ея отказъ отъ такого порученія, Юнгъ отвѣчалъ, что она "должна повиноваться своему руководителю и Спасителю".-- "Ужели вы мой Спаситель?" спросила Смитъ.-- "Безъ всякаго сомнѣнія", отвѣчалъ пророкъ, -- "вы можете войти въ царство небесное только съ моего согласія".-- Смитъ покорилась и несчастный Робертсъ былъ вовлеченъ въ западню.
   Онъ пріѣхалъ за ней въ дорожной коляскѣ, на парѣ отличныхъ лошадей; на него напали ангелы истребленія, утащили въ лѣсъ, ограбили и, вѣроятно, убили, какъ они обыкновенно дѣлаютъ въ подобныхъ случаяхъ (рр. 198--231).
   Около того-же времени черезъ мормонскую территорію проходилъ изъ Мехики купеческій караванъ, подъ начальствомъ молодого человѣка, Баумана, и встрѣтился съ поѣздомъ Юнга, объѣзжавшаго свое царство. Бауманъ захотѣлъ познакомиться съ пророкомъ, явился къ нему и почему-то очень не понравился.
   Пророкъ велѣлъ арестовать его, "такъ-какъ духъ божій открылъ ему, что это шпіонъ, посланный изъ штатовъ, съ тѣмъ, чтобы лишить его жизни". Втеченіе нѣсколькихъ недѣль, до возвращенія Юнга, Бауманъ сидѣлъ въ тюрьмѣ, наконецъ, его освободили, за неимѣніемъ противъ него никакихъ юридическихъ уликъ. Онъ уѣхалъ съ своимъ караваномъ; но по приказанію пророка и другихъ старѣйшинъ церкви, былъ настигнутъ, ограбленъ и убитъ данитани, переодѣтыми въ индѣйцевъ (рр. 252--277).
   Не менѣе возмутительна третья исторія, въ которой принуждена была участвовать г-жа Смитъ. Въ столицѣ мормоновъ былъ богатый купецъ язычникъ, Уилльямъ Макъ, который хотѣлъ содѣйствовать ея побѣгу въ Калифорнію. Пророкъ узнаетъ объ этомъ, приглашаетъ Смитъ къ себѣ и говоритъ ей: "я хочу послать васъ на миссію къ язычникамъ, чтобы вы добыли намъ денегъ... {Въ это время пророкъ нуждался въ деньгахъ на постройку великолѣпнаго гарема для своихъ женъ.}. Отправляйтесь къ купцу Маку и наведите его на мысль, что будто-бы вы желаете сдѣлаться его любовницей, т. е. жить съ нимъ безъ брака. Язычники имѣютъ только но одной женѣ, но они часто содержатъ и другихъ женщинъ, къ которымъ они привязываются гораздо сильнѣе, чѣмъ къ своимъ законнымъ женамъ. Поэтому-то, между прочимъ, мормонамъ и дозволено имѣть по нѣскольку женъ, чтобы избѣжать грѣшнаго содержанія метрессъ". Окруженная невидимыми шпіонами, Смитъ начала дѣлать куры Маку, вскружила ему голову и хотя съумѣла дать ему замѣтить, что она дѣйствуетъ по чужому приказанію, но все-таки Макъ былъ арестованъ за "постыдныя предложенія, сдѣланныя имъ г-жѣ Смитъ" и долженъ былъ заплатить порядочную сумму, чтобы выйти на свободу. Подобныя мошенничества называются у мормоновъ "доеніемъ язычниковъ" (р. 281--307). И нѣтъ сомнѣнія, что необыкновенное матеріальное процвѣтаніе мормонской общины зависитъ не отъ одного только усерднаго труда ея членовъ, но также и отъ упомянутыхъ темныхъ доходовъ отъ фальшивой монеты, грабежей и "доенія язычниковъ". "Какъ могъ" -- говоритъ одинъ знатокъ мормоновъ -- "какъ могъ сдѣлаться такъ богатымъ и въ такое короткое время народъ, производящій такъ мало предметовъ, годныхъ для выгоднаго обмѣна съ остальнымъ человѣчествомъ? Конечно, биткомъ набитые сундуки пророка обязаны своими богатствами, болѣе или менѣе, щедрымъ пожертвованіямъ иностранныхъ неофитовъ, но однимъ этимъ источникомъ дохода невозможно объяснять неисчислимыхъ богатствъ церкви. "Церковные запасные магазины" на Большомъ Соленомъ озерѣ всегда полны; "церковнымъ клеймомъ" отмѣчены безчисленныя стада скота; что-же касается этого множества публичныхъ зданій, дорогъ, мостовъ, труда и денегъ, затраченныхъ уже на храмъ,-- то все это представляется явленіемъ, неимѣющимъ примѣра въ исторіи человѣческихъ предпріятій. Нужно вспомнить, что въ то самое время, когда всѣ эти общественныя работы шли съ полнымъ успѣхомъ, каждый членъ церкви долженъ былъ строить свой собственный домъ и житницу и обработывать свою ферму, а приведши въ порядокъ свои домашнія дѣла, онъ былъ обязанъ отправляться на иностранную миссію; поэтому, немногіе могли быть производителями дома. Зная дѣйствительное положеніе вещей въ данномъ случаѣ, характеръ и цѣли этого народа, мы необходимо должны заключить, что должны быть какіе-то другіе источники дохода, кромѣ тѣхъ, которые ни отъ кого не скрываются въ Утахѣ... Мормоны не производители, но присвоители всего, что попадается имъ.
   "Господня есть земля и святые владѣютъ ею", вотъ ключъ къ тайнамъ мормонства. Чего они не могутъ сдѣлать силою, того достигаютъ обманомъ и коварствомъ. Пророкъ запретилъ своему народу работать на золотыхъ пріискахъ Калифорніи; но можно* было обворовывать и грабить калифорнійскихъ переселенцевъ; и ихъ обирали и грабили безъ жалости, а чтобы загладить всѣ слѣды преступленія, убивали тѣхъ, которыхъ грабили. Полное изображеніе этихъ разбоевъ, часто сопровождавшихся убійствами, было-бы поистинѣ ужасно. Это самая мрачная изъ ненаписанныхъ еще главъ секретной исторіи мормонства... Полъ, возрастъ, безпомощность, мольба о милосердіи, -- ничто, ничто не могло остановить руки тѣхъ, которые никоимъ образомъ не рѣшились-бы ослушаться повелѣній "пророка Божія". Всѣ эти злодѣянія у мормоновъ не считаются даже преступленіями, ибо по ихъ іезуитской морали, цѣль оправдываетъ средство; всякое дѣйствіе на пользу церкви -- добродѣтельный подвигъ; относительно язычниковъ все дозволено.
   Вѣруя въ будущее подчиненіе всѣхъ язычниковъ игу мормонства, святые всегда враждебно смотрѣли на вашингтонское правительство и пользовались выгодами уединеннаго положенія своей отдаленной территоріи, пока въ послѣднее время ихъ не коснулась желѣзная дорога. Вашингтонское правительство было даже вынуждено назначить Юнга губернаторомъ Утаха, и этотъ губернаторъ простиралъ свою дерзость до того, что даже выгонялъ ненравившихся ему мировыхъ судей, посланныхъ штатами, и всячески ублажалъ тѣхъ людей, которые соблазнялись выгодностью плясанія по его дудкѣ. Каждый путешественникъ былъ окружаемъ шпіонами и обставлялся такъ, чтобы могъ видѣть однѣ только свѣтлыя стороны мормонской жизни. Молодыя поколѣнія съ молокомъ матери воспитываютъ заклятую ненависть къ язычникамъ. Для будущей борьбы съ послѣдними мормоны стараются стоять на самой дружеской ногѣ съ индѣйцами, которые постоянно посѣщаются миссіонерами, наставляющими ихъ въ мормонской вѣрѣ. Для большихъ успѣховъ этой пропаганды и для закрѣпленія дружбы съ дикарями, мормонскіе проповѣдники обыкновенно женятся на индѣянкахъ. Впрочемъ, правительство пророка не всегда мягко поступаетъ съ индѣйцами. Одинъ вождь могущественнаго индѣйскаго племени въ чемъ-то не поладилъ съ пророкомъ, и послѣдній началъ всячески стараться о примиреніи съ нимъ. Вопреки закону, карающему выходъ мормонки за язычника, Юнгъ хотѣлъ отдать въ жены упомянутому князьку нѣсколько мормонскихъ женщинъ, проповѣдуя послѣднимъ, что "такою жертвою на пользу церкви, онѣ заслужатъ вѣнецъ безсмертной славы въ царствѣ небесномъ". Но этотъ планъ, возбудившій сильный ропотъ между женщинами, почему-то былъ оставленъ. Индѣйскій князекъ скоропостижно умеръ, вслѣдствіе какихъ причинъ, неизвѣстно, но очень можетъ быть, что по волѣ пророка, который приносилъ и не такія жертвы своей политикѣ. Преемникъ князька оказался еще болѣе враждебнымъ къ мормонамъ. Пророкъ заманилъ его въ свою столицу и посадилъ въ тюрьму будто-бы за какое-то оскорбленіе, нанесенное имъ мормонскимъ миссіонерами.. Черезъ нѣсколько времени этотъ арестантъ былъ найденъ въ своей тюрьмѣ съ перерѣзаннымъ горломъ, что офиціально было отнесено къ самоубійству, хотя всѣ мормоны знали, что индѣецъ зарѣзанъ по приказанію пророка. Однакожь, несмотря на подобные факты, мормоны успѣли привязать къ себѣ индѣйцевъ и при случаѣ отлично съумѣютъ воспользоваться ихъ ненавистью къ населенію штатовъ.
   Мормонство есть вполнѣ религія плоти, религія земныхъ удовольствій, враждебная какому-бы то ни было аскетизму. "Первая религіозная обязанномъ мормона -- жить", говоритъ Юнгъ, т. е. наслаждаться жизнью. Мормонъ долженъ пріобрѣтать богатства, пользоваться ими и веселиться во славу Божію. Въ столицѣ мормоновъ храмъ не достроенъ еще до сихъ поръ, а великолѣпный театръ давнымъ давно уже оконченъ и пророкъ всячески содѣйствуетъ его процвѣтанію, пользуясь имъ, и какъ лучшимъ средствомъ развлеченія, и какъ орудіемъ нравственнаго воспитанія народа. Балы и концерты у мормоновъ даются постоянно; всѣ святые, самъ пророкъ, патріархъ, апостолы веселятся на пропалую, танцуютъ, волочатся, задаютъ пиры и не отказываютъ себѣ ни въ чемъ, что доставляетъ матеріальное наслажденіе. Вѣроятно, вслѣдствіе такого обилія средствъ для эстетическихъ наслажденій между мормонами нѣтъ пьянства. Что-же касается умственнаго развитія, то оно допускается правительствомъ только въ самыхъ ограниченныхъ размѣрахъ. Въ 1870 году въ Утахѣ было 226 школъ, въ которыхъ 306 учителей обучало 18,000 дѣтей; на эти школы ежегодно расходуется 61,000 долларовъ. Но все это первоначальное образованіе устремлено не на развитіе ума, а на полное порабощеніе его авторитету мормонства. Человѣческая мысль движется здѣсь только въ тѣсныхъ рамкахъ сектаторской доктрины и всеобщая грамотность служитъ только средствомъ для поддержанія всеобщаго невѣжества. Умнѣйшій изъ мормоновъ, Юнгъ, высказываетъ заклятую вражду къ наукѣ и разуму, видя въ нихъ опаснѣйшихъ враговъ своему деспотизму. При, такомъ низкомъ уровнѣ интеллектуальнаго развитія, всѣ помыслы мормона устремлены на грубыя, чувственныя наслажденія и прежде всего, на половыя удовольствія.
   Многоженство санкціонировано пророкомъ Джозежомъ въ 1843 г. и вполнѣ утверждено откровеніемъ, бывшимъ пророку Юнгу въ 1852 г. Добродѣтельность и репутація мормона зависятъ отъ количества его женъ, которыхъ нужно имѣть не менѣе трехъ, чтобы занять сколько нибудь видное мѣсто въ мормонской іерархіи. Многоженство основано на примѣрѣ библейскихъ патріарховъ и логически вытекаетъ изъ сектаторской обязанности мормона имѣть какъ Можно болѣе дѣтей. Кромѣ женъ, въ общепринятомъ значеніи этого слова, у мормоновъ есть еще "духовныя жены", вышедшія замужъ не для настоящей, а для будущей жизни. Женщина сама спастись не можетъ, она входитъ въ небесное царство или по волѣ пророка или вмѣстѣ съ своимъ мужемъ. "Мужчина принадлежитъ къ роду боговъ, получаетъ посредствомъ женитьбы право на небесный престолъ; его жены и дѣти составляютъ царство его не только на землѣ, но и на небѣ". Потому-то, лица, считаемыя за святыхъ, и получаютъ постоянно предложенія на вступленіе въ духовный бракъ, который можетъ и не соединяться съ плотскимъ сожительствомъ. У Юнга больше сотни такихъ духовныхъ женъ; многихъ изъ нихъ онъ даже и въ глаза не видывалъ, а женился на нихъ заочно. Такой бракъ сплошь и рядомъ заключается даже съ покойниками, преимущественно съ пророкомъ Джозефомъ; повѣнчавъ женщину съ покойникомъ, пророкъ назначаетъ изъ живыхъ людей намѣстника послѣднему, который и вступаетъ во всѣ права, принадлежащія супругу, кости котораго гніютъ въ могилѣ. Мормонъ, обыкновенно, заводитъ столько женъ, сколько онъ можетъ содержать и сколько требуется для его развращенныхъ инстинктовъ. Для примиренія женщинъ съ доктриной многоженства употребляются всевозможныя средства. Имъ проповѣдуютъ и доказываютъ, что полигамія есть высшее учрежденіе; что первая обязанность женщины рожать какъ можно больше дѣтей, что самое дѣйствительное средство для ея спасенія заключается въ томъ, чтобы быть одною изъ женъ какого нибудь святого мужа. Женщину до того подчиняютъ авторитету этой доктрины, что она нерѣдко сама пріискиваетъ женъ для своего супруга, подобно Сарѣ, сведшей своего мужа съ Агарью. Такая женщина считается идеаломъ жены и на ней почіетъ особенное благословеніе божіе, какъ говорится въ одномъ изъ церковныхъ пѣснопѣній мормоновъ:
   
   "God bless the wife that strives
   And aids her husband all she can
   To obtain a dozen wives. *)
   *) Богъ да благословитъ жену, которая заботится и помогаетъ своему мужу, но мѣрѣ своихъ силъ, обзавестись дюжиною женъ.
   
   И дѣйствительно, есть такія мормонки, которыя "помогаютъ своимъ супругамъ обзаводиться дюжиною женъ". De jure мужчина можетъ быть даже и холостымъ или одноженцемъ; но въ такомъ случаѣ, онъ никогда не будетъ считаться истиннымъ мормономъ, никогда не займетъ важной должности въ церкви и будетъ предметомъ общаго презрѣнія и насмѣшекъ до тѣхъ поръ, пока не сдѣлается, по крайней мѣрѣ, двоеженцемъ. Женщина также имѣетъ по теоріи полную свободу принять или отклонить предложеніе жениха, идти или не идти за полигамиста. Но нравственное вліяніе общественнаго мнѣнія и церковной власти совершенно уничтожаютъ эту свободу; сплошь и рядомъ женщина выходитъ за того, который противенъ ей, но искательства котораго поддерживаются пророкомъ, епископомъ, родными и т. д. Что же касается духовнаго супруга, то онъ можетъ быть назначенъ пророкомъ, даже вопреки желанію женщины. Большинство мормонокъ крайне недовольно своимъ полигамическимъ положеніемъ и мирится съ нимъ только на старости лѣтъ. Но будучи воспитаны подъ давленіемъ крайняго деспотизма, суевѣрныя, невѣжественныя, постоянно окруженныя шпіонами, мормонки скрываютъ это недовольство и боятся даже одна другой передавать исторію своихъ страданій. Это -- забитыя рабыни, мысль которыхъ совершенно подавлена страхомъ и опутана религіозными суевѣріями. "Невозможно составить себѣ яснаго представленія объ абсолютномъ рабствѣ нашего пола подъ вліяніемъ мормоновъ, говоритъ г-жа Смитъ. Всѣ эти женщины служатъ въ рукахъ своихъ супруговъ безпрекословными орудіями, которыми пользуются для выполненія жестокихъ плановъ церкви, и принуждаютъ ихъ къ совершенію постыдныхъ дѣлъ постояннымъ страхомъ доноса, тюремнаго заключенія, даже смерти въ настоящей жизни и лишенія рая въ будущей". Мормонка сдѣлаетъ все, что ей приказано, и если по поводу возбужденнаго президентомъ Грантомъ судебнаго преслѣдованія мормоновъ 2500 женъ ихъ послали просьбу о сохраненіи полигаміи, то въ этомъ нельзя видѣть ничего другаго, кромѣ искусной уловки церковныхъ старѣйшинъ, заставившихъ женщинъ подписаться подъ упомянутымъ адресомъ. Даже языческіе путешественники, въ родѣ Диксона, неимѣющіе возможности проникать въ тайны мормонской жизни, замѣчаютъ общее недовольство мормонокъ своимъ полигамическимъ рабствомъ. Если-бы можно было, говоритъ г-жа Смитъ, то цѣлыхъ двѣ трети женщинъ убѣжали-бы изъ Утаха къ язычникамъ. Но бѣгство возможно только въ исключительныхъ случаяхъ. Самой Смитъ удалось бѣжать только послѣ пятнадцатилѣтней неволи, только послѣ того, какъ своею притворною покорностью церкви и своимъ участіемъ въ нѣсколькихъ преступленіяхъ, совершенныхъ во славу мормонскаго культа, ей удалось убѣдить пророка въ своей полной благонадежности и получить дозволеніе на временную отлучку изъ святого царства.
   Недавно тихоокеанская желѣзная дорога придвинула отдаленный Утахъ къ штатамъ и свистки ея локомотивовъ были''первыми вѣстниками того внутренняго переворота, который, благодаря этому обстоятельству, долженъ совершиться въ святомъ царствѣ. 5 октября 1869 г. вице президентъ штатовъ Кольфаксъ явился въ столицу мормоновъ и въ многочисленномъ собраніи ихъ произнесъ такую рѣчь, какой до тѣхъ поръ никогда не было слыхано въ стѣнахъ Новаго Іерусалима. "Наша страна" -- говорилъ онъ -- "есть страна гражданской и религіозной свободы, и вѣра каждаго человѣка есть дѣло, касающееся только его одного да Бога... Но наша страна управляется законами, и никакая доктрина, претендующая на откровеніе, не извиняетъ попиранія этихъ законовъ. Если-бы допустить это, то каждый преступникъ началъ-бы пользоваться такимъ аргументомъ для своего оправданія. Сорокъ милліоновъ человѣкъ подчиняются этимъ верховнымъ законамъ. И до тѣхъ поръ, пока они считаются согласными съ конституціей, они обязательны для васъ въ Утахѣ, какъ и для меня въ дистриктѣ Колумбія, какъ и для гражданъ Идахо или Монтаны. Позвольте мнѣ упомянуть теперь о законѣ 1862 г., на который вы въ особенности жалуетесь и который объявляете недѣйствительнымъ. Ему повинуются во всѣхъ другихъ территоріяхъ Соединенныхъ Штатовъ, а нарушеніе его наказывается.
   Ему не повинуются здѣсь, и хотя вы часто говорите о преслѣдованіяхъ, которымъ вы подвергались въ первые годы существованія своей церкви, но вы все-таки должны сознаться, что въ позднѣйшее время поведеніе правительства и народа Соединенныхъ Штатовъ по отношенію къ вамъ отличалось такою терпимостью, какой вы никогда-бы не могли пользоваться ни въ одной изъ цивилизованныхъ странъ. Я не могу согласиться, что институція, которую вы здѣсь водворили и которая осуждается закономъ, есть дѣло религіозное. Но вамъ, признающимъ ее за религіозную, я возражаю, что законъ, противъ котораго вы возстаете, только подтверждаетъ первоначальныя запрещенія вашей собственной Книги Мормоновъ, изложенныя на стр. 118, и вашей Книги Доктринъ и Завѣтовъ; а это, по вашему ученію, боговдохновенные источники, на которыхъ основана ваша церковь. Вы утверждаете, что послѣдующее откровеніе отмѣнило эти запрещенія... Но вы не стали-бы съ терпимостью относиться къ другимъ людямъ, претендующимъ на извѣстныя права, на основаніи полученныхъ ими откровеній или исповѣдуемыхъ ими религій. Индусы, въ силу своей религіи, присвояютъ себѣ право сожигать вдовъ вмѣстѣ съ трупами ихъ мужей. Если-бы они захотѣли дѣлать это здѣсь, то вы, конечно, устранили-бы это силою. Если-бы какое-нибудь откровеніе провозгласило здѣсь, что сильные имѣютъ право отнимать женъ у слабыхъ, |что ученые люди могутъ брать женъ у необразованныхъ, богатые у бѣдныхъ, что люди могущественные и вліятельные имѣютъ право пользоваться трудомъ и услугами людей простыхъ, какъ рабовъ своихъ, -- то вы возстали-бы противъ этого и прибѣгли-бы къ покровительству законовъ и власти Соединенныхъ Штатовъ. Вы доказываете, что упомянутый законъ стѣсняетъ вашу индивидуальную свободу. Но вы-же сами оправдываете подобныя стѣсненія индивидуальной свободы въ другихъ случаяхъ. Позвольте мнѣ доказать вамъ это. Если-бы кто-нибудь пришелъ сюда и безъ дозволенія открылъ-бы винную продажу на улицѣ Храма, то вы признали-бы справедливымъ рѣшеніе общаго совѣта, этого вашего муниципальнаго конгресса, который устранилъ-бы это силою и, кромѣ того, наказалъ-бы нарушителя. Приходитъ сюда кто-нибудь другой и объявляетъ, что намѣренъ заняться своимъ законнымъ промысломъ -- вываркою костей подлѣ вашего города.
   Вы будете надѣяться, что вашъ совѣтъ не допуститъ этого, и почему? Потому, что, по вашему мнѣнію, это было-бы непріятно для общества и сосѣдей. Нѣкто говоритъ, что, какъ американскій гражданинъ, онъ намѣренъ основать пороховой заводъ на земельномъ участкѣ, купленномъ имъ подлѣ этого отеля, въ которомъ мы такъ гостепріимно приняты. Вы стали-бы хлопотать, чтобы не было допускаемо такого нарушенія общественныхъ интересовъ... Сказаннаго мною достаточно для оправданія конгресса въ томъ постановленіи, которое онъ счелъ разумнымъ сдѣлать для всего народа, получающаго отъ него законы. Я не буду приводить другихъ аргументовъ въ пользу освобожденія женщины; своими замѣчаніями я хотѣлъ только объяснить право конгресса издавать законы и требовать повиновенія имъ... Пока не была окончена желѣзная дорога, вы могли еще держаться въ изолированномъ положеніи. Но теперь вы поставлены въ тѣсное соприкосновеніе съ остальной націей и съ цивилизаціей континента. Вы можете упорно держаться принятой вами политики, но въ такомъ случаѣ неизбѣжнымъ результатомъ будетъ паденіе и разрушеніе вашего собственнаго благоденствія и образованіе вблизи васъ соперничествующихъ городовъ, держащихся болѣе разумной и мудрой политики. Вы будете падать, а они развиваться, и въ этомъ никто не будетъ виноватъ, кромѣ васъ-же самихъ."
   Рѣчь Кольфакса произвела сильное впечатлѣніе между мормонами, на защиту которыхъ выступилъ ихъ писатель Тэйлоръ" Онъ дѣлаетъ два существенныхъ возраженія вице-президенту. Во-первыхъ, что "откровеніе служитъ однимъ изъ самыхъ жизненныхъ пунктовъ нашей вѣры, оно истекаетъ отъ Бога и не можетъ быть отмѣнено законодательнымъ порядкомъ". Во-вторыхъ, Тайлоръ доказываетъ, что мормоны гораздо нравственнѣе язычниковъ, такъ-какъ у нихъ нѣтъ ни пьянства, ни игры, ни порождаемой единоженствомъ проституціи, влекущей за собою дѣтоубійство и т. д. "Мы бѣжали отъ этихъ язвъ и съ большимъ смущеніемъ и заботою очистили себя отъ вашихъ золъ; не пытайтесь-же прививать ихъ къ намъ посредствомъ законовъ, не старайтесь потопить насъ въ омутѣ вашихъ пороковъ".
   Но рѣчь Кольфакса и другія вліянія язычниковъ возбудили въ Утахѣ не одну только мормонскую реакцію, а содѣйствовали также развитію здѣсь либеральной оппозиціи пророку, о которой невозможно было и думать, пока послѣдній, до окончанія желѣзной дороги, могъ дѣйствовать совершенно самовластно въ своемъ далекомъ и уединенномъ штатѣ. Представителями этой оппозиціи явились Гаррисонъ и Годби, которые основали еженедѣльный журналъ: "Мормонскую Трибуну". Они ставятъ цѣлью своей дѣятельности борьбу съ "ханжествомъ, фанатизмомъ, полигаміей и приведеніе мормонскихъ идей въ гармонію съ духомъ вѣка". Эта оппозиція, впрочемъ, основана на томъ-же религіозномъ базисѣ, какъ и офиціальная доктрина мормоповъ, и упомянутые прогрессисты борятся съ "откровеніями" пророка посредствомъ бывшихъ имъ новѣйшихъ откровеній. Къ этой оппозиціи примыкаетъ и партія сыновей покойнаго пророка Джозефа, которые долго завидовали могуществу Юнга и, наконецъ, стали агитировать противъ многоженства, какъ противъ институціи, самовольно введенной этимъ даровитымъ пройдохой. Независимо отъ этихъ религіозныхъ движеній, женскаго населенія Утаха коснулось уже вліяніе эманципаціонной пропаганды и мормонки начинаютъ выписывать эманципаторскіе журналы, напр. "The Revolution". Вотъ что пишетъ отъ 1-го іюля 1871 г. извѣстная пропагандистка эманципаціи, миссъ Энтони, въ редакцію "Revolution" изъ мормонской столицы: "Кипы вашего органа приняты и поглощаются жаждущими душами нашихъ мормонскихъ сестеръ. Женщина слѣдуетъ на голосъ евангелія, возвѣщающаго свободу и равноправность ея пола". Энтони вмѣстѣ съ мистриссъ Стэнтонъ были у мормоновъ во время своего миссіонерскаго объѣзда штатовъ. Вотъ что говоритъ объ ихъ посѣщеніи упомянутый уже нами органъ мормонскихъ прогрессистовъ, % "Трибуна". "Мистриссъ Стэнтонъ читала здѣсь лекцію о материнствѣ и родственныхъ съ нимъ предметахъ. Она не скользила по поверхности, а углубилась въ самую сущность этихъ жизненныхъ вопросовъ, служащихъ краеугольнымъ камнемъ соціальнаго зданія. Она не допускаетъ раннихъ браковъ для своего пола. Женщины имѣютъ слишкомъ много дѣтей; онѣ должны дѣлаться матерями не больше одного раза въ пять лѣтъ. Нужно стараться больше о качествѣ, чѣмъ о количествѣ потомства. Одна треть всѣхъ рождающихся дѣтей умираетъ, но общество не понимаетъ, гдѣ причина зла. Она не одобряетъ полигаміи, но признается, что многоженство менѣе постыдно, чѣмъ обычай содержанія метрессъ женатыми людьми, господствующій во многихъ мѣстностяхъ внѣ Утаха. Истинный бракъ есть союзъ двухъ лицъ, не допускающій участія третьяго въ любви которой-бы то ни было изъ сторонъ... Если браки будутъ заключаться какъ слѣдуетъ, а законы родства будутъ раціонально понимаемы, то прекратится рожденіе идіотическихъ и больныхъ дѣтей. Множество вопросовъ, по окончаніи лекціи, было обращено къ ораторшѣ женщинами, бывшими въ собраніи, и на всѣ эти вопросы она отвѣчала любезнымъ образомъ. Миссъ Энтони сдѣлала нѣсколько замѣчаній относительно того, что она имѣетъ полное право получать откровенія непосредственно отъ Бога, точно также, какъ и Джонъ Ноксъ, Джобъ Скоттъ, Джозефъ Смитъ или Брайамъ Юнгъ. Откровенія, даваемыя исключительно мужчинамъ, не удовлетворяютъ ея. Такое одностороннее распредѣленіе божественнаго разума заставляетъ ее подозрѣвать въ этомъ случаѣ существованіе обмана."
   Такимъ образомъ, въ самомъ мормонскомъ обществѣ замѣтно уже начало его внутренняго разложенія. Вліяніе штатовъ, конечно, ускоритъ совершенное паденіе этой теократіи, которая не въ состояніи долго существовать на свободной почвѣ великой республики. Дѣла могутъ принять двойной исходъ: или мормоны подчинятся всѣмъ законамъ Соединенныхъ Штатовъ и будутъ вынуждены отказаться отъ многоженства, или-же, что всего вѣроятнѣе, они совершатъ новый "исходъ" и переселятся куда-нибудь въ глушь южной Америки и тамъ въ полной изолированности отъ цивилизованнаго міра будутъ продолжать свою прежнюю жизнь.
   Но каковъ-бы ни былъ исходъ начатаго теперь легальнаго преслѣдованія святыхъ многоженцевъ, ихъ исторія во всякомъ случаѣ даетъ намъ хорошій урокъ... Что создало и укрѣпило такое уродливое и въ высшей степени ретроградное учрежденіе, какъ мормонство?-- Невѣжество и бѣдность массы, стекавшейся подъ покровительство мормонской церкви, положили начало этой полу-фанатической и полу-дикой сектѣ, которая въ самомъ сердцѣ величайшей изъ націй нашла себѣ пріютъ и арену для своей дѣятельности; европейская эмиграція увеличила силу мормоновъ и до сихъ поръ не перестаетъ расширять ихъ предѣлы и вліяніе. Освѣтите свѣтомъ знанія этихъ темныхъ бѣдняковъ и они никогда-бы не вступили въ мормонскую секту, никогда не создали-бы себѣ религію, освящающую грабежъ, убійство, воровство, многоженство, какъ мы это видимъ въ мормонизмѣ.

С. Шашковъ.

"Дѣло", No 12, 1871

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru