Вотъ одинъ изъ древнѣйшихъ эпическихъ образовъ первобытнаго порабощенія женщины. Въ самомъ дѣлѣ, было, по всей вѣроятности, время, когда "сильные мужи" -- богатыри часто изъ-за того только и бились съ разными племенами и ихъ князьями, чтобы похитить себѣ или тому князю, которому служили, невѣсту, прекрасную дѣвицу. Силой своей они наводили паническій страхъ и ужасъ на всѣхъ, у кого были прекрасныя дочери. И эти "красныя дѣвицы -- дочери отеческія", если сами равномѣрно не упражняли своихъ физическихъ силъ ни въ "битвенныхъ дѣлахъ въ полѣ", ни въ звѣроловческихъ промыслахъ, а сидѣли въ своихъ шатрахъ только за ручнымъ дѣломъ,-- то невольно и сразу, со страхомъ и трепетомъ покорялись силѣ наѣзжихъ "сильныхъ мужей", предъ которыми не могъ устоять никакой звѣрь, никаковъ человѣкъ, ни даже богатырь менѣе сильный. Эпосъ народный такъ, напримѣръ, повѣствуетъ объ этомъ первоначальномъ покореніи женщинъ преобладающей силѣ мужчинъ: "Говоритъ богатырь, необычно-сильный мужъ, своему брату, тоже богатырю: брате князь Иванъ русскій богатырь! Ѣхалъ я въ чистое поле, и наѣхалъ -- двѣ рати побитыя лежатъ: и кто ихъ побивалъ? И говоритъ князь Иванъ русскій богатырь: та рать сила побитая Федула царя-змія и побивалъ изъ, а доступалъ у него изъ прекрасныя царевны Кондуріи Федуловны, и хощу ее за себя взять, а сказываютъ, что ея краше на свѣтѣ нѣтъ,-- и въ завтрѣ у меня будетъ остальной бой. И по утру, вставъ рано, князь Иванъ богатырь осѣдлалъ своего добраго коня и поѣхалъ въ чистое поле, а братъ богатырь поѣхалъ смотрѣть на его битву. И какъ пріѣдетъ на князя Ивана русскаго богатыря Федула царя-змія конныхъ и вооруженныхъ отроковъ 30,000 по морю и по берегу,-- и не ясенъ соколъ напущается на гуси и на лебеди, напущается тутъ Иванъ русскій богатырь на рать-силу Федула царя-змія, и побилъ, и присѣкъ, и конемъ притопталъ 20,000 и самого Федула царя убилъ, а которые остались -- все люди малые и старые, и некому противъ Ивана русскаго богатыря вытти. И тутъ взялъ князь Иванъ русскій богатырь прекрасную царевну Кондурію Федуловну, и привелъ ее въ бѣлъ шатеръ... и легъ опочивать съ нею... И говоритъ Иванъ князь русскій богатырь: милая моя, прекрасная царевна Кондурія Федуловна! Для тебя изъ съ отцомъ твоимъ великую брань сотворилъ, и отца твоего убилъ, а силы прибилъ и присѣкъ и конемъ притопталъ больше, а все для тебя: есть-ли тебя на свѣтѣ краше, а моего брата храбрѣя и сильнѣй? И говоритъ ему царевна Кондурія: "государь князь Иванъ русскій богатырь! Кровь отца моего и воинскихъ людей не по красотѣ моей пролита: и я, государь, что за красна! А есть, государь, въ чистомъ полѣ, въ бѣломъ шатрѣ, три дѣвицы царя Богрія, а по имени зовутъ ихъ -- старшая Прондора, а средняя Мендора, а меньшая Легія, и которая, государь, передъ нимъ предстоящая послѣдняя, стоитъ день и нощь,-- та вдесятеро меня краше; а изъ что за красна и хороша! Когда я была у отца своего и матеря, тогда я была красна и хороша, а тепере я полоняничное тѣло: воленъ богъ да и ты со мною. А есть, государь, подъ индѣйскимъ царствомъ, служитъ у царя Далмата человѣкъ, а зовутъ его Ивашкомъ -- Бѣлая Епанча! а слыхала изъ у отца своего,-- уже онъ стережетъ въ чистомъ полѣ на дорогѣ 33 лѣта, а во царство мимо его пикаповъ богатырь не проѣзживалъ, ни птица но пролетывала; а изъ, государь, брата твоего храбрости не видала и по слыхала, кой у нихъ храбрѣя и сильнѣя". Богатырь, сильный мужъ, все то слушалъ, и его богатырское сердце неутеричивое разгорѣлось. Входитъ онъ въ бѣлъ шатеръ, брату своему покланяется и съ нимъ прощается: садится на свой добрый конь, и поѣхалъ въ чистое поле гулять, по индѣйскому царству. И ѣдетъ богатырь мѣсяцъ, ѣдетъ другой и третій, а самъ себѣ подумалъ: поѣхалъ я въ дальную сторону, а не простился я съ отцомъ, съ матерью, и не видали они меня, какъ ѣждю на добромъ конѣ. И воротился онъ къ отцу, къ матери... Даетъ ему отецъ свой крѣпкой щитъ и копье свое долгомѣрное, и емлетъ богатырь щитъ подъ пазуху, а копье въ руку, и простился съ отцомъ своимъ и съ матерью, и поѣхалъ въ чистое поле. Ѣхалъ полгодищпое время, ажно наѣхалъ въ цистѣ полѣ шатеръ, а въ бѣлѣ шатрѣ три дѣвицы сидятъ -- Прондора, да Мендора, да Легія -- царевы дочери, царя Богрія: таковыхъ прекрасныхъ на свѣтѣ нѣтъ, дѣлаютъ ручное дѣло. И тутъ его сердце богатырское разгорѣлося, юность его заиграла, и беретъ себѣ большую сестру, прекрасную Пропдору за руку, а тѣмъ сестрамъ велѣлъ изъ шатра выйти вонъ, а самъ съ нею легъ спати на постель, и говоритъ ей: милая моя, прекрасная царевна Богріевна! Есть-ли на семъ свѣтѣ тебя краше, а меня храбрѣе? И говоритъ ему прекрасная царевна Прондора: "государь! что я за красна? Когда я была у отца своего и у матери, тогда я была и красна и хороша, а нонѣ я полоняничное тѣло. А есть, государь, подъ индѣйскимъ царствомъ храбрый человѣкъ, прозвище Бѣлая Епанча, и стоитъ въ чистомъ полѣ на дорогѣ: мимо его никакой человѣкъ не прохаживалъ, ни звѣрь не прорыскивалъ, ни птица не пролетывала, никакой богатырь не проѣзживалъ. А ты что за храбръ? Обычная твоя "храбрость -- что насъ дѣвокъ разогналъ". И сталъ сильный мужъ богатырь съ постели, взялъ острую саблю свою и отсѣкъ дѣвицѣ голову, да и подъ кровать бросилъ. И емлетъ себѣ на постелю вторую сестру Мендору, и говоритъ ей: милая моя, прекрасная Мендора Богріевна! Есть-ли на семъ свѣтѣ тебя краше, а меня храбрѣе? Дѣвица сказала ему тѣ-же рѣчи, что и сестра, и онъ также отсѣкъ ей голову и подъ кровать бросилъ. И емлетъ третью дѣвицу Легію къ себѣ на постелю и говоритъ ей: есть-ли на семъ свѣтѣ тебя краше, а меня храбрѣе? И говоритъ ему Легія дѣвица: "государь! изъ что за красна и хороша? Нынѣ я полоняничное тѣло: которые ты у меня красоты захотѣлъ! А есть, государь, подъ индѣйскимъ царствомъ, у царя Далмата храброй и сильной человѣкъ, а зовутъ его Ивашко, прозвище Бѣлая Епанча: мимо его никакой богатырь не проѣзживалъ, ни звѣрь не прорыскивалъ, ни птица не пролетывала; а я у васъ невѣдаю, кой храбрѣе и сильнѣе. А есть, государь, въ градѣ Дебріѣ, у царя Варфоломея царевна Наста, сія, и та вдесятеро меня краше". И тутъ богатырь сталъ съ постели, и говоритъ дѣвицѣ таково слово: милая моя, прекрасная Легія! Живи ты въ чистѣ полѣ, "не бойся никого, а сестеръ своихъ схорони". И самъ поѣхалъ въ чистое поле, ко индѣйскому царству. Ѣдучи, помолился: "господи! дай мнѣ всякаго человѣка убить копьемъ, тупымъ концомъ"! Заѣхалъ потомъ къ отцу, къ матери, взялъ у нихъ благословеніе жениться на прекрасной дѣвицѣ Настасіи, и отправился въ путь-дорогу, къ индѣйскому царству. Дорогой много сотворилъ онъ разныхъ чудесъ своею богатырскою силою, много побилъ богатырей, ратной силы и разныхъ страшныхъ чудовищъ. Наконецъ, доѣхалъ до царства индѣйскаго, и сразу побѣдилъ, покорилъ его царя. Вошелъ въ теремъ прекрасной царевны Настасіи, взялъ ее за руки и легъ съ нею опочивать, и учалъ себѣ любить ее, спрашивать: милая моя царевна Настасія Варфоломѣевна! Есть-ли на семъ свѣтѣ тебя краше, а меня храбрѣе? Что зговоритъ ему царевна Настасія: "Государь! Нѣтъ тебя храбрѣе: ты, государь, побилъ многихъ сильныхъ мужей, богатырей. А изъ, государь, что'за красна! Какъ есть, государь, въ дѣвичьѣ царствѣ, въ Солнышкомъ градѣ, царевна Понарія, сама царствомъ владѣетъ: иная, государь, которая предъ нею, государь, стоитъ день и ночь, и та, государь, меня вдесятеро краше". Опять разгорѣлось богатырское сердце неутерпчивое, тотчасъ-же онъ простился съ прекрасной дѣвицей Настасіей, и самъ поѣхалъ къ дѣвичью царству, къ Солнышному граду -- видѣти прекрасную царевну Понарію. И ѣхалъ полгода времени, доѣхалъ до дѣвичья царства, до Солнышнаго града, въѣхалъ въ градъ, слѣзъ съ своего добра коня, и пошелъ къ царевнѣ въ палату. И узрѣла царевна такова воина, и у чала ему бити челомъ; государь, храбрый, сильный мужъ! Владѣй ты моимъ царствомъ и людьми". И богатырь, смотрячи на красоту ея, съ умомъ смѣшался, и забылъ свой первый бракъ, и взялъ ее за руку за правую, и цѣловалъ ее въ уста сахарныя, и прижималъ ее къ сердцу ретивому, и назвалъ ее женою, а она его мужемъ назвала" {Памят. стар. русск. литерат. II.}.
Далѣе, по преданію былинъ народныхъ, "сильные мужи" -- богатыри часто съ цѣлой дружиной отправлялись въ чужія -- дальнія стороны силой доставать себѣ и дружинникамъ дѣвицъ и силой жениться на нихъ. Чародѣйно-могучій богатырь "молодой Волхъ Всеславѣевичь говоритъ своей дружинѣ:
"Гой еси вы, дружина храбрая!
Пойдемъ мы ко царству индѣйскому,
Ходите по царству индѣйскому,
Рубите стараго, малаго,
Не оставьте въ царствѣ на сѣмена,
Оставьте только вы по выбору,
Не много не мало семь тысячей --
Душечки красны дѣвицы,"
А и ходитъ его дружина по царству индѣйскому,
А и рубитъ стараго, малаго,
А и только оставляетъ по выбору
Душечки красны дѣвицы.
А самъ онъ Волхъ во полаты пошелъ,
Во тѣ во палаты царскія:
Двери были у полатъ желѣзныя,
Крюки, пробои по булату злачены.
Говоритъ тутъ Волхъ Всеславьевичъ:
"Хотя ноги изломить, а двери выставить!"
Пнетъ ногой во двери желѣзныя,
Изломалъ всѣ пробои булатные,--
Онъ беретъ царя за бѣлы руки...
Ухватя его ударилъ о кирпищатой полъ,
Разшибъ его въ крохи...
И тутъ Волхъ Всеславьевичь
Взялъ царицу Азвяковну,
А и молоду Елену Александровну.
А и та его дружина храбрая
И на тѣхъ на дѣвицахъ переженилася.*)
*) Древнее россійск. стих., 52--53.
Наконецъ при насильственномъ, хищническомъ порабощеніи дѣвицъ, часто случалось, что между самими похитителями являлись соперники. И тогда они силой, боемъ рѣшали, кому достаться похищенной дѣвицѣ. Въ этой битвѣ, по эпосу, народному, иногда участвовали и сами дѣвицы, помогая тому, кому наиболѣе расположены были онѣ предаться въ руки.
Едва успѣлъ сильный русскій богатырь похитить такимъ образомъ дѣвицу,-- какъ тотчасъ-же явился ему соперникъ, соискатель той-же дѣвицы, представляемый въ былинѣ въ образѣ "царя Афромея Афремѣевича. "
А и тутъ царь Афромей Афромѣевичь
Закричалъ, заревѣлъ зычнымъ голосомъ:
"Гой еси, Иванушка Годиновичь?
А и ты суженое пересуживаешь,
Ряженое переряживаешь:
Почто увезъ ты Настастью Дмитревну?"
А скоро Иванъ выходитъ изъ бѣла шатра.
Говорилъ тутъ Иванушка Годиновичь:
"Гой еси, царь Афромей Афромѣевичь!
Станемъ мы съ тобою боротися,
А большинѣ что кому наша Настасья достанется."
И схватилися они тутъ боротися,--
Согнетъ Иванъ царя корчагою,
Опустилъ его о сыру землю,--
Царь Афромей Афромѣевичь
Лежитъ на земли, свѣту не видитъ.
Когда молодой Иванъ за кустикъ ушолъ
Царь Афромей тутъ едва пропищалъ.
"Думай ты, Настасья, не продумайся!
За мною быть -- царицею слыть.
За Иваномъ быть -- холопкой слыть,
А избы мести, заходы скрести."
Приходитъ Иванъ ко бѣлу шатру,
Напустился съ нимъ опять боротися --
Схватилися они руками боротися.
Тутъ душка Настасья Дмитревна
Изымала Ивана Годиновича за ноги,
Тутъ его двое и осилили...
И связали Ивана руки бѣлыя,
Привязали его къ сыру дыбу.
Но тутъ вдругъ наѣхала храбрая дружина добраго молодца Ивана Годиновича, тотчасъ выручила его изъ путъ, а царя Афромея взяла въ полонъ и отвезла въ Кіевъ. Дѣвица такимъ образомъ опять досталась сильному мужу Ивану Годиновичу. Силой взялъ, поработилъ онъ ее себѣ, и звѣрской силой сталъ тотчасъ же учить ее, какъ мужъ жену. Озлобленный ея измѣной и сопротивленьемъ, "сильный мужъ" -- богатырь какъ звѣрь разсвирѣпѣлъ и на несчастной, силой похищенной и порабощенной невольницѣ-женѣ излилъ всю звѣрскую жестокость своего "богатырскаго сердца неутерпчиваго" и грубой физической силы.
Остался онъ во бѣломъ шатрѣ,
Сталъ онъ, Иванъ, жену свою учить,
Онъ душку Настасью Дмитревну:
Онъ перво ученье -- то руку отсѣкъ ей,
Самъ приговариваетъ,
"Эта мнѣ рука не надобна,
Трепала она рука Афромея царя".
А второе ученье -- ноги ей отсѣкъ:
"А и та-де нога мнѣ ненадобна
Оплеталася съ Афромеемъ царемъ".
А третье ей ученье -- губы ей обрѣзалъ и съ носомъ прочь.
"А и эти губы мнѣ не надобны,
Цѣловали они царя невѣрнаго".
Четверто ученье, голову ей отсѣкъ и съ языкомъ прочь:
"Эта голова мнѣ ненадобна
И этотъ языкъ мнѣ ненадобенъ,
Говорилъ со царемъ невѣрнымъ,
И вдавался на его слова прелестныя *).
*) Древнее россійсское стих., стр. 138--147.
Такъ эпосъ народный изображаетъ первобытное порабощеніе женщины. Одинъ страхъ могучей физической силы сильныхъ мужей сразу дѣлалъ ихъ рабынями мужчинъ. Но ужели-же рѣшительно безъ всякой борьбы, безъ всякаго отбоя со стороны женщины совершалось это первоначальное, самое грубое покореніе ея силѣ мужчины? Нѣтъ, этого, намъ кажется, нельзя сказать. Въ этомъ-же эпосѣ народномъ сохранились слѣды того отдаленнаго, переходнаго періода, когда, повидимому, совершалась первобытная половая " борьба и женщина не-вдругъ поддавалась и покорялась деспотической порабощающей силѣ мужчины. Въ отдаленныя времена, когда, какъ увидимъ дальше, совершалось хищническое "умыканіе" дѣвицъ, послѣднія невольно должны были быть постоянно на сторожѣ и, когда можно, силой, боемъ отбиваться отъ недруговъ -- хищниковъ мужчинъ. Постоянный страхъ деспотическаго преобладанія, мужской хищнической силы невольно, по инстинкту самосохраненія, долженъ былъ вызывать иныхъ, особенно сильныхъ женщинъ, на противоборство съ мужчинами изъ-за свободы или равноправности. Такимъ именно образомъ, вѣроятно, произошли первобытныя, эпическія женщины воительницы, "вѣщія дѣвы", "лихія бабы вѣдьмы" и т. п. Такъ Ставрова молодая жена богатырски воевала съ борцами Владимировыми:
Первому борцу изъ плеча руку выдернетъ,
А другому борцу ногу выломитъ,
Она третьяго хватала поперегъ хребта,
Ушибла его середи двора.
Она сильнѣе, бойчѣе не только обыкновеннаго человѣка, но даже и могучаго богатыря. Не уступая "сильнымъ мужамъ" богатырямъ, она и сама, по примѣру ихъ, набирала себѣ дружину силачей:
Если мужчина силой "умыкалъ дѣвицу у воды или на игрищахъ" и силой бралъ ее за себя замужъ, то и "сопротивница красна-дѣвица" не безъ борьбы, не безъ бою покорялась преобладающей силѣ мужчины. Она тому только "сильному мужу" невольно покорялась, за того выходила замужъ, который своей преобладающей силой побивалъ ее въ чистомъ полѣ, завоевывалъ ея руку, обращалъ ее въ "тѣло полоняное", плѣнялъ ее своею физическою силою, какъ идеаломъ совершенства. Напередъ она сама выходила въ чистое поло помѣриться своей силой съ тѣмъ мужчиной, который хотѣлъ плѣнить ее своею силою. Такъ дѣвица, побѣжденная Дунаемъ и потомъ ставшая его женой, говоритъ:
"Я у батюшки, сударя, отпрошалася,
Кто меня побьетъ во чистомъ полѣ,
За того мнѣ дѣвицѣ замужъ идти *).
*) Ibid, стр. 95.
Такъ сила была первой основой брака, замужества женщины. Дѣвица покорно сдавалась и выходила замужъ за того только мужчину, который пересиливалъ и побивалъ ее. Но проходили вѣка въ такой неравной борьбѣ за равноправность полового подбора,-- и, наконецъ, естественно-преобладающая физическая сила мужчины, еще болѣе развивавшаяся въ постоянной звѣроловческой борьбѣ съ сильными звѣрями и въ богатырскихъ, "битвенныхъ" подвигахъ въ чистомъ полѣ, и относительная физическая слабость женской организаціи, при господствѣ чувства страха всякой преобладающей силы, роковымъ образомъ рѣшили первобытную неравную борьбу мужчинъ и женщинъ постепеннымъ порабощеніемъ женщины преобладающей физической силѣ мужчины. При этомъ, исключительно свойственныя природѣ женщины, такія естественныя физіологическія условія, какъ продолжительный періодъ беременности, болѣзненный, обезсиливающій процессъ дѣторожденія, необходимость первоначальнаго кормленья дѣтей молокомъ матернимъ и, вслѣдствіе того, невольная, полная физическая зависимость женщины отъ мужчины, во время беременности, родовъ и кормленья ребенка грудью, всѣ эти естественныя причины невольно лишали женщину равносилія въ борьбѣ съ "сильными мужами" и невольно ставили ее въ зависимость отъ мужчины, покоряли его опекѣ и власти. Затѣмъ, все болѣе и болѣе обнаруживавшійся перевѣсъ физической силы мужчины, при "умыканіи дѣвицъ", невольно возбуждалъ въ слабыхъ женщинахъ страхъ передъ необузданнымъ, деспотическимъ проявленіемъ мужской силы, и этотъ страхъ невольно все болѣе и болѣе деморализировалъ ихъ и, наконецъ, доводилъ до полной рабской покорности силѣ мужчины. Но и при всемъ этомъ, женщина до послѣдней возможности боролась противъ гегемоніи мужчины. Вначалѣ, когда женщина-воительница почувствовала естественное малосиліе своей женской организаціи въ сравненіи съ наиболѣе развитою физическою, мускульною силой мужчинъ,-- она стала стремиться пересиливать ихъ силой мозговой, силой ума, стала-мудрить, хитрить передъ "сильными мужами" знахарствомъ, перехитривать мужчинъ-враговъ или недруговъ вѣдунствомъ, вслѣдствіе того естественно-психологическаго мотива, что слабый всегда хитритъ передъ сильнымъ. Въ этой фазѣ первобытной борьбы за свободу или равноправность, женщина возбуждала страхъ въ мужчинахъ, какъ хитрѣйшая, мудрѣйшая "вѣщая дѣва", "лихая баба-вѣдунья", "яга-баба -- вѣдьма", и если уже не физической силой, то своимъ хитрымъ вѣдунствомъ и чародѣйствомъ иногда пересиливала самыхъ сильныхъ мужчинъ-недруговъ. Этой силой чародѣйной хитрости и мудрости, женщины-вѣдьмы величались и передъ княгинями и боярынями. Напримѣръ, Марина, превратившая Добрыню въ "гнѣдого тура-золотые рога", говорила о себѣ:
Гой еси вы, княгини, боярыни!
Во стольномъ во городѣ во Кіевѣ,
А и нѣтъ меня хитрѣя, мудрѣя,
А и я де обернула девять молодцевъ,
Сильныхъ могучихъ богатырей, гнѣдыми турами *)".
*) Ibid, стр. 66.
Постоянный гнетущій страхъ преобладающей, деспотической силы мужчинъ невольно побуждалъ женщинъ научаться тайкомъ, хитро изводить мужчинъ-недруговъ зельемъ, или привораживать и створаживать ихъ. Такъ произошли "лихія бабы-вѣдуньи" и не менѣе мужчинъ-вѣдуновъ возбуждали страхъ въ суевѣрномъ обществѣ. Если своей физической силой дѣвица не могла устрашить и покорить мужчину-цедру га, то она страшна была для него своимъ зелейническимъ вѣдунствомъ.
И по тѣмъ по хорошимъ зеленымъ лугамъ,.
Тутъ ходила-гуляла душа красная дѣвица,
А копала она коренья, зелье лютое;
Она, мыла тѣ кореньица въ синемъ морѣ,
А сушила кореньица въ муравленой печи,
Растирала тѣ коренья во серебряномъ кубцѣ,
Разводила тѣ кореньица меды сладкими,
Разсыпала коренья бѣлымъ сахаромъ,--
И хотѣла извести своего недруга *).
*) Древн. россійск. стихотвор., стр. 308.
Наконецъ, если "сопротивницы красныя дѣвицы" не могли, какъ дѣвы-воительницы, своей физической силой устоять противъ силы "сильныхъ мужей'1,-- то онѣ невольно очаровывали и плѣняли ихъ магической силой своей тѣлесной красоты. Передъ этой обаятельной, чарующей силой дѣвичьей красоты невольно, рефлективно преклонялись самые "сильные мужи" -- богатыри могучіе, и съ трепетомъ видѣли въ ней таинственное, сверхъ-естественное чародѣянье, или волшебно-обворожительную, вѣщую силу. Отсюда-то, вѣроятно, и произошло, какъ увидимъ дальше, религіозно-языческое поклоненіе "дѣвѣ, какъ богинѣ". Отсюда-же, по всей вѣроятности, произошли и тѣ волшебные народные заговоры, въ которыхъ молодой мужчина, выходя на борьбу изъ-за дѣвицы, или на битву въ поле съ сильнымъ супостатомъ, взывалъ, молился "красной дѣвицѣ", прося ея чародѣйной помощи. Вотъ, напримѣръ, одинъ такой заговоръ: "Ѣду на гору высокую, далекую, по облакамъ, по водамъ, а на горѣ высокой стоитъ теремъ боярскій, а во теремѣ боярскомъ сидитъ зазноба -- красна дѣвица. Ты дѣвица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатовъ моихъ, враговъ-злодѣевъ. Вынь ты, дѣвица, отеческой мечъ-кладенецъ; достань ты, дѣвица, панцырь дѣдовской; отомкни ты, дѣвица, коня воропа... Мнѣ шлемъ богатырской будь вѣнцомъ обручальнымъ, мнѣ конь вороной будь удалымъ молодцомъ. Выди ты, дѣвица, во чисто поле, а во чистомъ полѣ стоитъ рать могучая, а въ рати оружій нѣтъ смѣты. Закрой ты, дѣвица, меня своей фатой: отъ силы вражей, отъ стрѣлъ, отъ борца, отъ кулашнаго бойца, отъ ратоборца, отъ дерева русскаго и заморскаго: отъ дубу, отъ вязу, отъ клену, отъ ясени, отъ ели, отъ рябины, отъ полѣна длиннаго, полудлиннаго, четвертиннаго, отъ липы, жимолости, отъ ивы, отъ сосны... отъ сѣна, отъ соломы, отъ костей, отъ желѣза, отъ уклада, стали, мѣди красной, зеленой, отъ серебра, отъ золота, отъ птичьяго пера, отъ невѣрныхъ людей -- ногайскихъ, нѣмецкихъ, мордвы, татаръ, башкирцевъ, турчаниновъ, черемисовъ, вотяковъ... А буде я ворочусь по живу и по здорову, ино буду, красна дѣвица, тобою похвалятися, своею молодецкою поступью выказыватися. Твоя фата крѣпка, какъ камень горючь Алатырь; моя молодецкая поступь сильна, какъ вода мельничная!" {Сахарова, Сказанія русскаго народа о сенейцой жизни своихъ предковъ. Спб. 1836, ч. 1, стр. 81.} Наконецъ, если не передъ "красной дѣвицей", то передъ "лихой бабой вѣдуньей", вродѣ "злой вѣдьмы кіевской", часто со страхомъ и трепетомъ преклонялся самый сильный мужъ. Не могла женщина устоять противъ порабощающей силы "сильныхъ мужей Владиміровыхъ", "богатырей поугородскихъ, соратниковъ молодецкихъ" -- такъ за то страшно мстила имъ "лихая баба вѣдунья", "злая вѣдьма кіевская", страшная "баба-яга", "Злая вѣдьма кіевская" до тото устрашала суевѣрныхъ "сильныхъ мужей богатырей", что могла однимъ своимъ страшнымъ заповѣднымъ словомъ помѣшать имъ достать ту "сбрую богатырскую", въ которой спи такъ всесильно порабощали женщину, похищали красныхъ дѣвицъ. И только тогда, когда они съ трепетною покорностью преклонялись передъ ней, какъ передъ страшнымъ сверхъестественнымъ существомъ, -- она помогала имъ своимъ вѣщимъ заповѣднымъ словомъ достать "сбрую богатырскую". Поэтому-то "сильный мужъ", ратный молодецъ такимъ заговоромъ взывалъ къ "злой вѣдьмѣ кіевской": "подъ моремъ подъ хвалынскимъ стоитъ мѣдной домъ, а въ томъ мѣдномъ домѣ закованъ змѣй огненный, а ладъ змѣемъ огненнымъ лежитъ семипудовой ключъ отъ княжева терема, Володимірова, а во княжемъ теремѣ, Володиміровомъ, сокрыта сбруя богатырская, богатырей ноугородскихъ, соратниковъ молодецкихъ... Во лѣсу стоячемъ, во сыромъ бору стоитъ избушка, ни шитая, ни крытая, а въ избушкѣ живетъ злая вѣдьма кіевская. Пойду-ль во лѣсъ стоячей, во боръ дремучей, взойду-ль я въ избушку къ злой вѣдьмѣ, кіевской. Ты, злая вѣдьма кіевская! Вели своему ворону слетать подъ море Хвалынское, въ мѣдной домъ, заклевать змѣя огненнаго, достать семипудовой ключъ. Заупрямилась, закорачилась злая вѣдьма кіевская, о своемъ воронѣ: не моей старости бродить до моря Окіана, до острова до Буяна, до чернаго ворона. Прикажи ты моимъ словомъ заповѣднымъ достать ворону тотъ семипудовой ключъ. По ея заповѣдному слову, разбилъ воронъ мѣдной домъ, заклевалъ змѣя огненнаго, досталъ семипудовой ключъ. Отпираю я тѣмъ клюнемъ княжой теремъ, Володиміровъ, достаю сбрую богатырскую, богатырей ноугородскихъ, соратниковъ молодецкихъ. Во той сбруѣ не убьютъ меня ни стрѣлы, ни бойцы, ни борцы!" {Сахарова, 81--85.}.
Но не смотря на то, что женщина, во времена господства чувства страха таинственныхъ силъ природы, устрашала мужчинъ-поработителей своею вѣщею, чародѣйною силою, все-таки "сильные мужи" превозмогали ее своею физическою, мускульною силою. Страхъ передъ рѣзко-ощутительной грубой физической силой "сильныхъ мужей", постоянно устрашавшихъ слабѣйшій полъ кровопролитьемъ, убійствами, увѣчьями, насиліями всякаго рода, пересиливалъ и суевѣрный страхъ передъ фантасмагорической, воображаемой чародѣйственной силой вѣщихъ дѣвъ и лихихъ бабъ-вѣдуній, сплошь и рядомъ оказывавшихся безсильными подъ кулакомъ сильныхъ мужей, которые притомъ и сами нерѣдко устрашали ихъ не только какъ богатыри, но и какъ страшные волхвы-вѣдуны. Вообще, если женщина только чарами перехитривала иногда мужчину, то мужчина всегда пересиливалъ ее матеріальною силою. Если Марина своею волшебною, чародѣйною хитростью заставила Добрыню жениться на себѣ, такъ за то Добрыня злѣйшимъ образомъ казнилъ ее своею звѣрскою силою, какъ самую безгласную, безпомощную, беззащитную рабу. Преобладающая сила мужчинъ продолжала порабощеніе женщины безостановочно. Стремленіе сильныхъ мужей къ порабощенію женщинъ, повидимому, особенно усилилось по переходѣ славянскихъ племенъ отъ чисто-зоологической формы кровосмѣсительныхъ и насильственныхъ браковъ къ антропологической формѣ браковъ неродственныхъ, договорныхъ. Везъ сомнѣнія, было время, когда у наиболѣе дикихъ славянскихъ родовъ, жившихъ, по словамъ лѣтописи, "въ лѣсу звѣринскимъ образомъ, якоже всякій звѣрь", господствовала самая первобытная, такъ сказать, зоологическая форма кровосмѣсительныхъ, единокровныхъ браковъ. Этотъ древнѣйшій типъ брака наиболѣе сохранялъ свои слѣды у древлянъ, сѣверянъ, радимичей и вятичей. У этихъ славянскихъ племенъ, по преданію лѣтописи, "не было стыдѣивъ и не было браковъ, а господствовало срамословье передъ отцами и матерями, передъ снохами и сестрами, свекровями и деверями". Слѣдовательно, не было еще никакого стыда и отвращенія смѣшиваться браками или половымъ сожительствомъ въ самыхъ близкихъ степеняхъ родства, внутри рода. И дѣйствительно, если впослѣдствіи князья Рюриковичи вступали въ бракъ въ своемъ родѣ, въ седьмой и даже шестой степени родства {Соловьева Исторія Россіи, т. III, примѣч. 20.}, и въ народѣ кровосмѣсительные, родственные браки долго до того были обычны, что церковь постоянно вопіяла противъ нихъ, -- то, разумѣется, у языческихъ славянъ, во времена родового быта, при господствѣ многоженства, браки въ ближайшихъ степеняхъ родства, въ своемъ единокровномъ родѣ, могли быть весьма обыкновенными. По-преданію народной былины, въ древнѣйшія времена
Было беззаконство великое:
Братъ на брата съ боемъ ходилъ
Братъ сестру за себя ималъ *).
*) Древн. рос. стихотвор., 388.
Уставъ о церковныхъ судахъ, приписываемый Ярославу великому, свидѣтельствуетъ, что и во времена распространенія христіанства на Руси въ народѣ еще сильно господствовали остатки древне-языческихъ кровосмѣсительныхъ браковъ, именно: браки въ близкомъ кровномъ родствѣ, грѣхъ братьевъ съ сестрами, свекровь со снохами, съ сестрами, съ мачихою, сожительство двухъ братьевъ съ одною женою и т. н. {См. еп. Макарія Истор. русс. церкви, т. I; Карамзина, Истор. госуд. росс. 1; примѣч. Неволина, и церкрвн. судѣ въ Россіи въ Ж. М. Н. Просв. 1847.} Наконецъ ничѣмъ другимъ нельзя объяснить такъ сильно укоренившейся въ нравахъ простого русскаго народа издревней привычки къ такъ-называемой "матерщинѣ", къ самому безстыдному "матерному слову" или "лаянью", какъ развѣ только тѣмъ, что было время, когда предки нашего народа -- древляне, сѣверяне, радимичи, вятичи и проч. предавались безразборному кровосмѣшенію, каждый въ своемъ родѣ, и потому не имѣли никакого стыдѣнья, срамословили передъ отцами и матерями, передъ сестрами и снохами, передъ свекровями и деверями. Такіе кровосмѣсительные, родственные браки, неизбѣжно обусловливавшіе отсутствіе "стыдѣнья" и господство "срамословія", особенно долго сохранялись внутри тѣхъ замкнутыхъ родовъ, которые жили отдѣльно, въ селахъ, въ дикихъ лѣсахъ. Роды эти до тѣхъ поръ не могли чувствовать отвращенія къ кровосмѣсительнымъ бракамъ, пока не испытали новыхъ чувствъ, какія естественно порождались вслѣдствіе похищенія дѣвицъ изъ чужихъ родовъ и брачнаго союза съ этими чужеродными дѣвицами. Враки въ чужихъ родахъ или семействахъ естественно должны были показаться имъ наиболѣе заманчивыми и привлекательными, вслѣдствіе новости впечатлѣній и ощущеній, сопряженныхъ съ этими чужеродными браками, вслѣдствіе наибольшей возбужденности, заманчивости и горячности полового влеченія къ чужероднымъ дѣвицамъ, внезапно и сильно поражавшимъ своею красотою или бойкостью на игрищахъ между селами или у воды, а также вслѣдствіе заманчивости самой отваги, какая требовалась для того, чтобы достать себѣ дѣвицу изъ чужого рода-племени. И вотъ, коль скоро славянскіе роды испытали наибольшую привлекательность браковъ неродственныхъ, чужеродныхъ, порождаемую новостью или другой причиной, они уже стали все болѣе и болѣе избѣгать кровосмѣсительныхъ, своеродныхъ браковъ и домогаться браковъ въ чужихъ семействахъ или родахъ. "Множество фактовъ доказываетъ, говоритъ Дарвинъ, что дѣти отъ родителей, неродственныхъ между собой, болѣе сильны и плодовиты, чѣмъ дѣти отъ близко родственныхъ между собою родителей. Вслѣдствіе этого, всякое легкое чувство, порождаемое новостью или другой причиной, которая-бы побуждала скорѣе къ бракамъ перваго рода, чѣмъ къ бракамъ второго, было-бы непремѣнно усилено естественнымъ подборомъ, и стало-бы, такимъ образомъ, инстинктивно, потому-что тѣ особы, которыя имѣли-бы врожденное предпочтеніе къ чужимъ семействамъ, стали-бы размножаться быстрѣе прочихъ. Повидимому, съ большею вѣроятностью можно думать, что именно этимъ путемъ развилось у грубыхъ дикарей безсознательное отвращеніе отъ кровосмѣсительныхъ браковъ, нежели предположить, что чувство это явилось у нихъ вслѣдствіе разсужденія и наблюденія дурныхъ результатовъ подобныхъ браковъ {Ч. Дарвина, "Прирученныя животныя и воздѣланныя растенія". Спб. 1865 года, т. II, стр. 188.}". Такимъ-же точно путемъ, безъ сомнѣнія, и у славянскихъ племенъ генеративно-наслѣдственно усиливавшееся инстинктивное чувство предпочтенія къ бракамъ въ чужихъ родахъ все болѣе и болѣе развивало отвращеніе отъ первобытныхъ кровосмѣсительныхъ браковъ и стремленіе къ бракамъ неродственнымъ, чужероднымъ. Это вновьзародившееся чувство отвращенія къ родовому кровосмѣшенію отразилось и въ древнихъ народныхъ былинахъ. Напримѣръ, былина о богатырѣ Михайлѣ Казариновѣ разсказываетъ: