М., "Советская Россия", 1984.-- (Б-ка рус. худож. публицистики).
А. П. Щапов
[РЕЧЬ ВО ВРЕМЯ ПАНИХИДЫ ПО УБИТЫМ КРЕСТЬЯНАМ В с. БЕЗДНЕ]
Други за народ убитые.
Демократ Христос, доселе мифически боготворимый европейским человечеством, стра[даниям] которого вот люди будут поклоняться на предстоящей страст[ной] неделе, возвестил миру общинно-демократическую свободу во времена ига Римской империи и рабства народов, и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко кресту, и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу.
В России за полтораста лет стали являться среди горько страдавших темных масс народных, среди вас, мужичков, свои христы -- демократические конспираты. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них как в своих искупителей, освободителей. Вот снова явился такой пророк, и вы, друга, первые, по его воззванию пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инциативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали Народу: ныне отпущаеши раба твоего... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра -- эта земля воззовет Народ к восстанию и к свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократич[еская] Конституция!
ПРИМЕЧАНИЯ
А. П. ЩАПОВ
Афанасий Прокофьевич Щапов (1830--1876) родился в селе Анга близ Иркутска, в семье дьячка и бурятской крестьянки. Окончил иркутскую семинарию, затем Казанскую духовную академию, где проявил необыкновенное трудолюбие и упорство в овладении знаниями.
В 1858 г. в Казани вышла книга Щапова "Русский раскол старообрядчества...", на которую откликнулся ряд столичных журналов, в том числе "Современник" (1859, No 9 -- статья "Что иногда открывается в либеральных фразах", написанная М. Антоновичем при содействии Добролюбова). Суровая критика "Современника" подействовала на Щапова отрезвляюще, и он "окончательно бросил приемы, усвоенные им и любимые духовным начальством", стал вырабатывать "точное научное направление". (Н. Я. Аристов. Афанасий Прокофьевич Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883, с. 46).
В 1859 г. Щапов приглашается на кафедру истории Казанского университета. Во вступительной лекции он излагает свою концепцию исторического развития России.
30 апреля 1861 г. за речь, произнесенную на панихиде по жертвам Безднинского восстания, Щапов был арестован и препровожден в Петербург. В тюрьме он пишет письмо Александру II, в котором просит царя создать Российскую федерацию самоуправляющихся областей, уничтожить "непомерную экономическую централизацию", осуществить "всенародное просвещение". Будущий строй видится Щапову как "народосоветие перед царем"...
На письме Щапова царь написал: "Все это доказывает, какие в нем преобладают мысли и что за ним придется зорко следить, когда сочтем возможным выпустить его на свободу" (Красный архив, 1926, No 6, с. 151, 161, 162).
Однако в октябре Щапов в письме П. П. Вяземскому заявляет, что земство "отрицает царя со всеми централизационно-бюрократическими учреждениями" (см.: "Литературное наследство", т. 67. М., 1959, с. 661).
По выходе из-под ареста Щапова назначают на должность чиновника по делам раскольников при Министерстве внутренних дел. Эта должность тяготит его, и вскоре он уходит в отставку, активно сотрудничает с журналом "Век", на страницах которого увидели свет такие статьи, как "Сельская община", "Земство", "Земские соборы XVII столетия".
Высланный в 1862 г. в Иркутск, Щапов находит для себя новое дело: он изучает Сибирь в социологическом, этнографическом, природоведческом отношениях, продолжает выступать в печати. С годами, однако, он все более обостренно ощущает свою оторванность от идейно близких людей. Постоянная нужда, смерть любимой жены -- все это вместе сломило Щапова, и в 1876 г. он умер, уже почти забытый всеми, кроме близких друзей.
В историю русского освободительного движения Щапов вошел как один из крупнейших деятелей революционно-демократического лагеря, талантливый публицист и исследователь Сибири.
[РЕЧЬ ВО ВРЕМЯ ПАНИХИДЫ ПО УБИТЫМ КРЕСТЬЯНАМ В с. БЕЗДНЕ]
При жизни автора не публиковалась. Впервые опубликовало в журнале "Красны" архив", т. IV, 1923, с. 409--410.
Панихида по жертвам Безднинского восстания была отслужена в вербное воскресенье 16 апреля 1861 г. после вечерни в церкви Казанского городского кладбища, называемого Куртино (по старому названию места). Свою речь Щапов произнес после панихиды с амвона. (П. В. К биографии А. П. Щапова,-- Древняя и новая Россия, 1876, No 9, с. 104).
За это выступление Щапова лишили университетской кафедры и права преподавать в духовной академии.