Шаляпин Федор Иванович
Искания в искусстве

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Федор Иванович Шаляпин. Том 1
   М., "Искусство", 1976
   

ИСКАНИЯ В ИСКУССТВЕ

   Невеселое время переживаем мы сейчас в искусстве. Все, кто говорят об упадке искусства в театре, к сожалению, правы.
   Искания искусства еще продолжаются. И вообще, искания -- это хорошая вещь. Но до каких пор это будет продолжаться? Было бы уже пора начать работу. Я глубоко согласен с Максимом Горьким, который, характеризуя современное искусство, как-то сказал:
   -- Довольно созерцать, господа, пора и за дело приниматься.
   Делать, творить надо, а не искать.
   Ведь и богов люди творили, а в искусстве творчество -- это все.
   Оно, конечно, нужно искать, но мне кажется, отнюдь не для того, чтобы люди говорили все время только об "исканиях". Лучше и приятнее, если будут говорить: "Как это вы нашли?"
   Правдивым и величественным должно быть созидание в искусстве, а один только спор о нем, по-моему, не так важен.
   Правда на земле, высшая правда жизни живет только в искусстве. И людям нечего искать ее, нечего выдумывать...
   Ведь солнышко существует -- оно есть, оно светит нам, а никто его не искал и не придумывал. Так и в искусстве.
   В нем душа. И жизнь этой души, ее творчество, окутаны темной тайной природы, которую не всякому дано разгадать.
   Искусство сцены -- единственный момент в жизни всех искусств, когда они соединяются вместе. Каждое искусство в отдельности гармонично, но, соединяя вместе несколько видов искусства, мы не только не нарушим гармонии в каждом отдельном виде, -- наоборот, мы получим прекрасный величественный аккорд.
   Вот почему живописец не может подавить актера на сцене, точно так же как и не может музыка отвлечь исполнителя от игры, от внешнего выражения драмы.
   Многие утверждают, что живописные декорации отвлекают внимание зрителей от исполнителей. Это ложный взгляд. Я убежден, что привлечение на сцену мастеров живописи является одним из немногих завоеваний нашего времени. Костюм и декорация могут только помочь артисту войти в данный образ и пережить его.
   Теперь о режиссере. Я держусь того мнения, что режиссер прежде всего должен быть сам актером, который может перевоплотиться во все роли пьесы и умело рассказывать актеру не только почему он тогда-то должен идти налево, а тогда-то направо, там-то лечь, а здесь встать и т. д., но и показать, как уходит, как смеется и плачет данный персонаж. За словами тотчас же должен следовать и наглядный пример. Большинство же современных режиссеров очень хорошо знают, в каком музее и на каком месте висит та или другая картина, прекрасно расскажут вам о стиле и настроении роли, а показать наглядно, какими должны быть Лаура или Дон Жуан, или Дон Карлос, -- это они едва ли смогут.
   Однажды при постановке мною "Хованщины" один какой-то очень образованный актер сказал:
   -- Какой же режиссер Шаляпин, когда он не знает точно, какое платье надевал человек, скажем, малярного цеха в XIII {Шаляпин подразумевает XVII в. (см. примеч. к данной статье).} столетии в Москве. Шаляпин невежда и малообразован.
   Верно -- я невежда. И действительно не знаю, как одевался маляр в Москве в XIII столетии. Но это узнать всегда возможно и не так уж трудно. Меня заинтересовала не его одежда, меня интересовало, как жил, как страдал и что думал этот бедняга маляр. Вот что в первую голову я должен был рассказать актеру, а через него и публике. Режиссерство мое заключалось главным образом в том, чтобы по возможности объяснить и показать наглядно своим товарищам, как нужно пережить и передать пережитое Марфы, Голицына, Хованского в публику.
   Каково должно быть направление оперного репертуара? Безусловно, художественным, лучшим, талантливым. Вот, по-моему, прямой и единственно возможный ответ на этот вопрос. Национальные разграничения с трудом уживаются в искусстве. И если что хорошо, талантливо и нужно для искусства, не все ли равно, откуда оно исходит -- от нас ли, или из-за границы!
   Искусство -- общечеловечно. Его высшее назначение -- проникновение в душу человечества, но, конечно, как русской березе милее солнце, небо и ветер Ярославской губернии, нежели вершины Альп или климат Тироля, так и русской душе свои авторы, свои композиторы ближе и дороже прекрасных иностранцев.
   

КОММЕНТАРИИ

   Статья была напечатана в октябре 1917 г. в первом номере литературно-театрального и сатирического журнала "Бинокль" в Петрограде (деятельность журнала ограничилась двумя номерами). Насколько волновала Шаляпина эта тема, видно из его высказывания, опубликованного газетой "Биржевые ведомости" 1 декабря 1913 г. в связи с новым выступлением в роли Ивана Грозного в "Псковитянке" на сцене Мариинского театра: "Задачи искусства. Я давно имею желание высказаться об этих задачах, в особенности сцены, но дайте мне сначала подумать и осмотреться. Во всяком случае, у нас теперь невеселое время. Мы теперь переживаем упадок искусства и театра. Я отношусь с большим сочувствием к современным исканиям. Но, господа, до каких же пор мы будем искать.
   Надо же и за дело приняться. Творить надо, а не искать! Ведь и богов люди творили, а в искусстве -- творчество все. Когда мне говорят: "Я ищу!", -- я спрашиваю: "А что вы нашли?" Мне было бы гораздо приятнее слышать последнее.
   Далее, режиссер должен быть актером. Он не только должен уметь рассказывать, куда надо пойти: направо или налево, и какой шлем надевать. Но должен сам уметь перевоплощаться во всевозможные роли пьесы. Он должен показать, как говорит, думает, плачет и смеется данный персонаж. Что такое современный режиссер? Критик и, в лучшем случае, кабинетный ученый. Современный режиссер вам толково и обстоятельно расскажет, в каком музее и на каком месте висит та или другая картина, объяснит вам стиль и настроение роли, а показать наглядно, какими должны были быть Иоанн Грозный, Досифей, Дон Карлос, -- это они вам навряд ли покажут. Мне возразят: Шаляпин не знает, какое платье носил человек сапожного цеха XVII века. Действительно, я этого не знаю, но я знаю, как жил и чувствовал этот человек сапожного цеха.
   Я, как режиссер, никогда не гоняюсь за мелочами даже тонко историческими; меня мало интересует даже, как одевался данный персонаж, но важнее всего считаю необходимым рассказать актеру и объяснить наглядно моим товарищам, как нужно пережить и передать пережитое Веры Шелоги, Марфы, Голицына, Тучи и других.
   Я всегда ратовал за привлечение в театр художников. Говорят, что декорации отвлекают внимание зрителей от артистов. Но разве хорошая музыка отвлекает взор от игры исполнителей? Никогда живопись не подавит актера, ибо сцена -- единственное искусство, которое может воплотить в себе одновременно много видов искусств. Хорошие декорации, стильный грим, музыка -- все вместе может дать один прекрасный величественный аккорд. Правда на земле и высшая правда жизни и живет только в искусстве. Солнце, луна, звезды светят и никто их не искал, не придумывал. Так и искусство. В нем -- душа. И жизнь этой души не всякому дано отгадать".
   Статья "Искания в искусстве" была напечатана в 1964 г. в журнале "Театральная жизнь" (No 12).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru